Использование специальных методов, приемов и технологий коррекционно-педагогической работы с младшими обучающимися с ТНР
статья по логопедии (младшая группа)
В современном мире в работе с детьми с речевыми нарушениями недостаточно использовать традиционные технологии в коррекционной работе. Все чаще возникает необходимость поиска новых подходов, технологий, приемов для устранения недостатков речи, которые способствуют росту мотивации у детей, обеспечивающих эффективность и качество коррекционной работы. Поэтому для повышения эффективности освоения адаптированной образовательной программы детьми наряду с традиционными видами работ я использую инновационные методы.
Сегодня я хочу рассказать о методах и технологиях, которые я использую в работе с детьми второй младшей группы №3 компенсирующей направленности.
Логоритмика – это методика коррекционно-развивающего воздействия на ребёнка, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Какие преимущества логоритмики?
- Развитие речи и коммуникативных навыков
- Физическое и психомоторное развитие
- Психологическое и эмоциональное развитие.
Логопедическая ритмика очень хорошо «работает» с психоэмоциональным состоянием детей: непоседливых и легковозбудимых детей она успокаивает, а медлительных, наоборот, подстегивает.
Упражнения, которые я включаю в свои занятия:
Упражнение на развитие слухового внимания и зрительно-моторной координации:
Дети стоят на круговой дорожке из ортоковриков. Я включаю песенку «На занятие иду». Дети идут, когда слышат музыку, и останавливаются когда музыки нет.
Артикуляционная гимнастика.
Под песенку «Делай так» на стульях. Пока играет куплет, дети хлопают в ладоши. На слова «делай так» повторяют артикуляционные движения за специалистом.
Пение с одновременным выполнением действия.
Очень полюбилась детям песня про «волка и зайца». Делаем нейрогимнастику, развиваем межполушарные связи и моторику рук.
Развитие общей моторики
В каждое занятие я включаю физкультминутки, которые помогают снять напряжение. Они направлены на развитие общей моторики, двигательной функции рук, зрительно-моторной и слухо-моторной координации и способствуют речевому развитию (здесь я придерживаюсь лексической темы)
И еще один из методов, который я использую на своих занятиях. Это метод наглядного моделирования.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. В основе метода лежит использование заменителя (модели), я в своей работе использую: схемы, предметные картинки.
Использование метода наглядного моделирования помогает решить проблему быстрой утомляемости и потери интереса к занятию.
Использование метода наглядного моделирования эффективно по всем разделам работы:
На этапе постановки звуков помочь детям усвоить звуки помогают картинки-символы для вызывания, уточнения и дифференциации звуков
Картинки-символы звуков подбираются таким образом, чтобы они ассоциировались со звукоподражанием, например, т-т-т вагончики поезда едут, м-м-м бычок мычит, а-а-а Аня плачет, о-о-о Оля охает и т.д.
На этапе автоматизации звуков
Автоматизация звука в слогах. Соединяем согласный+гласный.
Автоматизация звука в словах
Ребёнок произносит слова со звуком «Д».
Автоматизация звука в предложении.
Составить предложения к данным картинкам.
Так же использую метод наглядного моделирования при формировании слоговой структуры слова.
Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников является одним из наиболее трудных в коррекции речевых патологий. Для этого дефекта характерны сложности в произношении слов сложного слогового состава (пропуски слогов, либо добавление новых слогов или звуков, нарушение порядка слогов в слове и т.д.)
Согласно классификации А.К. Марковой, есть четырнадцать типов слоговой структуры слова по степени сложности (от простого к сложному) (см.презентацию)
Сейчас я со своими малышами нахожусь на этапе формирования 1 типа слоговой структуры слова.
Мы эти слова заучиваем, дети стараются четко произносить каждый звук.
Таким образом, использование в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ТНР активных форм и методов коррекционного воздействия делает процесс обучения привлекательным, интересным, позволяет повысить у детей мотивацию, существенно сокращает время преодоления речевого дефекта.
Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдается пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких детей – это тяжелый труд. Поэтому мы всегда находимся в поиске оригинальных, креативных, творческих методов для повышения эффективности освоения АОП ДО.
В настоящее время внедрение компьютерных технологий является новой ступенью в образовательном процессе. Так же и мы не хотели бы остаться в стороне, включить в свою практику информационно-развивающие технологии. Так как использование ИКТ является одним из эффективных способов повышения мотивации у детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.
В будущем хотелось, чтобы в нашей группе появился такой Интерактивный стол, который мог бы быть полезным дополнением развивающей предметно пространственной среды, так как он позволит сделать процесс обучения более увлекательным и наглядным.
-Рабочий стол специалиста
- Сенсорный компьютер с монитором 25 дюймов
- Логопедическое программное обеспечение «Звукоречье» на USB- носителе.
- тумба для хранения пособий и инвентаря
- Безопасное акриловое зеркало на подставке
-Комплект логопедических зондов
- Набор для логомассажа
-Логопедические наушники с микрофоном
- Методические пособия
- Логопедические карточки и мотивационные наклейки
Спасибо за внимание!
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка – детский сад №223
Использование специальных методов, приемов и технологий коррекционно-педагогической работы с младшими обучающимися с ТНР
