«В зимнем лесу»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Развитие эмоционального интеллекта и связной речи
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «В зимнем лесу»
Цель
Развитие эмоционального интеллекта и связной речи.
Задачи
Образовательные:
- обобщение и систематизация представлений о зиме;
- актуализация и активизация словаря по теме «Зима»;
- образование родственных слов;
- закрепить умение узнавать эмоции других людей по фото и пиктограмме:
- научить детей понимать своё эмоциональное состояние и других;
- закреплять умение различать эмоциональные состояния.
Развивающие:
- развитие связной речи;
- развитие речевого слуха;
- развитие зрительного, слухового, тактильного восприятия;
- развитие творческого воображения;
- развитие моторики;
- развитие мышления.
Воспитательные:
- воспитывать у детей бережное отношение к природе;
- воспитывать чуткое отношение детей друг к другу на основе различных эмоциональных проявлений.
Предварительная работа: беседа о зимнем времени года, о зимних месяцах; проведение лексико-грамматических игр по теме «Зима»; заучивание стихотворений русских поэтов о зиме и пословиц о зимних месяцах.
Оборудование:
Набор картинок с изображением эмоций: (грусть, радость, злость, страх), волшебные палочки, костюмы «волшебника», белая волшебная снежинка, два контейнера, глина, камушки. Техническое оснащение: проектор, магнитофон, индивидуальные гимнастические коврики, музыкальное сопровождение занятия, экран настроения, снежинки из синего картона, конфетти, серебристый дождик, наклейки. Клейстер (ПВА), кисточки, праздничный черный и красный мешочек.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Новогоднее оформление зала «Зимний лес», только одна елочка не украшена.
Логопед приглашает детей в музыкальный зал, где звучит спокойная музыка. (Здороваются с гостями)
Логопед: Ребята, как здесь волшебно красиво. А вы хотите быть волшебниками.
Дети: «Да, очень хотим»
Проводится игра: Волшебное колдовство «Превращалочка»
Начинаем мы играть
Начинаем колдовать…(выполняются движения руками, как будто дети колдуют)
На всех нас без сомненья,
Влияет настроение. (На каждое слово хлопок руками)
Кто веселится… (изображение мимикой радости)
Кто грустит… (изображение грусти)
Кто испугался…(изображение испуга)
Кто сердит…(изображают сердитого мимики)
Вокруг себя обернись и в волшебника превратись.
(В это время звучит волшебная музыка, дети быстро одевают колпаки и накидки волшебников)
Логопед: Вот мы и превратились в веселых волшебников
Игра «Веселые волшебники» (Цель упражнения – создание положительного эмоционального фона).
Волшебники в доме жили,
Меж собой они дружили.
Звали их совсем чудно —
Хи-хи, Ха-ха, Хо-хо-хо.
Удивлялись человечки: —
Хо-хо, хо-хо, ху-ху-ху!
Им собака шла навстречу
И дышала глубоко.
Засмеялись человечки:
— Хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи.
Ты похожа на овечку.
Прочитать тебе стихи?
Разобиделась собака
И ушами затрясла.
Человечки же хохочут:
— Ха-ха, ха-ха, ха-ха-ха!
Логопед: Волшебники, посмотрите, к нам в открытое оконце залетела в гости снежинка. (Поднимает волшебную снежинку).
Голос за кадром. Маленькие волшебники, помогите мне вернуться в зимний лес. В лесу случилась беда. (Звучит аудиозапись с шумом ветра). Налетел северный ветер, унёс снежинки и теперь деревья замерзают без снега.
Логопед: Нам необходимо помочь зимнему лесу. Но как помочь?
Дети: Мы же волшебники. Надо отправиться в зимний лес и вернуть все снежинки.
Логопед: Молодцы, но чтобы дорога была легкой и неутомительной, надо к ней хорошо подготовиться. Давайте сделаем зарядку. Вспомним, как надо правильно дышать морозным воздухом.
