Задачки-сказки
материал по математике (старшая группа) по теме

Кашапова Лилия Ясовиевна

В сборнике представлены сказочные задачи для  дошкольников.  Тематика в задачах разная, что позволяет расширить представления детей об окружающем мире. Задачи  развивают у детей мыслительные процессы, учат воображать, фантазировать, знакомят с арифметическими числами, математическими понятиями, дейсвиями сложения и вычитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadachki_-skazki.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Задачки-сказки

Дети любят решать задачки. В задачках дошкольники знакомятся с арифметическими числами, математическими понятиями, действиями сложения и вычитания, учатся анализировать, рассуждать, выполнять умственные операции, доказывать.

Задачки - сказки развивают у детей не только мыслительные процессы, но и учат воображать, фантазировать. Слушая задачку,  ребенок живо представляет себе сказочную ситуацию, вживается в динамику происходящих событий и в то же время учится усидчивости и терпению, тренирует внимание, умение дослушать до конца, так как неизвестно, какой будет задан вопрос в конце.

Вопросы в задачках разные, касаются не только количества, но и закрепляют знания ребенка о форме, цвете, размере, качестве, величине, пространстве и времени.

Тематика в задачках разная: игрушки, овощи, фрукты, одежда, транспорт, деревья, грибы, животные, насекомые, сказочные герои. Именно такой подход позволяет расширить представления детей об окружающем мире.

Слушая такие задачки-сказки, решая их, дети проявляют к ним большой интерес, пробуют самостоятельно сочинить аналогичные, а главное - понимать, что считать можно всегда, везде и всё, что нас окружает.

Задача 1

Заспорили карандаши в коробке. Синий сказал: - Я самый главный, меня дети больше всех любят. Моим цветом раскрашивают море и небо. Нет, я самый главный, — сказал красный карандаш. — Моим цветом раскрашивают ягоды и праздничные флажки.

Ну, нет, уж это я самый главный, - сказал зелёный карандаш. - Моим цветом раскрашивают траву и листья на деревьях.

Спорьте, спорьте, — думал про себя жёлтый карандаш. — Уж я то знаю, что самый главный — это я. И меня дети любят больше всех, потому что раскрашивают моим цветом хлеб и солнце.

Вопрос: Сколько всего карандашей было в коробке? (4)

Задача 2

На день рождения Муха-Цокотуха позвала гостей на чай, приготовила стулья. Первыми приползли гусеницы и заняли два стула. Затем прилетели три бабочки, тоже сели на стулья. Вскоре прискакали кузнечики и уселись на двух стульях. Только хотели чай пить, в дверь постучали, приполз жук и занял ещё одно место.

Вопросы: Сколько стульев было занято? (9) Сколько было гостей? (8)

Задача 3

Пролетела сорока по лесу. Сообщила, что пчелы будут всех зверей мёдом угощать. Первым к улью прибежал медведь с бочонком. Второй прискакала белочка с кружкой. Третьим примчался заяц с миской. Четвёртой пришла лиса с кувшином. Пятым приковылял волк с кастрюлей.

Вопросы: Каким по счёту примчался к улью заяц? (3) У кого была самая маленькая посуда? (У белки.) У кого была самая большая посуда? (У медведя.)

Задача 4

Пришла к фотографу семья. Сфотографируйте нас, пожалуйста.

Хорошо, только сначала надо вас удобно посадить.

Папу и маму посадили на стулья. Бабушку в кресло. Дедушка встал рядом с бабушкой. Брата с сестрой посадили рядом на скамеечку. А самого маленького члена семьи, кудрявого Алёшу, посадили на руки к маме

Вопросы: Сколько всего человек было в семье? (7) Сколько взрослых? (4) Сколько детей? (3)

                              Задача 5

Наша мама самая красивая и самая добрая. На 8 Марта ей подарили много цветов. Дедушка подарил букет розовых гвоздик. Папа подарил красные тюльпаны. Сестра Оля подарила жёлтую мимозу. А я люблю маму больше всех, я подарил ей её самые любимые цветы -фиалки.

Вопрос: Сколько букетов цветов подарили маме на праздник? (4)

                               Задача 6

В зоопарке много зверей: слон, жираф, зебра, лев, бегемот, обезьяна. А вчера я видел, как на большой машине привезли в зоопарк белого медведя и пингвина. Наверное, их привезли с Севера?!

Вопросы: Сколько зверей было в зоопарке? (6) Сколько зверей стало? (8)

                              Задача 7

Нарядились звери, пошли гулять. Медведь в шляпе, волк в кепке, лиса в панамке, белка в косынке, а заяц в пилотке. Вдруг подул сильный ветер и сдул с медведя шляпу, а с лисы панамку.

