Идёт волшебница зима…
статья по логопедии (подготовительная группа)
Обобщение представлений о зиме и зимних явлениях в природе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
непрерывной образовательной деятельности
для детей подготовительной логопедической группы с ОНР
по развитию лексико-грамматического строя речи
с использованием здоровьесберегающейтехнологии
«Идёт волшебница зима…»
Цель
Обобщение представлений о зиме и зимних явлениях в природе.
Задачи
Образовательные:
1.Активизация и актуализация словаря по теме «Зима».
2.Совершенствованиеграмматического строя речи (согласование имен существительных и прилагательных в роде, числе).
Коррекционные:
1.Развитие связной речи.
2. Развитиеобщих речевых навыков.
2.Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, восприятия, воображения.
3.Развитие тонкой моторики.
Воспитательные:
1.Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности, активности.
2.Воспитание бережного отношения к природе.
3.Приобщение детей к русской национальной культуре.
Физического воспитания.
1.Развитие общей моторики.
1.Упражнение детей в равновесии при ходьбе по уменьшенной опоре.
2.Тренирование в прыжках вверх из глубокого приседа.
Материалы и оборудование:иллюстрации с изображением русской природы зимой; карточки с закодированными словами (разные названия метели); мяч для игры; набивные мячи по количеству детей; 2 гимнастические скамейки; 2 стойки; 2 ленточки; палочки, длиной 20 см. (по количеству детей).Занятиепроводится в спортивном зале, дети в спортивной форме.
Предварительная работа: Наблюдение за зимними изменениями в природе на прогулке.Разучивание подвижного упражнения «Медведь».Разучивание упражнения на развитие тонкой моторики «На ёлке».
Литература: Н.В.Нищева «Система коррекционной работы» СПб Д. Пр.2003
I.Организационный момент
Логопед:
Послушайте и попробуйте отгадать загадку.
Ночью ветер волком выл и по крыше палкой бил.
Утром глянули в окно – там волшебное кино.
Раскатала белый холст, набросала светлых звезд
И папахи на дома нахлобучила. Зима
Сегодня мы с вами поговорим о зиме, которая уже вступила в свои права.
II Основная часть
На дворе зима. Сколько месяцев зимой? Зимой три месяца.
Назовите их. Декабрь, январь, февраль.
Первый месяц зимы - декабрь. В старину называли этот месяц так: лютень, студень, стужайло. Люди говорили: «Декабрь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегом лепит, за ухом морозом колет».
Попробуйте отгадатьследующую загадку
Стали дни короче. Ночью дождик лил.
И пришел стекольщик – лужи застеклил. Мороз.
Правильно, ребята, Мороз. Как вы думаете, почему так говорят: «Мороз не велик, да стоять не велит. В зимний холод всякий молод». Ответы детей. Это значит, чтобы спастись от холода нужно двигаться, ходить, бегать, прыгать, притоптывать.
2.Инструктор по физической культуре: Вот давайте мы пойдем и погреемся.
Упражнения в ходьбе и беге.
1.Ходьба на носках.
2.Ходьба на пятках.
3.Ходьба на внешней стороне стопы.
4.Ходьба с высоким подниманием колена.
5.Бег обычный на носках.
6.Бег с захлёстыванием голени.
7.Ходьба с восстановлением дыхания.
3.Воспитатель: Ребята, вы обратили внимание, как часто зимой мы говорим: Вьюга, Метель, Пурга. А что это такое?Воспитательпоказывает закодированные картинки.Ветер поднимает с земли снежинки и несёт их, метёт, как метлой. Какой ветер? Зимний, студёный, злой.Ветер со снегом назвалиметелью. Показ карточки с нарисованной метлой.
Попробуйте отгадатьзагадку.
Кто в трубе печной завыл?
Кто ворота отворил?
Кто там воет, завывает,
Все дорожки заметает?
Кто бросает снег в лицо?
