Консультация для педагогов "Развиваем слух - запускаем речь"
консультация по логопедии
Развитие слухового восприятия и фонематического слуха — основа, без которой речевые механизмы просто не смогут включиться. Прежде чем речь заработает, ребёнку нужна надёжная опора. И первой такой опорой является слух: как речевой, так и неречевой.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.17 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развиваем слух – запускаем речь»
Развитие слухового восприятия и фонематического слуха — основа, без которой речевые механизмы просто не смогут включиться. Прежде чем речь заработает, ребёнку нужна надёжная опора. И первой такой опорой является слух: как речевой, так и неречевой.
Если ребёнок недостаточно хорошо различает звуки окружающего мира, не улавливает ритм, темп, интонацию, то его речевые механизмы не получают необходимого материала для работы.
Развивая слух, мы неизбежно параллельно развиваем и другие важные механизмы:
- слуховую и зрительную память,
- предвосхищающий анализ и синтез,
- механизм осмысления,
- внимание,
- подготовку к слоговой структуре и фразе.
Слуховые игры: от простого к сложному
Игра 1. Знакомство со звуками (неречевой слух)
Снеговик приносит ребёнку:
- колокольчик,
- трещотку,
- бубенцы.
Мы даём послушать каждый предмет и сопровождаем это называнием глаголов и существительных:
- «Послушай, как звенит колокольчик»,
- «Послушай, как трещит трещотка»
Так мы одновременно развиваем слух и расширяем слова. Мы постепенно увеличиваем количество звуков: сначала 3, затем 4,5
Игра 2. Определение звука без зрительной опоры
Мы прячем звучащие предметы за ширму и делаем звук.
Ребёнок слышит, представляет, что это могло быть, и подходит выбрать нужный предмет.
Это упражнение развивает:
- слуховое различение,
- образное мышление,
- память,
- способность удерживать задание
Игра 3. Похожие предметы – разные звуки (сложный уровень)
Мы используем:
- три похожих колокольчика,
- три баночки с разным наполнением,
- две почти одинаковые трещотки,
- льдинки (1 льдинка и 2 льдинки).
Задача ребёнка — уловить минимальные звуковые различия.
Игра 4. Воспроизведение последовательности звуков
Мы даём ребёнку:
- трещотку,
- бубенцы,
- колокольчик.
Сначала работаем со зрительной опорой:
- «Сделай сначала так, а потом так»
- Затем убираем опору (ставим ширму). Мы можем давать:
- последовательность из двух звуков;
- затем трёх;
- затем четырёх и пяти.
Так развивается:
- слуховая память,
- произвольность,
- прогнозирование.
Игра 5. «Кто что делает?» — сложный уровень
Мы берём трёх зимних героев:
- Дед Мороз,
- Зайка,
- Снеговик.
И три звучащих предмета.
Назначаем каждому звук:
- Дед Мороз — колокольчик,
- Зайка — бубенцы,
- Снеговик — трещотка.
Задача ребёнка — запомнить пары и затем по звучанию определить героя. Это одновременно тренирует:
- память,
- слух,
- внимание,
- навыки классификации.
Игра 6. Белочка и орехи
Мы делаем простую, но очень увлекательную игру.
Белочка ждёт орехи от Деда Мороза. У нас есть:
- орехи (желательно целые),
- пакет или сумка с изображением Деда Мороза,
- палочки (ложки).
уровень
Я стучу палочками — ребёнок кладёт один орех (только когда стучу).
уровень
Ребёнок кладёт столько орехов, сколько раз я стукнула. Работают:
- слуховой счёт,
- концентрация,
- импульсный контроль,
- готовность следовать правилу.
Изготовление зимнего альбома
Нам понадобится:
- альбом или блокнот;
- наклейки (однотипные: снеговики, Деды Морозы, пингвины);
- вырезанные фигурки;
- два–три звучащих предмета.
Шаг 1. Украшаем первую страницу
Этот альбом — личный, ребёнка.
Он сам выбирает наклейки, элементы, фотографии. Мы создаём атмосферу:
- украшаем снегирями,
- пишем «Зима»,
- приклеиваем фото ребёнка.
Игра с наклейками в альбоме (слух → действие)
Я говорю:
- «Если услышишь такой звук, наклей снеговика».
- «Если услышишь другой звук, наклей Деда Мороза».
Мы создаём звуковую дорожку — своего рода «музыкальную запись» в виде наклеек.
Можно усложнить:
- добавить третий звук (пингвин),
- сделать последовательность из 5–6 персонажей.
Работа с развивающими карточками
Берём карточки, где изображена зима:
- зайчик,
- лиса,
- волк,
- сова и др.
Мы:
- рассматриваем изображение;
- слушаем звуки природы (скрип снега, шаги, голос животного);
- обсуждаем, что происходит;
- показываем маленькие видеоролики с животными.
Это активирует механизм осмысления, а также обогащает словарь.
Слух — это фундамент, на котором строится успешная социализация, обучение и гармоничное развитие личности. Развивайте его, и ребенок вырастет уверенным в себе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация учителя-логопеда для родителей «Игры и упражнения по запуску речи у малышей»
В консультации представлены игры и упражнения по запуску речи у малышей....

Консультация учителя-логопеда "Игры для запуска речи"
Вашему ребенку больше года, он не говорит и вы очень волнуетесь по этому поводу? Для запуска речи помогут данные игры и упражнения...

Консультация для родителей "Комплекс упражнений для запуска речи у малышей".
Вниманию родителей предоставляется комплекс упражненний для запуска речи у дошкольников ( дыхательные, артикуляционные, музыкальные, на развитие фонематических процессов, "вкусные" игр...

Консультации для родителей Упражнения для запуска речи
Консультации для родителейУпражнения для запуска речи...
Консультация для родителей на тему: "Упражнения для запуска речи у малышей"
Детей с поздно развивающейся речью в последнее время становится все больше. Нередко дефекты звукопроизношения у детей имеют весьма стойкий характер. Чтобы запустить речь и улучшить звукопроизношение н...

Консультация для родителей. Упражнения для запуска речи у неговорящих детей.
Упражнения для запуска речи у неговорящих детей....
План-конспект занятия по подготовке к запуску речи детей до 3-х лет. Рекомендации родителям при подготовке к запуску речи у детей в возрасте до 3-х лет.
Краткий план-конспект занятия, к котрому прилагается презентация с подробными рекомендациями по выполнению упражнений, по запуску речи у детей в возрасте до 3-х лет, а также норм речевого развития дет...
