Использование камешков Марблс в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития.
статья
Использование камешков Марблс в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития.
Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте - игра. Процесс обучения ребенка не может проходить без него. В игре детей развиваются тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с задержкой психического развития, имеющие нарушения речи, строится с учетом особенностей психической деятельности детей и органически связана с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.
Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, - необходимый элемент в коррекционно-развивающей работе.
Интерес к деятельности у детей с задержкой психического развития кратковременный, поэтому в работе с ними следует прибегать не только к традиционным, но и нетрадиционным игровым приемам и средствам работы.
Применение камушков «Марблс» — это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Марблс — это потомки глиняных шариков, которыми играли древние люди многие тысячи лет назад. Шарики получили свое название от английского «marble», то есть мраморные, в современном виде они изготавливаются из стекла.
Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камушков разного цвета и различные задания с ними. Задания предназначены для детей от 3-х лет и до 7-8 летнего возраста, а также для детей с ОВЗ.
Задачи коррекционной работы с применением МАРБЛС:
Коррекционно-образовательные:
- формирование познавательной активности у детей;
- формирование правильного захвата шарика кистью руки;
- обогащение словарного запаса с упражнениями в употреблении предлогов, наречий, прилагательных, глаголов;
- развитие коммуникативной функции речи.
Коррекционно-развивающие:
- развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук;
- развитие тактильной чувствительности рук;
- развитие ориентировки на плоскости;
- формирование пространственных представлений;
- развитие внимания, памяти, логики, мышления;
- предупреждение дисграфии и дислексии в школе;
- формирование представлений математического счета;
- формирование навыков звукобуквенного анализа слов.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца;
- обучение игре в совместной деятельности, поддержке товарищей, других участников, формирование дружеских взаимоотношений;
- воспитание и развитие у ребенка эстетического вкуса и творческого подхода к выполнению заданий и упражнений с МАРБЛС.
В процессе целенаправленных занятий с этим материалом развиваются ощущения, совершенствуется сенсорное познание мира, повышается мотивация, осознанность, интерес, формируется стремление к самостоятельности. Работа с камнями создает условия для совершенствования мелкой моторики, движений рук, мелкой моторики пальцев рук, зрительно-моторной координации, развития памяти, мышления, речи, воображения, творческой и познавательной деятельности. В результате использования данного материала посредством игр нахождения предметов на ощупь и вербализации представлений формируются знания о форме, величине, пространственном расположении предметов, развивается тактильная чувствительность, что в дальнейшем способствует повышению уровня развития письма и навыка чтения.
Игры, которые можно предложить детям:
Игра «Раздели на группы»
Цель: формирование умения классифицировать предметы по цвету.
Описание: перед ребёнком кладут тарелочку в форме цветка, где каждый лепесток имеет свой цвет и предлагают распределить камни по лепесткам в соответствии с цветом. В красный лепесток ребёнок кладёт красные камни, в жёлтый — жёлтые камни и так далее.
Игра «Разноцветные заплатки»
Цель: развитие наглядно-образного мышления, формирование умения соотносить цвета.
Описание: ребёнку предлагается закрыть белые отверстия на шаблоне с помощью камней Марблс, подбирая их по цвету.
Игра «Дорожки»
Цель: развитие наглядно-образного мышления, формирование умения соотносить цвета.
Описание: педагог предлагает ребёнку с помощью камней выложить дорожку. При этом педагог сам может выложить определенную дорожку, которую ребенок должен будет повторить.
Игры «Знакомство с буквой», «Строим буквы».
Цель: коррекция дисграфии, закрепление образа буквы.
Описание: выкладывание букв по контурам, по образцам, или самостоятельно.
Также можно применять при закреплении форм, цифр.
Игра «Сухой бассейн»
У ребенка глубокая чаша, наполненная камешками «Марблс», среди которых – мелкая игрушка. Предлагаю ребенку найти игрушку и на ощупь угадать ее. Можно усложнить задание: описать игрушку, обратив внимание на форму, цвет, текстуру.
