Проект по теме «Использование нетрадиционных методов, форм и технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими задержку психического развития (ЗПР) в возрасте 4–5 лет»
проект по коррекционной педагогике (средняя группа)

Пономаренко Лидия Васильевна

Проект по теме «Использование нетрадиционных методов, форм и технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими задержку психического развития (ЗПР) в возрасте 4–5 лет»

Дети с задержкой психического развития (ЗПР) представляют собой особую категорию воспитанников дошкольного образовательного учреждения, нуждающихся в специализированной педагогической поддержке. Задержка психического развития проявляется в замедленном развитии познавательной сферы, эмоционально-волевой регуляции, а также недостаточной сформированности базовых социальных навыков. Это создает значительные трудности в обучении и социальной адаптации ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_deti_s_ovz.docx24.17 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по теме «Использование нетрадиционных методов, форм и технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими задержку психического развития (ЗПР) в возрасте 4–5 лет»

Автор:

Пономаренко Л.В., воспитатель

МБДОУ детского сада № 1 «Солнышко№

г. Ессентуки

Ставрополь, 2025г.

Продолжительность проекта: 6 месяцев

Количество участников: 8-10 детей

1. Актуальность проекта

Дети с задержкой психического развития (ЗПР) представляют собой особую категорию воспитанников дошкольного образовательного учреждения, нуждающихся в специализированной педагогической поддержке. Задержка психического развития проявляется в замедленном развитии познавательной сферы, эмоционально-волевой регуляции, а также недостаточной сформированности базовых социальных навыков. Это создает значительные трудности в обучении и социальной адаптации ребенка.

Для успешной коррекции нарушений важно использовать современные подходы, включающие инновационные методы и формы взаимодействия с ребенком. Нетрадиционные технологии обладают высокой эффективностью благодаря своей нестандартности, гибкости и адаптивности к индивидуальным особенностям детей. Они позволяют вовлечь ребенка в процесс через игру, творчество и сенсорные практики, способствуя гармоничному развитию всех сфер личности.

Таким образом, внедрение нетрадиционных методик в образовательный процесс становится важным инструментом повышения качества коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР.

2. Проблема проекта

Несмотря на наличие традиционных подходов к коррекционной работе с детьми с ЗПР, такие методики часто оказываются недостаточно эффективными из-за ограниченности стимулов для развития познавательных процессов и социализации. Это связано с однообразием методов и отсутствием учета индивидуальных особенностей каждого ребенка. В результате многие дети испытывают трудности в усвоении учебного материала, а также сталкиваются с проблемами в межличностных отношениях.

Кроме того, традиционные методы нередко фокусируются исключительно на когнитивных аспектах, оставляя без внимания эмоционально-волевую сферу и творческие способности ребенка. Недостаток эмоциональной вовлеченности снижает мотивацию к обучению и взаимодействию с окружающими.

Следовательно, существует необходимость внедрения новых подходов, направленных на комплексное развитие детей с ЗПР, учитывающих индивидуальные особенности и интересы каждого воспитанника.

Цель проекта:

Разработать и внедрить систему коррекционно-развивающих занятий с использованием нетрадиционных методов и технологий для улучшения познавательного, эмоционального и социального развития детей с ЗПР в возрасте 4–5 лет.

Задачи проекта:

  • Разработка комплекса игровых упражнений и творческих заданий, направленных на развитие познавательных способностей детей с ЗПР.
  • Организация среды, стимулирующей эмоциональное и социальное взаимодействие между детьми посредством использования нетрадиционных технологий.
  • Повышение уровня мотивации к учебной деятельности через включение элементов игры и творчества.
  • Формирование базовых социальных навыков у детей с ЗПР путем интеграции в групповые активности.
  • Обучение педагогов методикам применения нетрадиционных технологий в процессе коррекционной работы.
  • Проведение мониторинга эффективности предложенных методик и внесение корректировок в программу по мере необходимости.

3. Ожидаемые результаты проекта

  • Улучшение показателей познавательного развития у детей с ЗПР, выраженное в повышении уровня концентрации внимания, памяти и логического мышления.
  • Развитие эмоциональной сферы детей, проявляющееся в улучшении саморегуляции, снижении тревожности и увеличении интереса к творческой деятельности.
  • Формирование основ социальной компетентности у детей, что будет способствовать улучшению коммуникативных навыков и способности к сотрудничеству.
  • Повышение профессиональной компетенции педагогов в области применения нетрадиционных технологий в коррекционной работе.
  • Создание благоприятной атмосферы для всестороннего развития детей с ЗПР, обеспечивающей поддержку их индивидуальных потребностей и возможностей.

4. Планирование проекта

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап (сентябрь)

Мероприятие 1: Сбор информации и материалов

  • Проведение диагностических бесед с родителями и детьми для определения их потребностей и интересов.
  • Сбор и подготовка материалов для занятий (развивающие игры, художественные материалы, музыкальные инструменты, технологии для арт-терапии).

