Роль сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития дошкольного возраста
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Проблемы затруднений в психическом развитии у детей дошкольного возраста остаются актуальными в современном обществе. Сенсорная интеграция представляет собой важное направление коррекционной работы с такими детьми, исследование которого поможет определить эффективные методы поддержки и развития данной категории детей.
В данной статье рассмотрен вопрос эффективности и системного подхода коррекционно-развивающей работы посредством анализа роли сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, страдающими затруднениями в психическом развитии (ЗПР). Сенсорная интеграция является важным аспектом формирования навыков и способностей детей с ЗПР, и ее эффективное использование может существенно улучшить их качество жизни и интеграцию в общество.
В данной работе будут рассмотрены теоретические аспекты сенсорной интеграции, методы и приемы коррекционной работы, будут приведены примеры формы организации мероприятий по коррекции, роль специалистов и педагогов в данной области.
Что такое сенсорная интеграция?
Сенсорная интеграция - это процесс, в ходе которого мозг интегрирует и обрабатывает информацию, полученную от различных сенсорных систем, таких как зрение, слух, осязание, вкус, обоняние и равновесие. Эта важная система, позволяет детям воспринимать мир вокруг себя и адаптироваться к окружающей среде. Данный ключевой процесс оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста. В ходе этого процесса дети обрабатывают и адаптируются к различным сенсорным стимулам, таким как звуки, запахи, текстуры и движения. Нормальное функционирование сенсорной интеграции важно для развития множества навыков, включая двигательные, когнитивные и социальные.
Однако для детей с нарушениями сенсорной интеграции, такими как гиперчувствительность и гипочувствительность к сенсорным стимулам, развитие навыков и адаптация к окружающему миру могут быть затруднены, что требует особого внимания и коррекции.
Сенсорная интеграция в развитии детей с ЗПР оказывает влияние на развитие ряда ключевых навыков и функций, включая моторику, внимание, саморегуляцию, социализацию и обучаемость. Дети с нарушениями сенсорной интеграции могут испытывать трудности в этих областях. Этот процесс играет важную роль в развитии детей с ЗПР дошкольного возраста, и сенсорная интеграция может стать ключевым компонентом коррекционной работы. Важно понимать, что дети с задержкой психического развития могут иметь разнообразные проблемы в сенсорной интеграции. Это могут быть гиперчувствительность (чрезмерная реакция на определенные сенсорные стимулы) или, наоборот, гипочувствительность (недостаточная реакция на стимулы). Например, ребенок может избегать контакта с различными поверхностями, из-за чего у него возникают трудности с моторикой и координацией.
Для детей с ЗПР, улучшение сенсорной интеграции может способствовать развитию следующих аспектов:
- Моторные навыки и координация движений.
- Внимание и концентрация.
- Социальные навыки и коммуникация.
- Способность к самостоятельности и учебной деятельности.
Коррекционная работа с использованием сенсорной интеграции с детьми с ЗПР требует комплексного подхода, включая разнообразные формы и методы. Индивидуальные и групповые занятия, интеграция в повседневную жизнь и сенсорные игры, а также использование методов физической активности и массажа - все они способствуют развитию сенсорных навыков и повышению качества жизни этих детей.
Для успешной коррекционной работы необходимо глубокое понимание особенностей развития детей с ЗПР и сенсорных нарушений. Специалисты, работающие с такими детьми, должны быть осведомлены о том, как эти нарушения влияют на развитие и поведение детей. Понимание особенностей каждого ребенка и индивидуального характера его ЗПР и сенсорных нарушений является ключевым элементом эффективной коррекционной работы. Каждый ребенок уникален, и коррекционная работа должна быть адаптирована под его потребности и особенности.
Реализации коррекционной работы с использованием системного подхода означает, что работа с ребенком ведется комплексно и учитывает все аспекты его развития. Это включает в себя не только сенсорную интеграцию, но и социальные, когнитивные, моторные и эмоциональные аспекты. Системный подход сенсорной интеграции в коррекционной работе с дошкольниками с ЗПР позволяет создать комплексную и эффективную систему помощи этой уязвимой категории детей. Он позволяет учитывать индивидуальные потребности каждого ребенка и обеспечивать им оптимальные условия для развития сенсорных навыков. Системный подход предполагает взаимодействие специалистов разных областей, таких как педагоги, психологи, терапевты и родители, чтобы создать оптимальные условия для развития ребенка.
