«На ферме у бабушки» (Домашние животные и их детеныши)
план-конспект занятия по логопедии

Лексическая тема:Домашние животные.
Цель:Активизация и расширение словаря по теме «Домашние животные», развитие фразовой речи.
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Закрепить и расширить номинативный словарь: существительные (корова, лошадь, свинья, коза, овца, кот, собака, кошка, котёнок, щенок, поросёнок, козлёнок, ягнёнок, телёнок, жеребёнок); глаголы (живёт, кормит, поёт/говорит, даёт, пасётся, охраняет, ловит); прилагательные (домашние, полезные, пушистый, рогатый, бодливая, лохматая).
2. Упражнять в употреблении форм родительного падежа единственного числа («У кого нет чего?»).
3. Упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов (кот – котик, кошечка).
4. Упражнять в составлении простых предложений по образцу и вопросам (Кто это? Это кошка. Что делает кошка? Кошка ловит мышей. Что даёт корова? Корова даёт молоко).5. Развивать умение образовывать названия детёнышей (у кошки – котёнок, у коровы – телёнок).
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Развивать речевое дыхание и силу голоса.
2. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
3. Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие (на материале звукоподражаний).
4. Развивать зрительное восприятие и мышление.
Коррекционно-воспитательные задачи:
1. Воспитывать доброе и заботливое отношение к домашним животным.
2. Формировать навыки сотрудничества и активности на занятии.
Оборудование: Игрушки или плоскостные фигурки домашних животных и их детёнышей; предметные картинки по теме; «чудесный мешочек»; мнемотаблица для описания животного (из 3-4 символов: внешний вид, что ест, что даёт); аудиозаписи голосов животных; макет «Ферма» или магнитная доска; мяч; картинка-загадка «Кто спрятался?».
 
Ход занятия:
I. Организационный момент. 
Цель: Создать мотивацию, настроить на тему.
· Логопед: Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня мы с вами отправимся в гости. А к кому — вы сейчас угадаете. (Включает аудиозапись с голосами петуха, коровы, овцы). Где мы можем услышать эти голоса? (На ферме, в деревне). Верно! Мы едем в деревню к бабушке. Она нас уже ждёт. Давайте «сядем» в воображаемый автобус (дети садятся на стульчики). Поехали!
II. Основная часть. 
1. Введение в тему. «На ферме». 
· Перед детьми появляется макет фермы или картинка.· Логопед: Вот мы и приехали! Посмотрите, кто живёт у бабушки на ферме? (Достаёт игрушки или выставляет картинки: корова, лошадь, свинья, коза, овца). Как назвать их всех одним словом? (Животные). А какие это животные? (Домашние). Почему они называются домашние? (Они живут с человеком, он за ними ухаживает, они приносят пользу).
2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика. 
· Артикуляция: «Бегемотик» (широко открываем и закрываем рот), «Заборчик» (улыбка с сомкнутыми губами), «Лопатка/Иголочка» (широкий/узкий язык), «Лошадка» (цокаем языком).· Дыхание и голос: «Позовём животное». Логопед показывает картинку с животным, дети хором произносят соответствующее звукоподражание, меняя силу голоса (тихо/громко): «Му-у-у», «Ме-е-е», «Хрю-хрю», «И-го-го», «Мяу», «Гав».
3. Лексико-грамматические игры. 
· Игра «Чудесный мешочек». Дети на ощупь достают маленькую фигурку животного, называют его и его детёныша («Это свинья. У неё поросёнок»).· Игра с мячом «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами). Логопед бросает мяч, называя животное, ребёнок возвращает мяч с ласковым словом: кот – котик, кошечка; собака – собачка, пёсик; лошадь – лошадка; корова – коровка.· Игра «Кто без чего?» (употребление Р.п. ед.ч.). Логопед показывает картинку с недорисованным животным (корова без хвоста, лошадь без уха, собака без лапы). Вопрос: «Чего не хватает у коровы?» – «У коровы нет хвоста».· Игра «Кто как голос подаёт?» (употребление глаголов). Дети получают картинки. Логопед спрашивает: «Корова что делает?» – «Мычит». «Лошадь что делает?» – «Ржёт». «Свинья что делает?» – «Хрюкает».
4. Физкультминутка.«Веселая ферма»:
· Как у нашей кошки (показать «ушки» на голове)· Лапки-царапки хороши. (сжать и разжать кулачки)· Как у нашей уточки (показать «клюв»)· Топ-топ-топотышки. (топать на месте)· А как петушок (встать на носочки, руки назад – «хвост»)· Ранним-рано поутру· Нам споёт: «Ку-ка-ре-ку!» (прокричать)· А козлёнок – малышок: (присесть)· «Ме-е-е!» — нарвёт травы пучок. (покачать головой)
5. Развитие связной речи. 
· Составление описательного рассказа о животном с помощью мнемотаблицы.  · На доске — мнемосхема из 4 клеток: 1) контур животного, 2) миска/трава (еда), 3) молоко/шерсть/мясо (польза), 4) домик (конура, сарай).  · Логопед берёт игрушку (например, корову) и описывает её, последовательно показывая на символы: 1) «Это корова. Она большая, у неё есть рога, копыта и хвост. 2) Она ест траву и сено. 3) Она даёт вкусное молоко. 4) Живёт она в сарае. Корова – домашнее животное».  · Затем описание повторяет один из детей с помощью логопеда (договаривание фраз). Можно описать ещё одного животного (кошку, собаку).
III. Итог занятия. Рефлексия. (3-4 мин)
· Логопед: Наше путешествие на ферму подошло к концу. Пора возвращаться в детский сад. Давайте вспомним:  · Куда мы сегодня ходили? (В деревню, на ферму).  · Кого мы там видели? (Перечисляют домашних животных).  · Какую пользу приносит корова? (Молоко). А овца? (Шерсть). Собака? (Охраняет дом).  · Что вам понравилось больше всего?· Игра на внимание «Кто спрятался?» (логопед показывает часть картинки с животным, дети угадывают).· Поощрение: Бабушка с фермы передала вам угощение за ваши старания — «молочные» конфетки или наклейки с животными. Вы были сегодня очень внимательными и дружными. Молодцы!
 
