Статья "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста вне занятий, с использованием занимательного материала"
методическая разработка по математике (старшая группа) по теме

Никитишина Наталья Анатольевна

В данной статье говорится о том,  как использовать занимательный материал по математике в свободной деятельности. Приведен сценарий проведения математического праздника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста вне занятий, с использованием занимательного материала.

Никитишина Н.А. 

Необходимым условием развития общества является умножение его интеллектуального потенциала. Решение этой задачи во многом зависит от образовательного процесса.

Важнейшим средством интеллектуального развития ребенка является изучение математики в детском саду. Наши дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации и новых, постоянно обновляющихся компьютерных технологий. Поэтому в этих условиях математическое развитие дошкольников не может сводиться только к обучению счету, измерению и вычислению.  Актуальность и особую ценность сегодня приобретает развитие способности самостоятельно и творчески мыслить.

Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. А успех математического обучения обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован умственной деятельностью.

Всем известно, что игра является основным видом детской деятельности. Когда ребенку интересно, он легко, свободно, и добровольно включается в игру. Детям очень нравятся задачи-шутки, головоломки, логические упражнения, для этого с целью развития у дошкольников пространственных представлений, логического и конструктивного мышления, воображения, смекалки, памяти и внимания, в своей работе мы используем разнообразный игровой занимательный материал. Это различные дидактические игры и упражнения (словесные, с использованием наглядного материала), числовые курьезы, лабиринты; математические игры; задачи и упражнения с блоками Дьенеша («Выложи дорожки», «Кошки-мышки», «Художники», «Архитекторы», «Логический поезд»), палочками Кюизенера («Кростики», «Аквариум», «Волшебные сказки», «Буквы», «Сказочный город»); игры-головоломки («Танграм», «Колумбово яйцо», «Головоломка Пифагора», «Вьетнамская игра»), используем мы и игровой материал по развивающим играм Б.П. Никитина («Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех»).

 Основной целью использования занимательного материала является как формирование представлений, так и закрепление уже имеющихся знаний. Мы используем занимательный материал не только на занятиях, но и вне их, например, при проведении развлечений. Одним из видов развлечений является проведение математических праздников.

Праздники и развлечения – это радостные и эмоционально яркие события в жизни дошкольников, а эмоции являются движущей силой, которая может активизировать процесс познания. Участие детей в праздниках и развлечениях способствует их умственному развитию, развивает память, речь, расширяет кругозор и, кроме того, формирует дисциплинированность и культуру поведения.

Сценарий математического праздника

«Освобождение Королевы Математики»

в старшей группе.

Цель:

- доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности;

- поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь;

- упражнять в порядковом счете;

- закреплять знание детей о днях недели, о геометрических фигурах и телах; умение сравнивать полоски по высоте, решать математические задачи;

- развивать пространственное воображение и логическое мышление, умение сравнивать;

- воспитывать усидчивость, любознательность, интерес к математике.

Методические приемы: коммуникативная игра «Здравствуй», сюрпризный момент – появление Бабы-Яги; музыкальная игра-шутка «В темном лесу есть избушка», игры – «Болотные кочки», «Живые дни недели», «Кростики», «Закончи предложение», «Выложи дорожку», «Чудесный мешочек», «Волшебные полоски», «Занимательные задачки».

Оборудование: ширма, нарисованная избушка, цепи с ключами, три замка, «кочки», цифры от 1 до 7, сюжетный персонаж – корова; поднос, компьютер, палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша, саквояж, «чудесный мешочек», модели геометрических тел и фигур, цветные полоски разной высоты, две магнитные доски, два мольберта, два стола, сюрпризы - шоколадные медали.

Предварительная работа: 

- работа с цифрами, геометрическими фигурами, телами;

- работа с палочками Кюизенера, логическими блоками Дьенеша;

- сравнение предметов по размеру;

- закрепление дней недели, заучивание считалки «Дни недели», чтения стихотворения «В понедельник…» (А. Завьялов);

- решение логических задач.

Музыкальное сопровождение:

- вход – музыка «Дважды два – четыре» - В. Шаинский;

- коммуникативная игра «Здравствуй!» - Т. Бокач;

- игра «Живые дни недели» - фон;

- песня « Раз, два, три… - Л. Савельев;

- выход Королевы Математики – песня «Тридцать три коровы», слова: Н. Олев; музыка: М. Дунаевский;

- выход из зала – песня «Дважды два – четыре», слова: Пляцковский М.; музыка: Шаинский В.