Этапы коррекции сенсорной интеграции:
1.Оценка: Первым шагом является оценка сенсорной интеграции у конкретного ребенка. Это может включать в себя наблюдение за его реакцией на разные сенсорные стимулы и консультацию с соответствующими специалистами.
Оценочные методики для оценки сенсорной интеграции у детей с ЗПР используются такие как:
- Методика "Сенсорный профиль" (Sensory Profile).
- Тест Данн-Лурия для оценки сенсорной интеграции.
- Скрининговые вопросники для родителей и педагогов.
2.Разработка индивидуальной программы: На основе оценки разрабатывается индивидуальная коррекционная программа, которая будет учитывать потребности конкретного ребенка.
3.Интеграция в повседневную жизнь: Коррекция сенсорной интеграции должна быть интегрирована в повседневную жизнь ребенка. Это могут быть специальные упражнения, игры, техники релаксации и другие методы, которые помогут ребенку развивать свои сенсорные навыки.
4.Сотрудничество с родителями: Работа с родителями играет важную роль в системном подходе. Родители могут продолжать работать с ребенком дома, поддерживая его развитие и практикуя методы коррекции.
5.Мониторинг и коррекция: Процесс коррекции сенсорной интеграции должен быть постоянно мониторим и корректирован в зависимости от успехов ребенка.
Формы коррекционной работы
1.Индивидуальные занятия. Один из наиболее эффективных способов коррекции сенсорной интеграции у дошкольников с ЗПР - это индивидуальные занятия с специалистами, такими как дефектологи, логопеды, психологи и другие. Эти занятия могут быть адаптированы к конкретным потребностям ребенка и включать в себя упражнения и игры, направленные на улучшение сенсорной интеграции.
2. Групповые занятия. Групповые занятия могут быть полезными для детей с ЗПР, так как они могут учиться взаимодействовать со сверстниками и развивать социальные навыки. Групповые занятия по сенсорной интеграции могут включать в себя совместные упражнения, игры и активности, способствующие развитию сенсорных навыков и социальной адаптации.
3.Интеграция в повседневную жизнь. Важной формой коррекционной работы является интеграция сенсорной интеграции в повседневную жизнь ребенка. Родители и опекуны могут помогать ребенку развивать сенсорные навыки, создавая специальные условия дома и вне его. Например, это может включать в себя использование разнообразных игрушек и материалов с разными текстурами, а также проведение сенсорных игр и активностей во время ежедневных рутинных моментов, таких как купание и прием пищи.
Основными методами и приемами коррекционной работы по развитию сенсорной интеграции могут быть:
1.Сенсорные игры. Одним из основных методов коррекции сенсорной интеграции являются сенсорные игры. Эти игры могут включать в себя такие действия, как сжимание и растягивание материалов разной текстуры, игру с песком или водой, а также использование разнообразных сенсорных игрушек, таких как массажные коврики и шарики. Это могут быть музыкальные активности для развития слуха, а также упражнения для развития равновесия и проприоцепции (чувство положения собственного тела в пространстве).
2.Сенсорно-интегративная терапия (СИТ) СИТ – это один из наиболее распространенных методов коррекционной работы в сенсорной интеграции. Она включает в себя специальные упражнения и активности, направленные на стимуляцию разных сенсорных систем и развитие навыков сенсорной обработки
3.Индивидуальные занятия и игры Индивидуальные занятия и игры, разработанные с учетом особенностей каждого ребенка, позволяют работать над конкретными аспектами сенсорной интеграции.
4.Создание сенсорно обогащенной среды Создание сенсорно обогащенной среды в доме и в дошкольном учреждении способствует развитию сенсорной интеграции и обеспечивает постоянное воздействие сенсорных стимулов.
5.Терапия движением. Физическая активность и терапия движением могут помочь улучшить сенсорную интеграцию. Это включает в себя упражнения для развития координации движений, равновесия и пространственного восприятия. Такие упражнения могут проводиться как в рамках занятий, так и в повседневной жизни.
