практический материал для детского сада
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме

Ротанова Ольга Сергеевна

 

1.Практический материал для работы с детьми

 

Игры и упражнения

для занятия

по

Формированию  элементарных

математических  представлений

 

2.Конспект занятия по математике

 

в старшей группе

Использование  произведений художественной литературы  при обучении детей

элементарным математическим представлением

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prakticheskiy_material_dlya_raboty_s_detmi.doc139 КБ

Предварительный просмотр:

Практический материал для работы с детьми

Игры и упражнения

для занятия

по

Формированию  элементарных

математических  представлений

Подготовила и провела воспитатель:

Ротанова Ольга Сергеевна

г. Мытищи

2007г

1 вариант “Нарисуй, правильно считая и двигаясь в нужном направлении”

Данная группа игр помогает дошкольникам тренировать свое внимание, точно следовать указаниям ведомого, работать последовательно и добиваться желаемого результата, сравнивая свой рисунок с образом учителя.

При проведении этих игр воспитатель не должен забывать о подготовке к ним: нужно прежде всего научить детей ориентироваться в клетке. Только после этого можно предлагать  их воспитанникам. Поняв правила выполнения данных рисунков, дети с большим удовольствием выполняют их, с нетерпением ожидая: что же получится? Образец предлагается детям только для сравнения и прорисовки отдельных деталей.

Котенок

Поставить точку в любом углу клетки;

5 клеток вниз

1 клетка вправо

2 клетки вниз

1 клетка вправо        

     2 клетки вверх

6 клетка вправо

2 клетки вниз

1 клетки вправо

7 клетки вверх

1 клетка вправо        

1 клетки вверх

2 клетка влево

3 клетки вниз

4 клетки влево

3 клетки вверх

3 клетки влево

Глядя на образец, выполнить рисунок до конца

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2 вариант

1 строчка

1пропуск,1коричневая,1пропу-к,1коричнивая.

            2 строчка

1пропуск,3 оранжевая, 3пропуск, 1серая,1оранж-я

             3строчка

1пропуск,3оранживае, 3пропуск, 1серая

             4строчка

2пропуск, 6 оранжевая.

              5строчка

2пропуск, 6 оранжевая

              6 строчка

2пропуск, 2коричневые, 2пропуск, 2коричневые.

               7строчка

1пропуск, 3коричневые, 2пропуск,2коричневые.

               8 строчка

1пропуск, 1зелёная,2пропуск, 1синия,2 пропуск, 1оранжеавая.

                9строчка

1зелёная, 1 красная, 1зелёная, 1 синея, 1жёлтоя. 1синея, 1оранжевая, 1красная, 1оранжевая.

                10 строчка

1пропуск,1зелёная, 2пропуск, 1синея, 2пропуск, 1 оранжевая.

Занимательные задачи в стихотворной форме

При проведении устного счета включаются упражнения и задачи, составленные в рифмованной форме. Это оживляет работу, вносит элемент занимательности.

Задачи такого типа используются при изучении таблиц сложения, вычитания

          * * *

Белка на елке грибочки сушила,

Песенку пела и говорила:

“Мне зимой не знать хлопот,

Потому что есть грибок:

Белый, рыжик, два масленка,

Три веселеньких опенка.

Подосиновик велик,

Этим он и знаменит

А лисичек ровно шесть.

Ты попробуй все их счесть!”

   ** *

  Яблоки с ветки на землю упали.

Плакали, плакали, слезы роняли

Таня в лукошко их собрала.

В подарок друзьям своим принесла

Два Сережке, три Антошке,

Катерине  и Марине,

Самое большое - маме.

Говори давай скорей,

Сколько Таниных друзей?

      * * *

С неба звездочка упала,

В гости к детям забежала.

Две кричат во след за ней:

“Не за будь своих друзей!”

Сколько ярких звезд пропало,

С неба звездного упало?

***

Дождик, лей веселей!

Теплых капель не жалей!

