Учим детей правильно употреблять предлоги в речи.
консультация по логопедии (старшая группа)

Салманова Марина

«УЧИМ ДЕТЕЙ

ПРАВИЛЬНО УПОТРЕБЛЯТЬ ПРЕДЛОГИ В РЕЧИ»

Одним из показателей грамотной речи ребёнка является умение правильно использовать предлоги.

В норме к четырем годам ребенок научается правильно употреблять простые предлоги: в, на, под, около, за, перед, между.

Многие дети затрудняются в точном употреблении пространственных предлогов и часто их путают (например, говорят «на столе» вместо «в столе» или просто говорят «тута», «вот» и молча показывают пальцем, не зная, как правильно сказать).                                          

Прежде всего, важно помочь ребёнку усвоить смысловое значение каждого предлога (так называемого «маленького слова»), так как только при этом условии он сможет правильно употребить их в своей речи.

Надо постепенно объяснять ребёнку, что обозначают маленькие слова:

НА – это значит на поверхности чего-то (на коробке)

В – это означает внутри чего-то (в коробке)

ПОД – внизу под чем-то (под коробкой)

НАД – вверху над чем-то, как бы в воздухе (над коробкой)

ОКОЛО – рядом с чем-то (с коробкой)

ЗА – как бы спрятано позади чего-то (за коробкой)

ПЕРЕД – впереди чего-то (перед коробкой)

Сначала следует сосредоточиться на изучении одного предлога в одном значении. Не стоит пытаться охватить сразу множество предлогов. Сначала тренируйте понимание и использование одного предлога, затем переходите к следующему и проводите их дифференциацию. Детям до 3 лет не рекомендуется изучать предлоги на плоских изображениях. Лучше всего изучать предлоги в реальном пространстве, например, в доме или квартире, и использовать игровые методы.

Например, можно работать с предлогами «В» и «ИЗ». В игре «Складываем горошинки в стаканы» используйте предлог «В». Проговаривайте полные фразы, такие как «Я кладу горошинку в стакан», а также давайте инструкции: «Положи горошинку в стакан». На вопрос «Где горошинка?» отвечайте, глядя на предмет: «Горошинка в стакане» и так далее.

В игре «Собираем горошинки в стакан» используйте предлог «ИЗ». Проговаривайте полные ответы, например: «Я достаю горошинку ИЗ стакана». Можно проводить аналогичные игры, раскладывая мелкие игрушки или геометрические фигуры.

Детям до 5 лет также не рекомендуется изучать предлоги на плоских изображениях. Это означает, что в возрасте от 3 до 5 лет лучше использовать реальные объекты для обучения.

 

Научить ребенка правильно употреблять эти предлоги просто, если использовать речевые игры с детьми.

Игра «Прятки».

Взрослый спрашивает: «Где лежит книга?» (месторасположение предмета должно меняться).

Ребёнок отвечает: «Книга лежит на столе, в шкафу, на тумбочке и т. д.»

Игра «Сделай, не ошибись».

Взрослый предлагает ребёнку выполнить задание и ответить на вопросы. Используются предлоги, обозначающие пространственные отношения (выше, ниже, слева, справа, между, перед, сзади и др.)

• Поставь книгу на полку. Куда поставил книгу? Где она стоит?

• Положи мяч справа от куклы. Куда ты положил мяч? Где он лежит?

• Поставь пирамидку между куклой и мячом. Куда ты поставил пирамидку? Где стоит пирамидка?

• Посади мишку за куклой. Куда ты посадил мишку? Где он сидит?

Игра «Скажи наоборот».

(закрепление дифференциации предлогов,

обозначающих направление движения: В – ИЗ, НА – С, К – ОТ)

Взрослый называет предложение и предлагает ребёнку сказать наоборот.

• Мальчик положил мяч в коробку. – Мальчик достал мяч из коробки.

• Девочка налила воду в кувшин. - …

• Мама положила яблоки на стол. -.

• Ваня поставил лампу на тумбочку. - …

Игра «Исправь ошибки Незнайки».

