Краткосрочный проект "Воздух"
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Левина Мария Игоревна

Дети старшего дошкольного возраста ощущают воздух как данное.  Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался им еще не по силам. У детей недостаточно знаний о воздухе. Люди, животные и растения дышат воздухом. Воздух находится везде. А как его можно увидеть? Как доказать, что он существует? Что такое воздух? Такие вопросы часто возникают у детей. Данный проект поможет ребятам найти ответы на интересующие их вопросы про ВОЗДУХ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vozduh.docx21.97 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект "Воздух"

Подготовила и провела:

учитель-логопед Левина М.И.

Актуальность проекта:

Дети старшего дошкольного возраста ощущают воздух как данное.  Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался им еще не по силам. У детей недостаточно знаний о воздухе. Люди, животные и растения дышат воздухом. Воздух находится везде. А как его можно увидеть? Как доказать, что он существует? Что такое воздух? Такие вопросы часто возникают у детей. Данный проект поможет ребятам найти ответы на интересующие их вопросы про ВОЗДУХ.

Цель исследовательской работы: выявление и изучение свойств воздуха – он прозрачен, не имеет формы, вкуса, цвета, запаха.

Задачи:

  1. Выяснить, что такое воздух, свойства воздуха.
  2. Доказать с помощью экспериментов, что воздух прозрачный, не имеет формы, вкуса, цвета, запаха.
  3. Учить самостоятельно делать выводы в процессе экспериментирования.
  4. Сделать вывод по результатам работы.

Объект исследования: воздух.


Предмет исследования: свойства воздуха.


Методы исследования: эксперименты, изучение литературы по теме проекта.

Предполагаемые результаты:

  • расширить и углубить знания и представления детей о воздухе, его свойствах;
  • развить познавательные умения через опытно - экспериментальную деятельность;
  • дети должны уметь анализировать и делать выводы, фиксировать полученный результат.

Продукт исследовательской работы: презентация «Воздух».

Работа по теме проекта в старшей, подготовительной группах.

Первый (подготовительный) этап
Работа по подбору иллюстраций, материала и оборудования. Вырабатывала систему экспериментов и опытов. С помощью наблюдений и бесед я выяснила, что не все дети знают, о свойствах воздуха.
Возникшую проблему я решила проработать через исследовательскую деятельность.

Второй (основной) этап
Данный этап включает в себя совместную опытно–экспериментальную деятельность детей по теме исследования.

В процессе опытов и экспериментов перед детьми ставилась проблема, а дети старались самостоятельно предложить способы ее решения, делали выводы, фиксировали результаты.
Дети по средствам проведения опытов расширили свои знания о воздухе.
Мы провели несколько экспериментов и опытов.

 

Эксперименты с воздухом:

  1. Эксперимент «ЗАДЕРЖКА ВОЗДУХА»
    Зажать нос двумя пальцами и закрыть рот. Не дышите! Легко? Почему вы убрали руку и открыли рот? (Вы начали задыхаться). Чего вам не хватало (Воздуха), можем мы долго находиться без воздуха? (нет)
    Вывод: человек не может жить без воздуха.

  1. Эксперимент «ПОЙМАЙ ВОЗДУХ»

Взять целлофановый пакет и попробовать поймать воздух.
Закрутить пакет. Что произошло с пакетами? (Надулись). Что в нем находится? (Воздух). Где можно использовать это свойство воздуха? (надувной матрац, спасательный круг). Давайте сделаем вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета, в который он попадает.
Видим, что воздух в пакете?
Вывод: воздух бесцветный.

  1. Эксперимент «УВИДИМ ВОЗДУХ»

Берем трубочку, опускаем один конец в воду, а в другой подуем. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха). Подуем в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало.

  1. Эксперимент «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

Вдохните ртом воздух. Какого он вкуса? (Без вкуса.) Вдохните воздух носом. Какого он запаха? (Без запаха.) Чистый воздух — без вкуса и запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Закрываем глаза и ощущаем ароматы (Дети закрывают глаза и открывают емкости с измельчёнными продуктами: апельсином, луком, яблоком, чесноком). Но что-то сильно чесноком запахло? Как же исправить неприятные запахи, если они появились? (Духи, дезодоранты)
Вывод: Воздух переносит запахи.

  1. Эксперимент «СЛЫШИМ ЗВУКИ С ПОМОЩЬЮ ВОЗДУХА»

Берем свисток и подуем с краю. Что слышим? (Звук).
С помощью воздуха мы можем играть на музыкальных инструментах. Это духовые инструменты. Одинаковый звук получается? (Нет, инструменты звучат по-разному.)

Приложите ладонь к горлу и произнесите разные звуки: «л», «м», «а», «у». Что чувствуем пальцами? (Горлышко дрожит.) Значит, мы разговариваем и слышим друг друга благодаря воздуху, который выходит из нашего горла.
Вывод: воздух можно услышать разными способами.

Третий (заключительный) этап
Подведение итогов исследовательской работы.

По результатам проведенных исследований сделали вывод:

  1. Человек не может жить без воздуха.
  2. Воздух бесцветный.
  3. Воздух можно почувствовать.
  4. Воздух переносит запахи.
  5. Воздух можно услышать разными способами.

Результаты

  1. В результате исследовательской работы дети расширили свои знания о воздухе и его состояниях.
  2. Дети приобрели умения и навыки исследовательской деятельности: анализировать и делать выводы, фиксировать результат.
  3. Появились навыки тесного общения со взрослыми и сверстниками.
  4. Повысился интерес к познанию окружающего мира.

Заключение

Мы многое узнали о воздухе. Ответили на главный вопрос: зачем нужен воздух человеку, животным, растениям - всему живому? Узнали его свойства: что воздух прозрачный, не имеет формы, вкуса, цвета, запаха.

Литература:

  1. «Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О.В. Дыбиной - М.: ТЦ Сфера, 2014г.
  2. «Большая детская энциклопедия»– Москва, издательство ЗАО Компания «Махаон», 2007.
  3. Я познаю мир. Экология// Энциклопедия для детей, М., 1997г.
  4. Зубкова Н. М. «Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет СПб: Речь, 2009.
  5. Книга «Воздух» Н. Славина из серии «Наука для малышей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект к неделе игры и игрушки.

В проекте представлено планирование разных видов совместной деятельности с детьми по теме "Есть игрушки у меня..."....

Распространение опыта работы по реализации краткосрочного педагогического проекта "Мамина неделя", посвящённого Дню Матери в России. Автор: старший воспитатель высшей кв. категории Гуськова О.Ю.

Данный материал - это распространение опыта работы старшего воспитателя детского сада по организации проекта, участниками которого являются воспитанники и их родители. Реализаторами становится весь пе...

. Краткосрочный проект “ Я расту ”

краткосрочный проект по здоровосбережению "Я расту "...

. Краткосрочный проект “Путешествие с Гномом - Астрономом”

краткосрочный проект "Путешествие с гномом Астрономом"...

Краткосрочный творческий проект "Здравствуй сказка"

Проект " Здравствуй сказка"- развивает устойчивый интерес к сказке как к произведению искусства; -  воспитывает интеллектуально развитую личность, владеющей нормами культуры речевого общения. -...

Краткосрочный проект для средней группы детского сада «Мы любим театр!»

 Привить детям первичные навыки в области театрального искусства, заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми....

Краткосрочный проект «Транспорт»

Проект показывает как в игровой форме раскрыть детям с ОНР раскрыть тему "Транспорт"...