Важные методические примечания:
 
1. Адаптация: Для детей с более тяжелыми формами ТНР сократите количество животных (3-4 основных), больше опирайтесь на игрушки и тактильное обследование.
2. Индивидуальный подход: Подключайте детей с разным уровнем речевого развития: один называет, другой показывает, третий имитирует голос.
3. Связь с воспитателем: Рекомендуйте воспитателю закреплять лексику: чтение сказок («Кот, петух и лиса»), лепка, рисование животных, дидактические игры в группе.
4. Наглядность: Мнемотаблица должна быть предельно простой и понятной. Можно использовать не символы, а реальные маленькие картинки (еда, домик), которые ребенок может сам прикрепить рядом с изображением животного.
Пример мнемотаблицы (очень простой):
Картинка КОРОВА ->  Картинка ТРАВА  ->  Картинка БУТЫЛКА МОЛОКА ->  Картинка САРАЙ      (Кто?)                (Что ест?)              (Что даёт?)                 (Где живёт?)
Этот конспект обеспечивает повторяемость структур, многократное проговаривание ключевой лексики в разных игровых ситуациях и постепенное усложнение речевых задач.
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domashnie_zhivotnye_5_let_1.docx16.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в старшей группе

 для детей с ТНР (5 лет)


Тема: «На ферме у бабушки» (Домашние животные и их детеныши)

Лексическая тема:Домашние животные.

Цель:Активизация и расширение словаря по теме «Домашние животные», развитие фразовой речи.

Коррекционно-образовательные задачи:

1. Закрепить и расширить номинативный словарь: существительные (корова, лошадь, свинья, коза, овца, кот, собака, кошка, котёнок, щенок, поросёнок, козлёнок, ягнёнок, телёнок, жеребёнок); глаголы (живёт, кормит, поёт/говорит, даёт, пасётся, охраняет, ловит); прилагательные (домашние, полезные, пушистый, рогатый, бодливая, лохматая).

