Методическое пособие «Играй и говори»
методическая разработка по логопедии

Невозможно представить работу учителя-логопеда без использования обучающих и развивающих  игр. В коррекционной работе для меня важно сделать так, чтобы каждое логопедическое занятие носило характер игровой деятельности.

         Методическое пособие «Играй и говори»  представляет собой игровое поле и карточки, которые можно использовать для индивидуальной работы с детьми, а также дети самостоятельно могут играть по одному или в парах.

Пособие «Играй и говори» состоит из нескольких игр, которые направлены на развитие лексико-грамматических категорий у детей с ТНР, закрепление знаний полученных на занятиях по обучению грамоте, а также автоматизацию звуков.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskoe_posobie.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое пособие «Играй и говори»

        

     Цель: повысить эффективность логопедического воздействия, создать положительную мотивацию для развития речевой активности у детей с речевыми нарушениями.

     Задачи: развивать лексико-грамматические категории (образовывать существительные и прилагательные с уменьшительно ласкательным значением, согласовывать существительные с местоимениями и  числительными, образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежа, подбирать прилагательные к существительным),  развивать внимание, память, умение ориентироваться на плоскости, чувство ритма, закреплять правильное произношение поставленных звуков, воспитывать желание правильно и красиво говорить.

Невозможно представить работу учителя-логопеда без использования обучающих и развивающих  игр. В коррекционной работе для меня важно сделать так, чтобы каждое логопедическое занятие носило характер игровой деятельности.

        Методическое пособие «Играй и говори»  представляет собой игровое поле и карточки, которые можно использовать для индивидуальной работы с детьми, а также дети самостоятельно могут играть по одному или в парах.

Пособие «Играй и говори» состоит из нескольких игр, которые направлены на развитие лексико-грамматических категорий у детей с ТНР, закрепление знаний полученных на занятиях по обучению грамоте, а также автоматизацию звуков.  

Для первой игры «Четыре в ряд» необходимо разложить картинки на игровом поле картинкой вниз, дополнительные картинки (банк) положить

в коробку, так чтобы ребенок не видел картинку или перевернуть картинкой вниз на столе. Ребенок берет картинку, обращает внимание на цвет предмета (например, красное ведро) и кладет картинку на игровое поле, последняя картинка сдвигается. Ребенок берет картинку, которая была сдвинута, если цвет предмета подходит к ряду, который он начал собирать, кладет сверху, а если на картинке предмет по цвету не подходит, то кладет на другой ряд, и весь ряд будет состоять из картинок, например, синего цвета (синий цветок). И так ребенок должен заполнить игровое поле картинками, собрав четыре ряда. Затем педагог уточняет: «Что находится в правом верхнем углу или что

находится между шортами и лягушкой» это поможет ребенку научиться ориентироваться на плоскости.  

Для второй игры «Светофорчики» нужно использовать игровое поле с картинками и карточки - светофорчики. В этой игре я объединила несколько

игр: «Назови ласково», как усложнение игра «Двойной удар» (красненькая машинка), «Жадина», «Посчитай-ка», «Один – много», «Скажи со словом много», «Подбери словечко».

На «Светофорчиках» изображены определенные знаки, которые помогут детям усвоить и правильно использовать в речи слова с уменьшительно ласкательным значением, согласовывать существительные и местоимения, существительные с числительными, образовывать множественное число имен существительных, и  падежные конструкции (корзинка с чем, вижу что, думаю о чем), подбирать прилагательные к существительным.  

Для третей игры «Он-она-оно-они»  понадобится игровое поле и банк с картинками, изображающими объекты с разделением на категории: он, она, оно, они. Игра направлена на соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода и местоимений.  Карточки, обозначающие местоимения, раскладываются по рядам, и ребенок берет карточку, например, машина, должен сказать «Она», и положить под соответствующее обозначение.      

Закреплять знания детей, полученные на занятиях по обучению грамоте, поможет игра «Раздели слова на слоги». На игровом поле необходимо разложить цифровые обозначения, и предложить ребенку выбрать из банка картинок одну, назвать ее, разделить слово на слоги и  положить на игровое поле под соответствующее обозначение количество слогов.

Для успешного овладения звуковым анализом и синтезом детей нужно научить определять местоположение звука в слове. Игра «Определи позицию слова в слоге» на игровом поле педагог раскладывает схемы, ребенок, взяв картинку, определяет позицию звука в слове и кладет к соответствующей схеме. Можно подобрать картинки с автоматизируемым звуком.       

Визуально-ритмические ряды — приём, который используется для развития чувства ритма, зрительного и пространственного восприятия, развития памяти. В игре «Дорожки» ребёнку нужно перенести предложенную на карточке последовательность на игровое поле, а потом продолжить ряд согласно представленной закономерности (например, по цвету или звуку).        

 И конечно игровое поле и картинки поможет автоматизировать или дифференцировать поставленные звуки в любой из предложенных игр.

Хорошим дополнением к автоматизации звуков послужат кинезиологические упражнения «Веселые ладошки», которые будут развивать фонематическое восприятие и межполушарное взаимодействие.

В данной игре используются карточки с кинезиопозами. Ребёнок поочерёдно повторяет слова, изображённые на картинках, выполняя соответствующие движения руками.    

Эмоционально положительное отношение дошкольников к логопедическим занятиям – залог успешного коррекционного процесса. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по – настоящему творческими личностями и даёт возможность испытывать удовлетворение от занятий. Чтобы интерес не угасал, нужно всего лишь находить картинки, распечатывать и придумывать разнообразные задания с ними.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

учебно методическое пособие "Игра фантазирование "

настольная игра для развития эмпатии, развития речи и коммуникационных способностей детей....

Учебно-методическое пособие. "Игры и упражнения с Парашютом".

Игры и упражнения с парашютом, как метод и средство развития координационных способностей, у детей с нарушением зрения....

Учебно-методическое пособие "Игры на развитие внимания"

Внимание и концентрация — крайне важные навыки, значение которых переоценить сложно.Навык этот развивается с возрастом.Например, если для ребенка в возрасте 2-х лет 7-10 минут концентрировать внимание...

Учебно-методическое пособие. Игры и упражнения по валеологии «Я и мой организм»

Игры и упражнения помогут детям получить знания о себе, своем теле , сформировать осознание важности каждой системы организма для полноценного здоровья....

Методическое пособие.Игры с водой на дачном участке

Когда наступает лето, перед детьми и их родителями открываются такие возможности, какие очень трудно изыскать в течение холодной и долгой зимы и слякотной осени. Можно подолгу гулять, принимать солнеч...

Учебно-методическое пособие - игры своими руками. "Занимательные карманы". Коврик "В гостях у Мурки".

В настоящем посибии Вы найдете игры и упражнения, Способствующие развитию мелкой моторики рук, внимания, усидчивости и трудолюбия.Для изготовления пособий потребуются предметы, которые найдутся в доме...

Учебно-методическое пособие" Игры и пособия для развития физиологического и речевого дыхания"

Речь ребенка не будет полноценной без речевого дыхания. Дыхательная система является энергетической базой для устной речи....