«Роль учителя - логопеда в развитии речи дошкольников».
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Консультация посвящена разъяснению важной роли учителя-логопеда в развитии речи дошкольников. В документе рассматриваются актуальные тенденции увеличения количества детей, нуждающихся в специализированной логопедической помощи, и объясняются причины этого явления. Обращается внимание на особые условия работы в массовой дошкольной образовательной среде, где большие группы делают невозможным индивидуальный подход к каждому ребенку.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Роль учителя - логопеда в развитии речи дошкольников».
Количество детей, испытывающих потребность в профессиональной логопедической помощи, постоянно увеличивается. Этому способствуют многочисленные факторы, в результате чего возрастает востребованность детских садов с специализированными логопедическими группами. В массовых дошкольных учреждениях нагрузка на педагогов высока: в группах одновременно находятся примерно 25–30 детей, и это затрудняет индивидуальный подход к каждому малышу. Вот почему столь важна роль логопеда, обеспечивающего специальное сопровождение ребенка.
Ранний детский возраст характеризуется интенсивным развитием речи, активным усвоением родного языка, совершенствованием всех компонентов речи: звукопроизношения, лексики, грамматики и фонематического слуха. Логопедическое вмешательство на ранних стадиях развития критически важно для предотвращения возникновения серьезных речевых проблем в дальнейшем.
Своевременное обнаружение и коррекция дефектов звукопроизношения становятся обязательным элементом работы по общему развитию речи. Грамотное формирование звукопроизношения и фонематического слуха – залог успешного освоения грамматических структур русского языка, а также важная предпосылка для успешного обучения чтению и письму в начальной школе.
Учитель-логопед работает преимущественно утром, когда дети обладают наибольшими возможностями для концентрации и продуктивной учебной деятельности. Индивидуальные занятия проходят дважды-трижды в неделю, частота которых зависит от тяжести речевого расстройства. Каждому ребенку выделяется специальная тетрадь, куда заносится подробная информация о ходе коррекционной работы. В конце рабочей недели родители получают письменные рекомендации с заданиями на выходные дни. Такие задания предназначены для закрепления новых навыков вне стен логопедического кабинета, поскольку даже самый качественный урок теряет эффективность без постоянной практики в повседневной жизни.
Например, если логопед поставил ребенку определенный звук, его введение в свободную речь потребует постоянных упражнений и многократного проговаривания речевого материала. Родители получают четкие инструкции, как заниматься дома, что значительно ускоряет процесс автоматизации нового звука и снижает продолжительность периода коррекции.
Совместная работа учителя-логопеда и родителей демонстрирует высокую эффективность, заметно ускоряя процесс устранения речевых нарушений и гарантируя успешное развитие речи ребенка.
Содержание логопедических занятий включает в себя следующие направления:
1. Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика, упражнения на развитие силы голоса, ритма, темпа, интонационной выразительность речи)
2. Развитие общей моторики; координации движений (речь с движениями)
3. Развитие мелкой моторики (массаж, самомассаж, пальчиковая гимнастика, пальчиковый игротренинг, работа с мозаикой, лепка, вырезывание, штриховка…)
4. Развитие высших психических функций (внимание, память, мышление)
5. Обязательный комплекс общей артикуляционной гимнастики. Индивидуальные комплексы артикуляционной гимнастики для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков. Постановка, автоматизация поставленных звуков.
6. Работа над слоговой структурой слова.
7. Развитие навыков звукового анализа и синтеза (от простого к сложному)
8. Развитие лексики (обогащение активного словаря существительных, прилагательных, глаголов...)
9. Развитие связной речи (простые, распространенные предложения, пересказ, составление рассказов по картинке…)
10. Развитие грамматического строя речи
11. С воспитанниками проводится работа по развитию графомоторных умений, обучение грамоте.
Таким образом, работа учителя-логопеда в детском саду - важная составляющая часть всего образовательного и воспитательного процесса, оказывающего незаменимую помощь как родителям детей с речевой патологией, так и педагогам, работающим с такими детьми.
В успешной работе логопеда значимую роль играет понимание со
стороны родителей (законных представителей) ребенка. При зачислении
воспитанника в логопедическую группу мы не находим должного содействия
при подготовке пакета документов для комиссии РПМПК, которая выдает
справку для дальнейшего обучения в логопедической группе.
Одной из основных целей работы учителя-логопеда является активизация родителей, привлечение их внимания к тем психолого-
педагогическим задачам, которые осуществляются в деятельности с детьми,
чтобы организованный коррекционный процесс был последовательным и
максимально эффективным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Роль игры в развитии речи дошкольников»
Игра - это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Она является определяющим фактором в развитии личности, в том числе и влияет на один из важнейших познавательных процессов человека - ре...
Презентация «Роль игры в развитии речи дошкольников»
Речь усваивается ребёнком самостоятельно, путём подражания, в процессе разнообразной речевой практики. Сталкиваясь с непониманием встречая языковые трудности на пути и достижению цели, ребёнок обращае...
Роль фольклора в развитии речи дошкольников
Мой опыт работы ро развитию речи дошкольников...

Роль родителей в развитии речи дошкольников
В семье появился малыш. Всем хочется, чтобы он был самым умным, здоровым, красивым, учился с интересом, радостью, старанием. Но все ли вы сделали для того, чтобы ребенок был готов к этому? Доста...
Консультация "Роль фольклора в развитии речи дошкольников."
1) Фольклор как средство развития речи.2) Воспитание звуковой культуры речи с помощью различных русского фольклора.3) Формирование заучной речи с помощью озвучивания и обыгрывания фольклорного текста....


