Оздоровительная работа с детьми, имеющими задержку психического развития (ЗПР), как составная часть воспитательно-образовательного процесса.
статья по физкультуре (средняя группа) по теме

Кислицына  Елена Николаевна

В группах первого и второго года обучения детей с ЗПР, при подготовке к  школе, на занятиях и повседневной деятельности, на ряду с коррекцией медицинских отклонений и познавательных процессов, решаются и общие задачи физического, умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания. К факторам благоприятной жизнедеятельности детей относят:

- правильное чередование различных видов деятельности;  

-обеспечение рациональной двигательной активности;

- регуляцию психофизических и эмоциональных нагрузок;

- формирование прочных навыков здорового образа жизни.

Для этого необходимо создавать условия т.е. благоприятную социально-педагогическую, коррекционно-развивающую среду, а также развития всех видов деятельности, лечебно- профилактических мер и рационального питания.  Поэтому проблему коррекции и устранения нарушений необходимо рассматривать с позиции оздоровления и обогащения за счет правильно организованной коррекционно-развивающей среды. Педагогические условия, в которых находятся дети ЗПР, должны быть «провоцирующими» развитие. Оздоровление рассматривается не только как совокупность лечебно- профилактических мер, но и как форма развития, расширения психофизических возможностей детей.                   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ozdorovit._rabota_s_detmi_zpr.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство  образования и науки РТ

Институт Непрерывного  педагогического образования

Кафедра дошкольного образования.

Реферат на тему:

             

Оздоровительная работа с детьми,

имеющими задержку психического

развития (ЗПР), как составная часть

воспитательно-образовательного

процесса.

Инструктор по ФК

                                                                   Кислицына Е.Н.

Наб.Челны

2015г

Литература

1. Программа укрепления  здоровья детей в коррекционных группах

        Авторы: Л.В.Игнатова, О.И.Волик, В.Д.Кулаков,                                          

                Г.А.Холюкова.   ТЦ  Сфера, 2008г.

2. Помощь детям с недостатками развития.

        Авторы: А.Р. Маллер. Москва 2006г.

3. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями.

        Авторы: О.В. Солодянкина. Москва 2007г.

4. Коррекционно- педагогическая работа по физическому воспитанию

        дошкольников с задержкой психического развития.

        Авторы: Е.М. Мостюкова. АРКТИ, 2002г.

                                  Введение

Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается, а ухудшается. Одной из причин отклонений в состоянии здоровья являются поражения ЦНС в перинатальном периоде. В настоящее время количество детей, рождающихся с ПЭП- повреждения и отклонения в развитии головного мозга, произошедшие во время беременности или родов, увеличивается. Многие дошкольники имеют отклонения в состоянии здоровья-хронические заболевания, стрессы, депрессии, тревожность, повышенная импульсивность.

Ребенок перинатальной патологией имеет иной субстрат мозга отмечается нарушение подкорковой и корковой структур функционального и органического характера разной степени. По мере созревания мозга у этих детей выявляются нарушения различных звеньев двигательного анализатора, а также отклонения в психическом и речевом развитии. Наряду с отставанием в развитии наблюдаются и нарушения поведения. Нарушения со стороны нервной системы служат первопричиной некоторых соматических заболеваний. Дети с перинатальным поражением ЦНС чаще болеют ОРЗ, подвержены заболеваниям ЛОР-органов. Отклонения в состоянии здоровья иногда обусловлены нарушениями функций сердечно- сосудистой, дыхательной и нейроэндокринной систем, органов зрения. Отклонения в соматическом, эмоциональном, сенсорном и моторном развитии проявляются в неспособности переносить физические, умственные и эмоциональные нагрузки. У детей возникает высокая способность к заболеваниям. Биологический фактор в данном случае не обеспечивает возможности ребенка  развиваться в соответствии с возрастом, поэтому очень важно обеспечить социальный фактор развития. Поэтому проблему коррекции и устранения нарушений необходимо рассматривать с позиции оздоровления и обогащения за счет правильно организованной коррекционно-развивающей среды. Педагогические условия, в которых находятся дети ЗПР, должны быть «провоцирующими» развитие. Оздоровление рассматривается не

только как совокупность лечебно- профилактических мер, но и как

форма развития, расширения психофизических возможностей детей. Гигиенисты и врачи утверждают, что без движения ребенок не может вырасти здоровым. Двигательная активность создает энергетическую основу для роста и формирования систем организма, нормального физического и психического развития. Движения предупреждают болезни, связанные с сердечно сосудистой, дыхательной и нервной системами, совершенствуют нервную регуляцию всего организма, улучшают крово и лимфообращение. Как известно, развитие костно-мышечной системы достигается к 12 годам. Слабые мышцы дошкольника легко утомляются(особенно мышцы спины), что ведет к нарушению осанки и в свою очередь, затрудняет работу внутренних органов, ухудшая его здоровье. Слабость брюшной стенки- это дисфункции желудочно-кишечного тракта. Слабость брюшных мышц не обеспечивает правильного дыхания. Дети часто болеют ОРЗ. Неправильное дыхание ослабляет питание кислородом мозг, что затрудняет созревание психики ребенка. Если учесть, что обмен веществ происходит преимущественно в мышцах, то формирование мышечной системы сказывается и на обменных процессах.    

