статья Мозговая организация речевого процесса
статья по логопедии

Косенко Оксана Павловна

Для развития речи ребёнка необходим определённый уровень созревания корковых структур и воздействие окружающей среды, а именно оптимальные зрительные, слуховые и тактильные раздражения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mozgovaya_organizatsiya_rechevogo_protsessa._statya.docx12.91 КБ

Предварительный просмотр:

МОЗГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЧЕВОГО ПРОЦЕССА

Речевой процесс осуществляется в сложной системе  единства разных уровней нервной системы (коры, подкорковых образований, проводящих путей, ядер черепномозговых нервов) и органов слуха и артикуляции.

Речь развивается как самостоятельная функциональная система на базе условно-рефлекторной деятельности. Для развития речи ребенка необходим определенный уровень созревания корковых структур и воздействие окружающей среды, а именно оптимальные зрительные, слуховые и тактильные раздражения.
Очень важно, чтобы раздражители, приходящие в кору головного мозга, совпадали по времени. Благодаря сочетаниям раздражителей, приходящих в кору головного мозга одновременно, формируются связи между долями мозга. На основе этих связей в последующем разовьется восприятие и воспроизведение речи.

Поэтому для маленького ребенка так важна речевая среда. Все движения артикуляторных
органов, верхних и нижних конечностей фиксируются в теменной доле мозга и определяются как заученные движения — праксис. Между слуховым и зрительным
отделом мозга образуются внутренние связи, являющиеся базой формирования пассивного словаря — оречевления окружающих предметов.

Речевой акт, как и другие проявления высшей нервной деятельности, носит рефлекторный характер, в котором участвуют многие уровни нервной системы.
Высшим отделом, обусловливающим формирование речи, является кора головного мозга, каждый из отделов которой выполняет свою функцию. Так, в слуховую область коры (височная доля) поступают звуковые раздражения. Наибольшее значение имеет левая
височная доля. Здесь звуки анализируются, благодаря чему осуществляется сложный
процесс понимания чужой речи. Двигательная область коры (нижние лобные извилины) участвует в формировании продуктивной речи (лексика и лексико-грамматические структуры). Теменная доля мозга анализирует и фиксирует все раздражения (кинестезии) от артикуляторных органов (автоматизация двигательного акта). Зрительная область
(затылочная доля) обеспечивает восприятие зрительных раздражений.

Импульс к речи подается из коры головного мозга, а реализуется на периферии.
В его реализации принимают участие органы дыхания, голосообразования и
артикуляции, тесно связанные между собой.

При поражении различных отделов нервной системы, участвующих в формировании
речевого акта, возникают разные формы патологии речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование речи и речевого общения в процессе организации речевых игр

Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста содержит задачи, направления работы, этапы,  используемая литература...

Статья "Организация обучающего процесса в дошкольных учреждениях на занятиях по подгруппам."

«Вне обучения, вне процесса передачи ребенку общественно выработанных способов действий вообще невозможно развитие, - Отмечает Л.Ф.Обухова. – Обучение в ранних возрастах вплетено во все виды деятельно...

Формирование речевого общения у младших дошкольников в процессе организации речевых игр

Игра – это благоприятное условие для развития речи, обогащение словаря, знакомство с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и ...

Выступление на МО педагогов психологов ДОО "Формирование мозговой организации психических процессов в онтогенезе"

Выступление на методическом объединении педагогов-психологов дошкольных учреждений города, в форме круглого стола, по проблеме закономерности, последовательности формирования высших психических функци...

Статья "Особенности организации образовательного процесса в младшей группе"

Статья "Особенности организации образовательного процесса  в младшей группе"...

Статья "ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С РОДИТЕЛЯМИ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

В статьье рассматривается сотрудничество детского сада и семьи в процессе художественной деятельности, а также работа студии художественного творчества "Аленький цветочек"...

Использование игровых информационно-компьютерных технологий в процессе коррекционно-развивающей работы при поэтапном формировании речевого дыхания как важнейшей составляющей темпо-ритмической организации речевого общения у дошкольников с ТНР

Наиболее эффективным средством коррекции речевого дыхания в процессе формирования речевого общения дошкольников, имеющих ТНР, является игротерапия. Разнообразные игровые ситуации, смоделированные педа...