Пять Сережке, три Антошке,

Две Валюше и Катюше.

А для мамы и для папы

Сорок будет маловато.

Ну а вы друзья считайте,

Сколько капель отвечайте!

* * *

Мы с мамой в зоопарке были,

Зверей с руки весь день кормили.

Верблюда, зебру, кенгуру

И длиннохвостую лису.

Большого серого слона

Увидеть я едва смогла.

Скажите мне скорей, друзья,

Каких зверей видала я?

А если их вы счесть смогли,

Вы просто чудо! Молодцы!

* * *

Скоро праздник. Новый Год,

Встанем в дружный хоровод.

Звонко песенку споем,

Всех поздравим с этим днем.

Приготовим всем подарки,

Этот праздник очень яркий.

Кате, Маше и Аленке

Мы подарим по Буренке,

А Андрюше и Витюше –

По машине и по груше.

Саша будет рад Петрушке

И большой цветной хлопушке.

Ну а Танечке - Танюше –

Бурый мишка в сером плюше.

Вы, друзья, гостей считайте

Имена их называйте.

Игры, требующие от детей исполнительской деятельности

С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию. Например, воспитатель говорить: “Положи сначала зеленый кружок, справа от него - желты треугольник, слева - желтый квадрат, выше - красный треугольник, ниже красный квадрат и т.д.”. Затем задает вопросы: сколько и каких фигур вы положили? Чем они похожи и чем отличаются? Каких фигур больше, каких меньше?

Потом детям из этих фигур предлагается составить геометрический узор или какую-нибудь фигуру.

В процессе таких игр дети знакомятся с простейшими геометрическими фигурами, их свойствами, усваивают понятия “вверху”, “внизу”, “слева”, “справа”, “между”, которые являются основой пространственных представлений, овладевают счетом, рассматривают классификацию фигур по одному или нескольким признакам.

В этой группе игр можно использовать еще и такие задания: придумать слова, подобные данным; выложить узор или начертить фигуру, аналогичную данной.

Дети в тетрадях по математике выполняют много рисунков, которые помогают им научиться концентрировать внимание, точно следовать указаниям ведущего, работать последовательно и добиваться желаемого результата.

Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность

Эти игры направлены на формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10. Это игры “Математическая рыбалка”, “Лучший летчик”, “Лучший космонавт”, “Самый быстрый почтальон”, “Глаз -фотограф”, “Каждой игрушке - свое место” и другие.

“Математическая рыбалка”

Дидактическая цель. Закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10, воспроизведение их по памяти.

Средства обучения. Рисунки 10 рыбок, из них 6 жёлтых, 2 красные, 2 полосатые.

Содержание игры. На магнитном моделеграфе размещаются рыбки, на обратной стороне которых записаны примеры на сложение и вычитание. воспитатель поочередно вызывает детей к доске, они “ловят” (снимают) рыбку, читают пример на сложение и вычитание. Все ребята решившие пример, обозначают ответ цифрой  и показывают её воспитателю. Кто решит пример раньше всех, тот получит рыбку. Кто “наловит” рыбок (решит примеры правильно), тот лучший рыболов.

Аналогично проводится игра “Поймай бабочку”

Игры, в которых запрограммирована преобразующая деятельность детей.

С помощью этих игр дети изменяют примеры и задачи, другие, логически связанные с ними.

Например, игры “Цепочка”, “Математическая эстафета”. К преобразующей деятельности относятся также игры, развивающие навыки контроля и самоконтроля (“Контролеры”, “Арифметический бег по числовому ряду”, “Проверь Угадайку!”)

Игры, в которые включены элементы поиска и творчества.

Это “Угадай загадки Веселого Карандаша”, “Определи курс движения самолета” и другие. Дети очень любят игры данной группы. Им нравится сравнивать, анализировать, находить общее и различия, интересе поиск недостающего. Эти игры настолько заинтересовывают ребят, что они начинают придумывать их сами.