Вопрос: Сколько зверей осталось в головных уборах? (3)

                            Задача 8

Пригласил жираф к себе на день рождения гостей. Чем же гостей угостить, чтобы всём угодить? Думал, думал и придумал. Пришли гости, а на столе: салат, компот, винегрет, картошка, окрошка, омлет, пирожное и котлеты, мороженое и конфеты.

Вопрос: Сколько разных блюд приготовил жираф? (10)

                                  Задача 9

На стоянке в лесу стоят машины: «Жигули», «Чайка», «Волга», «Москвич», «Запорожец». Старый сторож-барсук разморился на солнышке и уснул. Шли мимо тигрята, захотелось им на машинах покататься. Один сел на «Жигули», другой сел на «Москвич», а третий хотел сесть на «Чайку», а она не заводится, так он на «Волгу» пересел. Ох, и попадёт же им от сторожа за то, что без спроса кататься надумали!

Вопросы: Сколько машин осталось на стоянке? (2) Сколько было тигрят? (3)

                              Задача 10

«Тимоша, сходи, пожалуйста, на базар, купи овощи!» — попросила коза своего сына. Тимоша взял корзиночку и пошёл за покупками. Он купил всё, что ему понравилось: картошку, свеклу, тыкву, помидор, огурец. Радостный он пошёл домой, а по дороге не заметил, как съел помидор, огурец, картошку.

Вопросы: Сколько овощей принёс домой Тимоша? (2) Что сказала ему мама?

                             Задача 11

Забыла Галя закрыть букварь, легла спать, а буквы разбежались. Буква А пошла играть с Галиными игрушками. Буква В ухитрилась забраться на люстру. Буква 3 решила пойти погулять на улицу. Буква Ж забралась к Гале под подушку. Буква Р хотела выпрыгнуть из букваря, а потом подумала и осталась на месте.

Вопрос: Сколько букв убежало из букваря? (5)

                            Задача 12

Незнайка получал телеграмму: «Дорогой внучек, приезжай в гости. Целую. Бабушка». Быстро собрался Незнайка: в чемодан сложил одежду, в корзину - яблоки, в сумку - свои игрушки и книжки, в сетку -живую рыбу, в рюкзак - конфеты и шоколадки. Купил билет, сел в поезд и поехал. А вот и бабушкина деревня. Стал Незнайка вещи свои выносить: вот чемодан, вот корзина, вот

сетка. Тут ворона на дереве каркнула, засмотрелся на неё Незнайка, а поезд уехал...

Вопрос: Сколько Незнайкиных вещей осталось в вагоне поезда? (2)

                                                          Задача 13

Открыл ёжик в лесу швейное ателье. Первой пришла лиса, принесла шёлк: «Сшейте-ка мне, куманёк, нарядное платье». Потом при-: шёл медведь, принёс байковую ткань: «Сшей-ка мне, дружище, тёплую жилетку — зимой спать». Затем прискакала зайчиха, принесла ситец:

«Сшей-ка, пожалуйста, моим зайчатам распашонки». «Хорошо, - сказал ёж, - через неделю приходите за готовой одеждой». 

         Вопрос: Сколько зверей заказали ежу одежду? (3)

                                                                    Задача 14

Пошла медведица в магазин, купила медвежатам гостинцы: бублики, пряники, - печенье, вафли, торт. Идёт она по лесу, а навстречу ей заяц: «Здравствуйте, тётенька!». «Здравствуй, какой ты вежливый! Вот тебе за это печенье». Идёт дальше. Вдруг ей шишка в лоб попала. «Кто же это шишки в меня кидает?» - строго спросила медведица. «Это я, нечаянно из лапок шишку упустил. Извините, пожалуйста!» - подскочил к ней бельчонок. «Молодец, что честно признался. Вот тебе за это пряники». Идет медведица дальше, вдруг оступилась и упала. Тут подскочил к ней барсучонок и помог ей встать.

«Спасибо тебе большое! Ты очень добрый, вот тебе за это вафли!» Пришла медведица домой: «Угощайтесь, медвежата, и вам осталось сладостей».

Вопрос: Сколько угощений осталось для медвежат? (3)

Задача 15

В нашу группу принесли большой, красивый аквариум. Теперь мы будем ухаживать за рыбками. Сомик - самый большой. Самый красивый — вуалехвост. Меченосец — самый быстрый. Самая маленькая — гуппи. Но больше всех мне нравится золотая рыбка.

