Развитие математических способностей у детей в процессе изучения окружающего мира
статья по математике (старшая группа) по теме

Сергиенко Галина Валентиновна

Рекомендации для родителей по развитию у детей математических способностей в повседневной жизни, в природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

начальная школа – детский сад №39

(дошкольное отделение)

Рекомендации для родителей

«Развитие математических  способностей у детей  дошкольного возраста  в процессе изучения окружающего мира».

Подготовила воспитатель: Г.В. Сергиенко

Сургут 2012

 «Развитие математических  способностей у детей  дошкольного возраста  в процессе изучения окружающего мира».

«Не передавайте человеку знания, но старайтесь, чтобы он получил способность сам доходить до него»

 В.Ф.Одоевский.

 

  Законы математики растворены в окружающем мире …«Сколько точек у божьей коровки?», «Кто дольше спит, одуванчики или ноготки?», «Кто быстрее вырастет фасоль или кресс-салат? На сколько дней раньше?»  - эти детские вопросы, наводят на размышления. Знакомясь с разнообразием окружающего мира, явлениями природы, животным и растительным миром у детей возникает необходимость в овладении вычислительными навыками, математическими действиями. Математика устанавливает взаимоотношения между событиями, предметами, систематизацией предметов и явлений. Она помогает ускорить процесс овладения языком, вводит в речь ребенка новые слова.  Развитие технического прогресса,  острая нужда страны в технически грамотных работниках, ставит математику  на одно из первых мест.

  Уважаемые родители! Окружающий вас мир, научит ребенка считать, решать задачи,  находить ответы с использованием правил сложения и вычитания. Вы давно уже приступили к изучению математики, даже не задумываясь об этом. Ведь считать ребенок учится,  начиная  с себя. Сколько у него рук, глаз, ушей. Выяснив сколько, ищет аналогию у мамы с папой. Весь процесс обучения математики дети превращают в игру. Еще   В.А.Сухомлинский писал:  « Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Но не всякая игра имеет образовательное значение, а только та, которая приобретает характер познавательной деятельности.

 Можешь пальцы сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять.

 Раз, два, три, четыре, пять.

Десять пальцев, пара рук -

Вот твое богатство, друг.

  Вместе с ребенком посчитайте его игрушки, попросите его помочь  сосчитать овощи для супа, фрукты для компота.

Предложите помочь накрыть на стол,  и отсчитать тарелки, ложки каждому члену семьи. Например, Маша, накрывая  на стол, говорит: «Одна тарелка – папе, одна – маме, одна – Мише и одна – мне. Получается одна, две, три, четыре тарелки».

  Познакомьте ребенка со сравнением. С его помощью можно предметы объединить в группы по размеру, цвету, весу, форме, длине. Сравнивать объекты, например по размеру, их надо расположить по порядку от самого большого до самого маленького или наоборот. Вы можете предложить ребенку  определить количество изюминок в каше, сравнить размеры обуви членов семьи, собрать пазлы.

  На прогулке спросите, сколько, по-твоему, здесь ворон,  голубей,

сколько,  шагов до песочницы?  Какой дом ближе к нам? Какой дальше?  Что выше береза или рябина? (сравнение)

 Умение использовать  сравнения отлично развивает мышление и воображение  ребенка.

 

Поиграйте с ребенком в игры на узнавания основных геометрических фигур, научите распознавать их в окружающих предметах.

Всякий  раз увидев  нечто круглое, пойте песенку на любой мотив:

Вижу круг, вижу круг

Как же много их вокруг!

Это и дорожный знак,

 И ошейник для собак,

Это мячик, это солнце,

Это круглое оконце,

Круглый, круглый, круглый круг –

 Как же много их вокруг!  

Успехов вам и вашим детям, уважаемые родители!!!

Литература:

Бачурина В. И. Развивающие игры  для дошкольников. – М.: ООО ИК ТЦ «ЛАДА»,2006.

Нарубина Г.В., зав. Кабинетом начальных классов Витебского ИИУ Библиотека учителя начальных классов, воспитателей дошкольных учреждений. Веселый счет. Развитие у детей математического мышления.Витебск,1996.

Макдональд, Ш Простая математикапер, с англ. С.Э.Борич. – Минск: «Попурри»,2009

Топалова Е.П. 366 развивающих игр для дошкольников. – М.: Рольф, 2002.