Двигательная активность-хорошее средство психогигиены ребенка. Концентрация возбуждения в нервных центрах, связанных с работой мышц, ведет к их активному торможению, которые берут на себя нагрузку при умственной работе. Движения снимают умственное напряжение, стрессы, раздражение и утомляемость, улучшают самочувствие детей. Во время физических упражнений формируются такие личностные качества, как выносливость, смелость, сила, физическая красота. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир. Гигиенисты утверждают: « Ничто так не истощает и не ослабляет человека, как продолжительное физическое бездействие». Немаловажную роль для развития ребенка играет охрана его эмоционального здоровья. Дети лишенные положительного контакта    

И радостных эмоций с окружающими, имеют существенные отклонения в развитии. Все организации здравоохранения признают, что здоровье-состояние полного физического и психического благополучия. К факторам благоприятной жизнедеятельности детей относят:

- правильное чередование различных видов деятельности;  

-обеспечение рациональной двигательной активности;

- регуляцию психофизических и эмоциональных нагрузок;

- формирование прочных навыков здорового образа жизни.

Для этого необходимо создавать условия т.е. благоприятную социально-педагогическую, коррекционно-развивающую среду, а также развития всех видов деятельности, лечебно- профилактических мер и рационального питания.

Здоровье дошкольника в настоящее время отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Об этом сказано в Законе РФ «Об образовании»,который гласит: ОУ гарантирует охрану и укрепление здоровья воспитанникам и создает условия для формирования физического, психического и духовного здоровья.

                   Характеристика детей с ЗПР

Согласно научным данным, среди детского населения выделяется от 6 до 11% детей с ЗПР различного происхождения. ЗПР относится к «пограничной» форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций.

      Для психической сферы ребенка с ЗПР типично сочетание дефицитарных функций с сохранными. Частичная дефицитарность высших психических функций может сопровождаться инфантильными чертами личности и поведения ребенка. При этом страдает работоспособность, произвольность в организации деятельности, мотивация к различным видам познавательной деятельности.

       Чтобы понять, каково первичное нарушение в структуре данного отклонения, необходимо вспомнить структурно- функциональную модель работы мозга (А.Р. Лурия), в соответствии с которой выделяются три блока:

         - энергетический;  

- приема, переработки  и хранения информации;

- программирования, регуляции и контроля.

Их слаженная работа обеспечивает интегративную деятельность мозга и постоянное взаимообогащение функциональных систем.

Если в детском возрасте функциональные системы имеют короткий временной период развития, они в большей степени обнаруживают тенденцию к повреждению. Это характерно для систем продолговатого и срединного мозга. Признаки функциональной незрелости проявляют третичные поля анализаторов и формации лобной области.

Подкорковые системы обеспечивают оптимальный энергетический тонус коры головного мозга и регулируют ее активность. При их функциональной или органической неполноценности у детей возникают нейродинамические расстройства- неустойчивость и истощаемость психического тонуса,

нарушение уравновешенности и подвижности процесса возбуждения и торможения и т.д.

Третичные поля анализаторов относятся к блоку получения, переработки и хранения информации, поступающие из внешней и внутренней среды. Неблагополучие этих областей приводит к дефициту речи, зрительной и слуховой памяти.

Формации лобной области относятся к блоку программирования, регуляции и контроля. Совместно с третичными зонами они осуществляют сложную деятельность мозга- организуют познавательную деятельность и сознательное поведение. Незрелость этих функций приводит к возникновению у детей психического инфантилизма, корко- подкорковых связей.

Следовательно, при этом глубина повреждений и степень незрелости может быть различной. При ЗПР у детей отмечаются разнообразные варианты:

- низкий темп психической активности

- дефицит внимания с гиперактивностью

- вегетативная ослабленность

- энергетическое истощение нервных клеток.

        Дети с ЗПР имеют сохранённые возможности интеллектуального развития, однако для них характерны нарушения познавательной деятельности, пониженной работоспособностью,  функциональной недостаточностью высших психических функций. Нарушения эмоционально- волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, двигательной расторможенности, вялости, апатичности. Для игровой деятельности характерны неумение без помощи взрослого развернуть совместную игру, недоучет общих интересов, неумение контролировать свое поведение. Они предпочитают подвижную игру без правил.

