АООП дошкольного образования на основе ФГОС для воспитанника с задержкой психического развития
методическая разработка по логопедии (средняя группа)

Иванова (Калуцкая) Татьяна Валерьевна

АООП дошкольного образования на основе ФГОС для воспитанника с задержкой психического развития 

Скачать:


Предварительный просмотр:

АООП дошкольного образования на основе ФГОС для воспитанника с задержкой психического развития

Образовательная деятельность с воспитанником в рамках ПМП сопровождения коррекционная направленность

Системное недоразвитие речи

Учитель-логопед

Кауфман Т.В.

Ф.И.О. ребенка

Учебный год, группа:, средняя

Характеристика воспитанника с системным недоразвитием речи.

Системное недоразвитие речи характеризуется полным или почти полным отсутствием словесных средств общения в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована. Дети 5-6 лет, а иногда и старше имеют скудный активный словарь, состоящий из звукоподражаний и звуковых комплексов. Эти звуковые комплексы, сопровождаемые жестами, образованы самими детьми и непонятны для окружающих. Так, вместо машина поехала ребенок говорит «биби», вместо пол и потолок – «ли», сопровождая речь указательным жестом, вместо дедушка – «де» и т.д.

По своему Звучанию лепетная речь состоит как из сходных со словами элементов (петух – «уту», киска – «тита»), так и из совершенно непохожих на правильное слово звуковых сочетаний (воробей – «ки»).

Одновременно с лепетными словами и жестами на этом уровне развития речи дети могут пользоваться и отдельными общеупотребительными словами, однако, как правило, эти слова еще недостаточно сформированы по структуре и звуковому составу, а также употребляются в неточных значениях. Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует.

Объединение предметов под тем или иным названием определяется сходством отдельных частных признаков. Так, например, словом лапа десятилетний мальчик называл все, с помощью чего живые и неживые предметы могли передвигаться – лапы у животных и птиц, ноги человека, колеса машины, паровоза; словом лед обозначалось все, что имело гладкую блестящую поверхность, – зеркало, оконное стекло, гладкая крышка стола; словом беда один из детей обозначал все, что связано с неприятными переживаниями, – сделали замечание, не дали игрушку, не пустили гулять, потерялась вещь и т.д.

Ориентируясь на внешнее сходство, дети часто один и тот же предмет в разной ситуации называют разными словами; например, паук на разных картинках назывался то жук («сюк»), то таракан («тлякан»), то пчела («теля»), то оса («атя»).

Названия действий очень часто заменяются названиями предметов: открывать – «древ» (дверь); играть в мяч – просто «мяч», а названия предметов в свою очередь могут заменяться названиями действий (кровать– «пать», самолет – «летай»).

Фразой на этой стадии речевого развития дети почти не владеют. Лишь у некоторых из них, более развитых в речевом отношении, наблюдаются попытки высказать свои мысли целыми лепетными предложениями, например: «Тетя во бак» (Тетя, вот бак); «Папа туту» (Папа уехал).

Стремясь рассказать о каком-либо событии, дети оказываются способными назвать только отдельные слова или одно-два искаженных предложения. Например, вспоминая свой поход за грибами, десятилетний мальчик рассказывает: «Маля Митя гиби. Идот. Сем» Это должно означать, что маленький Миша ходил за грибами в лес, принес грибы домой и дома их ел.

Небольшой запас слов, имеющийся у детей, отражает главным образом непосредственно воспринимаемые через органы чувств предметы и явления. Словесное выражение более отвлеченных отношений действительности на этой ступени речевого развития детям почти недоступно.

При глубоком недоразвитии речи еще почти невозможно отметить сколько-нибудь стойкого пользования морфологическими элементами для выражения грамматических значений. Здесь преобладают «корневые» слова, лишенные флексий. Чаще всего это неизменяемые звуковые комплексы, и лишь у некоторых детей, находящихся на этом уровне речевого развития, можно встретить попытки выделить названия предметов, действий, качеств. Так, слово «акой» (открой) может употребляться применительно ко всем оттенкам значения – открыл, откроет, открывает, надо открыть и т.д.

Пассивный словарь детей, находящихся на первом уровне речевого развития, значительно шире активного. Это создает впечатление, что дети все понимают, но сами сказать ничего не могут.

