Приерный комплекс артикуляционных упражнений для звуков Р, Рь
картотека по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Представлен примерный комплекс упражнений для развития артикуляционной моторики при постановке звуков Р, Рь
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерный комплекс упражнений для звуков Р, Рь.
"Качели"
Цель: укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.
Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:
- широкий язык поднимается к с носу и опускается к подбородку;
- широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;
- широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой;
- широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним;
- широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами, затем за верхними;
- широким кончиком языка дотронуться до альвеол за нижними резцами, затем -до мягкого нёба;
При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.
"Язык перешагивает через зубы"
Цель: укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умение им управлять.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней. При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.
"Почистим зубы"
Цель: Учиться удерживать кончик языка за нижними зубами, развивать умение управлять языком, точность движений.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
"Маляр"
Цель: вырабатывать движения языка вверх, его подвижность, умение управлять им.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка вперед-назад (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
"Лошадка"
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не "подсаживает" язык вверх.
"Грибок"
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать движения языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.
Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Язык будет напоминать токую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка - его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире.
"Гармошка"
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать умение удерживать язык в вертикальном положении, растягивать подъязычную уздечку.
Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается), и не отпуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении. Следить, чтобы при открытии рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.
"Вкусное варенье"
Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъем широкой передней части языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким переднем краем языка облизать верхнюю губу, делая движения сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить. чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не "подсаживает" язык вверх - она должна быть неподвижной.
"Индюк"
Цель: вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность его передней части.
Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким переднем краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживая губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышаться звуки бл-бл. Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед), нижняя губа не натягивалась на зубы и нижняя челюсть была неподвижной.
"Фокус"
Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении , сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.
"Автомат"
Цель: вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами многократно и отчетливо произнося звук т-т-т - сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, звук т носил характер четкого удара, а не хлюпал, кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая струя воздуха. Для проверки ко рту поднести полоску бумаги: при правильном выполнении она будет отклоняться.
Аналогично выполняется упражнение с произнесением звука д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОМПЛЕКСЫ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП ЗВУКОВ И КОМПЛЕКС ДЛЯ ОТРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ И ПОЛОЖЕНИЙ ГУБ И ЯЗЫКА
Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому и...

«Комплекс артикуляционных упражнений для звука [Р]»
Чтобы правильно произнести звук «р», необходимо верно разместить язык. Он должен быть поднят к небу. Здесь важно понимать, что просто поднять язык к небу недостаточно, он должен прави...

консультация «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков»
Консультация "Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков"...

Комплекс артикуляционных упражнений для звуков Л Л\'
Комплекс артикуляционных упражнений для звуков Л Л'...

Тематическая консультация «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеБорисоглебского городского округа Борисоглебская средняя общеобразовательная школа №13 структурное подразделение детский сад...

Примерный комплекс артикуляционных упражнений для звуков С,Сь,З,Зь,Ц.
Примерный комплекс упражнений для развития артикуляции при постановке звуков С,Сь,З,Зь,Ц....