Ход праздника:

(дети входят под музыку «Дважды два – четыре». Становятся в круг)

В.: Ну вот, друзья, настал тот час,

Которого мы ждали.

И собрались мы здесь сейчас,

В уютном нашем зале.

В.: Ребята, сегодня у нас математический праздник. Чего же ждать от праздника? Конечно улыбок, шуток, песен, сюрпризов и подарков. Надеюсь, что ваши надежды оправдаются. Ведь наш праздник – не просто праздник, а праздник-игра. Вы будете отгадывать загадки и выполнять различные задания.

В.: А сейчас давайте поприветствуем друг друга.

(проводится коммуникативная игра «Здравствуй!»)

В.: Молодцы! Садитесь на стульчики.

В.: Ребята, а вы знаете, к нам обещала приехать сама Королева Математики.

(открывается дверь, вбегает Баба-Яга с короной на голове, на груди – цепь с ключами от замков).

Б.: Вот она я! Здесь, здесь я! Без меня не начинайте!

В.: Да вы кто?

Б.: Королева!

В.: Какая же вы королева? Ребята, разве она похожа на королеву?

(ответы детей)

Б.: Да вы что, я – самая настоящая королева, вот и корона у меня есть. Я - королева Математики! А если вы мне не верите, я могу уйти и пусть ваш праздник без королевы проходит.

В.: Ребята, давайте проверим, правду ли она говорит?

(воспитатель задает вопросы Бабе-Яге, та делает ошибки).

В.: Теперь мы точно знаем, ты не Королева Математики.

Б.: Нет, я Королева!

(голос из-за ширмы: - Не верьте ей, ребята, это Баба-Яга! Она меня спрятала за замками, сторожит день и ночь.)

Б.: Замолчи! Ну вот, все открылось, не удалось побыть мне Королевой Математики. Что ж, сяду я вот здесь на вас посмотрю. Вишь, какие умненькие-разумненькие, не удалось мне их обмануть. Не умею я считать.

В.: А хочешь, мы тебя научим считать?

Б.: Конечно хочу.

(проводится презентация счета с использованием компьютера).

В.: Баба-Яга, дети пришли на праздник, а ты прячешь нашу Королеву Математики. Освободи ее, пожалуйста.

Б.: А вы меня рассмешите, потешьте, тогда и освобожу.

В.: Хорошо. Ребята, давайте сыграем с Бабой-Ягой. Становитесь в круг.

(проводится музыкальная игра- шутка «В темном лесу есть избушка»).

В.: Ну как, понравилось тебе? Баба-Яга, освобождай нашу Королеву!

Б.: Погодите, ишь вы, какие хитрые. Однажды мне пришлось приземлиться на болото, а на нем кочки с номерами. Мне надо было пройти по ним в обратном порядке от 10 до 1. Мне тогда помогла Кикимора Болотная, но обратный счет я так и не запомнила. Поможете мне – получите первый ключ.

(проводится игра «Болотные кочки» - двое ребят проводят Бабу-Ягу по разбросанным кочкам, считая при этом в обратном порядке от10 до 1. После выполнения задания Баба-Яга отдает первый ключ. Ребенок берет ключ и снимает первый замок.)

Б.: Загадаю вам загадку.

Братцев этих ровно семь,

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом ходят братцы друг за другом.

Б.: Что это за братцы такие?

(ответы детей)

Б.: Правильно. А теперь я хочу проверить, знаете ли вы дни недели?

(проводится игра «Живые дни недели» - Баба-Яга берет поднос, на нем разложены цифры – дни недели. Дети разбирают цифры, строятся хаотично. Ребенок с цифрой 1 делает шаг вперед и говорит: - Я понедельник. Кто следующий? И так далее.)

Б.:  Ну что ж, с этим заданием вы справились. Молодцы! Получайте второй ключ.

(ребенок снимает второй замок)

В.: А сейчас мы тебе предлагаем послушать песню «Раз, два, три», в исполнении наших ребят.

(дети исполняют песню).

Б.: Какие молодцы. Но вот вам еще одно задание. Пока я летала над полями, над лесами, над широкими морями, в моей избушке похозяйничали летучие мыши – разбили сахарницу и мою любимую вазу для фруктов. Остались одни осколки (показывает палочки Кюизенера). Сложите из них вазу и сахарницу.

(проводится игра «Кростики» - двое  детей выкладывают из палочек заданные фигуры.)

В.: А вам для ума зарядка: мы с вами поиграем в игру «Закончи предложение».

