Идёт волшебница зима…
статья по логопедии (подготовительная группа)

Обобщение представлений о зиме и зимних явлениях в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zima_v_nsportal.docx30.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непрерывной образовательной деятельности

для детей подготовительной логопедической группы с ОНР

по развитию лексико-грамматического строя речи

с использованием здоровьесберегающейтехнологии

«Идёт волшебница зима…»

Цель

Обобщение представлений о зиме и зимних явлениях в природе.

Задачи

Образовательные:

1.Активизация и актуализация словаря по теме «Зима».

2.Совершенствованиеграмматического строя речи (согласование имен существительных и прилагательных в роде, числе).

Коррекционные:        

1.Развитие связной речи.

2. Развитиеобщих речевых навыков.

2.Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, восприятия, воображения.

3.Развитие тонкой моторики.

Воспитательные:

1.Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности, активности.

2.Воспитание бережного отношения к природе.

3.Приобщение детей к русской национальной культуре.

Физического воспитания.

1.Развитие общей моторики.

1.Упражнение детей в равновесии при ходьбе по уменьшенной опоре.

2.Тренирование в прыжках вверх из глубокого приседа.

Материалы и оборудование:иллюстрации с изображением русской природы зимой; карточки с закодированными словами (разные названия метели); мяч для игры; набивные мячи по количеству детей; 2 гимнастические скамейки; 2 стойки; 2 ленточки; палочки, длиной 20 см. (по количеству детей).Занятиепроводится в спортивном зале, дети в спортивной форме.

Предварительная работа: Наблюдение за зимними изменениями в природе на прогулке.Разучивание подвижного упражнения «Медведь».Разучивание упражнения на развитие тонкой моторики «На ёлке».

Литература: Н.В.Нищева «Система коррекционной работы» СПб Д. Пр.2003

I.Организационный момент

Логопед:

Послушайте и попробуйте отгадать загадку.

Ночью ветер волком выл и по крыше палкой бил.

Утром глянули в окно – там волшебное кино.

Раскатала белый холст, набросала светлых звезд

И папахи на дома нахлобучила. Зима

Сегодня мы с вами поговорим о зиме, которая уже вступила в свои права.

II Основная часть

На дворе зима. Сколько месяцев зимой? Зимой три месяца.

Назовите их. Декабрь, январь, февраль.

Первый месяц зимы -  декабрь. В старину называли этот месяц так: лютень, студень, стужайло. Люди говорили: «Декабрь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегом лепит, за ухом морозом колет».

Попробуйте отгадатьследующую загадку

Стали дни короче. Ночью дождик лил.

И пришел стекольщик – лужи застеклил. Мороз.

Правильно, ребята, Мороз. Как вы думаете, почему так говорят: «Мороз не велик, да стоять не велит. В зимний холод всякий молод». Ответы детей. Это значит, чтобы спастись от холода нужно двигаться, ходить, бегать, прыгать, притоптывать.

2.Инструктор по физической культуре: Вот давайте мы пойдем и погреемся.

Упражнения в ходьбе и беге.

1.Ходьба на носках.

2.Ходьба на пятках.

3.Ходьба на внешней стороне стопы.

4.Ходьба с высоким подниманием колена.

5.Бег обычный на носках.

6.Бег с захлёстыванием голени.

7.Ходьба с восстановлением дыхания.

3.Воспитатель: Ребята, вы обратили внимание, как часто зимой мы говорим: Вьюга, Метель, Пурга. А что это такое?Воспитательпоказывает закодированные картинки.Ветер поднимает с земли снежинки и несёт их, метёт, как метлой. Какой ветер? Зимний, студёный, злой.Ветер со снегом назвалиметелью. Показ карточки с нарисованной метлой.

Попробуйте отгадатьзагадку.

Кто в трубе печной завыл?

Кто ворота отворил?

Кто там воет, завывает,

Все дорожки заметает?

Кто бросает снег в лицо?