ПОДГОТОВИЛА:
учитель – логопед: Мустафина С.Р.
г.Ульяновск , 2025г.
В современном мире в работе с детьми с речевыми нарушениями недостаточно использовать традиционные технологии в коррекционной работе. Все чаще возникает необходимость поиска новых подходов, технологий, приемов для устранения недостатков речи, которые способствуют росту мотивации у детей, обеспечивающих эффективность и качество коррекционной работы. Поэтому для повышения эффективности освоения адаптированной образовательной программы детьми наряду с традиционными видами работ я использую инновационные методы.
Сегодня я хочу рассказать о методах и технологиях, которые я использую в работе с детьми второй младшей группы №3 компенсирующей направленности.
Логоритмика – это методика коррекционно-развивающего воздействия на ребёнка, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Какие преимущества логоритмики?
- Развитие речи и коммуникативных навыков
- Физическое и психомоторное развитие
- Психологическое и эмоциональное развитие.
Логопедическая ритмика очень хорошо «работает» с психоэмоциональным состоянием детей: непоседливых и легковозбудимых детей она успокаивает, а медлительных, наоборот, подстегивает.
Упражнения, которые я включаю в свои занятия:
Упражнение на развитие слухового внимания и зрительно-моторной координации:
Дети стоят на круговой дорожке из ортоковриков. Я включаю песенку «На занятие иду». Дети идут, когда слышат музыку, и останавливаются когда музыки нет.
Артикуляционная гимнастика.
Под песенку «Делай так» на стульях. Пока играет куплет, дети хлопают в ладоши. На слова «делай так» повторяют артикуляционные движения за специалистом.
Пение с одновременным выполнением действия.
Очень полюбилась детям песня про «волка и зайца». Делаем нейрогимнастику, развиваем межполушарные связи и моторику рук.
Развитие общей моторики
В каждое занятие я включаю физкультминутки, которые помогают снять напряжение. Они направлены на развитие общей моторики, двигательной функции рук, зрительно-моторной и слухо-моторной координации и способствуют речевому развитию (здесь я придерживаюсь лексической темы)
И еще один из методов, который я использую на своих занятиях. Это метод наглядного моделирования.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. В основе метода лежит использование заменителя (модели), я в своей работе использую: схемы, предметные картинки.
Использование метода наглядного моделирования помогает решить проблему быстрой утомляемости и потери интереса к занятию.
Использование метода наглядного моделирования эффективно по всем разделам работы:
На этапе постановки звуков помочь детям усвоить звуки помогают картинки-символы для вызывания, уточнения и дифференциации звуков
Картинки-символы звуков подбираются таким образом, чтобы они ассоциировались со звукоподражанием, например, т-т-т вагончики поезда едут, м-м-м бычок мычит, а-а-а Аня плачет, о-о-о Оля охает и т.д.
На этапе автоматизации звуков
Автоматизация звука в слогах. Соединяем согласный+гласный.
Автоматизация звука в словах
Ребёнок произносит слова со звуком «Д».
Автоматизация звука в предложении.
Составить предложения к данным картинкам.
Так же использую метод наглядного моделирования при формировании слоговой структуры слова.
Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников является одним из наиболее трудных в коррекции речевых патологий. Для этого дефекта характерны сложности в произношении слов сложного слогового состава (пропуски слогов, либо добавление новых слогов или звуков, нарушение порядка слогов в слове и т.д.)
Согласно классификации А.К. Марковой, есть четырнадцать типов слоговой структуры слова по степени сложности (от простого к сложному) (см.презентацию)
Сейчас я со своими малышами нахожусь на этапе формирования 1 типа слоговой структуры слова.
Мы эти слова заучиваем, дети стараются четко произносить каждый звук.
Таким образом, использование в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ТНР активных форм и методов коррекционного воздействия делает процесс обучения привлекательным, интересным, позволяет повысить у детей мотивацию, существенно сокращает время преодоления речевого дефекта.
Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдается пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких детей – это тяжелый труд. Поэтому мы всегда находимся в поиске оригинальных, креативных, творческих методов для повышения эффективности освоения АОП ДО.
В настоящее время внедрение компьютерных технологий является новой ступенью в образовательном процессе. Так же и мы не хотели бы остаться в стороне, включить в свою практику информационно-развивающие технологии. Так как использование ИКТ является одним из эффективных способов повышения мотивации у детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.
В будущем хотелось, чтобы в нашей группе появился такой Интерактивный стол, который мог бы быть полезным дополнением развивающей предметно пространственной среды, так как он позволит сделать процесс обучения более увлекательным и наглядным.
-Рабочий стол специалиста
- Сенсорный компьютер с монитором 25 дюймов
- Логопедическое программное обеспечение «Звукоречье» на USB- носителе.
- тумба для хранения пособий и инвентаря
- Безопасное акриловое зеркало на подставке
-Комплект логопедических зондов
- Набор для логомассажа
-Логопедические наушники с микрофоном
- Методические пособия
- Логопедические карточки и мотивационные наклейки
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Использование приемов здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения.Проблемы поиска эффективных технологий по коррекции речевых нарушений остаются актуаль...