2. Упражнять в употреблении форм родительного падежа единственного числа («У кого нет чего?»).

3. Упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов (кот – котик, кошечка).

4. Упражнять в составлении простых предложений по образцу и вопросам (Кто это? Это кошка. Что делает кошка? Кошка ловит мышей. Что даёт корова? Корова даёт молоко).5. Развивать умение образовывать названия детёнышей (у кошки – котёнок, у коровы – телёнок).
Коррекционно-развивающие задачи:

1. Развивать речевое дыхание и силу голоса.

2. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

3. Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие (на материале звукоподражаний).

4. Развивать зрительное восприятие и мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи:

1. Воспитывать доброе и заботливое отношение к домашним животным.

2. Формировать навыки сотрудничества и активности на занятии.
Оборудование: Игрушки или плоскостные фигурки домашних животных и их детёнышей; предметные картинки по теме; «чудесный мешочек»; мнемотаблица для описания животного (из 3-4 символов: внешний вид, что ест, что даёт); аудиозаписи голосов животных; макет «Ферма» или магнитная доска; мяч; картинка-загадка «Кто спрятался?».


Ход занятия:

I. Организационный момент.

Цель: Создать мотивацию, настроить на тему.

· Логопед: Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня мы с вами отправимся в гости. А к кому — вы сейчас угадаете. (Включает аудиозапись с голосами петуха, коровы, овцы). Где мы можем услышать эти голоса? (На ферме, в деревне). Верно! Мы едем в деревню к бабушке. Она нас уже ждёт. Давайте «сядем» в воображаемый автобус (дети садятся на стульчики). Поехали!
II. Основная часть.

1. Введение в тему. «На ферме».

· Перед детьми появляется макет фермы или картинка.· Логопед: Вот мы и приехали! Посмотрите, кто живёт у бабушки на ферме? (Достаёт игрушки или выставляет картинки: корова, лошадь, свинья, коза, овца). Как назвать их всех одним словом? (Животные). А какие это животные? (Домашние). Почему они называются домашние? (Они живут с человеком, он за ними ухаживает, они приносят пользу).

2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

· Артикуляция: «Бегемотик» (широко открываем и закрываем рот), «Заборчик» (улыбка с сомкнутыми губами), «Лопатка/Иголочка» (широкий/узкий язык), «Лошадка» (цокаем языком).· Дыхание и голос: «Позовём животное». Логопед показывает картинку с животным, дети хором произносят соответствующее звукоподражание, меняя силу голоса (тихо/громко): «Му-у-у», «Ме-е-е», «Хрю-хрю», «И-го-го», «Мяу», «Гав».

3. Лексико-грамматические игры.

· Игра «Чудесный мешочек». Дети на ощупь достают маленькую фигурку животного, называют его и его детёныша («Это свинья. У неё поросёнок»).· Игра с мячом «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами). Логопед бросает мяч, называя животное, ребёнок возвращает мяч с ласковым словом: кот – котик, кошечка; собака – собачка, пёсик; лошадь – лошадка; корова – коровка.· Игра «Кто без чего?» (употребление Р.п. ед.ч.). Логопед показывает картинку с недорисованным животным (корова без хвоста, лошадь без уха, собака без лапы). Вопрос: «Чего не хватает у коровы?» – «У коровы нет хвоста».· Игра «Кто как голос подаёт?» (употребление глаголов). Дети получают картинки. Логопед спрашивает: «Корова что делает?» – «Мычит». «Лошадь что делает?» – «Ржёт». «Свинья что делает?» – «Хрюкает».
4. Физкультминутка.«Веселая ферма»:

· Как у нашей кошки (показать «ушки» на голове)· Лапки-царапки хороши. (сжать и разжать кулачки)· Как у нашей уточки (показать «клюв»)· Топ-топ-топотышки. (топать на месте)· А как петушок (встать на носочки, руки назад – «хвост»)· Ранним-рано поутру· Нам споёт: «Ку-ка-ре-ку!» (прокричать)· А козлёнок – малышок: (присесть)· «Ме-е-е!» — нарвёт травы пучок. (покачать головой)
5. Развитие связной речи.