(закрепление употребления предлогов ПО, ЧЕРЕЗ)

Взрослый говорит ребёнку, что Незнайка всё перепутал и ему надо помочь.

Послушай предложения Незнайки и исправь ошибки:

• Я перепрыгнул по лужу. - Я перепрыгнул через лужу.

• Машина едет через дорогу. - Машина едет по дороге.

• Кот перепрыгнул по кресло. - Кот перепрыгнул через кресло.

• Дети перепрыгнули по ручей. - Дети перепрыгнули через ручей.

Игра «Что изменилось?»

          Поставьте пять игрушек на стол. Например, мишку посадите на игрушечную машину, зайку - в кабину машины, куклу и лису - около машины, лягушку - под машину.

Предложите ребенку запомнить, кто где находится.  Затем попросите малыша отвернуться и закрыть глаза (можно завязать повязку на глаза). Поменяйте две игрушки местами. Развяжите глаза и предложите малышу догадаться, что изменилось. «Мишка сидел на машине, а теперь сидит под машиной». А лягушка сидела под машиной, а теперь запрыгнула на машину». Похвалите ребенка: «Как ты быстро догадался! Ну раз догадался - теперь твоя очередь мне загадку загадывать.

Теперь уже Вы закрываете глаза, ребенок меняет игрушки местами. А Вы отгадываете, что изменилось.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchim_detey_pravilno_upotreblyat_predlogi.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

«УЧИМ ДЕТЕЙ

ПРАВИЛЬНО УПОТРЕБЛЯТЬ ПРЕДЛОГИ В РЕЧИ»

Одним из показателей грамотной речи ребёнка является умение правильно использовать предлоги.

В норме к четырем годам ребенок научается правильно употреблять простые предлоги: в, на, под, около, за, перед, между.

Многие дети затрудняются в точном употреблении пространственных предлогов и часто их путают (например, говорят «на столе» вместо «в столе» или просто говорят «тута», «вот» и молча показывают пальцем, не зная, как правильно сказать).

Прежде всего, важно помочь ребёнку усвоить смысловое значение каждого предлога (так называемого «маленького слова»), так как только при этом условии он сможет правильно употребить их в своей речи.

Надо постепенно объяснять ребёнку, что обозначают маленькие слова:

НА – это значит на поверхности чего-то (на коробке)

В – это означает внутри чего-то (в коробке)

ПОД – внизу под чем-то (под коробкой)

НАД – вверху над чем-то, как бы в воздухе (над коробкой)

ОКОЛО – рядом с чем-то (с коробкой)

ЗА – как бы спрятано позади чего-то (за коробкой)

ПЕРЕД – впереди чего-то (перед коробкой)

Сначала следует сосредоточиться на изучении одного предлога в одном значении. Не стоит пытаться охватить сразу множество предлогов. Сначала тренируйте понимание и использование одного предлога, затем переходите к следующему и проводите их дифференциацию. Детям до 3 лет не рекомендуется изучать предлоги на плоских изображениях. Лучше всего изучать предлоги в реальном пространстве, например, в доме или квартире, и использовать игровые методы.

Например, можно работать с предлогами «В» и «ИЗ». В игре «Складываем горошинки в стаканы» используйте предлог «В». Проговаривайте полные фразы, такие как «Я кладу горошинку в стакан», а также давайте инструкции: «Положи горошинку в стакан». На вопрос «Где горошинка?» отвечайте, глядя на предмет: «Горошинка в стакане» и так далее.

В игре «Собираем горошинки в стакан» используйте предлог «ИЗ». Проговаривайте полные ответы, например: «Я достаю горошинку ИЗ стакана». Можно проводить аналогичные игры, раскладывая мелкие игрушки или геометрические фигуры.

Детям до 5 лет также не рекомендуется изучать предлоги на плоских изображениях. Это означает, что в возрасте от 3 до 5 лет лучше использовать реальные объекты для обучения.

Научить ребенка правильно употреблять эти предлоги просто, если использовать речевые игры с детьми.

Игра «Прятки».