Использование метода моделирования в системе коррекционно-педагогической работы по формированию предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи.
В данном материале раскрывается понятие моделирования, актуальность его использования. Условия, обеспечивающие эффективность метода моделирования, а также даны практические рекомендации использования ...

Использование приемов тестопластики в коррекционно-педагогической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Современные требования, которые предъявляются к теории и практике образования, актуализируют проблему поиска наиболее эффективных методов и приемов коррекционно-развивающей работы с детьми с ограничен...

Презентация на тему: "Технологии коррекционно-педагогической работы с детьми с ДЦП в дошкольном возрасте"
Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения восп...

Использование современных методов, приемов и технологий в музыкальном воспитании дошкольников в соответствии с ФГОС ДО
Новые подходы к музыкальному воспитанию в соответствии с ФГОС ДО требуют использования наиболее эффективных современных технологий в музыкальном развитии дошкольников....
Презентация «Использование специальных методов и приёмов в работе учителя – дефектолога с детьми дошкольного возраста с ЗПР»
Кинезиология, как оздоровительная форма, применяемая в умственном и физическом оздоровлении дошкольников...

Проект по теме «Использование нетрадиционных методов, форм и технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими задержку психического развития (ЗПР) в возрасте 4–5 лет»
Проект по теме «Использование нетрадиционных методов, форм и технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими задержку психического развития (ЗПР) в возрасте 4–5 лет»Дети с задер...
