"Развитие математической грамотности детей дошкольного возраста посредством дидактической игры и занимательного материала."
статья по математике

Статья содержит информацию о развитии математической  грамотности  у дошкольников и ее практическом применении в дошкольном учреждении на основе дидактических игр и занимательного материала, что способствует развитию мыслительной деятельности у детей, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_polanto_g.i.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

Поланто Г.И.

Развитие  математической грамотности детей дошкольного возраста  посредством дидактической игры и занимательного материала.

       Аннотация: статья содержит информацию о развитии математической  грамотности  у дошкольников и ее практическом применении в дошкольном учреждении на основе дидактических игр и занимательного материала, что способствует развитию мыслительной деятельности у детей, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.    

Ключевые слова: математическая грамотность, функциональная грамотность, игра, дошкольники

      Функциональная грамотность - это способность человека вступать в отношения с окружающей средой, быстро приспосабливаться к ней и использовать полученные в течение жизни знания для решения задач в различных сферах деятельности, общения  и социальных отношениях.

       Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предопределяет стратегию развития функциональной грамотности,  представляющую детям возможности выбора вида деятельности на основе их интересов и потребностей.

        Одной из задач современного образования является – формирование функционально грамотных людей.

Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку заложенные в дошкольном возрасте основные навыки по математике, помогут детям в дальнейшем приобретать знания и умения

       Ведь современный ребенок — это житель XXI века, на которого оказывают влияние признаки настоящего времени, и, прежде всего, проникновение в повседневную жизнь информационных технологий, динамика внедрения, которых, ускоряется с течением времени.

Одной из составляющих функциональной грамотности, является математическая.

Математическая грамотность дошкольника – способность применять математические знания и умения для решения математических проблем в разнообразных контекстах реального мира

Основными составляющими математической грамотности является:

владение математическими способностями в созданных  жизненных ситуациях и способность оперировать математическими понятиями, знаниями и умениями в созданных жизненных ситуациях

 Компоненты математической грамотности определяют: способность устанавливать в  различных жизненных ситуациях математические отношения (время, протяжённость, масса); различать математические объекты (числа, величины, фигуры, пространство); устанавливать математические изменения и зависимости (увеличивается и расходуется); формулировать суждения с использованием математических терминов;  действовать по инструкции (алгоритму), использовать символьный язык; способность находить, анализировать, интерпретировать математическую информацию об объектах реального мира; устанавливать в различных жизненных ситуациях математические отношения (время, масса), объекты (числа, величины и др.), изменения и зависимости.

Форм и методов работы с детьми по математической грамотности много: игры, образовательная деятельность, развлечения и др.

Мы остановились на игре, так как игра способствуют развитию интереса, любознательности, навыков необходимых для формирования математической грамотности и интеллектуального развития: целенаправленность поисковых действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость, самостоятельность. У детей, воспитывается потребность занимать своё свободное время играми, требующими мышления, внимания, формируется умение  научиться применять свои знания в повседневной жизни.

      Чтобы сформировать у детей интерес к математике, чтобы ребенок полюбил математику, необходимо  показать ее красоту и важность, а к  важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в моделируемых ситуациях, стремятся научиться тому, что они еще не умеют, преодолевая трудности. В игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются  творческие способности, нравственные качества; формируется   мотивация к обучению, ориентированная на удовлетворение познавательных интересов;  умственные действия с помощью логических приемов  (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия); умение объединять объекты окружающего мира (форма, цвет, размер,  количество, материалы и др.); развивается речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения; воспитывается интерес к математике в целом.

       Очень важно придерживаться  основных принципов:

- необходимо постоянно поощрять все усилия ребенка и само его стремление узнать что-то новое и научиться новому.

- исключить отрицательную оценку ребенка и результатов его действия.

-  результат ребенка  сравнивать только с его собственными, а не с результатами других детей.

       - принудительное обучение бесполезно.

