план самообразования "Развитие творческих способностей дошкольников посредством дидактической игры и занимательного материала"
методическая разработка (младшая группа) на тему

Притворова Елена Викторовна

Совершенствование качества обучения зависит от уровня подготовки педагога. Самообразование позволяет конкретизировать свои знания,  пополнять их.  Самообразование - необходимое условие деятельности педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 « Развитие творческих способностей дошкольников посредством дидактической  игры

и занимательного материала

2016-2017 учебный год

Месяц

Тема

Цель  

Работа с родителями, педагогами

Работа по самообразованию

Сентябрь

Создание картотек дидактических игр.

Оснащение уголка

 « Занимательная математика».

 Развивать творческие способности детей посредством дидактических игр и занимательного материала.

Консультация  для родителей «Особенности развития элементарных математических представлений детей

3-4  лет.»

Подбор и изучение литературы по теме, составление библиографии.

«Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова – СПб.: ООО «ИДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2011

Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003. - 256 с.

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Игры на освоение основных цветов.  

Палочки  Кюинезенера.

 

Д/И «Бусы»,                     « Капельки», «Цветные палочки».

 

Величина дидактические игрушки: вкладыши, матрёшки, пирамидки.

Дидактические игры по развитию представлений о величинах: «Украсим коврик», «Домики для медвежат», «Угостим мышек чаем», «Цветные кубики».

Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру.

Выделение части группы. Нахождение «лишних» предметов.

Знакомство с понятиями «один», «много».

Д/И «Найди пару», «Разложи по коробочкам».

«Что лишнее?», «Что изменилось?»

Дидактические игры по развитию количественных представлений: «В лес за грибами», «Малина для медвежат», «Угости зайчат».

Игры с геометрическими фигурами.

Блоки Дьенеша.

Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Разложи фигурки по домикам», «Катится – не катится», «Найди пару по форме».

Знакомство с наглядным изображением чисел 4-5

Пространственные

представления.   

Дидактические игры на расположение в пространстве: «Возьми игрушку», «Магазин игрушек».

Знакомство с наглядным изображением чисел 1-3,

Дидактические игры: «Подбери дорожки к домикам», «Почини коврик», «Мостики для зайчат», «Подбери дорожки к домикам».

Количественный и порядковый счет от 1 до 5. Сравнение предыдущего и последующего чисел.

Дидактические игры на умение соотносить цифры с количеством: «Следопыты», «Строители», «Магазин игрушек».

Игры с использованием  зарифмованных  игровых задач.

« Чудо кубики»

  Д/И « Сложи узор»

Выделение части группы. Нахождение «лишних» предметов.

д/игра «Что лишнее?», «Что изменилось?»

Счётные палочки.

Танграмм

Д/игра "Волшебные палочки" (Воспитатель предлагает ребёнку составить из палочек стол, кроватку, стул, веточку, телевизор, используя  палочки);

     Д/игра "Весёлый гном"

  Д/игра "Геометрическая мозаика" (Ребёнку предлагается набор геометрических фигур, из которых он должен выложить различные изображения и назвать их).

 

Воспитывать  у детей   интерес к математике.

Учить понимать слова, обозначающие основные цвета. Классификация по цвету. Закрепление представлений о величине

( длинный, короткий, широкий- узкий, высокий- низкий).

Ознакомлении детей с сериацией, умением выстраивать ряд предметов по убыванию или увеличению.

Развивать мышление, память, умение анализировать.

Знакомство с геометрическими фигурами и телами: круг и шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник, овал.

формирование умения соотносить цифру с количеством

Формирование пространственных представлений: на-над-под, слева-справа, вверху-внизу, снаружи-внутри, за-перед и др.

Формирование представлений о непосредственном сравнении предметов по длине и ширине (длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже).

Формирование умения соотносить цифру с количеством.

Ознакомление детей с ситуаций  убавления и  добавления, изменения количества.

Развивать самостоятельность мышления, гибкости ума, смекалки, умения доказывать правильность суждений,

Развивать конструктивные способности, память, логику, память.

Формировать   образное мышление, комбинаторные способности, практические и умственные действия.

Систематизировать знания детей. Развивать смекалку, мышление, память.

Доставить радость.

Оснащение уголка для родителей специальной литературой.

Консультация для родителей«Как организовать игры детей с использованием занимательного математического материала».

Папка- передвижка             « Дидактические игры»

Беседа « Как прививать интерес к математике»

Консультация для родителей « Развитие математических способностей   детей посредством дидактических игр»

Рекомендации:

«Формируем пространственные представления», «Как научить детей определять свойства предметов».

Дни открытых дверей .

Индивидуальные беседы.

Анкетирование родителей

« Математика дома»

Выставка игр способствующих развитию познавательных интересов детей.

Мастер –класс « Игры со счётными палочками»

Е. С. Демина «Развитие элементарных математических представлений», Анализ программ дошкольного образования, М.: Творческий центр СФЕРА, 2009

Создание предметно – развивающей среды. «Игротека»: настольно – печатные игры математического содержания «Форма и цвет»,

«Цветовое лото» .

Палочки Кюизенера.

Математика от трёх до семи: Уч. – методич. пособие для воспитателей детских садов / З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе. – СПб: «Детство – пресс», 1999.

Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М.: ВАКО, 2005 г. — 208 с.

        

 «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.