Универсальное лото” Это лото вы легко сможете изготовить сами, использовав карточки от различных старых, наполовину потерянных лото, а также наборы открыток, вырезки из журналов и... марки. Марки часто бывают очень красивы, интересны и выпускаются сериями, но держать их в альбоме очень неудобно, потому что детям всегда хочется взять картинку в руки. Поэтому лучше наклеивать марки на карточки из картона (одного размера). На каждого играющего ребенка (а играют не более 5-7 детей) нужна большая белая игровая карта, разделенная на 6-8 частей.

Наборы разыгрываемых карточек образуют несколько серий. Все они позволят упражнять детей в классификации по  разным признакам.

Серия  1.

Каждый ребенок собирает серию картинок, изображающих объекты, имеющие общие названия. Например: бабочка, поезда, корабли, самолеты, спутники, кошки, лошади, цветы, ягоды, грибы, дома, шляпки, туфли и т. д.

Серия  2.

Каждый ребенок выбирает в качестве образца какую-либо геометрическую форму и собирает изображения предметов, имеющих сходную форму. Примерный набор:

круг - пуговица, тарелка, таблетка, часы, мяч, яблоко;

квадрат - часы наручные, портфель, телевизор, книга, окно;

треугольник - крыша дома, шапка из газеты, воронка, елка, египетская пирамида, пакет молока;

прямоугольник - чемодан, кирпич, дом;

овал - огурец, слива, яйцо, рыба, лист.

Серия З.

Каждый ребенок выбирает себе “кляксу” из цветной бумаги (красной, синей, желтой, зеленой, коричневой, белой) и по. подбирает предметы такого же цвета.

Игры на развитие внимания

“Что изменилось?” Поставьте перед детьми 3-7 игрушек. Дайте сигнал, чтобы они закрыли глаза, и в это время уберите одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана.

“Найди отличия”. Покажите ребятам два почти одинаковых рисунка и попросите найти, чем один рисунок отличается от другого. “Найди одинаковые”. На рисунке дети должны найти два одинаковых предмета.

“Ухо-нос”.По команде “Ухо” дети должны схватиться за ухо, по команде “Нос” -за нос. Вы тоже выполняете вместе с ними действия по команде, но через некоторое время начинаете делать ошибки. “Карлики и великаны”. Аналогичная игра: по команде “Карлики” дети приседают, по команде “Великаны” встают. Воспитатель выполняет движения вместе со всеми. Команды даются в разбивку и в разном темпе.

“Замри”. По сигналу воспитателя дети должны замереть в той же позе, в которой были в момент сигнала. Проигрывает тот, кто шевелится, его забирает к себе дракон или он выбывает из игры.

Повторяй за мной”. Под любую считалку (например: “Сантики-фан-тики-лимпопо”) вы ритмично выполняете простые движения, например, хлопаете в ладоши, по коленям, топаете ногой, киваете головой. Дети повторяют движения за вами. Неожиданно для них вы меняете движение, и тот, кто вовремя не заметил это и не сменил движение,  выбывает из игры.

“Платочек”. Дети встают в круг. Водящий бегает или ходит сзади круга с платочком  в руке и незаметно кладет платочек у кого-то за спиной. Затем он делает еще один круг, и если за это время новый владелец платочка не объявится, считается, что тот проиграл. Тот, кто заметит платочек у себя за спиной, должен догнать водящего и осалить. Если это удается, водящий остается прежний. Если нет - водит второй.

“Съедобное - несъедобное”. Водящий бросает мяч, называя любой предмет. Мяч надо ловить только в том случае, если предмет съедобный.

“Игра с флажками”. Когда вы поднимаете красный флажок, дети должны подпрыгнуть, зеленый - хлопнуть в ладоши, синий - шагать на месте

игра “Заметь все!”