Специальные исследования, проводившиеся в секторе логопедии Института дефектологии, показывают, что это впечатление нередко оказывается обманчивым. В действительности неговорящие дети часто понимают обращенную к ним речь только на основании подсказывающей ситуации, многих слов они не понимают вовсе (ветка, двор, конура, паук, грива и др.). Почти полностью отсутствует понимание значений грамматических изменений слова. Выявилось, что дети в обстановке, свободной от ситуационных ориентирующих признаков, не различают форм единственного и множественного числа существительного, прошедшего времени глагола, прилагательного, форм мужского и женского рода. Так, дети одинаково реагируют на словесную просьбу «Дай карандаш» и «Дай карандаши», не понимают предлогов, не соотносят с различными ситуациями формы числа глаголов и прилагательных (бежит– бегут, сидит – сидят, пьет – пьют и т.д.), не различают слов большая – большие, красный – красная – красное, разбил – разбила и т. п.

Существенную роль на этом уровне понимания речи играет лишь лексическое значение, а грамматические формы в расчет не принимаются.

Наряду с этим можно наблюдать смешение значений слов, имеющих сходное звучание (рамка – марка, деревня– деревья).

Переходя к характеристике звуковой стороны речи, следует отметить, что бедность и своеобразие словарного запаса не всегда позволяют точно определить на этом уровне состояние произношения отдельных звуков речи; обнаруживаются такие черты, как непостоянный характер звукового оформления одних и тех же слов (карандаш – «адас», дверь – «теф», «вефь», «веть»); произношение отдельных звуков часто лишено постоянной артикуляции, вследствие чего точное звучание слов передать невозможно.

Для детей с глубокими степенями системного недоразвития речи весьма характерна также ограниченная способность воспроизводить слоговые элементы слова. В самостоятельной речи детей преобладают односложные и двусложные образования, а в отраженной речи явно заметна тенденция сократить повторяемое слово до одного-двух слогов (кубики – «ку», карандаш – «дас»).

На этом уровне недоразвития речи способность к восприятию и воспроизведению слоговой структуры слова еще не сформировалась вовсе. Лишь у отдельных детей, находящихся на верхней границе данного уровня, можно отметить появление единичных трех- четырехсложных слов с достаточно постоянным составом звуков. Обычно это слова, часто употребляемые в обиходе. Они составляют своего рода образец, по которому в дальнейшем перестраивается вся речь.

На уровне лепетной речи звуковой анализ слова совершенно недоступен ребенку. Сама по себе задача выделения отдельных звуков оказывается для него непонятной. Привлечь сознание детей к звуковой стороне речи удается только после длительной подготовительной работы; попытки обучения грамоте на данном уровне без соответствующей речевой подготовки обычно не дают никаких результатов.

Формулируем основные положения к характеристике первого уровня развития речи:

1. Активный словарь в зачаточном состоянии. Он состоит из звукоподражаний, лепетных слов и лишь небольшого количества общеупотребительных слов. Значения слов неустойчивы и недифференцированны.

2. Пассивный словарь шире активного, однако понимание речи вне ситуации весьма ограниченно. Фразовая речь почти полностью отсутствует.

3. Способность воспроизводить звуковую и слоговую структуру слова еще не сформирована.

Содержание индивидуальной коррекционной логопедической работы.

Не

Де

ли

За

ня

тия

Темы

коррекционно-

развивающей

работы

Содержание

коррекционно-

развивающей работы

Программное

содержание

коррекционно-

развивающей работы

Сентябрь

IV

1-2

Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Логопедическое заключение.

Октябрь

I

II

3-4

5-6

Развитие артикуляционной базы звуков. Звук [ А]

Артикуляционная гимнастика: «Птенчики», «Окошко».

Пальчиковая гимнастика: «Этот пальчик», «Поварята».

Узнавание неречевых звуков: «Угадай, что звучит», «Где позвонили», «Эхо». «Успокой куклу».

Дыхательная гимнастика: «Подуй на пушинку».

Учить следить за правильным положением органов артикуляции. Формировать навыки правильного речевого дыхания. Развивать мелкую моторику рук. Развитие фонематического восприятия. Обогащение словаря, невербальных средств общения. Активизация речи. Развитие памяти.