Наметает на крыльцо? Вьюга.
Правильно. Молодцы. Как можно назвать вьюгу по-другому? Что такое вьюга? Сильный ветер со снегом, метель, буран.Прислушайтесь к вою ветра: «Вью-у-у-у…»,как волк воет. Показ картинки с воющим волком.Так метель сама себя назвала вьюгой. Какая вьюга? Холодная, злая, колючая.
4.Логопед:Давайте поиграем в игру «Вьюга».
Вы будете петь звук «У» то тихо, то громко в зависимости от того, буду я поднимать или опускать руку. Чем выше я поднимаю руку, тем громче вы поёте, и наоборот. Так вьюга будет то усиливаться, то затихать. Вьюга только начинается. Пойте «У» очень тихо. Логопед следит, чтобы дети вовремя делали вдох.
5.Воспитатель:Иногда ветер поднимает и бросает снег в разные стороны, крутит, метёт по земле.Это называется пурга. Показывает карточку, где нарисованы стрелки в разные стороны. А бывает и так. Морозный солнечный день. Ветер несёт снег понизу, и по самой земле. Такая метель называется - позёмка. Нарисована земля, завитки над ней.
6.Инструктор по физической культуре:Зимой холодно, дует сильный ветер. А чтобы нам не замёрзнуть, нужно погреться.
Комплекс обще-развивающих упражнений с набивными мячами
И.п.: основная стойка, мяч в руках
1,2 – мяч вверх, посмотреть на него, вдох
3,4 - И.п., выдох
Повторить 6-7 раз
И.п.: стоя, ноги врозь, мяч в руках,
1 - вдох
2 –поворот с мячом вправо, выдох
3,4 –Поворот с мячом влево, выдох
Упражнение повторить 4 раза
И.п.: Основная стойка: стоя, руки на поясе, мяч на полу перед собой
1 -8поставить правую ногу на мяч, перекатывать вперёд - назад не снимая ногу, и.п.
То же левой ногой.
Повторить 2 раза
И.п.: сидя, упор сзади, мяч зажат между ступнями
1,2 – согнуть ноги не отрывая ступней от пола
3,4 – И.п.
Повторить 6 раз.
И.п.: лёжа на спине, мяч зажат между ступнями
1 – руки вверх
2 – махом вперёд сесть
3 –наклон вперёд, коснуться мяча
4 – И.п.
Повторить 6 раз.
И.п.: Основная стойка: мяч на полу перед собой
1,2 – перепрыгнуть на двух ногах через мяч
3,4 – поворот
То же в другую сторону
Повторить 10раз.
Упражнение на восстановление дыхания
И.п.: ноги на ширине плеч, мяч в руках
1 – мяч вверх, вдох, подняться на носки
2 – опуститься на всю стопу, мяч вниз, выдох.
Повторить 4-5 раз.
Дети садятся.
7.Логопед: Второй месяц зимы – январь. В народе называют январь – просинец. В этом месяце чаще светит солнце и проглядывает синее небо. Народная поговорка гласит: «Январь на пороге – прибыло дня на куриный шаг». В январе дети часто играют в разные игры. Давайте мы тоже поиграем.
Игра с мячом «Подбери признак»
Логопед бросает детям мяч по очереди и говорит существительные, а они должны подобрать к ним прилагательные.
Например: зима (какая?) –холодная, студёная, морозная…;
небо (какое?) – хмурое. Зимнее, пасмурное, низкое…;
снег (какой?) –пушистый, белый, холодный, рыхлый….
8.Инструктор по физ. культуре: Попробуйте отгадать ещё одну загадку.
Как будто белой скатертью он крышу застелил.
В серебряные платьица деревья нарядил.Снег.
Намело снега целые сугробы.
Давайте представим, что мы перепрыгиваем через сугробы.
Основные движения.
- Ходьба по гимнастической скамейке с остановкой посередине и перепрыгивание через ленточку.