На наборном полотне выставляю, в один ряд 7-8 картинок с изображением предметов (гриб, мяч, пирамида). Детям предлагается рассмотреть предметные картинки (10 сек.). Затем предметные картинки закрываются, и детям предлагается перечислить их, назвать последовательность. Поменять местами две-три картинки и спросить, что изменилось на наборном полотне. Убрать одну из картинок, и спросить какая, картинка исчезла, попросить описать ее. Игру “Заметь все!” проводить можно с теми же заданиями, но заменив предметные картинки геометрическими фигурами. Дошкольникам задаются соответствующие вопросы:, какие фигуры изображены? Сколько их? Какого они цвета? В какой последовательности изображены? Попросить каждого ребенка расположить эти фигуры на парте, используя для этого индивидуальный счетный материал.

Эти задания используются при сравнении групп предметов, знакомство с понятием “столько же”.

Конспект занятия

по математике

в старшей группе

Использование  произведений художественной литературы  при обучении детей

элементарным математическим представлением

Подготовила и провела воспитатель:

Ротанова Ольга Сергеевна

г. Мытищи

2009 г. 

Цель: Закрепить число 5. Показать образование числа 6; научить  детей  вести  счет  и отчёт предметов в пределах 6, считать и воспроизводить количество звуков заданному числу.  Использовать сюжет знакомых  сказок для  закрепления  понятий  короткий- длинный, короче- длиннее,  ориентировке в пространстве (сначала, перед, после. между, в конце).  Развивать познавательные процессы, тактильные ощущения.

Демонстрационный  материал :  Магнитная доска, корзинка  с листьями  кленовыми, дубовыми. Карточки по сказкам  «Красная Шапочка» и  «Репка»,   декоративный сундучок,  карточки с заданием,  сотовый телефон. Персонаж почтальон  Печкин, макет птицы. Музыкальный инструмент «Металлофон»

Раздаточный материал:  /на каждого ребенка/. поднос с содержимым; счетные палочки,  мешочек с муляжами овощей.  

ХОД   ЗАНАТИЯ.

1-ЧАСТЬ

Сюрпризный момент. Звонит  сотовый телефон, играет музыка.

Воспитатель. Ребята, вы узнали музыку.?  Из какого это мультфильма?

Ответ детей.  Трое из Простоквашено.     (стук в дверь)

Воспитатель. Входите пожалуйста.  (появляется почтальон Печкин)

Почтальон Печкин.  Я принёс вам посылку  от дяди Федора кота  Матроскина и Шарика. Получите! Распишитесь.  ( уходит) 

Воспитатель.  Сейчас посмотрим, что это?  Открыть не получится.

Да  здесь, письмо (читает.),  (обращается к детям)

Ребята, что в сундучке лежит посмотреть, не получится, пока не выполним задание.

1задание: Посчитайте листья.

1.1 Воспитатель. Какие листья нам принесли? (показывает 2 вида листьев)

Ответ детей.  Кленовые и дубовые.

Воспитатель. Их много. Давайте, по считаем.

 (выкладывает в 1 ряд  5 кленовых листьев)

Возьмите счётные палочки  выложите на столе столько жёлтых палочек, сколько кленовых  листочков на доске. ( дети выполняют задание)

Воспитатель. Сколько желтых палочек  вы выложили? (спрашивает детей)

Воспитатель.  Почему пять?

Ответ детей. Потому что на доске 5-ть  кленовых  листьев.

Воспитатель.  А теперь я выложу дубовые листья под  кленовыми.

 (выкладывает 2-ой ряд под кленовыми --- дубовые  листья)

А вы сделайте так же как я только  с зелёными  палочками.

 Воспитатель. Сколько зелёных  палочек  вы положили? (спрашивает детей)

Воспитатель.  Почему пять?

Ответ детей. Потому что на доске 5-ть дубовых  листьев

1.2 Сравнение

Воспитатель. Дети посмотрите на  листья и сравните их, что можно сказать про эти листья.

Ответ детей. Их поровну. Кленовых листьев столько же, сколько и дубовых.

 Листьев по 5.

Воспитатель. Да, правильно мы можем так сравнить листья.