Дети: Дышать нужно через нос, потому что воздух согревается и увлажняется.
Дыхательная гимнастика:
Встать ноги на ширине плеч. Руки опущены.
Поднять руки через стороны вверх – вдох.
Задержать руки вверху – пауза.
Опустить вниз, – выдох.
Логопед: Ну, а теперь в путь!
Дети делают мимику «Улыбочка»
Звучит музыка
Дети едут на саночках под музыку и поют песню (муз. А Филиппенко) «Саночки»
Психолог: Вот мы и очутились в зимнем лесу. Дети, становятся в круг, берутся за руки. Почувствуйте теплоту ваших рук. Посмотрите в глаза друг другу и подарите самую тёплую, самую нежную улыбку.
- Здесь нас ждет непростое перевоплощение.
- Вот нас уже и Ворон поджидает.
Ворон: Здравствуйте волшебники. Я вам приготовил задания, за каждый правильный ответ я вам буду давать снежинки «Смайлики». Ворон передает карточки с изображением эмоций (грусть, радость, злость, страх).
Психолог: Чтобы было легче справиться с заданием, вы будете выполнять в его парах. За каждый правильный ответ Ворон дает снежинку.
Психолог раздает карточки: Не показывайте их друг другу. Ваша задача без слов изобразить то, что нарисовано на карточке так, чтобы остальные дети догадались”.
Радость: Дети изображают по очереди, остальные отгадывают эмоцию
Педагог-психолог: - Правильно, по лицу совсем не трудно узнать радостного человека: он улыбается, смеется, уголки губ приподняты вверх, глаза прищурены. А что чувствует радостный человек? (Ответы детей: добро, он пляшет, веселится). У радостного человека появляется уверенность в себе. Ему хочется плясать, петь, прыгать, кричать, чтобы выплеснуть переполняющую его радость. Давайте попробуем изобразить жесты радостного человека. Покажите, какая поза, и какая походка у радостного человека. («Полька» Рахманинов)
Задание: «Закончи предложение»
Педагог-психолог: - А теперь вам необходимо закончить предложения, которые приготовила вам эмоция радости.
«Когда я радуюсь, я (улыбаюсь, прыгаю, пою, смеюсь) ». «Я радуюсь, когда вижу… .(подарки, мамино лицо, торт… .) ».
Педагог-психолог: - Молодцы. А вы почувствовали, что когда мы с вами говорили о радости, нам тоже становилось весело, радостно? (Ответы: да)
(Ворон дает детям снежинки)
Грусть: Сначала дети изображают эмоцию, которая на картинке, другие пытаются отгадать. Организация беседы на тему грусти.
Педагог-психолог: - Мы с вами повеселились, весело посмеялись, что же приготовила нам эмоция грусти? Посмотрите на выражение лиц героев на этой картинке, что произошло с их ртом? Бровями? Какое у них выражение глаз? (Ответы детей: грустная, печальная, губы опущены вниз, брови полумесяцем вниз, глаза печальные).
Включается аудиозапись с шумом ветра и метели.
Педагог-психолог: - Слышите? метет метель, и стало сразу грустно.
Этюд «Плохая погода»
Детям предлагается представить себе пасмурное небо, холодный ветер, взъерошенных воробьев, которые забились под крыши домов.
Педагог-психолог: - Какое у вас настроение? Изобразите на лице грусть. Но метель наконец закончилась (аудиозапись выключается, но все еще грустно.)
- А вы знаете, как можно прогнать грусть? Нам поможет наша эмоция грусти, ей тоже надоело грустить, и она приготовила вам стихотворение.
- Я от грусти не заплачу,
Поведу себя иначе
Чтобы грусти не бояться,
Надо весело смеяться!
- Давайте вместе проговорим этот волшебный стишок.
- А мы умеем смеяться? (Дети: - да, весело смеются) .
- Посмеялись, вот и грусть ушла!
Страх: следующая пара детей изображает свою эмоцию. Остальные отгадывают.
