Предметно-развивающая среда в работе учителя-дефектолога, как фактор успешной коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими задержку психического развития.
консультация по коррекционной педагогике

Быкова Ольга Владимировна

Информационный материал для учителей-дефектологов ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предметно-развивающая среда  в работе учителя-дефектолога, как фактор успешной  коррекционно-развивающей   деятельности с детьми, имеющими задержку психического развития.

Быкова О.В.

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида

№38 «Малыш» г.Губкин

          Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребенка,   определяющий всё его последующее становление и развитие, как личности.

Детский сад, с современным уровнем развития, предоставляет полноценное развитие каждого ребёнка, без исключения. Для детей, имеющих задержку психического развития, создаются группы компенсирующей направленности, приоритетным вектором работы которых, является - коррекционно-развивающий процесс.  Немаловажную роль играет предметно-развивающая  среда. Под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, эстетических,  психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».

        Организация коррекционно-развивающей  деятельности для детей с задержкой психического развития требует от педагога-дефектолога   создания своеобразной развивающей  среды, которая обеспечит собственную активность ребёнка. Значит, предметная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, доступной и безопасной,  иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Игры и пособия должны быть яркими, привлекающими внимание детей.

       У дошкольников с задержкой психического развития все основные психические функции  формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие. ЗПР затрагивает всю психическую и интелектуальную сферу ребенка. Поэтому процесс обучения и воспитания выстраиваться с позиций системного подхода. Необходимо сформировать полноценный базис для становления высших психических функций, развития сенсорных эталонов.  Предметно-пространственная среда для детей с ЗПР ориентирована на зону «ближайшего развития», т. е. содержит предметы и материалы, как уже известные детям, так и  предметы и материалы, которыми дети могут овладевать с помощью взрослого, а так же совсем незнакомые предметы и материалы.

По оснащению развивающая среда, как правило, разделяется  на центры, которые взаимосвязаны между собой:

  • Центр индивидуальной работы;
  • Учебный центр;
  • Сенсомоторный центр;
  • Центр хранения наглядно-дидактических пособий;

Внедрение в образовательный процесс средств информационно-коммуникационных технологий имеет особенное значение в обучении детей с задержкой психического развития.  Компьютерные технологии дают широкие возможности для развития творческого потенциала воспитанника. Благодаря использованию информационных технологий у детей с ЗПР зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются, что ведет к положительному результату обучения и развития данной категории детей.

Предметно-развивающая среда включает в себя множество разнообразных дидактических материалов и пособий на развитие памяти, мышления, воображения, пространственного ориентирования. Это яркие, безопасные, современные пособия, с помощью которых  выстраивается качественная коррекционная работа. Через игру ребёнок познаёт мир, учится.

C:\Users\ОЛЯ\Desktop\IMG_5936.JPGC:\Users\ОЛЯ\Desktop\IMG_5931.JPGC:\Users\ОЛЯ\Desktop\IMG_5928.JPG

         Тактильные коробки «Угадай на ощупь», способствуют развитию логического мышления, воображения, а различные тематические  лото- развитию мышления, восприятия. Сенсорные наборы, используемые в работе учителя-дефектолога, позволяют развивать у дошкольников с ЗПР эмоционально-волевую сферу, сенсорные эталоны. Разнообразные тематические планшеты: «Времена года», «Сад», «Семья», «Предлоги», «Геометрические фигуры», мягкие бизиборды - всё это способствует в игровой форме закреплять и систематизировать освоенный материал, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, комплексно развивать логическое мышление, внимание, память, воображение,  речь, а так же, качественно осуществлять контроль уровня знаний и развития детей с задержкой психического развития.

       Известно, что предметно-пространственная среда создает возможности для расширения взаимодействия дошкольника с взрослыми и сверстниками и позволяет включить в познавательную деятельность одновременно всех детей группы.

       Организуя предметную среду в кабинете учителя-дефектолога, необходимо учитывать закономерности психического развития детей, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и интелектуального  развития. Предметно-развивающая среда  меняется в зависимости от возрастных особенностей детей.

           C:\Users\ОЛЯ\Desktop\IMG_E5938.JPG      C:\Users\ОЛЯ\Desktop\IMG_6260.JPG       

       Целенаправленно организованная предметная  среда в работе  учителя-дефектолога играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребёнка  с ЗПР. Организованная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, коррекционно-развивающему процессу, желание посещать занятия, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию.

                                           Список литературы

1. Артамонова, О. В. Предметно-пространственная среда: её роль в воспитании личности   О. В. Артамонова.  Дошкольное воспитание. -1995.-  № 4.

2. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Учебно-методическое пособие

 Н. Ю. Борякова. – М.: Гном-Пресс, 2002. – 64 с.3

3. Настольная книга педагога-дефектолога, Т. Б. Епифанцева и др., Ростов н/Д: Феникс, 2007.

4. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей, М: «Просвещение», 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оздоровительная работа с детьми, имеющими задержку психического развития (ЗПР), как составная часть воспитательно-образовательного процесса.

В группах первого и второго года обучения детей с ЗПР, при подготовке к  школе, на занятиях и повседневной деятельности, на ряду с коррекцией медицинских отклонений и познавательных процессов, ре...

Статья по работе с детьми, имеющими задержку психического развития.

Опыт работы с детьми ЗПР, через сенсорное воспитание....

Консультация "Взаимодействие учителя -дефектолога и воспитателей по формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития

Ответы на вопросы: С какого возраста начинать работу по формирование пространственных представлений, с чего начинать, с какими трудностями можно столкнуться....

Рабочая программа учителя-дефектолога в комбинированной группе для детей 5-7 лет с задержкой психического развития

Данная рабочая программа разработана для работы с детьми комбинированной группы старшего и подготовительного дошкольного возраста с задержкой психического   развития...

Изобразительная деятельность с детьми, имеющими задержку психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) у детей проявляется прежде всего в отставании развития их психической деятельности. У детей с ЗПР отмечаются проявление синдрома гиперактивности (дефицит внимания,...