1.3 образование числа 6

Воспитатель. Как сделать,  что бы кленовых листьев было больше?

Ответ детей. Добавить один листочек

( вызывает ребенка к доске выполнить задание)

Воспитатель. Посчитай, сколько получилось кленовых листьев.

(ребенок у доски считает)

 Воспитатель. Добавьте к жёлтым палочкам ещё одну.

Сколько получилось желтых палочек? (спрашивает детей)

Ответ детей.  6 палочек ( ребенок считает палочки )

Воспитатель. Поровну у нас листьев?

Ответ детей. Нет

Воспитатель.  Каких больше?

Ответ детей. Кленовых больше.

Воспитатель. Каких меньше?

Ответ детей.  Дубовых меньше?

Воспитатель. А теперь сделайте у себя с палочками так, чтобы кленовых и дубовых  листьев было поровну?  

(дети выполняют задание, воспитатель спрашивает детей, что они сделали. Убрали 1 листок или добавили)

Ответ детей.  

1.4 На  звук

Воспитатель. Дети сложите  все палочки и возьмите розовые палочки. Помните,  в мультфильме был, галчонок хватай-ка. Он хочет с вами  поиграть.  

Галчонок будет отстукивать звуки, а вы на слух должны определить, сколько ударов звука  вы слышали, и выложить  столько розовых палочек

 (воспитатель  ударяет  в  металлофон дети считают звуки и выкладывают палочки )

Динамическое  упражнение.

Под ногами шелестят

Жёлтые листочки.     -- Дети идут по кругу, как бы разбрасывают  листья ногами..

Отцвели  и засыхают

Поздние цветочки.     – Поворачиваются лицом в центр круга и приседают.            

Улетают птичьи стаи,

Дальняя дорога.          - Разводят руки в стороны и поднимаются.

В разноцветном сарафане

Осень у порога.          – Кружатся.

2-ЧАСТЬ   Дети садятся на место.

2.1 задание:  Герои из Простоквашино любят читать сказки.

Ответьте   на вопросы, и вы  узнаете любимые сказки  у дяди Федора.

Вопрос: В  какой сказке девочка пошла в гости к бабушке и повстречала в лесу серого волка.? /Красная шапочка/   прикрепить к доске схему к сказке. 

Воспитатель.  Ребята посмотрите на доску. Кто изображен?

 Ответ детей.  Красная  Шапочка и Серый  волк.

 Воспитатель.   К кому в гости идут герои сказки?

Ответ детей. Они идут к бабушке

Воспитатель.  Подумайте, кто из героев придет к бабушке раньше?

Ответ детей. Раньше придёт волк.

Воспитатель.  Почему волк?

Ответ детей. Он пошёл по короткой дороге.

Воспитатель.  А  Красная Шапочка шла, по какой дороге?

Ответ детей.  Красная Шапочка шла по длинной дороге.

Воспитатель.   Саша, покажи длинную дорогу, а теперь короткую дорогу.

Воспитатель.  Чья дорога длиннее?

Ответ детей. У  Красной Шапочки дорога  длиннее.  

Воспитатель.  Чья дорога короче?

Ответ детей. У волка дорога  короче.  

2.2   Воспитатель.   Из какой сказки эти слова: «Тянут, потянут,  вытащить не могут. Позвала жучка кошку,  кошка за жучку, жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, …. Тянут, потянут, вытянуть не могут…..»

 Воспитатель.  Как называется это сказка?

прикрепить к доске схему к сказке  

Ответ детей. Репка  

Воспитатель.  Кто пришёл тянуть репку сначала?  

Ответ детей. Сначала  пришел тянуть репку  дед

Воспитатель.  Кого позвал дед на помощь

Ответ детей.  На помощь пришла бабка.

Воспитатель.  За кем встала бабка?  

Ответ детей. Бабка встала за дедом.

Воспитатель. Кого позвала на помощь бабка ?