III

IV

7-8

9-10

Развитие артикуляционной базы звуков. Звук [ О]

Артикуляционная гимнастика: «Шарик», «Бублик».

Пальчиковая гимнастика: «Однажды хозяйка…».

Звукоподражательные игры: «Угадай на чем играю».

Дыхательная гимнастика: «Посадим бабочку на цветок», «Загоним мяч в ворота», «Иди с нами играть».

Игра: «Овощи- малютки»

Учить ребенка следить и закреплять правильное положение органов артикуляции. Развитие мелкой моторики рук. Активизировать речь, пополнение пассивного словаря. Выработать навыки правильного речевого дыхания. Развитие мимики, лексико-грамматического строя речи. Развивать силу голоса, понимание обращенной речи.

ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

I.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.                                                                                                        

Задача: тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:

а) вызвать интерес к логопедическим занятиям;

б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;

в) формирование    и    развитие    артикуляционной    моторики;

в) в    процессе    систематических    тренировок    овладение     комплексом пальчиковой гимнастики;

г) укрепление    физического    здоровья (консультации врачей -  узких специалистов   при   необходимости медикаментозное   лечение, массаж)

д) развитие понимания обращенной речи, обогащение пассивного словаря, активизация речевой деятельности;

Роль индивидуальных занятий особенно велика в работе с детьми, индивидуальные (поведенческие, характерологические) особенности которых мешают им установить продуктивные контакты со взрослым, а тем более со сверстниками.

Длительность программы.

Работа по коррекции системного недоразвития речи начинается с третьей недели сентября, заканчивается 29 октября, в связи с отказом родителей проходить повторное ЦПМПК, занятия индивидуальные два раза в неделю по 8-10 минут.

Взаимодействие с семьей воспитанника.

Основной целью взаимодействия с семьей является вовлечение родителей в коррекционный процесс. Повышения компетентности в вопросе обучения ребенка через систему методических рекомендаций, которые семья получает еженедельно в письменной форме в индивидуальной тетради воспитанника, либо посредством устных бесед.

     Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

№ п/п

Наименование

1

Альбомы с наглядным материалом для логопедического обследования по О.Б. Иншаковой: «Обследование произношения», «обследование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений», «Обследование слоговой структуры слова», «Обследование словаря», «Обследование грамматического строя речи», «Самостоятельная речь».

Материалы для коррекции мимики, речевого дыхания артикуляционной моторики и звукопроизношения

№ п/п

Наименование

1

Папки с картинками для проведения артикуляционной гимнастики: «Весёлая гимнастика».

2

Подборка картинок для артикуляционной гимнастики.

3

Папка с практическими материалами для проведения артикуляционной гимнастики.

4

Папка с физминутками.

5

Практические материалы для индивидуальных занятий

по развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики, мимики, речевого дыхания и голоса.

6

Папка «Артикуляция звуков в графическом изображении».

7

Папка «Звукоподражание».

8

Папка с картинками для развития и коррекции мимики и эмоций.

9

Пособия для развития речевого дыхания: снежинки, бабочки, рыбки, свистульки, воздушные шары, губные гармошки, пузырьки и др.

10

Шпатели.

Пособия для развития мелкой моторики

№ п/п

Наименование

1

Пуговицы, мелкие предметы и игрушки.

2

Пособия для шнурования: «Матрёшка», «Шнуровальный планшет».

3

Картинки с изображением упражнений пальчиковой гимнастики

Специальная и методическая литература:

1. Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности  для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2017.

2. О. Б. Иншакова «Альбом для логопеда» - Москва,  ГИЦ «Владос»,2014.

3. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. — СПб., 2010.

4. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. — СПб., 2006.

5. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в логопедической группе детского сада. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.

6. Парамонова Л. Г. Развитие словарного запаса у детей. — СПб., 2009.

7. Сайкина Е. Г., Фирилева Ж. Е. Физкульт-привет минуткам и паузам. — СПб., 2009.

8. Туманова Т. В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. — М., 2002.

9. Новикова Е. В. Зондовый массаж, коррекция звукпроизношения. – Гном, 2010.