Взрослый спрашивает: «Где лежит книга?» (месторасположение предмета должно меняться).

Ребёнок отвечает: «Книга лежит на столе, в шкафу, на тумбочке и т. д.»

Игра «Сделай, не ошибись».

Взрослый предлагает ребёнку выполнить задание и ответить на вопросы. Используются предлоги, обозначающие пространственные отношения (выше, ниже, слева, справа, между, перед, сзади и др.)

• Поставь книгу на полку. Куда поставил книгу? Где она стоит?

• Положи мяч справа от куклы. Куда ты положил мяч? Где он лежит?

• Поставь пирамидку между куклой и мячом. Куда ты поставил пирамидку? Где стоит пирамидка?

• Посади мишку за куклой. Куда ты посадил мишку? Где он сидит?

Игра «Скажи наоборот».

(закрепление дифференциации предлогов,

обозначающих направление движения: В – ИЗ, НА – С, К – ОТ)

Взрослый называет предложение и предлагает ребёнку сказать наоборот.

• Мальчик положил мяч в коробку. – Мальчик достал мяч из коробки.

• Девочка налила воду в кувшин. - …

• Мама положила яблоки на стол. -.

• Ваня поставил лампу на тумбочку. - …

Игра «Исправь ошибки Незнайки».

(закрепление употребления предлогов ПО, ЧЕРЕЗ)

Взрослый говорит ребёнку, что Незнайка всё перепутал и ему надо помочь.

Послушай предложения Незнайки и исправь ошибки:

• Я перепрыгнул по лужу. - Я перепрыгнул через лужу.

• Машина едет через дорогу. - Машина едет по дороге.

• Кот перепрыгнул по кресло. - Кот перепрыгнул через кресло.

• Дети перепрыгнули по ручей. - Дети перепрыгнули через ручей.

Игра «Что изменилось?»

Поставьте пять игрушек на стол. Например, мишку посадите на игрушечную машину, зайку - в кабину машины, куклу и лису - около машины, лягушку - под машину.

Предложите ребенку запомнить, кто где находится. Затем попросите малыша отвернуться и закрыть глаза (можно завязать повязку на глаза). Поменяйте две игрушки местами. Развяжите глаза и предложите малышу догадаться, что изменилось. «Мишка сидел на машине, а теперь сидит под машиной». А лягушка сидела под машиной, а теперь запрыгнула на машину». Похвалите ребенка: «Как ты быстро догадался! Ну раз догадался - теперь твоя очередь мне загадку загадывать.

Теперь уже Вы закрываете глаза, ребенок меняет игрушки местами. А Вы отгадываете, что изменилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Учите детей правильно употреблять предлоги в речи"

Консультация учителя-логопеда поможет родителям в игровой форме закрепить правильное использование предлогов в речи....

Учим детей правильно употреблять предлоги в речи

Одним из показателей грамотной речи ребёнка является умение правильно использовать предлоги.В норме к четырем годам ребенок научается правильно употреблять простые предлоги: в, на, под, около, за, пер...

Консультация для родителей «Учимся правильно употреблять предлоги в речи»

 Важнейшим показателем грамотной речи ребёнка является - умение правильно употребить предлоги.                          ...

Консультация для родителей «Учимся правильно употреблять предлоги в речи»

Важнейшим показателем грамотной речи ребёнка является - умение правильно употребить предлоги. Предлоги помогают, достичь сочетаемость слов в предложении и построить связное высказывание.    ...

Перспективный тематический план занятий по обучению детей с ОНР умению правильно употреблять предлоги в речи

Планирование может быть использовано в работе учителя-логопеда с детьми с ОНР 5-7 лет....

Яцель О.С. «Учимся правильно употреблять предлоги в речи : Конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах»

Вниманию логопедов предлагается система работы по обучению детей с ОНР умению правильно употреблять предлоги в речи. В нее входят конспекты 24-х занятий, рассчитанных на два года обучения (в старшей и...

«Учим детей правильно употреблять предлоги в речи»

Практикум для родителей «Учим детей правильно употреблять предлоги в речи»...