Вопрос: Сколько всего рыбок плавает в аквариуме? (5)

Задача 16

В лесной избушке жили зверюшки. Угадайте, кто?

Рыжая, пушистая, хитрая... лиса.

Длинноухий, короткохвостый, трусливый... заяц.

Круглый, колючий, кусачий... ёж.

Серый, злющий, зубастый... волк.

Неуклюжий, толстый, ворчливый... медведь.

Вопрос: Сколько всего зверюшек жили в избушке? (5)

Задача 17

Пошли Тося и Костя за грибами. Когда шли мимо берез, Костя нашёл подберёзовик. Когда шли около дубов, Тося нашла белый гриб. Проходили мимо пенёчков, Костя нашёл два опёнка. А когда зашли в сосновый лес, Тося нашла маслёнок, рыжик, зеленушку и мухомор.

Вопросы: Сколько всего грибов нашли Тося и Костя? (8) Сколько грибов дети пожарят? (7)

Задача 18

Пришли к Антону на день рождения гости. Макар подарил ему живого попугайчика. Степан подарил ему заводной вездеход. Лиза подарила ему деревянный конструктор. Валя подарила переводные картинки.

Вопросы: Сколько подарков подарили Антону? (4) Сколько детей было на дне рождения? (5)

Задача 19

Собрались лиса и волк на рыбалку. Лиса взяла маленькую удочку с короткой леской, а волк от жадности подумал: «Возьму-ка я самую большую удочку с длинной-длинной леской больше рыбы наловлю». Сели ловить рыбу. Лиса только успевает рыбу вытаскивает: то карася, то леща, то сома, то щуку. А волк поймал плотвичку, стал её из реки тянуть, да в длинной-длинной леске и запутался. Пока распутался, уже и домой пора идти.

Вопросы: Кто больше наловил рыбы? (Лиса.) Почему? Сколько всего рыбы наловили волк и лиса вместе? (5)

Задача 20

Наступила зима. Дети сделали для птиц кормушку, повесили её на дерево и стали наблюдать за птицами. Клевать сало прилетели две синички, полакомиться рябиновыми ягодами решили три снегиря. Подкрепиться пшеном залетел один воробей, а под кормушкой важно расхаживали три вороны, подбирая рассыпанные крошки хлеба.

Вопросы: Сколько птиц прилетело к кормушке? (9) Сдельно маленьких-птиц? (6)  Сколько больших птиц? (3)

Задача 21

У нас очень большая и дружная семья. Мама - врач, папа - инженер, старший брат - шофёр, старшая сестра - учительница, бабушка — пенсионерка, а я ещё пока школьник.

Вопросы: Сколько человек в нашей семье? (6) Сколько профессий можно насчитать в нашей семье? (4)

Задача 22

Собрались звери да поляне, надо в лесу почтальона выбрать. Объявили соревнование - кто выиграет, добежит первым к финишу, тот и будет почтальоном. Первым прибежал заяц. Второй поспешила лиса. Третьей прискакала белка. Четвёртым домчался лось. Пятым добежал волк. Шестым прикатился еж. Седьмым приковылял медведь.

Вопросы: Кто будет в лесу почтальоном? (Заяц.) Каким по счёту прибежали ж финишу лиса, лось, ёж? (Второй, четвертым, шестым.)

Задача 23

На Новый год пригласили дети в гости сказочных героев. Вначале появилась Снежная Королева. За ней пришёл Кот в сапогах, потом прибежали Буратино и Мальвина. Затем показался Карлсон, он привёл с собой Золушку и Дюймовочку. Чуть погодя пришли Серый Волк и Красная Шапочка. А в конце Новогоднего бала приковылял Мойдодыр.

Вопросы: Из скольких сказок пришли гости да ёлку? (8) Сколько всего сказочных героев пришли на бал? (10)

Задача 24

Перессорились цифры между собой. Единица сказала: «Я самая ровная и стройная, похожа на спицу». «А я самая красивая, похожа на лебедя», - крикнула двойка. «Куда вам до меня», - возразила восьмёрка. - Я самая круглая - похожа на два кольца». «Подумаешь, зато я похожа да букву 3», - взвизгнула тройка. «Ну, и что же, не только ты одна, я тоже похожа на букву, только не на 3, а на Ч», — гордо воскликнула четвёрка «Зачем же вы ссоритесь», - тихо скачала семёрка. - Мы все очень красивые и нужные. Люди бы без нас не смогли ничего считать».

Вопросы: Сколько цифр успокоила семёрка? (5) Сколько было всего цифр? (6)

Задача 25

У детей сегодня хорошее настроение. В группе появились новые игрушки: кошка с котёнком, машина-грузовик, кукла в коляске, волейбольный мяч, мишка с бантиком и клоун в нарядном костюмчике.