«Логические блоки Дьенеша». Развивающая игра для детей в возрасте от  3 до 7лет. ООО «Корвет» Россия, Санкт-Петербург.

«Давайте вместе поиграем»                                                                                            Комплект игр с блоками Дьенеша. (Под ред. Б.б.Финкельштейн.                       Санкт-Петербург. ООО «Корвет» 2001 год).

И учёба, и игра: математика. Популярное пособие для родителей и педагогов. Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. – Ярославль: «Академия развития», 1997.

Логика и математика для дошкольников. Издание 2-е, исправленное и дополненное. / Авт. – сост. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. – СПб: «Детство – пресс», 2000.

Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей. А. Белошистая – «Дошкольное воспитание», 2/200, стр. 69-79.

В. Г. Гоголева;5. «Логика и математика для дошкольников»Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая;

«Давайте поиграем» под ред. А. А. Столяра;

 «Дидактические игры – занятия в ДОУ» Е. Н. Панова;

«Я начинаю учиться (логическое мышление) Л. Вагурина, А. Кряжева;

Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004.

Основная литература:

  1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. М., 2004.
  2. Белошистая А.В. Современные программы математического образования дошкольников.  Р.-на-Д., 2005.
  3. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста.  М., 1989.
  4. Венгер Л.А. Программа «Развитие». М., 1996.
  5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
  6. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 2000.
  7. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  8. Данилова В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях.  М., 1987.
  9. «Детство». Программа развития и воспитания в детском саду./ Под ред. Т.И.Бабаевой. С-Пб., 1997.
  10. Доман Г., Доман Д. Дошкольное обучение ребенка. М., 1995.
  11. Доронова Т.Н. Программа «Радуга». М., 1997.
  12. Крутецкий В.А. Психология математических способностей. М., 1968.
  13. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М., 1974.
  14. Метлина Л.С. Математика в детском саду.  М., 1984.
  15. Михайлова З.А., Полякова М.Н., Непомнящая Р.Л., Вербенец А.М. Математическое развитие дошкольников. СПб.,1998.
  16. Петровский Э.Г. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 1992.
  17. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста/ Под ред. Л.А. Парамоновой. М., 2004.
  18. Программа «Школа 2000»./ авт. кол. под рук. Р.И.Бунеева. М.,1998.
  19. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. М., 1991.
  20. Соловьева Е.В. Математика и логика для дошкольников. Методические рекомендации.  М., 1999г.
  21. Сохина Ф.А. Поздьяков Н.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста.  М., 1988.
  22. Смирнова В.Д. Касицына М.А. Дошкольная математика. Учебно-практическое пособие.  М., 1999.
  23. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у детей.  М., 1980.
  24.  Формирование элементарных математических представлений у дошкольников./Под ред. А.А. Столяра.  М., 1988.
  25. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. М., 2000.

Дополнительная литература:

  1. Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. М., 1986.
  2. Астапов В.М. Диагностика развития понятийных форм мышления. М., 2000.
  3. Волина В.В. Веселая математика. М., 1998.
  4. Дьяченко О.М. Лаврентьева Т.В. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. М., 1999.
  5. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития  и коррекция его неблагоприятных вариантов / Е.А.Бугрименко, А.Л.Венгер и др. М., 1992.
  6. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. М., 1992.
  7. Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. Ярославль, 1998.
  8. Изгаршева В.М. Игрушки и пособия для детского сада. М., 1987.
  9. Красницкая Г.С. Самостоятельные работы учащихся педагогических училищ по курсу «Методика формирования элементарных математических представлений». М., 1997.
  10. Михайлова З.А. Методы формирования элементарных математических представлений.  Ж. «Дошкольное воспитание». 1988. № 2.
  11. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М., 1985.
  12. Михайлова З.А. Формирование самостоятельности средствами занимательной математики. Ж. «Дошкольное воспитание». 1991. №5.
  13. Михайлова З.А. Методы формирования элементарных математических представлений. Ж. «Дошкольное воспитание». 1988. №2.
  14. Непомнящая В. Развлечения с использованием занимательного математического материала. Ж. «Дошкольное воспитание». 1989. №6.
  15. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. М., 1990.
  16. Павлова Н.Н. Как научить детей считать. М., 2000.
  17. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз – ступенька, два – ступенька…: В 2 ч. М., 1983.
  18. Сорокова М.Г. Математика по методу Монтессори в детском саду и школе. М., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка"Развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры и занимательного материала "

«Для ребёнка-дошкольника основной путь развития - эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Накопление этого чувственного опыта связано с активностью сенсорн...

«Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры». Описание методической системы

Актуальность проблемы  заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения и восприятия.  Известно, что развитие ощущений и восприят...

Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры

Материал содержит разьяснительную записку, дидактические игры....

Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры

Консультация для родителей с конкретными примереми нескольких дидактических игр....

Развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры и занимательного материала

Математика - один из наиболее сложных предметов в школьном цикле. Поэтому в детском саду на сегодняшний день ребёнок должен усваивать элементарные математические знания. Однако проблема формирования и...

План самообразования на 2019-2024 г. воспитателя Половковой Натальи Юрьевны на тему: Формирование экологической культуры у дошкольников посредством дидактической игры.

В процессе ознакомления с окружающим миром ребенок знакомится с природой; с растениями, выращенными дома, в группе детского сада, на улице. С самого раннего возраста у детей формируется отношение к пр...