6.Массаж и давление. Массаж и применение давления на определенные части тела могут помочь детям с ЗПР в улучшении осязания и регуляции сенсорной информации. Массаж, глубокие давления, дыхательные упражнения и другие методы, которые помогут детям чувствовать себя более комфортно в своем теле и окружающем мире Специалисты могут использовать массажные техники, которые способствуют расслаблению или стимуляции различных частей тела в зависимости от потребностей ребенка.
7.Сенсорное диетическое питание. Сенсорная диета - это план специальных активностей и упражнений, направленных на регулирование сенсорных восприятий ребенка. Этот метод предполагает включение в рацион пищи с разной текстурой и вкусом, чтобы разнообразить сенсорный опыт ребенка. Например, это может включать в себя продукты с разной структурой, как хрустящие овощи или фрукты, а также еду с разной температурой и вкусом.
Специалисты и педагоги дошкольных учреждений играют важную роль в разработке индивидуальных коррекционных программ по развитию сенсорной интеграции для детей с ЗПР. Эти программы должны быть адаптированы к конкретным потребностям и специфике каждого ребенка. Они могут включать в себя разнообразные методики и техники, направленные на улучшение сенсорной интеграции и развитие навыков, необходимых для успешной адаптации.
Сотрудничество специалистов с педагогами и родителями детей дошкольного возраста является ключевым элементом успешной коррекционной работы. Родители должны быть вовлечены в процесс коррекции сенсорной интеграции и обучены методам поддержки ребенка в повседневной жизни.
Таким образом, сенсорная интеграция является важным элементом инклюзивного образования и помогает детям с ЗПР развиваться и дает возможность достичь своего полного потенциала и улучшить качество своей жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль сенсорной интеграции в коррекционной работе
с детьми с задержкой психического развития дошкольного возраста
Проблемы затруднений в психическом развитии у детей дошкольного возраста остаются актуальными в современном обществе. Сенсорная интеграция представляет собой важное направление коррекционной работы с такими детьми, исследование которого поможет определить эффективные методы поддержки и развития данной категории детей.
В данной статье рассмотрен вопрос эффективности и системного подхода коррекционно-развивающей работы посредством анализа роли сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, страдающими затруднениями в психическом развитии (ЗПР). Сенсорная интеграция является важным аспектом формирования навыков и способностей детей с ЗПР, и ее эффективное использование может существенно улучшить их качество жизни и интеграцию в общество.
В данной работе будут рассмотрены теоретические аспекты сенсорной интеграции, методы и приемы коррекционной работы, будут приведены примеры формы организации мероприятий по коррекции, роль специалистов и педагогов в данной области.
Что такое сенсорная интеграция?
Сенсорная интеграция - это процесс, в ходе которого мозг интегрирует и обрабатывает информацию, полученную от различных сенсорных систем, таких как зрение, слух, осязание, вкус, обоняние и равновесие. Эта важная система, позволяет детям воспринимать мир вокруг себя и адаптироваться к окружающей среде. Данный ключевой процесс оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста. В ходе этого процесса дети обрабатывают и адаптируются к различным сенсорным стимулам, таким как звуки, запахи, текстуры и движения. Нормальное функционирование сенсорной интеграции важно для развития множества навыков, включая двигательные, когнитивные и социальные.
Однако для детей с нарушениями сенсорной интеграции, такими как гиперчувствительность и гипочувствительность к сенсорным стимулам, развитие навыков и адаптация к окружающему миру могут быть затруднены, что требует особого внимания и коррекции.
Сенсорная интеграция в развитии детей с ЗПР оказывает влияние на развитие ряда ключевых навыков и функций, включая моторику, внимание, саморегуляцию, социализацию и обучаемость. Дети с нарушениями сенсорной интеграции могут испытывать трудности в этих областях. Этот процесс играет важную роль в развитии детей с ЗПР дошкольного возраста, и сенсорная интеграция может стать ключевым компонентом коррекционной работы.
Важно понимать, что дети с задержкой психического развития могут иметь разнообразные проблемы в сенсорной интеграции. Это могут быть гиперчувствительность (чрезмерная реакция на определенные сенсорные стимулы) или, наоборот, гипочувствительность (недостаточная реакция на стимулы). Например, ребенок может избегать контакта с различными поверхностями, из-за чего у него возникают трудности с моторикой и координацией.