Да, это эмоция страха. Как мы можем узнать, что человек испуган? (Ответы: он дрожит, он сворачивается клубочком, у него округляются глаза, он замирает).
Голова испуганного человека втянута в плечи и откинута назад. Глаза широко раскрыты, брови приподняты, рот приоткрыт. Руки прижаты к груди или закрывают лицо. Колени согнуты, ходит он очень осторожно или вообще стоит на месте. От страха человек может очень плохо говорить, дрожать, плакать. Покажите друг другу, как вы выглядите, когда боитесь.
Упражнение «Закончить предложения»:
Когда я боюсь, я …. Я боюсь, когда слышу (вижу)….
Упражнение «У страха глаза велики»
Педагог-психолог: - А теперь давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, огромный страх. (Дети широко разводят руки в стороны.) У всех, кто боится, от страха большие глаза (изображают большие круглые глаза при помощи рук). Но теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки). А затем и вовсе исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками.) Посмотрите, друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больших глаз и, следовательно, никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу!
Злость: следующая пара детей изображает свою эмоцию. Остальные отгадывают.
Организация беседы на тему злости.
Правильно, это злость. Попробуем изобразить эмоцию злости. Брови у злого человека опущены и сведены вместе, глаза раскрыты, губы сжаты, зубы стиснуты. Кисти рук сжаты в кулаки, он может сильно размахивать руками или топать ногами, громко кричать. Изобразите гневного, злого человека.
Педагог-психолог: Вот два волшебных мешочка один черный, другой красный. В черный мы спрячем всю злость, покричим в него каждый по очереди: - Уходи злость! Теперь крепко завяжем и спрячем, и вся злость исчезнет. А в красный мешочек пошепчем свое самое заветное желание, а потом выпустим из мешочка, и ваше желание исполнится, только желание должно быть добрым!
“Какие же вы молодцы! справились с задание Дедушки Ворона.
Ворон: За то, что вы справились с моим заданиями, предлагает вам поиграть в мою любимую русскую народную игру «Ворон»
Педагог-психолог: А теперь немного отдохнем.
Релаксация «Волшебный сон»
(дети ложатся на ковре на спину)
Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Напряженье улетело.
И расслаблено все тело;
Будто мы лежим на травке,
На зеленой на муравке.
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать.
Потянуться! Улыбнуться,
Всем открыть глаза и встать!
Воспитатель: Ой, ребята, как много снежинок вы собрали для нашего зимнего леса. А если снежинка упадет на ладошку, то, что с ней произойдет?
Дети: Снежинка растает, и превратиться в воду.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на эту емкость с водой? Можно сказать, что в этой емкости недавно было много снежинок?
Дети: Да.
Воспитатель: Посмотрите на воду, как вы думаете в каком она сейчас состоянии? (в движении или в покое?)
Дети: Она спокойна.
Воспитатель: Попробуйте изобразить состояние покоя.
Дети эмоционально изображают состояние покоя.
Воспитатель: А сейчас мы будем воздействовать на неё, общаться с ней. (Постукиваем по краям ёмкости).
- Видите, как вода волнуется, колышется. Так же и с людьми, если мы общаемся, то испытываем различные эмоциональные чувства. Например, попробуйте в воду опустить камушки (Дети бросают камушки).
Воспитатель: Что происходит с водой?
Дети: Вода волнуется.
Воспитатель: Правильно. И у человека тоже на душе волнение.
Воспитатель: Попробуйте изобразить состояние волнения.
Дети эмоционально изображают состояние волнения.
Воспитатель: А сейчас попробуйте бросить в воду кусочки глины.
Воспитатель: Что происходит с водой?
Дети: Вода потемнела.
Воспитатель: Иногда человек может услышать обидные слова.
- Какое тогда будет настроение и состояние у человека?
Дети: Настроение у человека испортится. Он обидится, огорчится.
Воспитатель: Попробуйте изобразить огорчение или обиду.
Дети эмоционально изображают состояние огорчения или обиды.
