Дизартрия: нюансы в диагностике и коррекционной работе
консультация по логопедии (средняя группа)

Кривощекова Елена Владимировна

Представлен материал для учителей-логопедов и дефектологов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дизартрия.

Симптоматика.

Дыхание нарушено, если: оно поверхностное, поднимаются ключицы, грудь; встречаются запинки, прерывистая речь, речь на вдохе. Может появиться заикание и другие темпо-ритимические нарушения. Гласный О и У произносит усредненно. Имеются трудности в нахождении позиции губ и языка. Дизартрики с трудом используют поставленный звук. Не могут удерживать равновесие. Лучше удерживают равновесие на правой ноге. Не справляются с тестами на моторику: метание мяча снизу вверх; встать с пола без помощи рук, руки вперед-вверх-в стороны. Встречаются как малоподвижные, скованые дети, так и гиперподвижные. Фонетические и просодические нарушения обусловлены паретичностью или спастичностью отдельных мышц артикуляционного, голосового и\или дыхательного отдела. Часто межзубное произношение даже простых звуков Н, Т. Р – горловой, часто боковое произношение согласных, замены шипящих на свистящие и наоборот. Саливация при приеме пищи и нагрузке. Нередко встречаются дефекты озвончения. Бывают случаи оптических нарушений при освоении восприятия фигур, обучении письменной речи.

Последовательность формирования артикуляционной базы.

Подход индивидуальный и комплексный. Массаж, игло-, рефлексотерапия. Развитие сенсорных функций, формирование пространственных представлений, графических навыков, мышления, памяти.

Подготовительный I этап работы. Нормализация мышечного тонуса мимики и артикуляции. Логопедический массаж. Голосовые упражнения. Нормализация дыхания по Беляковой, Стрельниковой. Упражнения на общую моторику.

II этап. Выработка основных артикуляционных укладов. Какуминальный для шипящих; альвеолярный для соноров; также нёбный уклад. У таких детей легче ставится Р, чем исправляются межзубные. Уточнение и развитие фонематического слуха. Формирование коммуникативных умений и навыков. Включение просодических средств. Введение звука в речь. Профилактика дисграфии: графо-моторные упражнения. Пальчиковая гимнастика и массаж. У таких детей часто не пишет ручка ил наоборот: дрожит, застревает, быстро устает.

Артикуляционная гимнастика.

  1. Пассивная гимнастика. Берём кончик языка и им двигаем.
  2. Пассивно-активная.
  3. Активная: экскурсия, фиксация, выдержка, рекурсия.

Гимнастика для лица.

  1. Поднять брови, отдельно левую, правую и нажимаем пальцами над бровями и удерживаем 5-7 секунд.
  2. Закрыть один глаз, другой, оба глаза.
  3. Опускаем и поднимаем углы губ и пальцами создаем сопротивление.
  4. Морщим лоб и нос.
  5. Растянуть углы рта и собрать в трубочку.
  6. Поднять верхнюю губу и опустить нижнюю.
  7. Открывание и закрывание рта
  8. Выдвижение нижней челюсти вперед-назад, вправо-влево.

 Пассивная гимнастика: захват языка салфеткой и движения вправо- влево, вверх-вниз снаружи и внутри рта; массаж подъязычной кости; вибрация подбородка; ставим палец у приоткрытого рта, создавая сопротивление при инструкции «выталкивай язык»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Методы диагностики и приемы работы при стертой дизартрии"

В данной методической разработке описаны методы диагностики и приемы работы с детьми со "стертой" дизартрией....

«Особенности организации коррекционной работы на занятиях по звукопроизношению с детьми, имеющими диагноз «Дизартрия».

Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, при котором расстраивается двигательный механизм речи. При дизартрии нарушено не программирование речевого высказыван...

Коррекционная работа при спаситической форме дизартрии

При любой форме дизартрии в первую очередь необходима постановка и автоматизация правильного дыхания, для чего необходима стимуляция и тренировка дыхательных мышц. Необходимо упражнять глубину, длител...

Система работы по автоматизации звуков в процессе коррекционной работы с детьми-логопатами, имеющими стёртую дизартрию.

Статья посвящена одной из актуальных проблем современной логопедии -преодолению недостатков устной речи  при дизартриях у детей дошкольного возраста. Проблема обусловлена как значительной распрос...

Диагностика и коррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста по физическому воспитанию.

Подготовка детей старшего дошкольного возраста к успешному обучению в школе – важнейшая задача. Эта подготовка предусматривает разностороннее развитие каждого ребенка и в первую очередь его полно...

Методики и пособия логопедической диагностики и коррекционной работы

В статье представлена подборка методик и пособий  применяемых учителями-логопедами в диагностикой  и коррекционно-развивающей работе....