Примерный комплекс артикуляционных уапржнений для звуков Ш,Ж,Ч,Щ
картотека по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
Представленн примерный комплекс упражнений для развития артикуляции при постановке звуков Ш,Ж,Ч,Щ
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерный комплекс упражнений для звуков Ш, Ж, Ч, Щ
"Лопатка"
Цель: выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.
Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не должна сворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Язык не высовывается далеко, он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка касаются углов рта.
"Качели"
Цель: укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.
Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:
- широкий язык поднимается к с носу и опускается к подбородку;
- широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;
- широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой;
- широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним;
- широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами, затем за верхними;
- широким кончиком языка дотронуться до альвеол за нижними резцами, затем -до мягкого нёба;
При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.
"Язык перешагивает через зубы"
Цель: укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умение им управлять.
Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:
- широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней;
- широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.
При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.
"Маляр"
Цель: вырабатывать движения языка вверх, его подвижность, умение управлять им.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка вперед-назад (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
"Грибок"
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать движения языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.
Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Язык будет напоминать токую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка - его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире.
"Гармошка"
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать умение удерживать язык в вертикальном положении, растягивать подъязычную уздечку.
Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается), и не отпуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении. Следить, чтобы при открытии рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.
"Вкусное варенье"
Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъем широкой передней части языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким переднем краем языка облизать верхнюю губу, делая движения сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить. чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не "подсаживает" язык вверх - она должна быть неподвижной.
"Чашечка"
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев и кончика языка, умение удерживать язык в таком положении.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удерживается под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы и нижняя челюсть была неподвижна.
"Фокус"
Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении , сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.
"Горка"
Цель: выработать подъем передне-средней части спинки языка, умение быстро менять положение языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижние резцы, а передне-средняя часть его спинки сначала приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс артикуляционной гимнастики для звука Л "Весёлый зоопарк"
Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения.В своей работе логопеда я част...

Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков С, З, Ц
Подробное описание, методические рекомендации артикуляционной гимнастики, для коррекции и постановки свистящих звуков: С, З, Ц....

Комплекс артикуляционной гимнастики для звука Р
Подробное описание и методические рекомендации упражнений артикуляционной гимнастики для коррекции и постановки звука Р....

Комплекс артикуляционной гимнастики для звука Л
Подробное описание и методические рекомендации упражнений артикуляционной гимнастики для коррекции и постановки звука Л...

Памятка для родителей "Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков р. рь".
Буклет: Памятка для родителей с комплексом артикуляционной гимнастики для звуков р, рь. Описание выполнения упражнений....

Примерный комплекс артикуляционных упражнений для звуков С,Сь,З,Зь,Ц.
Примерный комплекс упражнений для развития артикуляции при постановке звуков С,Сь,З,Зь,Ц....