Наметает на крыльцо?        Вьюга.

Правильно. Молодцы. Как можно назвать вьюгу по-другому? Что такое вьюга? Сильный ветер со снегом, метель, буран.Прислушайтесь к вою ветра: «Вью-у-у-у…»,как волк воет. Показ картинки с воющим волком.Так метель сама себя назвала вьюгой. Какая вьюга? Холодная, злая, колючая.

4.Логопед:Давайте поиграем в игру «Вьюга».

Вы будете петь звук «У» то тихо, то громко в зависимости от того, буду я поднимать или опускать руку. Чем выше я поднимаю руку, тем громче вы поёте, и наоборот. Так вьюга будет то усиливаться, то затихать. Вьюга только начинается. Пойте «У» очень тихо. Логопед следит, чтобы дети вовремя делали вдох.

5.Воспитатель:Иногда ветер поднимает и бросает снег в разные стороны, крутит, метёт по земле.Это называется пурга. Показывает карточку, где нарисованы стрелки в разные стороны. А бывает и так. Морозный солнечный день. Ветер несёт снег понизу, и по самой земле. Такая метель называется - позёмка. Нарисована земля, завитки над ней.

6.Инструктор по физической культуре:Зимой холодно, дует сильный ветер. А чтобы нам не замёрзнуть, нужно погреться.

Комплекс обще-развивающих упражнений с набивными мячами

И.п.: основная стойка, мяч в руках

1,2 – мяч вверх, посмотреть на него, вдох

3,4 - И.п., выдох

Повторить 6-7 раз

И.п.: стоя, ноги врозь, мяч в руках,

1 - вдох

2 –поворот с мячом вправо, выдох

3,4 –Поворот с мячом влево, выдох

Упражнение повторить 4 раза

И.п.: Основная стойка: стоя, руки на поясе, мяч на полу перед собой

1 -8поставить правую ногу на мяч, перекатывать вперёд - назад не снимая ногу, и.п.

То же левой ногой.

Повторить 2 раза

И.п.: сидя, упор сзади, мяч зажат между ступнями

1,2 – согнуть ноги не отрывая ступней от пола

3,4 – И.п.

Повторить 6 раз.

И.п.: лёжа на спине, мяч зажат между ступнями

1 – руки вверх

2 – махом вперёд сесть

3 –наклон вперёд, коснуться мяча

4 – И.п.

Повторить 6 раз.

И.п.: Основная стойка: мяч на полу перед собой

1,2 – перепрыгнуть на двух ногах через мяч

3,4 – поворот

То же в другую сторону

Повторить 10раз.

Упражнение на восстановление дыхания

И.п.: ноги на ширине плеч, мяч в руках

1 – мяч вверх, вдох, подняться на носки

2 – опуститься на всю стопу, мяч вниз, выдох.

Повторить 4-5 раз.

Дети садятся.

7.Логопед: Второй месяц зимы – январь. В народе называют январь – просинец. В этом месяце чаще светит солнце и проглядывает синее небо. Народная поговорка гласит: «Январь на пороге – прибыло дня на куриный шаг». В январе дети часто играют в разные игры. Давайте мы тоже поиграем.

Игра с мячом «Подбери признак»

Логопед бросает детям мяч по очереди и говорит существительные, а они должны подобрать к ним прилагательные.

Например: зима (какая?) –холодная, студёная, морозная…;

небо (какое?) – хмурое. Зимнее, пасмурное, низкое…;

                      снег (какой?) –пушистый, белый, холодный, рыхлый….

8.Инструктор по физ. культуре: Попробуйте отгадать ещё одну загадку.

Как будто белой скатертью он крышу застелил.

В серебряные платьица деревья нарядил.Снег.

Намело снега целые сугробы.

Давайте представим, что мы перепрыгиваем через сугробы.

Основные движения.

  1. Ходьба по гимнастической скамейке с остановкой посередине и перепрыгивание через ленточку.
  2. Прыжки вверх из глубокого приседа.