  Законы математики растворены в окружающем мире …«Сколько точек у божьей коровки?», «Кто дольше спит, одуванчики или ноготки?», «Кто быстрее вырастет фасоль или кресс-салат? На сколько дней раньше?»  - эти детские вопросы, наводят на размышления. Знакомясь с разнообразием окружающего мира, явлениями природы, животным и растительным миром у детей возникает необходимость в овладении вычислительными навыками, математическими действиями. Математика устанавливает взаимоотношения между событиями, предметами, систематизацией предметов и явлений. Она помогает ускорить процесс овладения языком, вводит в речь ребенка новые слова.  Развитие технического прогресса,  острая нужда страны в технически грамотных работниках, ставит математику  на одно из первых мест

 Общаясь с предметами и  явлениями природы, ребенок лучше видит природу математических понятий, лучше и глубже устанавливает отношения между ними. Он успешнее включается в процесс познания, учится логически мыслить, проявляет творческую активность и самостоятельность, воспитывается интерес к математике, развивается память, внимание, мышление. А математические знания развивают логическое мышление, помогают ориентироваться в действительности, готовят к обучению в школе.  Так я вышла на тему по самообразованию «Развитие математических  способностей у детей в процессе изучения окружающего мира».

 В достижении поставленной цели были обозначены следующие задачи: 

1. Изучить методическую литературу по теме.

2.Отобрать методы и рекомендации.

3.Систематизировать игровой материал с учетом психологических особенностей воспитанников.

4.Создать в группе предметно-развивающую среду, стимулирующую любознательность детей.

5. Собрать картотеку дидактических игр.

6. Написать статью по теме «Развитие математических  способностей у детей в процессе изучения окружающего мира».

7. Провести круглый стол с родителями по теме самообразования.

8.. Показать коллегам «Мастер – класс» по теме самообразования.

9. Провести КВН по теме

В группе была создана развивающая среда: подобраны дидактические игры и методические пособия В.В. Воскобовича (комплект «Ларчик»), игры Б. П. Никитина «Собери узор», «Уникуб»;  «Цветные палочки» Кюизенера; «Блоки Дьенеша» и др., оборудование для экспериментальной деятельности детей, которые помогают создать комфортные условия для работы, качественно организовать непосредственно образовательную деятельность, совместную деятельность и работу с детьми в индивидуальной форме. С помощью данных игр и пособий мне удается максимально упростить, сократить подготовительный этап работы и проводить интересные, оригинальные, эффективные игровые упражнения, направленные на развитие математических способностей у детей, обеспечить готовность воспитанников к школе.

В группе подобрана библиотека по развитию  математических  способностей у детей в процессе изучения окружающего мира- Генденштейн Л.Э., Мадышева Е.Л. «Арифметические игры для детей 6 -7 лет», Макдональд Ш. «Простая математика», Бачурина В.Н.  «Развивающие игры для дошкольников» и др. В специализированной деятельности с детьми использую элементы программы «Раз – ступенька, два - ступенька» (авторы.Петерсон Л.Г,  Холина Н.П.), которые  способствуют развитию мотивационной сферы ребёнка, его интеллектуальных и творческих способностей, качеств личности.

Очень эффективно в работе с детьми помогают такие приемы как использование игровых заданий, упражнений поискового характера и   опытов, экспериментов, применение игровых ситуаций, различных игр, самостоятельная деятельность детей в процессе непосредственно-образовательной деятельности, осуществление индивидуального, личностно- ориентированного подхода.

 Результативность  своей работы отслеживаю  с помощью диагностических карт. На начало учебного года на высокий уровень вышло 36%, средний -59 % ,низкий- 5%. На конец  учебного  года на высокий уровень вышло 54%, средний - 46% ,низкий-  0,0% воспитанников.

В этом году у меня новая подготовительная группа и  есть большое желание продолжить начатую работу с новыми детьми по теме:

 «Развитие математических  способностей у детей в процессе изучения окружающего мира».



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

начальная школа – детский сад №39

(дошкольное отделение)

Рекомендации для родителей

«Развитие математических  способностей у детей  дошкольного возраста  в процессе изучения окружающего мира».

Подготовила воспитатель: Г.В. Сергиенко

Сургут 2012

 «Развитие математических  способностей у детей  дошкольного возраста  в процессе изучения окружающего мира».