     Работая в данном направлении, стараемся  вызывать у детей интерес к игровому занимательному материалу с помощью загадок, шуток, занимательных вопросов, кроссвордов, ребусов, головоломок.  Играя в такие дидактические игры как:  «Какое число я задумала?»; «Назови число на единицу больше – меньше»; «Кто знает, пусть дальше считает»; «Какие числа пропущены?», «Назови соседей», «Сосчитай-ка», «Цветные паровозики» дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 (20)и сопровождать словами свои действия.

  Знакомя детей с цифрами, используем такие игры,  как «Слепи цифру из пластилина», «На что похожа цифра», «Найди предметы, окружающие нас, которые напоминают цифру» «Изобрази цифру» (дети рисуют цифры на спине или ладошке друг у друга)- что развивает творческое воображение,  мышление,  дает детям возможность применять свои знания и умения в повседневной жизни.  

  При изучении геометрических фигур такие игры как, «Пара слов», «Найди и назови»,  «На что похожа фигура», «Сравни предмет и фигуру» помогают детям ориентироваться в ближайшем окружении, умение сравнивать, анализировать.

Также  дети выкладывают геометрические фигуры, как по образцу, так и по памяти, используя в своей деятельности  счетные палочки  и палочки «Кюизенера».

Для развития пространственных ориентировок у детей  подобрали серию упражнений:  «Помогите каждому животному  попасть в свой домик», «Измерь предмет условной меркой»,  «Определите, как должен быть раскрашен последний мяч», «Какой шарик нужно нарисовать в пустой клетке?», «Определите, какие окна должны быть в последнем домике?» и т.д. которые,  влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей.  

На развитие наблюдательности у детей используем серию упражнений «Найди в рисунке отличия», «Найди два одинаковых предмета» и др.

При формировании циклических представлений играем с детьми в такие игры: «Раскрась, продолжая закономерность»; «Что сначала, что потом?»; «Какая фигура будет последней?».

Итак, подводя итоги можно сказать, что регулярное использование игр и занимательного материала математического содержания повышает у дошкольников  качество математической подготовленности, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни, способствует развитию мыслительной деятельности.  Применение  игр и игровых приемов, используемых на самом различном материале, позволяют детям подготовиться к усвоению более сложных математических задач, на следующей ступени развития. Поэтому, можно уверенно сказать что,  игры и занимательный математический материал является хорошим средством формирования интереса к математике желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме, что способствует формированию математической грамотности как функциональной. 

Список литературы:

  1. Говорова Р., Дьяченко О, Цеханская Л. Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей. – М.: 2014.
  2. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. – М., 20
  3. Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие / Сост. З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Р.Л. Непомнящая, А.М. Вербене. – СПб: Детство-Пресс, 2014.
  4.        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М.: Перспектива, 2014.

Сведения об авторе:

Синицкая В.А., воспитатель МБДОУ «Ольгинский детский сад, Полтавского района, Омской области»

Поланто Г.И., воспитатель МБДОУ «Ольгинский детский сад, Полтавского района, Омской области»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация детей дошкольного возраста. Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста.

Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии соб...

Методическая разработка"Развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры и занимательного материала "

«Для ребёнка-дошкольника основной путь развития - эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Накопление этого чувственного опыта связано с активностью сенсорн...

план самообразования "Развитие творческих способностей дошкольников посредством дидактической игры и занимательного материала"

Совершенствование качества обучения зависит от уровня подготовки педагога. Самообразование позволяет конкретизировать свои знания,  пополнять их.  Самообразование - необходимое условие деяте...

Развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры и занимательного материала

Математика - один из наиболее сложных предметов в школьном цикле. Поэтому в детском саду на сегодняшний день ребёнок должен усваивать элементарные математические знания. Однако проблема формирования и...

План по самообразованию «Формирование читательской грамотности детей дошкольного возраста через игры»

План по самообразованию «Формирование читательской грамотности детей дошкольного возраста через игры»...

План по самообразованию «Формирование читательской грамотности детей дошкольного возраста через игры»

План по самообразованию «Формирование читательской грамотности детей дошкольного возраста через игры»...

Развитие математической грамотности детей дошкольного возраста посредством дидактической игры и занимательного материала.

Регулярное использование игр и занимательного материала математического содержания повышает у дошкольников  качество математической подготовленности, позволяет более уверенно ориентироваться в пр...