Мероприятие 2: Обучение воспитателей

  • Проведение тренинга для воспитателей по использованию нетрадиционных методов и технологий в коррекционной работе.
  • Обмен опытом с педагогами, работающими в данной области.

2. Основной этап (октябрь - январь)

Мероприятие 3: «Творческая мастерская» (октябрь - ноябрь)

Цель: развивать мелкую моторику, креативное мышление и художественные навыки.

Описание: еженедельные занятия по различным видам художественной деятельности (аппликация, лепка, рисование с использованием нетрадиционных материалов: соли, крупы, песка и т. д.). Создание общих проектов (например, «коллаж дружбы»), которые будут отображать общие достижения и творчество детей.

Мероприятие 4: «Музыкальная палитра» (ноябрь)

Цель: развивать музыкальный слух, ритм и координацию движений.

Описание: проведение занятий по музыкотерапии с использованием нестандартных инструментов (барабаны, маракасы, кастаньеты) и подручных средств. Разработка простых танцевальных и ритмических игр, в которых участвуют все дети, используя тактильные и слуховые элементы.

Мероприятие 5: «Театр эмоций» (декабрь)

Цель: формировать эмоциональный интеллект, развивать коммуникацию и взаимопонимание.

Описание: подготовка детьми театрализованных представлений, где они могут проявить свои чувства и эмоции. Использование кукольного театра, создание персонажей и сценок, которые помогут детям выразить свои эмоции и учиться взаимодействовать друг с другом.

Мероприятие 6: «Путешествие в сказку» (январь)

Цель: развивать воображение и языковые навыки через сюжетные игры.

Описание: проведение сюжетно-ролевых игр по сказкам и фантастическим историям. Использование различных материалов для создания декораций и костюмов, что позволит детям на практике освоить различные роли.

3. Заключительный этап (февраль)

Мероприятие 7: Итоговое представление «Наши успехи»

Описание: подготовка и проведение итогового мероприятия, на котором дети могут продемонстрировать свои достижения: выставка работ, театральное представление, музыкальный концерт. Приглашение родителей и других воспитателей для демонстрации результатов работы.

Мероприятие 8: Обсуждение результатов проекта

  • Оценка достижений детей, освещение трудностей и успехов в проекте.
  • Сбор отзывов от родителей, воспитателей и самих детей о проекте.
  • Определение дальнейших рекомендаций по работе с детьми с ЗПР.

5. Заключение

Реализация данного проекта позволит значительно улучшить качество коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР в условиях дошкольного образовательного учреждения. Применение нетрадиционных методов и технологий создаст условия для комплексного развития познавательных, эмоциональных и социальных компетенций детей, обеспечивая их успешную адаптацию к школьному обучению и жизни в обществе.

Проект также внесет вклад в повышение профессионального мастерства педагогов и укрепление партнерских отношений с семьями воспитанников, что является залогом успешного выполнения образовательных и воспитательных задач.

6. Список использованной литературы

Ануфриева Ю.В. Нетрадиционные технологии в коррекционной работе с детьми с ЗПР // Дошкольное воспитание. — 2018. — №10. — С. 25–30.

Иванова Л.А. Песочная терапия в работе с детьми с особыми потребностями // Педагогика и психология. — 2017. — №5. — С. 35–42.

Петрова Е.С. Арт-терапия как средство коррекции эмоциональных расстройств у детей с ЗПР // Специальное образование. — 2019. — №2. — С. 18–24.

Смирнова Н.Н. Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2016. — №7. — С. 15–22.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оздоровительная работа с детьми, имеющими задержку психического развития (ЗПР), как составная часть воспитательно-образовательного процесса.

В группах первого и второго года обучения детей с ЗПР, при подготовке к  школе, на занятиях и повседневной деятельности, на ряду с коррекцией медицинских отклонений и познавательных процессов, ре...

Статья по работе с детьми, имеющими задержку психического развития.

Опыт работы с детьми ЗПР, через сенсорное воспитание....

«Система коррекционной работы с детьми, имеющих задержку речевого развития в условиях реализации ФГОС ДО»

Раскрываются основные направления коррекционно- логопедической работы с детьми с задержкой речевого развития, которая должна стимулировать моторное, сенсорное, перцептивное, речевое развитие ребенка....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ЗАДЕРЖКУ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»

Данная система коррекционного воздействия предназначена для работы с детьми раннего возраста (от 1,5 до трех лет) с задержкой речевого развития разной этиологии. Это неговорящие дети или дети с «...

Использование камешков Марблс в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития

Марблс-один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. В процессе целенаправленных занятий с этим материалом развиваются ощущения, совершенствуется сенсорное познание мира, повышается м...

Роль сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития дошкольного возраста

Проблемы затруднений в психическом развитии у детей дошкольного возраста остаются актуальными в современном обществе. Сенсорная интеграция представляет собой важное направление коррекционной работы с ...

Использование технологии мультипликация в работе с детьми с задержкой психического развития

В поисках новых форм и средств речевого развития ребенка с задержкой психического развития мы обратились к инновационной технологии «Мультипликация». Высокая продуктивность данной технолог...