Для детей с ЗПР, улучшение сенсорной интеграции может способствовать развитию следующих аспектов:
- Моторные навыки и координация движений.
- Внимание и концентрация.
- Социальные навыки и коммуникация.
- Способность к самостоятельности и учебной деятельности.
Коррекционная работа с использованием сенсорной интеграции с детьми с ЗПР требует комплексного подхода, включая разнообразные формы и методы. Индивидуальные и групповые занятия, интеграция в повседневную жизнь и сенсорные игры, а также использование методов физической активности и массажа - все они способствуют развитию сенсорных навыков и повышению качества жизни этих детей.
Для успешной коррекционной работы необходимо глубокое понимание особенностей развития детей с ЗПР и сенсорных нарушений. Специалисты, работающие с такими детьми, должны быть осведомлены о том, как эти нарушения влияют на развитие и поведение детей. Понимание особенностей каждого ребенка и индивидуального характера его ЗПР и сенсорных нарушений является ключевым элементом эффективной коррекционной работы. Каждый ребенок уникален, и коррекционная работа должна быть адаптирована под его потребности и особенности.
Реализации коррекционной работы с использованием системного подхода означает, что работа с ребенком ведется комплексно и учитывает все аспекты его развития. Это включает в себя не только сенсорную интеграцию, но и социальные, когнитивные, моторные и эмоциональные аспекты. Системный подход сенсорной интеграции в коррекционной работе с дошкольниками с ЗПР позволяет создать комплексную и эффективную систему помощи этой уязвимой категории детей. Он позволяет учитывать индивидуальные потребности каждого ребенка и обеспечивать им оптимальные условия для развития сенсорных навыков. Системный подход предполагает взаимодействие специалистов разных областей, таких как педагоги, психологи, терапевты и родители, чтобы создать оптимальные условия для развития ребенка.
Этапы коррекции сенсорной интеграции:
1.Оценка: Первым шагом является оценка сенсорной интеграции у конкретного ребенка. Это может включать в себя наблюдение за его реакцией на разные сенсорные стимулы и консультацию с соответствующими специалистами.
Оценочные методики для оценки сенсорной интеграции у детей с ЗПР используются такие как:
- Методика "Сенсорный профиль" (Sensory Profile).
- Тест Данн-Лурия для оценки сенсорной интеграции.
- Скрининговые вопросники для родителей и педагогов.
2.Разработка индивидуальной программы: На основе оценки разрабатывается индивидуальная коррекционная программа, которая будет учитывать потребности конкретного ребенка.
3.Интеграция в повседневную жизнь: Коррекция сенсорной интеграции должна быть интегрирована в повседневную жизнь ребенка. Это могут быть специальные упражнения, игры, техники релаксации и другие методы, которые помогут ребенку развивать свои сенсорные навыки.
4.Сотрудничество с родителями: Работа с родителями играет важную роль в системном подходе. Родители могут продолжать работать с ребенком дома, поддерживая его развитие и практикуя методы коррекции.
5.Мониторинг и коррекция: Процесс коррекции сенсорной интеграции должен быть постоянно мониторим и корректирован в зависимости от успехов ребенка.
Формы коррекционной работы
1.Индивидуальные занятия. Один из наиболее эффективных способов коррекции сенсорной интеграции у дошкольников с ЗПР - это индивидуальные занятия с специалистами, такими как дефектологи, логопеды, психологи и другие. Эти занятия могут быть адаптированы к конкретным потребностям ребенка и включать в себя упражнения и игры, направленные на улучшение сенсорной интеграции.
2. Групповые занятия. Групповые занятия могут быть полезными для детей с ЗПР, так как они могут учиться взаимодействовать со сверстниками и развивать социальные навыки. Групповые занятия по сенсорной интеграции могут включать в себя совместные упражнения, игры и активности, способствующие развитию сенсорных навыков и социальной адаптации.
3.Интеграция в повседневную жизнь. Важной формой коррекционной работы является интеграция сенсорной интеграции в повседневную жизнь ребенка. Родители и опекуны могут помогать ребенку развивать сенсорные навыки, создавая специальные условия дома и вне его. Например, это может включать в себя использование разнообразных игрушек и материалов с разными текстурами, а также проведение сенсорных игр и активностей во время ежедневных рутинных моментов, таких как купание и прием пищи.