- Прыжки вверх из глубокого приседа.
Указания:1. Упражнения выполняются подгрупповым методом. 2. В прямом направлении - дети выполняют упражнение на скамейке, в обратномнаправлении- упражняются в прыжках и возвращаютсяв конец своей команды.
Повторить 2-3 раза.
9.Воспитатель: Последний месяц зимы – февраль. В феврале зима с весной встречаются. В старину февраль называли ветродуй, вьюговей.Что бы это значило?Ответы детей.В феврале ещё стоят морозы, лютует вьюга, но уже чувствуется приближение весны. Русская пословица гласит: «В феврале два друга – мороз да вьюга». Зима – время весёлых детских игр.Давайте и мы поиграем.
Подвижная игра «Медведь»(на координацию речи с движением, развитие ловкости, речевого дыхания).
Как на горке - снег, снег Дети стоят кругом, в центре которого спит «медведь».
Руки постепенно поднимаются вверх, вдох.
И под горкой - снег, снег Приседают, опускают руки, выдох.
И на ёлке – снег, снег Встают, поднимают руки, вдох.
И под ёлкой - снег, снег Приседают, опускают руки, выдох.
А под снегом спит медведь На цыпочках бегут по кругу.
На последних словах.
Тише, тише… Не шуметь! «медведь» просыпается и бросается ловить детей.
Игра повторяется 2-3 раза.
Много игр придумал русский народ. Вот одна из них.
Игра «Малечина – калечина».У каждого ребёнка в руках палочка (20 см.). Можно взять не заточенные карандаши.
Все произносят:
Малечина – калечина сколько часов осталось до вечера, до зимнего?
После последних слов каждый ребёнок ставит палочку на ладонь и старается её удержать. Педагог ведёт в это время счёт. Выигрывает тот, кто смог удержать палочку дольше всех.
10.Логопед: А, какой самый весёлый праздник мы встречаем зимой? Новый год.Верно, самый прекрасный, волшебный праздник в году. Давайте расскажем о нём.
Упражнение на развитие тонкой моторики «На ёлке»
Мы на ёлке веселились, Ритмичные хлопки в ладоши.
И плясали, и резвились. Ритмичные удары кулачками.
После добрый Дед МорозСжимают и разжимают кулачки.
Нам подарки преподнёс
Дал большущие пакеты,Рисуют рукам большой круг.
В них же вкусные предметы Ритмичные хлопки.
Конфеты в бумажках синих, Загибают на обеих руках пальчики,
Орешки рядом сними,начиная с большого.
Груша, яблоко, один –
Золотистый мандарин!
III. Итог
Педагоги предлагают детям выказать своё впечатление о занятии, что им понравилось, что было интересно делать, а затем оценивают их работу.
Под музыку из к/ф «Чародеи» дети выходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ознакомлению детей с окружающим миром "Идёт волшебница зима..."
КОНСПЕКТнепосредственно образовательной деятельности «Идёт волшебница зима…»По ознакомлению детей с окружающим миромв старшей группе (образовательная область «Познание») по ...

Интегрированная непосредственная образовательная деятельность (НОД) "Идёт волшебница зима"
Представляем конспект непосредственной образовательной деятельности для детей в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по теме:" Идёт волшебница зима"...

Выставка детско-родительских поделок, рисунков «Идёт волшебница зима»
Совместное детско-родительское творчество.Совместное творчество детей и родителей создает массу положительных эмоций и теплую атмосферу в доме. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие реб...

Проект: «Идёт волшебница зима»
Проект «Идёт красавица зима» предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать ...

ПРОЕКТ «Идёт волшебница зима» для детей 6-7 лет.
Проект « Идет волшебница зима» направлен на развитие познавательной активности детей, о сезонных изменениях в живой и неживой природе, зимних развлечениях, видах спорта, о зимних олимпийск...
