Примерный комплекс артикуляционных упражнений для звуков С,Сь,З,Зь,Ц.
картотека по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Муравьева Мария Григорьевна

Примерный комплекс  упражнений для развития артикуляции при постановке звуков С,Сь,З,Зь,Ц.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Примерный комплекс упражнений для звуков С, Сь, З, Зь, Ц.

"Наказать непослушный язычок".

Цель: выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широко распластанным.

Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и , пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Похлопать язык несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Нижняя губа не должна сворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.

"Лопатка" «Блинчик»

Цель: выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы  нижняя губа не должна сворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Язык не высовывается далеко, он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка касаются углов рта.

"Качели"

Цель: укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.

Рот открыт. Губы в улыбке. Движения  языка:

  • широкий язык поднимается к с носу и опускается к подбородку;
  • широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;
  • широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой;
  • широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним;
  • широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами, затем за верхними;
  • широким кончиком языка дотронуться до альвеол за нижними резцами, затем -до мягкого нёба;

При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

"Язык перешагивает через зубы"

Цель: укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умение им управлять.

Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

  • широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней;
  • широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

"Почистим зубы"

Цель: Учиться удерживать кончик языка за нижними зубами, развивать умение управлять языком, точность движений.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась.

"Желобок"

Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение управлять языком, вырабатывать подъем боковых краев языка вверх.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживается под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.

"Горка"

Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх, умение удерживать кончик языка у нижних зубов.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основание нижних резцов. Спинка языка выгибается затем выравнивается. Следит, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

"Катушка"

Цель: вырабатывать умение поднимать боковые края языка, прогибать спинку языка, удерживая кончик языка у нижних зубов.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основание нижних резцов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык "выкатывается" вперед и убирается вглубь рта. Следить, чтобы язык не сужался, боковые края языка скользили по коренным зубам, кончик языка не отрывался от резцов, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

"Загнать мяч в ворота"

Цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в "ворота" между двумя кубиками. Загонять шарик следует на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Следить, чтобы щеки не надувались (для этого их можно слегка прижать ладонями).

"Подуть через трубочку"

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык свернуть в трубочку и подуть на узкую полоску бумаги, закрепленную между бровями и свисающую до середины лица. При правильном выполнении упражнения полоска отклоняется вверх. Стараться как можно дольше удерживать ее на выдыхаемой воздушной струе. Следить, чтобы щеки не надувались.

"Подуть через соломинку"

Цель: вырабатывать умение направлять воздушную струю посередине языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть в соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПЛЕКСЫ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП ЗВУКОВ И КОМПЛЕКС ДЛЯ ОТРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ И ПОЛОЖЕНИЙ ГУБ И ЯЗЫКА

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому и...

«Комплекс артикуляционных упражнений для звука [Р]»

Чтобы правильно произнести звук «р», необходимо верно разместить язык. Он должен быть поднят к небу. Здесь важно понимать, что просто поднять язык к небу недостаточно, он должен прави...

консультация «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков»

Консультация "Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков"...

Комплекс артикуляционных упражнений для звуков Л Л\'

Комплекс артикуляционных упражнений для звуков Л Л'...

Тематическая консультация «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеБорисоглебского городского округа Борисоглебская средняя общеобразовательная школа №13 структурное подразделение детский сад...

Примерный комплекс артикуляционных уапржнений для звуков Ш,Ж,Ч,Щ

Представленн примерный комплекс упражнений для развития артикуляции при постановке звуков Ш,Ж,Ч,Щ...