Консультация для педагогов "Развиваем слух - запускаем речь"
консультация по логопедии

Мутовина Оксана Викторовна

Развитие слухового восприятия и фонематического слуха — основа, без которой речевые механизмы просто не смогут включиться. Прежде чем речь заработает, ребёнку нужна надёжная опора. И первой такой опорой является слух: как речевой, так и неречевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_sluh_zapuskaem_rech.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

«Развиваем слух – запускаем речь»

      Развитие слухового восприятия и фонематического слуха — основа, без которой речевые механизмы просто не смогут включиться. Прежде чем речь заработает, ребёнку нужна надёжная опора. И первой такой опорой является слух: как речевой, так и неречевой.

      Если ребёнок недостаточно хорошо различает звуки окружающего мира, не улавливает ритм, темп, интонацию, то его речевые механизмы не получают необходимого материала для работы.  

      Развивая слух, мы неизбежно параллельно развиваем и другие важные механизмы:

  • слуховую и зрительную память,
  • предвосхищающий анализ и синтез,
  • механизм осмысления,
  • внимание,
  • подготовку к слоговой структуре и фразе.

Слуховые игры: от простого к сложному

Игра 1.  Знакомство со звуками (неречевой слух)

Снеговик приносит ребёнку:

  • колокольчик,
  • трещотку,
  • бубенцы.

Мы даём послушать каждый предмет и сопровождаем это называнием глаголов и существительных:

  • «Послушай, как звенит колокольчик»,
  • «Послушай, как трещит трещотка»

         Так мы одновременно развиваем слух и расширяем слова. Мы постепенно увеличиваем количество звуков: сначала 3, затем 4,5

        Игра 2. Определение звука без зрительной опоры

Мы прячем звучащие предметы за ширму и делаем звук.

Ребёнок слышит, представляет, что это могло быть, и подходит выбрать нужный предмет.

Это упражнение развивает:

  • слуховое различение,
  • образное мышление,
  • память,
  • способность удерживать задание

Игра 3. Похожие предметы – разные звуки (сложный уровень)

Мы используем:

  • три похожих колокольчика,
  • три баночки с разным наполнением,
  • две почти одинаковые трещотки,
  • льдинки (1 льдинка и 2 льдинки).

Задача ребёнка — уловить минимальные звуковые различия.

Игра 4. Воспроизведение последовательности звуков

Мы даём ребёнку:

  • трещотку,
  • бубенцы,
  • колокольчик.

Сначала работаем со зрительной опорой:

  • «Сделай сначала так, а потом так»
  • Затем убираем опору (ставим ширму). Мы можем давать:
  • последовательность из двух звуков;
  • затем трёх;
  • затем четырёх и пяти.

Так развивается:

  • слуховая память,
  • произвольность,
  • прогнозирование.

Игра 5. «Кто что делает?» — сложный уровень

Мы берём трёх зимних героев:

  • Дед Мороз,
  • Зайка,
  • Снеговик.

И три звучащих предмета.

Назначаем каждому звук:

  • Дед Мороз — колокольчик,
  • Зайка — бубенцы,
  • Снеговик — трещотка.

Задача ребёнка — запомнить пары и затем по звучанию определить героя. Это одновременно тренирует:

  • память,
  • слух,
  • внимание,
  • навыки классификации.

Игра 6. Белочка и орехи

Мы делаем простую, но очень увлекательную игру.

Белочка ждёт орехи от Деда Мороза. У нас есть:

  • орехи (желательно целые),
  • пакет или сумка с изображением Деда Мороза,
  • палочки (ложки).

  1. уровень

Я стучу палочками — ребёнок кладёт один орех (только когда стучу).

  1. уровень

Ребёнок кладёт столько орехов, сколько раз я стукнула. Работают:

  • слуховой счёт,
  • концентрация,
  • импульсный контроль,
  • готовность следовать правилу.

Изготовление зимнего альбома

Нам понадобится:

  • альбом или блокнот;
  • наклейки (однотипные: снеговики, Деды Морозы, пингвины);
  • вырезанные фигурки;
  • два–три звучащих предмета.

Шаг 1. Украшаем первую страницу

Этот альбом — личный, ребёнка.

Он сам выбирает наклейки, элементы, фотографии. Мы создаём атмосферу:

  • украшаем снегирями,
  • пишем «Зима»,
  • приклеиваем фото ребёнка.

  1. Игра с наклейками в альбоме (слух → действие)

Я говорю:

  • «Если услышишь такой звук, наклей снеговика».
  • «Если услышишь другой звук, наклей Деда Мороза».

Мы создаём звуковую дорожку — своего рода «музыкальную запись» в виде наклеек.

Можно усложнить:

  • добавить третий звук (пингвин),
  • сделать последовательность из 5–6 персонажей.
  1. Работа с развивающими карточками

Берём карточки, где изображена зима:

  • зайчик,
  • лиса,
  • волк,
  • сова и др.

Мы:

  1. рассматриваем изображение;
  2. слушаем звуки природы (скрип снега, шаги, голос животного);
  3. обсуждаем, что происходит;
  4. показываем маленькие видеоролики с животными.

Это активирует механизм осмысления, а также обогащает словарь.

          Слух — это    фундамент, на котором строится успешная социализация, обучение и гармоничное развитие личности. Развивайте его, и ребенок вырастет уверенным в себе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация учителя-логопеда для родителей «Игры и упражнения по запуску речи у малышей»

В консультации представлены игры и упражнения по запуску речи у малышей....

Консультация учителя-логопеда "Игры для запуска речи"

Вашему  ребенку больше года, он  не говорит и вы  очень волнуетесь по этому поводу? Для запуска речи помогут данные игры и упражнения...

Консультация для родителей "Комплекс упражнений для запуска речи у малышей".

Вниманию родителей предоставляется комплекс упражненний для запуска речи у дошкольников ( дыхательные, артикуляционные, музыкальные, на развитие фонематических процессов, "вкусные" игр...

Консультации для родителей Упражнения для запуска речи

Консультации для родителейУпражнения для запуска речи...

Консультация для родителей на тему: "Упражнения для запуска речи у малышей"

Детей с поздно развивающейся речью в последнее время становится все больше. Нередко дефекты звукопроизношения у детей имеют весьма стойкий характер. Чтобы запустить речь и улучшить звукопроизношение н...

План-конспект занятия по подготовке к запуску речи детей до 3-х лет. Рекомендации родителям при подготовке к запуску речи у детей в возрасте до 3-х лет.

Краткий план-конспект занятия, к котрому прилагается презентация с подробными рекомендациями по выполнению упражнений, по запуску речи у детей в возрасте до 3-х лет, а также норм речевого развития дет...