ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.
консультация по логопедии

Иванова (Калуцкая) Татьяна Валерьевна

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.

Цели: научить педагогов ДОУ изготовлять и пользоваться дидактическими играми для формирования правильного звукопроизношения.

Задачи: Показать, что дидактические игры могут использоваться для автоматизации поставленных звуков, развития фонематического слуха, логического мышления, внимания, памяти, устной речи.

Одним из направлений логопедической коррекционной работы, является формирование правильного звукопроизношения. Порой не так трудно поставить ребенку звук, как автоматизировать и ввести его в речь. Как правило, ребенок сможет свободно употреблять поставленный звук только после повторения этого слова от семидесяти до девяноста раз. Но механическое многократное повторение одного и того же слова утомляет детей, не стимулирует к самостоятельному его употреблению.

Практическое владение языком предполагает умение различать на слух и правильно воспроизводить все звуковые единицы родного языка, поэтому работа по формированию правильного произношения звуков у дошкольников должна проводиться систематически. Наблюдения за артикуляцией у детей создают основу не только для формирования речевого слуха, но и для развития культуры устной речи в ее произносительном аспекте. Наблюдения за собственной речью приводят к тому, что дети, понимая значение слова, начинают связывать его со звуками, составляющими эти слова. Отсюда начинается наблюдение за произношением слова, за чередованием гласных и согласных.

Для формирования правильного звукопроизношения логопеду важно максимально использовать наглядность и игровые приемы, учитывая, что игра – ведущая деятельность для дошкольника. Благодаря использованию игр процесс автоматизации поставленных звуков проходит в доступной и привлекательной для детей форме. Важным в коррекции звукопроизношения и развитию фонематического восприятия является работа органов слуха и зрения, так же особое место уделяется работе двигательного анализатора (руки). Известно, что двигательный и речевой центры в коре головного мозга находятся рядом, поэтому подвижность артикуляционного аппарата обусловлена состоянием двигательной сферы. В процессе игры у детей происходит совокупная работа всех анализаторов: слухового, зрительного, речедвигательного, что позволяет наиболее эффективно проводить коррекционную работу.

Подробнее хочу остановиться на дидактических настольных играх, основная цель которых автоматизация и дифференциация звуков; а также развитие фонематического восприятия; формирование навыков звукового анализа и синтеза; коррекция лексико-грамматического строя речи.

Предлагаю некоторые из используемых мною игр:

  1. «Говорящее лото». Цель игры: Автоматизация звуков, развитие лексико-грамматического строя речи, фонематического восприятия, самостоятельной речи.

Ход игры: Нам понадобятся карточки на заданный звук. Ребенок вытаскивает карточку с картинкой, четко проговаривая название, уменьшительно-ласкательную форму, множественное число и т. д.

 Данная игра хороша тем, что она многофункциональна, с ее помощью можно, как и автоматизировать звуки, так и развивать самостоятельную речь.

  1. «Домики для фигур». Цель игры: развитие логического мышления, умения ориентироваться на плоскости, развитие лексико-грамматического строя речи.

Ход игры: Перед детьми выкладываются домики и его будущие жильцы – геометрические фигуры (лист картона, поделенный на клеточки, геометрические фигуры). По просьбе педагога дети выкладывают названные геометрические фигуры в названном ряду, столбце, по диагонали, в середине, справа, слева, вверху, внизу, в верхнем правом углу, между, над, под и так далее.

  1. «Зашифрованные чистоговорки». Цель игры: автоматизация поставленных звуков, тренировка памяти, внимания.

Ход игры: переда вами зашифрованная чистоговорка, ребенку предлагается повторить за педагогом, а затем запомнить по картинкам путем дополнительных ассоциаций.

Таким образом, использование игровых методов и приемов, позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, включая все анализаторы, в том числе и мелкую моторику рук. Кроме работы двигательного и речевого анализаторов, в развитие включаются и психические процессы: восприятие, память, мышление. Всё это делает коррекционную работу наиболее разнообразной, поддерживает интерес к логопедическим занятиям, помогает наиболее качественно подготовить детей к школе.

Список используемой литературы:

  1. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2011. - N 11. - с. 8-12.
  2. Андриянова Т. Н., Гуткович И. Я., Самойлова О.Н. Учимся системно думать// Сборник игровых заданий по формированию системного мышления дошкольников. Под ред. Т. А. 7. Сидорчук – Ульяновск, 2012.
  3. Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б.Ф. Сергеева. – 2-е изд. – М.: Айрис – Пресс, 2004.
  4. Дубинина Т.Н. Умей объяснить и доказать: развитие связной речи у дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Беларусь. – 2002.
  5. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Издательство института психотерапии, 2001.
  6. Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ Ш, Ж, Ч, Щ

КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ Ш, Ж, Ч, Щ...

ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ Ш, Ж, Ч, Щ

ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯФОРМИРОВАНИЕ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ Ш, Ж, Ч, Щ...

Игры для формирования правильного звукопроизношения формирование шипящих звуков

Игры для формирования правильного  звукопроизношения формирование шипящих звуков...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ....