Коррекционно-педагогическая работа учителя-дефектолога с детьми, имеющими задержку психического развития, в условиях дошкольного учреждения.
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Быкова Ольга Владимировна

Информационный материал может быть использован для выступления на  родительском  собрании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx15.23 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-педагогическая работа учителя-дефектолога с детьми, имеющими задержку психического развития, в условиях дошкольного учреждения

Существует профессия, которая объединяет медицину и педагогику. Это дефектология. Учитель - дефектолог - это специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии. Иными словами учитель-дефектолог в узком смысле - это коррекционный педагог. Целью коррекционно-педагогической работы дефектолога с ребенком с ЗПР в условиях дошкольного учреждения  является формирование психологической основы для полноценного развития его личности. Учителю-дефектологу важно сформировать   познавательные процессы, являющиеся основой для развития мышления: память, внимание, различные виды восприятия, зрительные, слуховые, моторные функции и межсенсорные связи, познавательную и творческую активность ребенка. Кроме того, в работе создаются условия для становления ведущих видов деятельности. При достижении этих целей возможна полноценная подготовка к обучению в школе.

     Учитель-дефектолог работает в тесном контакте с логопедом, воспитателями, психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию и родителями. Учитель-дефектолог в группе проводит подгрупповые и индивидуальные занятия.

 Подгрупповые занятия проводятся по следующим дисциплинам:
- ознакомление с окружающим миром (все возрастные категории);
- развитие элементарных математических представлений (все возрастные категории).        

Ознакомление с окружающим миром

Основная задача занятий – расширение кругозора детей, уточнение  представлений о предметах и явлениях, природе, социальной действительности;  дети знакомятся с основами безопасности жизни, экологических знаний. В процессе занятий обязательно решаются задачи развития речи, главным образом, обогащения словаря, уточнения значений слов. В структуру занятий включаются игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов.

Развитие элементарных математических представлений

Математическое развитие является мощным инструментом:
- для сенсорного развития (ориентироваться в цвете, форме, величине предметов, группировка множеств предметов по заданным признакам и др.)
- для познавательного развития (умение анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и закономерности и др.)
- подготовки к школьному обучению.

 На индивидуальных занятиях учитель-дефектолог:
- развивает основные виды памяти и внимания, восприятия и мышления, воображение
- стимулирует развитие познавательной активности, формирование учебной мотивации
- совершенствует двигательные функции: общую и мелкую моторику, формирует элементарные графомоторные навыки
- производит закрепление основных понятий, изученных на подгрупповых занятий, усвоенных ребенком не в достаточной степени
- закрепляет основные понятия по ранее изученным темам

       Кроме занятий с ребенком дефектолог проводит консультирование родителей, во время которого  они учатся необходимым приемам обучения своего ребенка. 

      Однако, родителям нужно помнить, что большую часть времени ребенок проводит не в детском саду, а в семье. Поэтому одни занятия дефектолога с ребенком не дадут такого результата, который можно получить при длительной и целенаправленной работе специалиста совместно с родителями. Дефектолог может сделать очень много для  ребенка, но он не сможет заменить ему родителей в повседневной жизни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность работы учителя-логопеда и учителя-дефектолога, работающих с детьми с задержкой психического развития

В статье раскрывается вопрос взаимодействия учителя-логопеда и учителя-дефектолога, работающих с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии....

Использование элементов информационно-компьютерных технологий с дошкольниками, имеющими задержку психического развития в условиях детского сада компенсирующего вида.

Использование компьютерных технологий в дошкольном образовании, с детьми имеющими задержку психического развития...

Оздоровительная работа с детьми, имеющими задержку психического развития (ЗПР), как составная часть воспитательно-образовательного процесса.

В группах первого и второго года обучения детей с ЗПР, при подготовке к  школе, на занятиях и повседневной деятельности, на ряду с коррекцией медицинских отклонений и познавательных процессов, ре...

Статья по работе с детьми, имеющими задержку психического развития.

Опыт работы с детьми ЗПР, через сенсорное воспитание....

«Система коррекционной работы с детьми, имеющих задержку речевого развития в условиях реализации ФГОС ДО»

Раскрываются основные направления коррекционно- логопедической работы с детьми с задержкой речевого развития, которая должна стимулировать моторное, сенсорное, перцептивное, речевое развитие ребенка....

Рекомендации родителям по взаимодействию с детьми, имеющими задержку психического развития, в домашних условиях

У ребенка с ЗПР ослаблена память, не сформировано произвольное внимание, отстают в развитии мыслительные процессы, поэтому необходимо закреплять дома материал, изученный в детском саду....