(с остальными детьми проводится игра «Закончи предложение».)

В.: Ну что, Баба-Яга, ребята справились со всеми заданиями?

Б.: Справились.

В.: Тогда отдавай им последний ключ.

Б.: Ну молодцы! Развеселили вы меня, распотешили. Вот вам последний ключ.

(ребенок снимает последний замок)

В.: На праздник радостный сегодня,

Мы все собрались.

И сейчас, мы, Королеву Математики,

Хотим увидеть среди нас.

(из-за ширмы выходит Королева Математики с саквояжем в руках и сюжетным персонажем – коровой. Поет песню «Тридцать три коровы», «бодает» Бабу-Ягу рогами коровы, та убегает.)

К.М.: Здравствуйте, ребята! Как я рада видеть вас всех. Спасибо, что вы меня освободили.

К.М.: Ребята, я – Королева Математики, только на этом празднике могу увидеть самых лучших. Их я одарю смекалкой, находчивостью, настойчивостью и усердием.

К.М.: Вот вам задание: надо из фигур выложить дорожку и помочь встретиться осьминогу с черепахой, и, льву с носорогом.

(проводится игра «Выложи дорожку» - двое детей выкладывают по одной дорожке из блоков Дьенеша, в соответствии с предложенным алгоритмом чередования цвета, формы и размера. С остальными детьми проводится игра «Чудесный мешочек» - дети распознают геометрические тела и предметы.)

К.М.: Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете геометрические тела и фигуры. Посмотрите и дорожки уже выложены.

В.: А сейчас давайте поиграем в игру «Если нравится тебе».

(проводится игра-танец «Если нравится тебе».)

К.М.: Вот вам следующее задание: нужно выложить полоски. Одному – по возрастанию, а другому нужно выложить их по убыванию. Если вы правильно выложите полоски, то сможете прочитать интересное выражение, связанное с математикой.

((проводится игра «Волшебные полоски» - ведущая раздает детям десять полосок разной высоты, на каждой из полосок  - буква. Если дети правильно выложат полоски (от самой высокой до самой низкой и наоборот), то они смогут прочитать предложение – Математика – царица наук. С остальными детьми проводится игра «Занимательные задачки».))

К.М.: Молодцы, ребята! Вы отгадали такие трудные задачи и полоски правильно выложили. Давайте прочитаем, что получилось.

(читают: «Математика – царица наук».)

К.М.: Ребята, за то, что вы меня освободили, справились со всеми моими заданиями, показали смекалку и находчивость, не унывали перед трудностями, вот вам мой маленький сюрприз.

(дарит логическую игру, раздает детям небольшие сюрпризы).

К.М.: Ну а сейчас, я приглашаю вас отправиться вместе со мной в мою страну – страну логики, мудрости и порядка. А чтобы в пути не скучать, мы возьмем в дорогу веселую песню.

(дети исполняют песню «Дважды два – четыре» и выходят из зала).

При использовании игровых занимательных математических игр и упражнений, дети лучше усваивают программный материал, решая при этом разнообразные творческие задачи, у них развивается активность, самостоятельность мышления, творческие начала  и формируется детская индивидуальность. Закрепляя знания в процессе игры, мы стремимся к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

 

     

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование воспитателя на тему: "Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей у детей дошкольного возраста"

Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольниковУсвоение математических знаний на разных этапах школьного обучения вызывает ...

Родительское собрание. «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста средствами занимательной математики».

Родительское собрание.«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста средствами занимательной математики».Уважаемые родители! Тема нашего разговора: «Развитие мат...

Дополнительная образовательная программа по развитию логико-математических способностей одарённых детей дошкольного возраста «Занимательная математика»

Дополнительная образовательная программа по развитию логико-математических способностей одарённых детей дошкольного возраста «Занимательная математика»...

Программа дополнительного образования по развитию логико – математических способностей у детей дошкольного возраста (6-7лет) «Занимательная математика» Срок реализации 1 год

Развитие интеллектуально – творческих способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, бо...

Развитие математической грамотности детей дошкольного возраста посредством дидактической игры и занимательного материала.

Регулярное использование игр и занимательного материала математического содержания повышает у дошкольников  качество математической подготовленности, позволяет более уверенно ориентироваться в пр...

"Развитие математической грамотности детей дошкольного возраста посредством дидактической игры и занимательного материала."

Статья содержит информацию о развитии математической  грамотности  у дошкольников и ее практическом применении в дошкольном учреждении на основе дидактических игр и занимательного материала,...