(Слышится шум ветра и метели. На слайдах зимний лес).
Воспитатель: Снова стало холодно. Я чувствую мороз. – А вы? Ребята, покажите, состояние человека, когда ему очень холодно.
Воспитатель обращает внимание детей на слайд с изображением зимнего леса. В это время происходит замена емкости с водой на емкость со снежинками.
Воспитатель удивляется, обращая внимание детей на емкость со снежинками.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас была вода, а превратилась во что?
Дети: В снежинки.
Дети присоединяются к комментариям воспитателя о превращении воды в снежинки. Все радуются.
Воспитатель: Маленькие волшебники превратим эти снежинки в праздничные, новогодние. Ведь скоро Новый год! А ёлочка у нас стоит не украшена. Давайте ей поможем нарядиться.
(Дети украшают снежинки )
Логопед: Я вам буду читать стихотворение, а вы добавляйте слова, родственные слову снег. После каждого сказанного родственного снегу слова, вы будете укрывать елочку, снежинками, чтобы она не замерзла.
- Тихо, тихо, как во сне, падает на землю…снег
С неба все скользят пушинки – серебристые…снежинки
На посёлки, на лужок все снижается - …снежок
Вот веселье для ребят – все сильнее - …снегопад
Все бегут вперегонки, все хотят играть в …снежки
Словно в белый пуховик нарядился - …снеговик
Рядом снежная фигурка – это девочка - …снегурка
На снегу-то, посмотри – с красной грудкой …снегири
Дети с воспитателем, учителем логопедом развешивают снежинки на ветках елочки.
Воспитатель: Какая красивая и нарядная елочка стала. Пусть снежинки согревают ёлочку зимой.
Исполняют хоровод вокруг ёлки «Хороводная» В. Шнайдера
Воспитатель: Ой, а что это под ёлочкой? Это ёлочка приготовила вам подарки. Достает маленькие памятные подарки для каждого ребенка.
В благодарность дети исполняют хоровод вокруг ёлочки.
Логопед: «Молодцы, ребята! Вот и подошло к концу наше занятие. О чем мы с вами говорили сегодня? Правильно, об эмоциях, о том, в каких случаях мы испытываем разные эмоции. Вам понравилось занятие? А что понравилось и запомнилось больше всего? Все были молодцы, я предлагаю вам поблагодарить друг друга за совместную работу, можете обнять своего соседа; похлопать друг другу, улыбнуться друг другу и нашим уважаемым гостям!
Видео: снятие эмоциональной напряженности «Зимний лес»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка «В зимнем лесу»
Сценарий праздника для средней группы....
Комплексное тематическое занятие во 2-ой младшей группе на тему: « Путешествие в зимнем лесу».
Программные задачи:1.Закреплять знание о зиме, ее приметах;2. продолжать ходить стайкой за воспитателем, перешагивать...
Конспект занятия 1 младшей группы на тему: " Встречи в зимнем лесу"
Программные задачи:1 .Формировать у детей представление о диких животных: зайце, белке, медведе, их внешнем виде, питании, особенностях образа жизни.2. Познакомить малышей со свойствами и качествами л...
Конспект интегрированного занятия на тему: "Чудеса зимнего леса"
Конспект интегрированного занятия "Чудеса зимнего леса" для детей старшей логопедической группы. Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка» . Соста...

Занятие "Путешествие по зимнему лесу".
Занятие проводилось в целях расширения знаний детей о жизни животных в лесу в зимнее время....

Конспект экскурсии в зимний лес «Красота зимнего леса»
Цель: расширять представления детей о лесе в зимний период, воспитывать любовь к природе.Задачи:Образовательные: учить детей называть зимние признаки, обогащать словарь прилагательными.Развивающие: ра...

Сценарий развлечения «Зимние забавы» в старшей группе «Б» (игровая конкурсная программа) «Письмо из зимнего леса» »
Дети помогают спасти зимний лес от происков Госпожи Метелицы...