Указания:1. Упражнения выполняются подгрупповым методом. 2. В прямом направлении - дети выполняют упражнение на скамейке, в обратномнаправлении- упражняются в прыжках и возвращаютсяв конец своей команды.

Повторить 2-3 раза.

9.Воспитатель: Последний месяц зимы – февраль. В феврале зима с весной встречаются. В старину февраль называли ветродуй, вьюговей.Что бы это значило?Ответы детей.В феврале ещё стоят морозы, лютует вьюга, но уже чувствуется приближение весны. Русская пословица гласит: «В феврале два друга – мороз да вьюга». Зима – время весёлых детских игр.Давайте и мы поиграем.

Подвижная игра «Медведь»(на координацию речи с движением, развитие ловкости, речевого дыхания).

Как на горке - снег, снег                    Дети стоят кругом, в центре которого спит «медведь».

Руки постепенно поднимаются вверх, вдох.

И под горкой - снег, снег                  Приседают, опускают руки, выдох.

И на ёлке – снег, снег                         Встают, поднимают руки, вдох.

И под ёлкой - снег, снег                     Приседают, опускают руки, выдох.

А под снегом спит медведь      На цыпочках бегут по кругу.

На последних словах.

Тише, тише… Не шуметь!                  «медведь» просыпается и бросается ловить детей.

Игра повторяется 2-3 раза.

Много игр придумал русский народ. Вот одна из них.

Игра «Малечина – калечина».У каждого ребёнка в руках палочка (20 см.). Можно взять не заточенные карандаши.

Все произносят:

Малечина – калечина сколько часов осталось до вечера, до зимнего?

После последних слов каждый ребёнок ставит палочку на ладонь и старается её удержать. Педагог ведёт в это время счёт. Выигрывает тот, кто смог удержать палочку дольше всех.

10.Логопед: А, какой самый весёлый праздник мы встречаем зимой? Новый год.Верно, самый прекрасный, волшебный праздник в году. Давайте расскажем о нём.

Упражнение на развитие тонкой моторики «На ёлке»

Мы на ёлке веселились,   Ритмичные хлопки в ладоши.

И плясали, и резвились.                   Ритмичные удары кулачками.

После добрый Дед МорозСжимают и разжимают кулачки.

Нам подарки преподнёс

Дал большущие пакеты,Рисуют рукам большой круг.

В них же вкусные предметы                     Ритмичные хлопки.

Конфеты в бумажках синих,   Загибают на обеих руках пальчики,

Орешки рядом сними,начиная с большого.

Груша, яблоко, один –

Золотистый мандарин!

III. Итог

Педагоги предлагают детям выказать своё впечатление о занятии, что им понравилось, что было интересно делать, а затем оценивают их работу.

Под музыку из к/ф «Чародеи» дети выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ознакомлению детей с окружающим миром "Идёт волшебница зима..."

КОНСПЕКТнепосредственно образовательной деятельности «Идёт волшебница зима…»По  ознакомлению детей с окружающим миромв старшей группе (образовательная область «Познание») по ...

Интегрированная непосредственная образовательная деятельность (НОД) "Идёт волшебница зима"

Представляем конспект непосредственной образовательной деятельности для детей в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по теме:" Идёт волшебница зима"...

Выставка детско-родительских поделок, рисунков «Идёт волшебница зима»

Совместное детско-родительское творчество.Совместное творчество детей и родителей создает массу положительных эмоций и теплую атмосферу в доме. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие реб...

Проект: «Идёт волшебница зима»

Проект «Идёт красавица зима» предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать ...

ПРОЕКТ «Идёт волшебница зима» для детей 6-7 лет.

Проект « Идет волшебница зима» направлен на развитие познавательной активности детей, о сезонных изменениях в живой и неживой природе, зимних развлечениях, видах спорта, о зимних олимпийск...