· Составление описательного рассказа о животном с помощью мнемотаблицы.  · На доске — мнемосхема из 4 клеток: 1) контур животного, 2) миска/трава (еда), 3) молоко/шерсть/мясо (польза), 4) домик (конура, сарай).  · Логопед берёт игрушку (например, корову) и описывает её, последовательно показывая на символы: 1) «Это корова. Она большая, у неё есть рога, копыта и хвост. 2) Она ест траву и сено. 3) Она даёт вкусное молоко. 4) Живёт она в сарае. Корова – домашнее животное».  · Затем описание повторяет один из детей с помощью логопеда (договаривание фраз). Можно описать ещё одного животного (кошку, собаку).
III. Итог занятия. Рефлексия. (3-4 мин)
· Логопед: Наше путешествие на ферму подошло к концу. Пора возвращаться в детский сад. Давайте вспомним:  · Куда мы сегодня ходили? (В деревню, на ферму).  · Кого мы там видели? (Перечисляют домашних животных).  · Какую пользу приносит корова? (Молоко). А овца? (Шерсть). Собака? (Охраняет дом).  · Что вам понравилось больше всего?· Игра на внимание «Кто спрятался?» (логопед показывает часть картинки с животным, дети угадывают).· Поощрение: Бабушка с фермы передала вам угощение за ваши старания — «молочные» конфетки или наклейки с животными. Вы были сегодня очень внимательными и дружными. Молодцы!


Важные методические примечания:


1. Адаптация: Для детей с более тяжелыми формами ТНР сократите количество животных (3-4 основных), больше опирайтесь на игрушки и тактильное обследование.

2. Индивидуальный подход: Подключайте детей с разным уровнем речевого развития: один называет, другой показывает, третий имитирует голос.

3. Связь с воспитателем: Рекомендуйте воспитателю закреплять лексику: чтение сказок («Кот, петух и лиса»), лепка, рисование животных, дидактические игры в группе.

4. Наглядность: Мнемотаблица должна быть предельно простой и понятной. Можно использовать не символы, а реальные маленькие картинки (еда, домик), которые ребенок может сам прикрепить рядом с изображением животного.
Пример мнемотаблицы (очень простой):

Картинка КОРОВА ->  Картинка ТРАВА  ->  Картинка БУТЫЛКА МОЛОКА ->  Картинка САРАЙ      (Кто?)                (Что ест?)              (Что даёт?)                 (Где живёт?)

Этот конспект обеспечивает повторяемость структур, многократное проговаривание ключевой лексики в разных игровых ситуациях и постепенное усложнение речевых задач.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"У нас в гостях бабушка Зифа".Знакомство с домашними животными и их детенышами.

На занятие к детям приходит бабушка Зифа (воспитатель в башкирском костюме бабушки), знакомит детей с домашними животными и их детенышами,рассказвает о том какую пользу они приносят людям,рассказ бабу...

План Коррекционно-педагогического процесса по теме недели: «Домашние животные и их детеныши, содержание домашних животных»»

Тема недели : (Домашние животные и их детеныши, содержание домашних животных ) с 18.11.19 по 22.11.19Программное содержание: 1. Уточнять и расширять представление о домашних животных. Отмечать и...

Календарно - тематическое планирование в подготовительной логопедической группе по теме «Домашние животные и их детеныши. Содержание домашних животных»

Предлагаю  в помощь воспитателям календарно - тематическое планирование по теме  «Домашние животные и их детеныши. Содержание домашних животных» . Старалась подобрать инетерсный ...

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности с детьми первой младшей группы. "Домашние животные и их детеныши.Путешествие на ферму".

Конспект непосредственно образовательной деятельности  детей первой младшей группы. "Домашние животные и их детеныши.Путешествие на ферму"....

Календарно-тематическое планирование тема недели «Домашние животные и их детеныши. Содержание домашних животных»  в логопедической подготовительной группе

Календарно -тематическое планирование тема недели «Домашние животные и  их детеныши. Содержание домашних животных»   в логопедической подготовительной группе...