Игра «Вверх-вниз, вправо-влево»
Предлагаю ребёнку на слух распределить камешки. Например: положите красный камешек в центре листа. Синий — в левый верхний угол, зеленый — в правый нижний угол и т.д.
Игра «Действия людей»
Вариант задания: Скажите ребенку, например: «Сначала мальчик проснулся, а потом пошл гулять с собакой». Попросите ребенка положить по одному камешку на картинки, в соответствии с порядком их произнесения вами, а затем попросите повторить действия девочки. Таким образом мы тренируем еще и слухоречевую память, и внимание.
Эти игры способствуют развитию речевой деятельности детей и могут быть использованы как в подгруппах, на индивидуальных занятиях, так и в свободной деятельности детей. Разноцветные шарики и камушки успешно используются для создания момента удивления, эмоционально-позитивного настроения и расслабления. Они помогают в развитии сенсорных способностей, мелких мышц рук.
Игра с камушками признана детскими психологами одной из самых полезных для подрастающего поколения: она развивает точность, скорость, аккуратность и моторику, а красивые оттенки стеклянных камней пробуждают в ребенке чувство прекрасного.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 440.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование камешков Марблс в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития.
Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте - игра. Процесс обучения ребенка не может проходить без него. В игре детей развиваются тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с задержкой психического развития, имеющие нарушения речи, строится с учетом особенностей психической деятельности детей и органически связана с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.
Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, - необходимый элемент в коррекционно-развивающей работе.
Интерес к деятельности у детей с задержкой психического развития кратковременный, поэтому в работе с ними следует прибегать не только к традиционным, но и нетрадиционным игровым приемам и средствам работы.
Применение камушков «Марблс» — это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Марблс — это потомки глиняных шариков, которыми играли древние люди многие тысячи лет назад. Шарики получили свое название от английского «marble», то есть мраморные, в современном виде они изготавливаются из стекла.
Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камушков разного цвета и различные задания с ними. Задания предназначены для детей от 3-х лет и до 7-8 летнего возраста, а также для детей с ОВЗ.
Задачи коррекционной работы с применением МАРБЛС:
Коррекционно-образовательные:
- формирование познавательной активности у детей;
- формирование правильного захвата шарика кистью руки;
- обогащение словарного запаса с упражнениями в употреблении предлогов, наречий, прилагательных, глаголов;
- развитие коммуникативной функции речи.
Коррекционно-развивающие:
- развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук;
- развитие тактильной чувствительности рук;
- развитие ориентировки на плоскости;
- формирование пространственных представлений;
- развитие внимания, памяти, логики, мышления;
- предупреждение дисграфии и дислексии в школе;
- формирование представлений математического счета;
- формирование навыков звукобуквенного анализа слов.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца;
- обучение игре в совместной деятельности, поддержке товарищей, других участников, формирование дружеских взаимоотношений;
- воспитание и развитие у ребенка эстетического вкуса и творческого подхода к выполнению заданий и упражнений с МАРБЛС.
В процессе целенаправленных занятий с этим материалом развиваются ощущения, совершенствуется сенсорное познание мира, повышается мотивация, осознанность, интерес, формируется стремление к самостоятельности. Работа с камнями создает условия для совершенствования мелкой моторики, движений рук, мелкой моторики пальцев рук, зрительно-моторной координации, развития памяти, мышления, речи, воображения, творческой и познавательной деятельности. В результате использования данного материала посредством игр нахождения предметов на ощупь и вербализации представлений формируются знания о форме, величине, пространственном расположении предметов, развивается тактильная чувствительность, что в дальнейшем способствует повышению уровня развития письма и навыка чтения.
Игры, которые можно предложить детям:
Игра «Раздели на группы»
Цель: формирование умения классифицировать предметы по цвету.
