«Роль учителя - логопеда в развитии речи дошкольников».
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Анциферова Анна Петровна

Консультация посвящена разъяснению важной роли учителя-логопеда в развитии речи дошкольников. В документе рассматриваются актуальные тенденции увеличения количества детей, нуждающихся в специализированной логопедической помощи, и объясняются причины этого явления. Обращается внимание на особые условия работы в массовой дошкольной образовательной среде, где большие группы делают невозможным индивидуальный подход к каждому ребенку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_uchitelya_-_logopeda_v_razvitii_rechi_doshkolnikov.docx18.06 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Роль учителя - логопеда  в развитии речи дошкольников».

Количество детей, испытывающих потребность в профессиональной логопедической помощи, постоянно увеличивается. Этому способствуют многочисленные факторы, в результате чего возрастает востребованность детских садов с специализированными логопедическими группами. В массовых дошкольных учреждениях нагрузка на педагогов высока: в группах одновременно находятся примерно 25–30 детей, и это затрудняет индивидуальный подход к каждому малышу. Вот почему столь важна роль логопеда, обеспечивающего специальное сопровождение ребенка.

Ранний детский возраст характеризуется интенсивным развитием речи, активным усвоением родного языка, совершенствованием всех компонентов речи: звукопроизношения, лексики, грамматики и фонематического слуха. Логопедическое вмешательство на ранних стадиях развития критически важно для предотвращения возникновения серьезных речевых проблем в дальнейшем.

Своевременное обнаружение и коррекция дефектов звукопроизношения становятся обязательным элементом работы по общему развитию речи. Грамотное формирование звукопроизношения и фонематического слуха – залог успешного освоения грамматических структур русского языка, а также важная предпосылка для успешного обучения чтению и письму в начальной школе.

Учитель-логопед работает преимущественно утром, когда дети обладают наибольшими возможностями для концентрации и продуктивной учебной деятельности. Индивидуальные занятия проходят дважды-трижды в неделю, частота которых зависит от тяжести речевого расстройства. Каждому ребенку выделяется специальная тетрадь, куда заносится подробная информация о ходе коррекционной работы. В конце рабочей недели родители получают письменные рекомендации с заданиями на выходные дни. Такие задания предназначены для закрепления новых навыков вне стен логопедического кабинета, поскольку даже самый качественный урок теряет эффективность без постоянной практики в повседневной жизни.

Например, если логопед поставил ребенку определенный звук, его введение в свободную речь потребует постоянных упражнений и многократного проговаривания речевого материала. Родители получают четкие инструкции, как заниматься дома, что значительно ускоряет процесс автоматизации нового звука и снижает продолжительность периода коррекции.

Совместная работа учителя-логопеда и родителей демонстрирует высокую эффективность, заметно ускоряя процесс устранения речевых нарушений и гарантируя успешное развитие речи ребенка.

Содержание логопедических занятий включает в себя следующие направления:

1.  Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика, упражнения на развитие силы голоса, ритма, темпа, интонационной выразительность речи)

2.  Развитие общей моторики; координации движений (речь с движениями)

3.  Развитие мелкой моторики (массаж, самомассаж, пальчиковая гимнастика, пальчиковый игротренинг, работа с мозаикой, лепка, вырезывание, штриховка…)

4.  Развитие высших психических функций (внимание, память, мышление)

5.  Обязательный комплекс общей артикуляционной гимнастики. Индивидуальные комплексы артикуляционной гимнастики для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков. Постановка, автоматизация поставленных звуков.

6.  Работа над слоговой структурой слова.

7.  Развитие навыков звукового анализа и синтеза (от простого к сложному)

8.  Развитие лексики (обогащение активного словаря существительных, прилагательных, глаголов...)

9.   Развитие связной речи (простые, распространенные предложения, пересказ, составление рассказов по картинке…)

10.  Развитие грамматического строя речи

11.  С воспитанниками   проводится работа по развитию графомоторных умений, обучение грамоте.


       Таким образом, работа учителя-логопеда в детском саду - важная составляющая часть всего образовательного и воспитательного процесса, оказывающего незаменимую помощь как родителям детей с речевой патологией, так и педагогам, работающим с такими детьми.

В успешной работе логопеда значимую роль играет понимание со

стороны родителей (законных представителей) ребенка. При зачислении

воспитанника в логопедическую группу мы не находим должного содействия

при подготовке пакета документов для комиссии РПМПК, которая выдает

справку для дальнейшего обучения в логопедической группе.

 Одной из основных целей работы учителя-логопеда является активизация родителей, привлечение их внимания к тем психолого-

педагогическим задачам, которые осуществляются в деятельности с детьми,

чтобы организованный коррекционный процесс был последовательным и

максимально эффективным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Роль игры в развитии речи дошкольников»

Игра - это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Она является определяющим фактором в развитии личности, в том числе и влияет на один из важнейших познавательных процессов человека - ре...

Презентация «Роль игры в развитии речи дошкольников»

Речь усваивается ребёнком самостоятельно, путём подражания, в процессе разнообразной речевой практики. Сталкиваясь с непониманием встречая языковые трудности на пути и достижению цели, ребёнок обращае...

Роль фольклора в развитии речи дошкольников

Мой опыт работы ро развитию речи дошкольников...

Роль дыхания в развитии речи дошкольника.

Роль  дыхания  в развитии речи дошкольника....

Роль родителей в развитии речи дошкольников

В семье появился малыш. Всем хочется, чтобы он был самым умным, здоровым, красивым, учился с интересом, радостью, старанием. Но все ли вы сделали для того, чтобы ребенок был готов к этому? Доста...

Консультация "Роль фольклора в развитии речи дошкольников."

1) Фольклор как средство развития речи.2) Воспитание звуковой культуры речи с помощью различных русского фольклора.3) Формирование заучной речи с помощью озвучивания и обыгрывания фольклорного текста....