Что такое фонематический слух и зачем его развивать?
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
В статье даётся объяснение, что такое фонематический слух, зачем он нужен для развития речи и как можно его развивать. Материал будет полезен родителям ребят-дошколят.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое фонематический слух? И зачем нужно его развивать?
Представьте, что вы учите ребёнка различать цвета. Вы показываете красный и синий мяч — их легко различить. А если показать два оттенка красного? Это уже сложнее. Фонематический слух — это и есть умение различать "оттенки звуков" родной речи.
Фонематический слух – это не физический слух (он как раз может быть в абсолютной норме); это речевой, смыслоразличительный слух, с помощью которого наш мозг улавливает и различает звуки речи.
Например, схожие по звучанию слова Том-Дом, Коза-Коса отличаются одним звуком и уловить разницу между ними ребёнку с нарушениями фонематического слуха бывает очень непросто.
У ребёнка с ОНР (общим недоразвитием речи) фонематический слух, как правило, нарушен или недостаточно развит. Звуки, схожие по звучанию, в его голове "смазаны", поэтому подобные слова он слышит нечётко, соответственно, так их и произносит.
Фонематический слух - это фундамент, от которого зависит несколько критически важных этапов речевого развития ребёнка и его успешная учёба в дальнейшем.
Как развивать фонематический слух дома?
Вот несколько практических игр. Достаточно уделять им 10-15 минут в день и результат не заставит себя ждать.
Этап 1: Учимся слышать неречевые звуки (подготовительный уровень)
- «Угадай, что звучало?»: За ширмой (за спиной) пошуршите бумагой, позвоните в колокольчик, покапайте водой. Ребёнок должен отгадать, что звучит.
- «Где позвонили?»: Ребёнок закрывает глаза, вы тихо звоните в колокольчик слева, справа, сзади. Он показывает направление.
- «Повтори ритм»: Прохлопайте простой ритм ладошками (два медленно, три быстро). Ребенок повторяет. Так проделать несколько раз с разным ритмом.
Этап 2: Учимся различать речевые звуки (основной уровень)
- «Поймай звук [С]»: Договоритесь ловить звук [С]. Вы произносите ряд звуков или слов: [к], [с], [ш], [з], [с]. Ребёнок хлопает, когда слышит нужный.
- «Два домика» (различение парных звуков, например, [С]-[З]): Нарисуйте два домика (для С и для З). Говорите слова: «сок», «зуб», «суп», «заяц». Ребёнок «расселяет» слова в нужный домик, ориентируясь на первый звук.
- «Длинное — короткое слово»: Прохлопайте слоги в словах («кот» — 1 хлопок, «ма-ши-на» — 3 хлопка, ва-та — 2 хлопка). Ребёнок определяет на слух длину слова.
- «Жадина» (выделение первого звука в слове): «Это моё слово, оно начинается на [М]: М-м-муха, м-м-машина. А твоё слово то, которое начинается на [К]»… Ребёнок подбирает: «К-к-кот, к-к-комар».
Этап 3: Учимся анализировать звуковой состав слова (подготовка к школе)
- «Сколько звуков?»: Начинайте с коротких слов. Протяжно произнесите: «сссоооннн» (вслух тянем). Сколько звуков услышали? Три: [с], [о], [н].
- «Живые звуки»: Вы — звук [М], ребенок — звук [А]. Вместе вы стали слогом «МА». Поменяйтесь, встаньте по порядку, «прочитайте» свои пары.
- «Цепочка слов»: Придумайте слово, которое начинается на последний звук предыдущего: коТ — ТучА — АрбуЗ — ЗонТ и т.д.
Важные советы родителям
- Терпение и спокойствие — ваши главные союзники. Нельзя ругать детей за ошибки.
- Проговаривайте чётко сами. Артикулируйте ясно, чтобы ребенок видел и слышал разницу.
- Идите от простого к сложному. Не переходите к анализу звуков, если ребёнок не научился отличать на слух [С] от [Ш].
- Работайте в связке с логопедом. Специалист определит, какие именно пары звуков у ребёнка "путаются", и поможет дать конкретные задания.
- Включайте игры в быт: проговаривайте слова, называя окружающие предметы, уделяя в их произношении особое внимание схожим звукам.
Развивая фонематический слух, вы закладываете прочный фундамент не только для чистой речи, но и для будущей грамотности вашего ребёнка.
Главное – превратить обучение в игру, тогда всё получится!
Успехов вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов: "Что такое фонематическй слух и фонематическое восприятие" Картотека игр.
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь – основное средство общения. Так же важно различать, анализировать и дифференциров...

Что такое фонематический слух и фонематическое восприятие
В статье дается определение фонематического слуха и фонематического восприятия, рассматриваются этапы формирования фонематического слуха, влияние уровня его развития на формирование других умени...

ЧТО ТАКОЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ И ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ?
Это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышим...

Что такое фонематический слух и зачем его развивать?
В этой статье мы расскажем что такое фонематический слух и обсудим его важность для гармоничного развития ребенка и успешного обучения в школе....

Что такое фонематический слух и зачем его развивать?
Недостаточная сформированность слухового восприятия, фонематического слуха может явиться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз....

Консультация для родителей "Что такое фонематический слух и чем он отличается от обычного слуха". Автор: Жиба Илона Олеговна, учитель-логопед
Консультация для родителей "Что такое фонематический слух и чем он отличается от обычного слуха". Автор: Жиба Илона Олеговна, учитель-логопед...
Консультация для родителей старших дошкольников " Что такое фонематический слух? Зачем его развивать?"
Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь - основное средство общения. Также важно различать, анализировать и дифференцирова...

