Использование специальных методов, приемов и технологий коррекционно-педагогической работы с младшими обучающимися с ТНР
статья по логопедии (младшая группа)

Мустафина Саида

 В современном мире в работе с детьми с речевыми нарушениями недостаточно использовать традиционные технологии в коррекционной работе. Все чаще возникает необходимость поиска новых подходов, технологий, приемов для устранения недостатков речи, которые способствуют росту мотивации у детей, обеспечивающих эффективность и качество коррекционной работы. Поэтому для повышения эффективности освоения адаптированной образовательной программы детьми наряду с традиционными видами работ я использую инновационные методы.

Сегодня я хочу рассказать о методах и технологиях, которые я использую в работе с детьми второй младшей группы №3 компенсирующей направленности.

    Логоритмика – это методика коррекционно-развивающего воздействия на ребёнка, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

    Какие преимущества логоритмики?

- Развитие речи и коммуникативных навыков

- Физическое и психомоторное развитие

- Психологическое и эмоциональное развитие.

Логопедическая ритмика очень хорошо «работает» с психоэмоциональным состоянием детей: непоседливых и легковозбудимых детей она успокаивает, а медлительных, наоборот, подстегивает.

         Упражнения, которые я включаю в свои занятия:

Упражнение на развитие слухового внимания и зрительно-моторной координации:

Дети стоят на круговой дорожке из ортоковриков. Я включаю песенку «На занятие иду». Дети идут, когда слышат музыку, и останавливаются когда музыки нет.

Артикуляционная гимнастика.

Под песенку «Делай так» на стульях. Пока играет куплет, дети хлопают в ладоши. На слова «делай так» повторяют артикуляционные движения за специалистом.

 Пение с одновременным выполнением действия.

Очень полюбилась детям песня про «волка и зайца». Делаем нейрогимнастику,  развиваем межполушарные связи и моторику рук.

Развитие общей моторики

В каждое занятие я включаю физкультминутки, которые помогают снять напряжение. Они направлены на развитие общей моторики, двигательной функции рук, зрительно-моторной и слухо-моторной координации и способствуют речевому развитию (здесь я придерживаюсь лексической темы)

И еще один из методов, который я использую на своих занятиях. Это метод наглядного моделирования.

       Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его  заместителя и работа с ним.  В основе метода лежит использование заменителя (модели),  я в своей работе использую: схемы, предметные картинки.

     Использование метода наглядного моделирования помогает решить проблему быстрой утомляемости и потери интереса к занятию.  

Использование метода наглядного моделирования эффективно по всем разделам работы:

На этапе постановки звуков помочь детям усвоить звуки помогают картинки-символы для вызывания, уточнения и дифференциации звуков  
Картинки-символы звуков подбираются таким образом, чтобы они ассоциировались со звукоподражанием, например, т-т-т вагончики поезда едут, м-м-м бычок мычит, а-а-а Аня плачет, о-о-о Оля охает и т.д.

        На этапе автоматизации звуков

Автоматизация звука в слогах. Соединяем согласный+гласный.

Автоматизация звука в словах

 Ребёнок произносит слова со звуком «Д».

Автоматизация звука в предложении.

Составить предложения к данным картинкам.

Так  же использую метод наглядного моделирования при формировании слоговой структуры слова.

Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников является одним из наиболее трудных в коррекции речевых патологий. Для этого дефекта характерны сложности в произношении слов сложного слогового состава (пропуски слогов, либо добавление новых слогов или звуков, нарушение  порядка слогов  в слове и т.д.)

Согласно классификации А.К. Марковой, есть четырнадцать типов слоговой структуры слова по степени сложности (от простого к сложному) (см.презентацию)

Сейчас я со своими малышами нахожусь на этапе формирования 1 типа слоговой структуры слова.

Мы эти слова заучиваем, дети стараются четко произносить каждый звук.

Таким образом, использование в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ТНР активных форм и методов коррекционного воздействия делает процесс обучения  привлекательным, интересным, позволяет повысить у детей мотивацию, существенно сокращает время преодоления речевого дефекта.

Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдается пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких детей – это тяжелый труд.  Поэтому мы всегда находимся в поиске оригинальных, креативных, творческих методов для повышения эффективности освоения АОП ДО.

В настоящее время внедрение компьютерных технологий является новой ступенью  в образовательном процессе.  Так же и мы не хотели бы остаться  в стороне,  включить в свою практику информационно-развивающие технологии. Так как использование ИКТ является одним из эффективных способов повышения мотивации у детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.

В будущем хотелось, чтобы в нашей группе появился такой Интерактивный стол, который мог бы быть полезным дополнением развивающей предметно пространственной среды, так как он позволит сделать процесс обучения более увлекательным и наглядным.

-Рабочий стол специалиста

- Сенсорный компьютер с монитором 25 дюймов

- Логопедическое программное обеспечение «Звукоречье» на USB- носителе.

- тумба для хранения пособий и инвентаря

- Безопасное акриловое зеркало на подставке  

-Комплект логопедических зондов

- Набор для логомассажа

-Логопедические наушники с микрофоном

- Методические пособия

- Логопедические карточки и мотивационные наклейки

     Спасибо за внимание!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_sovet_4.12.25.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка – детский сад №223


Использование специальных методов, приемов и технологий коррекционно-педагогической работы с младшими обучающимися с ТНР

ПОДГОТОВИЛА:

учитель – логопед: Мустафина С.Р.

г.Ульяновск , 2025г.

В современном мире в работе с детьми с речевыми нарушениями недостаточно использовать традиционные технологии в коррекционной работе. Все чаще возникает необходимость поиска новых подходов, технологий, приемов для устранения недостатков речи, которые способствуют росту мотивации у детей, обеспечивающих эффективность и качество коррекционной работы. Поэтому для повышения эффективности освоения адаптированной образовательной программы детьми наряду с традиционными видами работ я использую инновационные методы.

Сегодня я хочу рассказать о методах и технологиях, которые я использую в работе с детьми второй младшей группы №3 компенсирующей направленности.

Логоритмика – это методика коррекционно-развивающего воздействия на ребёнка, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Какие преимущества логоритмики?

- Развитие речи и коммуникативных навыков

- Физическое и психомоторное развитие

- Психологическое и эмоциональное развитие.

Логопедическая ритмика очень хорошо «работает» с психоэмоциональным состоянием детей: непоседливых и легковозбудимых детей она успокаивает, а медлительных, наоборот, подстегивает.

Упражнения, которые я включаю в свои занятия:

Упражнение на развитие слухового внимания и зрительно-моторной координации:

Дети стоят на круговой дорожке из ортоковриков. Я включаю песенку «На занятие иду». Дети идут, когда слышат музыку, и останавливаются когда музыки нет.

Артикуляционная гимнастика.

Под песенку «Делай так» на стульях. Пока играет куплет, дети хлопают в ладоши. На слова «делай так» повторяют артикуляционные движения за специалистом.

Пение с одновременным выполнением действия.

Очень полюбилась детям песня про «волка и зайца». Делаем нейрогимнастику, развиваем межполушарные связи и моторику рук.

Развитие общей моторики

В каждое занятие я включаю физкультминутки, которые помогают снять напряжение. Они направлены на развитие общей моторики, двигательной функции рук, зрительно-моторной и слухо-моторной координации и способствуют речевому развитию (здесь я придерживаюсь лексической темы)

И еще один из методов, который я использую на своих занятиях. Это метод наглядного моделирования.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. В основе метода лежит использование заменителя (модели), я в своей работе использую: схемы, предметные картинки.

Использование метода наглядного моделирования помогает решить проблему быстрой утомляемости и потери интереса к занятию.