         Недостаточная выдержанность познавательных интересов сочетается с нарушениями внимания, памяти, функциональной неразвитостью зрительного и слухового восприятия, плохой координацией движений. Не грубое нарушение речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций.

У значительной части наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слухоречевой памяти. При  внешнем благополучии не редко отмечается многословность или, наоборот отсутствие развёрнутости высказывания.

Снижения познавательной активности ведёт к ограниченности запаса знаний об окружающим мире и профилактических навыков, соответствующих возрасту и необходимых для обучения в начальной школе. Малая подвижность кистей рук, трудности формирования действий отрицательно отражаются на деятельности-лепке, рисовании, конструировании.

Недостаточная готовность к школе проявляется в замедленном формирование элементов учебной деятельности. Ребёнок принимает и понимает задание, но нуждается в помощи взрослого при их выполнение. В целом, решение возрасту мыслительных задач доступно, однако дети могут затрудняться в объяснение. Способность принимать помощь, усваивать принцип действия - основа, на которую возможно опереться пре организации коррекционных мероприятий.

В группах первого и второго года обучения детей с ЗПР по подготовки школе на занятиях и повседневной деятельности на ряду с коррекцией медицинских отклонений и познавательных процессов, решаются и общие задачи физического, умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания.                            

                      Организация двигательной активности

с детьми ЗПР

Физическое развитие дошкольников с ЗПР имеет свои особенности. Часто это дети с ослабленным организмом, для которого характерны обменно- трофические нарушения, дефицит или избыток веса, функциональный сбой сердечно- сосудистой деятельности, хронические заболевания. Дети с ЗПР быстро утомляются, устают правильно держать свое тело, что приводит к нарушению осанки и значительному ослаблению мышц. При выполнении заданий у них часто возникают непроизвольные лишние движения, наблюдается поверхностное и неритмичное  дыхание; проявляются нарушения общей моторики особенно во время ациклических упражнений: лазании, прыжках, метании. Заметное отставание наблюдается в развитии основных физических качеств: силы, ловкости, скорости. Нарушены произвольная регуляция( неспособность к волевым двигательным усилиям), слабо развита эмоционально- волевая сфера, что проявляется в повышенной возбудимости, эмоциональной неустойчивости, раздражительности, или наоборот, апатичности.

Среди многих факторов, оказывающих влияние на здоровье детей,по мнению ученых, первое место по интенсивности воздействия занимает правильно организованная двигательная активность. При этом использование физических упражнений сводится не просто к укреплению здоровья и развитию двигательных навыков, но и ставит своей целью восстановление умственной работоспособности, снятию нервно- эмоциональных нагрузок, благотворному воздействию на психическое  развитие ребенка.

Работу по развитию движений нужно начинать с выявления индивидуальных особенностей  двигательной сферы ребенка, привития интереса к занятиям физической культурой. При этом исключить утомление детей, излишнюю командность: организовать работу в игровой, занимательной форме, терпеливо обучая выполнению элементарных движений. Например, выработка равновесия начинается с ходьбы по линиям, начерченным на полу, затем это упражнение выполняется на повышенной плоскости, позднее добавляется перешагивание через предметы, лежащие на полу, а затем на скамейке.

Эффективному обучению детей с ЗПР ходьбе и бегу, лазанию и перелезанию препятствует плохая координация движений. Поэтому в упражнения рекомендуется включать одноименные движения( левой рукой и левой ногой, потом правой рукой и правой ногой) при обучении лазанию и перелезанию.

Из-за быстрой утомляемости и слабого физического развития дети с ЗПР с большим  трудом усваивают упражнения на осанку, удержание тела в нужной позиции. В таком случае полезны упражнения с грузом в руках( мешочки с песком, гантели), ходьба с удержанием груза на голове, упражнения у вертикальной стены, когда ребенок касается ее пятками, икроножными мышцами, ягодицами, лопатками и затылком( стоять так нужно несколько секунд, а затем походить, удерживая принятую позу). Для укрепления сводов стопы, мышц нижних конечностей можно использовать движения танцевального характера: приставные шаги, подскоки.

Чтобы снять у ребенка эмоциональное напряжение, боязнь ошибиться, после обучения предложите ему попробовать сделать разученное упражнение самостоятельно, в своем темпе и ритме. Для поддержания интереса все задания необходимо обыгрывать. Азарт игры помогает детям преодолеть страх перед новым действием, лучше усвоить отрабатываемый навык. Занятия планируются так, чтобы детям предлагался самый минимум нового материала и большей частью закреплялись ранее усвоенные действия.

С учетом того что дети с ЗПР быстро утомляются, необходимо сократить продолжительность поз для статических упражнений ( например стоек) и чередовать интенсивные упражнения, требующие большой активности, со спокойными. В связи с этим обязательным элементом каждого занятия становятся упражнения на развитие дыхания и релаксационного типа.

На всех этапах обучения необходимо проговаривать в месте с детьми задания, называть выполняемые действия, повторять вслед за педагогом слова-термины, учить замечать свои ошибки и ошибки товарищей, выполнять упражнения по образцу, подражанию речи. Таким образом дети начинают ощущать неразрывную связь между словами, объясняющими технику выполнения движений, зрительным образом и мышечным ощущениям.

Большое значение в работе по физическому воспитанию детей с ЗПР имеет индивидуальный подход, а именно: учёт особенностей двигательных ощущений, психического развития, состояние здоровья. В занятия целесообразно включать действия с предметами (мячами разного размера, обручами, кубиками) которые способствуют развитию точных движений, функций захвата и удержания, что является основой для овладения всеми видами деятельности.

Занятия по развитию двигательной активности детей с ЗПР должны эмоционально насыщенны. Эти занятия устраняют замкнутость и застенчивость. Ребёнок раскрепощается, становится более свободным в выражение своих эмоций. Постепенно появляется желание и умение общаться с другими детьми.

Все дети очень отзывчивы на музыку. Во время её звучания у многих возникает желание двигаться, повышает эмоциональный тонус у детей, создаёт бодрое, радостное настроение, задаёт темп и ритм движениям или способствует расслаблению. Хороший эмоциональный заряд на весь день даёт утренняя гимнастика включающая ОРУ, релаксацию, дыхательные упражнения. Во все виды двигательной деятельности не обходимо включать упражнения на дыхание. Длительные, равномерно повторяющиеся циклические упражнения (бег, прыжки) наиболее важный компонент двигательного режима, способствующий нормализации функций сердечно-сосудистой, дыхательной систем, повышению умственной и физической работоспособности. При этом все нагрузки должны быть строго дозированы по ЧСС. Чтобы не допустить физических перегрузок рекомендуется проводить больше игр средней и малой подвижности. Кроме того, режим двигательной активности включает: подвижные игры в течение дня, гимнастику для стимуляции развития речевых центров, массовые мероприятия в которых могут принимать участие родители и дети.

Связи с замедленным процессом формирования у детей с ЗПР двигательных навыков каждому ребёнку выделятся время для индивидуальной работы. Все перечисленные виды, дополняя и обогащая друг друга, в совокупности обеспечивают не обходимую двигательную активность каждого ребёнка во время пребывания в детском в саду.

                                Рекомендации педагогам,

работающим с детьми с ЗПР.

  1. принимайте детей такими, какие они есть.
  2. не сравнивайте ребёнка с окружающими.
  3. будьте эмоционально выразительными, доброжелательными, терпеливыми в работе с детьми.
  4. оставьте за порогом своё настроение, не разрешайте себе раздражаться, лгать, претворяться.
  5. занимаясь с ребёнком, устанавливайте контакт глаз не возвышайтесь над ним.
  6. поощряйте ребёнка как можно естественнее и теми способами, которые больше всего ему нравятся.
  7. хвалите ребёнка даже тогда, когда у него ничего не получается.

Самое главное в работе с детьми с ЗПР - уметь отличать главное от второстепенного, создать такие условия, чтобы он уходил от вас спокойным, с эмоциональным положительным настроением.              

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по логоритмике с детьми, имеющими задержку психического развития 4-5 лет.

Конспект может быть использован учителем -дефектологом, музыкальным руководителем на логоритмике с детьми 4-5 лет с ограниченными возможностями здоровья...

Статья по работе с детьми, имеющими задержку психического развития.

Опыт работы с детьми ЗПР, через сенсорное воспитание....

Методические рекомендации для родителей: "Взаимодействие с детьми, имеющими задержку психического развития"

  Проблема воспитания и развития ребенка с ЗПР чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной, эмоциональной, моральной и психологической дезадаптации всей семьи. Род...

Конспект занятия познавательного цикла с детьми имеющими задержку психического развития "Перелётные птицы"

Активизация словаря по теме «Перелетные птицы»;Практическое усвоение детьми названий частей тела птиц;Учить составлению простых распространенных предложений;Согласование прилагательных с с...

Изобразительная деятельность с детьми, имеющими задержку психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) у детей проявляется прежде всего в отставании развития их психической деятельности. У детей с ЗПР отмечаются проявление синдрома гиперактивности (дефицит внимания,...