Основными методами и приемами коррекционной работы по развитию сенсорной интеграции могут быть:
1.Сенсорные игры. Одним из основных методов коррекции сенсорной интеграции являются сенсорные игры. Эти игры могут включать в себя такие действия, как сжимание и растягивание материалов разной текстуры, игру с песком или водой, а также использование разнообразных сенсорных игрушек, таких как массажные коврики и шарики. Это могут быть музыкальные активности для развития слуха, а также упражнения для развития равновесия и проприоцепции (чувство положения собственного тела в пространстве).
2.Сенсорно-интегративная терапия (СИТ) СИТ – это один из наиболее распространенных методов коррекционной работы в сенсорной интеграции. Она включает в себя специальные упражнения и активности, направленные на стимуляцию разных сенсорных систем и развитие навыков сенсорной обработки
3.Индивидуальные занятия и игры Индивидуальные занятия и игры, разработанные с учетом особенностей каждого ребенка, позволяют работать над конкретными аспектами сенсорной интеграции.
4.Создание сенсорно обогащенной среды Создание сенсорно обогащенной среды в доме и в дошкольном учреждении способствует развитию сенсорной интеграции и обеспечивает постоянное воздействие сенсорных стимулов.
5.Терапия движением. Физическая активность и терапия движением могут помочь улучшить сенсорную интеграцию. Это включает в себя упражнения для развития координации движений, равновесия и пространственного восприятия. Такие упражнения могут проводиться как в рамках занятий, так и в повседневной жизни.
6.Массаж и давление. Массаж и применение давления на определенные части тела могут помочь детям с ЗПР в улучшении осязания и регуляции сенсорной информации. Массаж, глубокие давления, дыхательные упражнения и другие методы, которые помогут детям чувствовать себя более комфортно в своем теле и окружающем мире Специалисты могут использовать массажные техники, которые способствуют расслаблению или стимуляции различных частей тела в зависимости от потребностей ребенка.
7.Сенсорное диетическое питание. Сенсорная диета - это план специальных активностей и упражнений, направленных на регулирование сенсорных восприятий ребенка. Этот метод предполагает включение в рацион пищи с разной текстурой и вкусом, чтобы разнообразить сенсорный опыт ребенка. Например, это может включать в себя продукты с разной структурой, как хрустящие овощи или фрукты, а также еду с разной температурой и вкусом.
Специалисты и педагоги дошкольных учреждений играют важную роль в разработке индивидуальных коррекционных программ по развитию сенсорной интеграции для детей с ЗПР. Эти программы должны быть адаптированы к конкретным потребностям и специфике каждого ребенка. Они могут включать в себя разнообразные методики и техники, направленные на улучшение сенсорной интеграции и развитие навыков, необходимых для успешной адаптации.
Сотрудничество специалистов с педагогами и родителями детей дошкольного возраста является ключевым элементом успешной коррекционной работы. Родители должны быть вовлечены в процесс коррекции сенсорной интеграции и обучены методам поддержки ребенка в повседневной жизни.
Таким образом, сенсорная интеграция является важным элементом инклюзивного образования и помогает детям с ЗПР развиваться и дает возможность достичь своего полного потенциала и улучшить качество своей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/13/picture-251625-1413215502.jpg)
перспективное планирование коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития
Перспективное планирование коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития по следующим разделам: изобразительная деятельность и конструирование....
Коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития
Коррекционная работа с детьми с ЗПР...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/22/picture-1243233-1587552649.jpg)
Особенности коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития
*Коррекционно-развивающая работа предполагает не тренировку отдельных навыков, а формирование целостной функциональной системы, которая позволит ребенку самостоятельно овладеть различными умениями. ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/13/picture-1328918-1618330345.jpg)
Использование сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
Использование сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ...
Использование камешков Марблс в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития
Марблс-один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. В процессе целенаправленных занятий с этим материалом развиваются ощущения, совершенствуется сенсорное познание мира, повышается м...
«Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития»
В статье рассматривается влияние метода сказкотерапия на развитие связной речи детей с задержкой психического развития....