«Не передавайте человеку знания, но старайтесь, чтобы он получил способность сам доходить до него»

 В.Ф.Одоевский.

 

  Законы математики растворены в окружающем мире …«Сколько точек у божьей коровки?», «Кто дольше спит, одуванчики или ноготки?», «Кто быстрее вырастет фасоль или кресс-салат? На сколько дней раньше?»  - эти детские вопросы, наводят на размышления. Знакомясь с разнообразием окружающего мира, явлениями природы, животным и растительным миром у детей возникает необходимость в овладении вычислительными навыками, математическими действиями. Математика устанавливает взаимоотношения между событиями, предметами, систематизацией предметов и явлений. Она помогает ускорить процесс овладения языком, вводит в речь ребенка новые слова.  Развитие технического прогресса,  острая нужда страны в технически грамотных работниках, ставит математику  на одно из первых мест.

  Уважаемые родители! Окружающий вас мир, научит ребенка считать, решать задачи,  находить ответы с использованием правил сложения и вычитания. Вы давно уже приступили к изучению математики, даже не задумываясь об этом. Ведь считать ребенок учится,  начиная  с себя. Сколько у него рук, глаз, ушей. Выяснив сколько, ищет аналогию у мамы с папой. Весь процесс обучения математики дети превращают в игру. Еще   В.А.Сухомлинский писал:  « Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Но не всякая игра имеет образовательное значение, а только та, которая приобретает характер познавательной деятельности.

 Можешь пальцы сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять.

 Раз, два, три, четыре, пять.

Десять пальцев, пара рук -

Вот твое богатство, друг.

  Вместе с ребенком посчитайте его игрушки, попросите его помочь  сосчитать овощи для супа, фрукты для компота.

Предложите помочь накрыть на стол,  и отсчитать тарелки, ложки каждому члену семьи. Например, Маша, накрывая  на стол, говорит: «Одна тарелка – папе, одна – маме, одна – Мише и одна – мне. Получается одна, две, три, четыре тарелки».

  Познакомьте ребенка со сравнением. С его помощью можно предметы объединить в группы по размеру, цвету, весу, форме, длине. Сравнивать объекты, например по размеру, их надо расположить по порядку от самого большого до самого маленького или наоборот. Вы можете предложить ребенку  определить количество изюминок в каше, сравнить размеры обуви членов семьи, собрать пазлы.

  На прогулке спросите, сколько, по-твоему, здесь ворон,  голубей,

сколько,  шагов до песочницы?  Какой дом ближе к нам? Какой дальше?  Что выше береза или рябина? (сравнение)

 Умение использовать  сравнения отлично развивает мышление и воображение  ребенка.

 

Поиграйте с ребенком в игры на узнавания основных геометрических фигур, научите распознавать их в окружающих предметах.

Всякий  раз увидев  нечто круглое, пойте песенку на любой мотив:

Вижу круг, вижу круг

Как же много их вокруг!

Это и дорожный знак,

 И ошейник для собак,

Это мячик, это солнце,

Это круглое оконце,

Круглый, круглый, круглый круг –

 Как же много их вокруг!  

Успехов вам и вашим детям, уважаемые родители!!!

Литература:

Бачурина В. И. Развивающие игры  для дошкольников. – М.: ООО ИК ТЦ «ЛАДА»,2006.

Нарубина Г.В., зав. Кабинетом начальных классов Витебского ИИУ Библиотека учителя начальных классов, воспитателей дошкольных учреждений. Веселый счет. Развитие у детей математического мышления.Витебск,1996.

Макдональд, Ш Простая математикапер, с англ. С.Э.Борич. – Минск: «Попурри»,2009

Топалова Е.П. 366 развивающих игр для дошкольников. – М.: Рольф, 2002.