Ответ детей. Бабка позвала  (внучку)

Воспитатель. Кто стоит за бабкой?

Ответ детей. За бабкой стоит внучка

Воспитатель. Кто  помогал ещё тянуть им репку?

Ответ детей. Жучка, кошка, мышка.

Воспитатель. За кем встала Жучка?  

Ответ детей. Жучка встала за внучкой.

Воспитатель.  Кто стоит за жучкой?

Ответ детей. За Жучкой стоит кошка.

Воспитатель.  Кто в конце  прибежал и помог тянуть репку?  

Ответ детей.  В конце прибежала мышка.

Воспитатель.  За кем  встала  мышка?

Ответ детей   Мышка  встала  за кошкой.

Воспитатель.  Перечислите,  всех  кто стоит, перед  жучкой?

Ответ детей.  Перед жучкой стоят внучка,  бабка и дед.

Воспитатель.  Между кем стоит кошка?  

Ответ детей.  Между Жучкой и мышкой.

Воспитатель.  Между кем стоит дед?        

Ответ детей.  Между репкой и бабкой

Воспитатель.  Смогли ли они все вместе вытащить репку?

Ответ детей.  Смогли.

Воспитатель.  Какими словами заканчивается сказка?  

Ответ детей. «Тянут, потянут, вытащили репку»

2.3 Развитие тактильных ощущений

Воспитатель: Ребята, мы с вами то же можем вытянуть репку,

Воспитатель показывает муляж репки и кладет в мешочек.

 Ребята,  возьмите свои  мешочки и не заглядывая  в  него, нащупайте,  вытяните  репку. (показывают муляж репки)

Итог занятия:

Воспитатель:  Вот и закончились вопросы. Все задание мы с вами выполнили правильно. Теперь мы сможем открыть сундучок. Выходите из за столов подходите ко мне. И посмотрим,  какой сюрприз приготовили нам  друзья из Простоквашено.  Воспитатель с детьми открывают сундук внутри открытка благодарности, воспитатель зачитывает.

 Все ребята молодцы

 Получают все призы

 Занимались вы на пять

 Получите шоколад.

Дети смотрят внутрь сундука там сладкие призы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В День матери в детском саду поздравляют матерей (мам и бабушек воспитанников), не забывайте и о педагогах и сотрудниках, ведь они тоже МАТЕРИ!

В каждом государстве отмечают День матери по своим традициям. Однако, везде в этот день всем матерям и беременным женщинам дарят восхитительные поздравления с добрыми пожеланиями. В последнее во...

Открытие научно-практической конференции в детском саду "Я исследователь"

Я хочу представить вашему вниманию опыт работы нашего детского сада по организации исследовательской деятельности старших дошкольников....

"Домашняя академия" научно-практическая конференция в детском саду.

В нашей группе прошла неделя научно-познавательных открытий "Домашняя академия". Ребята вместе с родителями провели разнообразные опыты, исследования и наблюдения и поделились друг с другом новыми зна...

Практическая деятельность в детском саду в настоящее время актуальна и очень эффективна

В этом году наши дети перешли в старшую группу. Мы решили для развития познавательного интереса у детей больше времени уделять проектной деятельности. За прошлый год мы с детьми проделали четыре проек...

Статья. Реализация здоровьесберегающих технологий в практической работе воспитателя детского сада.

Реализация здоровьесберегающих технологий в практической работе воспитателя детского сада....

Праздник "День народного единства 4 ноября" 2021г. в детском саду № 24 «Аленький цветочек», г. Новошахтинск. Подготовила и провела Чеботарева Л.П., музыкальный руководитель. Часть изучаемого материала в детском саду о творчестве Калмыкии.

Задачи мероприятия:Познание. Способствовать расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире.Художественное творчество. Развивать творчество детей посредством практической де...

Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. «Практический психолог в детском саду: пособие для психологов и педагогов»

Эта книга в первую очередь предназначена для психолога, который только начинает свою работу в детском саду....