Приерный комплекс артикуляционных упражнений для звуков Р, Рь
картотека по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Муравьева Мария Григорьевна

Представлен примерный комплекс упражнений для развития артикуляционной моторики при постановке звуков  Р, Рь

Скачать:


Предварительный просмотр:

Примерный комплекс упражнений для звуков  Р, Рь.

"Качели"

Цель: укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.

Рот открыт. Губы в улыбке. Движения  языка:

  • широкий язык поднимается к с носу и опускается к подбородку;
  • широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;
  • широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой;
  • широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним;
  • широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами, затем за верхними;
  • широким кончиком языка дотронуться до альвеол за нижними резцами, затем -до мягкого нёба;

При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

"Язык перешагивает через зубы"

Цель: укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умение им управлять.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней. При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

"Почистим зубы"

Цель: Учиться удерживать кончик языка за нижними зубами, развивать умение управлять языком, точность движений.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

"Маляр"

Цель: вырабатывать движения языка вверх, его подвижность, умение управлять им.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка вперед-назад (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

"Лошадка"

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не "подсаживает" язык вверх.

"Грибок"

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать движения языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.

Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Язык будет напоминать токую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка - его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире.

"Гармошка"

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать умение удерживать язык в вертикальном положении, растягивать подъязычную уздечку.

Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается), и не отпуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении. Следить, чтобы при открытии рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.

"Вкусное варенье"

Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъем широкой передней части языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким переднем краем языка облизать верхнюю губу, делая движения сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить. чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не "подсаживает" язык вверх - она должна быть неподвижной.

"Индюк"

Цель: вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность его передней части.

Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким переднем краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживая губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышаться звуки бл-бл. Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед), нижняя губа не натягивалась на зубы и нижняя челюсть была неподвижной.

"Фокус"

Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. Удерживая  язык в таком положении , сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.

"Автомат"

Цель: вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами многократно и отчетливо произнося звук т-т-т - сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, звук т носил характер четкого удара, а не хлюпал, кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая струя воздуха. Для проверки ко рту поднести полоску бумаги: при правильном выполнении она будет отклоняться.

Аналогично выполняется упражнение с произнесением звука д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПЛЕКСЫ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП ЗВУКОВ И КОМПЛЕКС ДЛЯ ОТРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ И ПОЛОЖЕНИЙ ГУБ И ЯЗЫКА

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому и...

«Комплекс артикуляционных упражнений для звука [Р]»

Чтобы правильно произнести звук «р», необходимо верно разместить язык. Он должен быть поднят к небу. Здесь важно понимать, что просто поднять язык к небу недостаточно, он должен прави...

консультация «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков»

Консультация "Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков"...

Комплекс артикуляционных упражнений для звуков Л Л\'

Комплекс артикуляционных упражнений для звуков Л Л'...

Тематическая консультация «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеБорисоглебского городского округа Борисоглебская средняя общеобразовательная школа №13 структурное подразделение детский сад...

Примерный комплекс артикуляционных упражнений для звуков С,Сь,З,Зь,Ц.

Примерный комплекс  упражнений для развития артикуляции при постановке звуков С,Сь,З,Зь,Ц....