Использование метода наглядного моделирования эффективно по всем разделам работы:

На этапе постановки звуков помочь детям усвоить звуки помогают картинки-символы для вызывания, уточнения и дифференциации звуков
Картинки-символы звуков подбираются таким образом, чтобы они ассоциировались со звукоподражанием, например, т-т-т вагончики поезда едут, м-м-м бычок мычит, а-а-а Аня плачет, о-о-о Оля охает и т.д.

На этапе автоматизации звуков

Автоматизация звука в слогах. Соединяем согласный+гласный.

Автоматизация звука в словах

Ребёнок произносит слова со звуком «Д».

Автоматизация звука в предложении.

Составить предложения к данным картинкам.

Так же использую метод наглядного моделирования при формировании слоговой структуры слова.

Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников является одним из наиболее трудных в коррекции речевых патологий. Для этого дефекта характерны сложности в произношении слов сложного слогового состава (пропуски слогов, либо добавление новых слогов или звуков, нарушение порядка слогов в слове и т.д.)

Согласно классификации А.К. Марковой, есть четырнадцать типов слоговой структуры слова по степени сложности (от простого к сложному) (см.презентацию)

Сейчас я со своими малышами нахожусь на этапе формирования 1 типа слоговой структуры слова.

Мы эти слова заучиваем, дети стараются четко произносить каждый звук.

Таким образом, использование в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ТНР активных форм и методов коррекционного воздействия делает процесс обучения привлекательным, интересным, позволяет повысить у детей мотивацию, существенно сокращает время преодоления речевого дефекта.

Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдается пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких детей – это тяжелый труд. Поэтому мы всегда находимся в поиске оригинальных, креативных, творческих методов для повышения эффективности освоения АОП ДО.

В настоящее время внедрение компьютерных технологий является новой ступенью в образовательном процессе. Так же и мы не хотели бы остаться в стороне, включить в свою практику информационно-развивающие технологии. Так как использование ИКТ является одним из эффективных способов повышения мотивации у детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.

В будущем хотелось, чтобы в нашей группе появился такой Интерактивный стол, который мог бы быть полезным дополнением развивающей предметно пространственной среды, так как он позволит сделать процесс обучения более увлекательным и наглядным.

-Рабочий стол специалиста

- Сенсорный компьютер с монитором 25 дюймов

- Логопедическое программное обеспечение «Звукоречье» на USB- носителе.

- тумба для хранения пособий и инвентаря

- Безопасное акриловое зеркало на подставке

-Комплект логопедических зондов

- Набор для логомассажа

-Логопедические наушники с микрофоном

- Методические пособия

- Логопедические карточки и мотивационные наклейки

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Использование приемов здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения.Проблемы поиска эффективных технологий по коррекции речевых нарушений остаются актуаль...

Использование метода моделирования в системе коррекционно-педагогической работы по формированию предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В данном материале раскрывается понятие моделирования, актуальность его использования. Условия, обеспечивающие эффективность метода моделирования, а также даны практические рекомендации использования ...

Использование приемов тестопластики в коррекционно-педагогической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Современные требования, которые предъявляются к теории и практике образования, актуализируют проблему поиска наиболее эффективных методов и приемов коррекционно-развивающей работы с детьми с ограничен...

Презентация на тему: "Технологии коррекционно-педагогической работы с детьми с ДЦП в дошкольном возрасте"

Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения восп...

Использование современных методов, приемов и технологий в музыкальном воспитании дошкольников в соответствии с ФГОС ДО

Новые подходы к музыкальному воспитанию в соответствии с ФГОС ДО требуют использования наиболее эффективных современных технологий в музыкальном развитии дошкольников....

Презентация «Использование специальных методов и приёмов в работе учителя – дефектолога с детьми дошкольного возраста с ЗПР»

Кинезиология, как оздоровительная форма,  применяемая  в умственном и физическом оздоровлении дошкольников...

Проект по теме «Использование нетрадиционных методов, форм и технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими задержку психического развития (ЗПР) в возрасте 4–5 лет»

Проект по теме «Использование нетрадиционных методов, форм и технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими задержку психического развития (ЗПР) в возрасте 4–5 лет»Дети с задер...