Описание: перед ребёнком кладут тарелочку в форме цветка, где каждый лепесток имеет свой цвет и предлагают распределить камни по лепесткам в соответствии с цветом. В красный лепесток ребёнок кладёт красные камни, в жёлтый — жёлтые камни и так далее.
Игра «Разноцветные заплатки»
Цель: развитие наглядно-образного мышления, формирование умения соотносить цвета.
Описание: ребёнку предлагается закрыть белые отверстия на шаблоне с помощью камней Марблс, подбирая их по цвету.
Игра «Дорожки»
Цель: развитие наглядно-образного мышления, формирование умения соотносить цвета.
Описание: педагог предлагает ребёнку с помощью камней выложить дорожку. При этом педагог сам может выложить определенную дорожку, которую ребенок должен будет повторить.
Игры «Знакомство с буквой», «Строим буквы».
Цель: коррекция дисграфии, закрепление образа буквы.
Описание: выкладывание букв по контурам, по образцам, или самостоятельно.
Также можно применять при закреплении форм, цифр.
Игра «Сухой бассейн»
У ребенка глубокая чаша, наполненная камешками «Марблс», среди которых – мелкая игрушка. Предлагаю ребенку найти игрушку и на ощупь угадать ее. Можно усложнить задание: описать игрушку, обратив внимание на форму, цвет, текстуру.
Игра «Вверх-вниз, вправо-влево»
Предлагаю ребёнку на слух распределить камешки. Например: положите красный камешек в центре листа. Синий — в левый верхний угол, зеленый — в правый нижний угол и т.д.
Игра «Действия людей»
Вариант задания: Скажите ребенку, например: «Сначала мальчик проснулся, а потом пошл гулять с собакой». Попросите ребенка положить по одному камешку на картинки, в соответствии с порядком их произнесения вами, а затем попросите повторить действия девочки. Таким образом мы тренируем еще и слухоречевую память, и внимание.
Эти игры способствуют развитию речевой деятельности детей и могут быть использованы как в подгруппах, на индивидуальных занятиях, так и в свободной деятельности детей. Разноцветные шарики и камушки успешно используются для создания момента удивления, эмоционально-позитивного настроения и расслабления. Они помогают в развитии сенсорных способностей, мелких мышц рук.
Игра с камушками признана детскими психологами одной из самых полезных для подрастающего поколения: она развивает точность, скорость, аккуратность и моторику, а красивые оттенки стеклянных камней пробуждают в ребенке чувство прекрасного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс «Использование камешков Марблс в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста».
Задачи: Развитие мелкой моторики рук Развитие мышления Развитие внимания и памяти Развитие сенсорных способностей (умения различать цвета; находить цвет по образцу и по словесному обозначени...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАМЕШКОВ МАРБЛС В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.
Новые ФГОС предъявляют особые требования к среде развития детей дошкольного возраста – она должна быть содержательно – насыщенной, вариативной, доступной. Камешки Марблс, являются зам...

Использование камешков Марблс в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
Использование камешков Марблс в коррекционной работе с детьми с ОВЗ...

Мастер-класс: «Использование камешков Марблс в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
Марбл – это шарики или сплюснутые овальной или круглой формы. Они могут быть сделаны из глины, дерева, пластика или чаще всего из стекла. Они имеют разнообразные отте...
«Использование камешков Марблс в коррекционной работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»
Применение камешков Марблс - это один из нетрадиционных приёмов обучения, который отвечает требованиям ФГОС ДО и может быть успешно использован в работе с детьми дош...

«Использование камешков Марблс в коррекционной работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»
Применение камешков Марблс - это один из нетрадиционных приёмов обучения, который отвечает требованиям ФГОС ДО и может быт успешно использован в работе с детьми дошкольного возра...
Использование камешков Марблс в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития
Марблс-один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. В процессе целенаправленных занятий с этим материалом развиваются ощущения, совершенствуется сенсорное познание мира, повышается м...