  Законы математики растворены в окружающем мире …«Сколько точек у божьей коровки?», «Кто дольше спит, одуванчики или ноготки?», «Кто быстрее вырастет фасоль или кресс-салат? На сколько дней раньше?»  - эти детские вопросы, наводят на размышления. Знакомясь с разнообразием окружающего мира, явлениями природы, животным и растительным миром у детей возникает необходимость в овладении вычислительными навыками, математическими действиями. Математика устанавливает взаимоотношения между событиями, предметами, систематизацией предметов и явлений. Она помогает ускорить процесс овладения языком, вводит в речь ребенка новые слова.  Развитие технического прогресса,  острая нужда страны в технически грамотных работниках, ставит математику  на одно из первых мест

 Общаясь с предметами и  явлениями природы, ребенок лучше видит природу математических понятий, лучше и глубже устанавливает отношения между ними. Он успешнее включается в процесс познания, учится логически мыслить, проявляет творческую активность и самостоятельность, воспитывается интерес к математике, развивается память, внимание, мышление. А математические знания развивают логическое мышление, помогают ориентироваться в действительности, готовят к обучению в школе.  Так я вышла на тему по самообразованию «Развитие математических  способностей у детей в процессе изучения окружающего мира».

 В достижении поставленной цели были обозначены следующие задачи: 

1. Изучить методическую литературу по теме.

2.Отобрать методы и рекомендации.

3.Систематизировать игровой материал с учетом психологических особенностей воспитанников.

4.Создать в группе предметно-развивающую среду, стимулирующую любознательность детей.

5. Собрать картотеку дидактических игр.

6. Написать статью по теме «Развитие математических  способностей у детей в процессе изучения окружающего мира».

7. Провести круглый стол с родителями по теме самообразования.

8.. Показать коллегам «Мастер – класс» по теме самообразования.

9. Провести КВН по теме

В группе была создана развивающая среда: подобраны дидактические игры и методические пособия В.В. Воскобовича (комплект «Ларчик»), игры Б. П. Никитина «Собери узор», «Уникуб»;  «Цветные палочки» Кюизенера; «Блоки Дьенеша» и др., оборудование для экспериментальной деятельности детей, которые помогают создать комфортные условия для работы, качественно организовать непосредственно образовательную деятельность, совместную деятельность и работу с детьми в индивидуальной форме. С помощью данных игр и пособий мне удается максимально упростить, сократить подготовительный этап работы и проводить интересные, оригинальные, эффективные игровые упражнения, направленные на развитие математических способностей у детей, обеспечить готовность воспитанников к школе.

В группе подобрана библиотека по развитию  математических  способностей у детей в процессе изучения окружающего мира- Генденштейн Л.Э., Мадышева Е.Л. «Арифметические игры для детей 6 -7 лет», Макдональд Ш. «Простая математика», Бачурина В.Н.  «Развивающие игры для дошкольников» и др. В специализированной деятельности с детьми использую элементы программы «Раз – ступенька, два - ступенька» (авторы.Петерсон Л.Г,  Холина Н.П.), которые  способствуют развитию мотивационной сферы ребёнка, его интеллектуальных и творческих способностей, качеств личности.

Очень эффективно в работе с детьми помогают такие приемы как использование игровых заданий, упражнений поискового характера и   опытов, экспериментов, применение игровых ситуаций, различных игр, самостоятельная деятельность детей в процессе непосредственно-образовательной деятельности, осуществление индивидуального, личностно- ориентированного подхода.

 Результативность  своей работы отслеживаю  с помощью диагностических карт. На начало учебного года на высокий уровень вышло 36%, средний -59 % ,низкий- 5%. На конец  учебного  года на высокий уровень вышло 54%, средний - 46% ,низкий-  0,0% воспитанников.

В этом году у меня новая подготовительная группа и  есть большое желание продолжить начатую работу с новыми детьми по теме:

 «Развитие математических  способностей у детей в процессе изучения окружающего мира».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста

Рекомендации  для  использования в  работе  по  математическому  развитию  детей  дошкольного  возраста...

Статья "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста вне занятий, с использованием занимательного материала"

В данной статье говорится о том,  как использовать занимательный материал по математике в свободной деятельности. Приведен сценарий проведения математического праздника....

«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в процессе изучения окружающего мира»

Консультация для родителей:«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в процессе изучения окружающего мира»«Игра – это искра, зажигающая ого...

Календарно-тематическое планирование по программе «Формирование элементарных математических представлений и понятий, а также развитие математических способностей у детей дошкольного возраста».

Календарно-тематическое планирование по программе «Формирование элементарных математических представлений и понятий,а также развитие математических способностей у детей дошкольного возраста&raqu...

Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в процессе изучения окружающего мира"

laquo;Развитие математических способностейу детей дошкольного возрастав процессе изучения окружающего мира»...