Вопрос: Сколько новых игрушек у детей? (8)

Задача 26

Собрались Чебурашка и Крокодил Гена сходить в детский сад поиграть с детишками. Вышли на улицу и пошли. Сначала прошли школу. Затем зашли в кондитерский магазин — купили ребятам мармелад. После заглянули в парикмахерскую, где Чебурашка причесался, а Крокодил Гена побрился. Пошли дальше, вдруг Чебурашка упал и поранил ножку. Пришлось заходить в аптеку, покупать зелёнку, чтобы подлечиться. Потом прошли ателье и кинотеатр. А вот и детский сад.

Вопрос: Сколько на улице было зданий? (7)

Задача 27

Семёну исполнилось 7 лет. «Я уже взрослый, мне теперь учиться надо. Можно, я свои игрушки маленьким детям раздарю?» - спросил он у мамы. Мама разрешила. Кубики и плюшевого мишку он подарил сестричке Оле. Самолёт,

пароход, луноход предложил соседскому Васе. Своему другу маленькому Борису он отдал солдатиков и танк. А красивую блестящую машину с управлением и большого пушистого зайца Кузьку, немного подумав, оставил себе. Ведь они самые любимые.

Вопрос: Сколько игрушек было у Семёна? (9)

Задача 28

Хрюша гулял в парке и нашёл монетку. Обрадовался и думает: «Что же мне купить?» На одну копейку купил мороженое. Еще на одну купил пирожное. Две копейки потратил на катание на каруселях. А на последнюю купил маме красивый букет цветов.

Вопрос: Сколько копеек нашёл Хрюша? (5)

Задача 29

Ира - школьница. Стала она собирать портфель. В большое отделение положила аккуратно букварь, тетрадку. Дорисовала домик, положила в портфель альбом. В маленькое отдаление положила пенал. Потом вспомнила про резинку и линейку. А дневник положить забыла.

Вопрос: Сколько у Иры в портфеле школьных принадлежностей? (5)

Задача 30

Собирался папа в командировку в Москву. Открыл чемодан и стал вещи собирать. Положил брюки, пиджак, затем рубашки голубую и коричневую, тёплый свитер, спортивную майку. Плащ он брать с собой не стал, так как подумал, что погода не испортится.

Вопрос: Сколько всего вещей положил папа в чемодан? (6)

Задача 31

Екатерина Владимировна привела детей на цветущий луг. «Давайте наберём красивый букет цветов и украсим ими нашу группу», - сказала воспитательница.

Соня сорвала жёлтый одуванчик. Петя нашел синий василёк. Артём принёс красную гвоздику. Люся добавила розовый клевер и фиолетовый колокольчик. Екатерина Владимировна присоединила ко всем цветам ещё белую ромашку с пароход, луноход предложил соседскому Васе. Своему другу маленькому Борису он отдал солдатиков и танк. А красивую блестящую машину с управлением и большого пушистого зайца Кузьку, немного подумав, оставил себе. Ведь они самые любимые.

Вопрос: Сколько игрушек было у Семёна? (9)

                                                               

Задача 32

Карлсон очень любит конфеты, а как их делают , не знает. Захотелось ему посмотреть. Пришел он на кондитерскую фабрику, а ему говорят: «Пожалуйста, смотрите и угощайтесь….».Обрадовался Карлсон. Сначала съел 2 шоколадки, затем попробовал 1 мармеладку. «Нет, еще не наелся», - подумал Карлсон и съел еще 2 леденца. «Ириски я тоже очень люблю», - бормотал с набитым ртом Карлсон, взял 1 ириску. «Вот еще 1 карамельку  попробую, и все…» - еле-еле проговорил Карлсон. Захотел он домой вернуться, включил свой пропеллер, а взлететь не смог.

          Вопросы: Почему Карлсон не смог взлететь? (Объелся) Сколько конфет съел Карлсон (7)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАДАЧКИ-СКАЗКИ

       Обучение математике не должно быть скучным для детей, ребёнок запоминает только то, что ему интересно. Дошкольник познаёт мир, на примерах взрослых и сказочных персон...

Задачки-сказки

Задачки-сказки развивают у детей не только мыслительные процессы, но и учат их воображать, фантазировать. Слушая задачку, ребенок живо представляет себе сказочную ситуацию, вживается в динамику происх...

ЗАДАЧКИ-СКАЗКИ

Заспорили карандаши в коробке. Синий сказал: - Я самый главный, меня дети больше всех любят. Моим цветом раскрашивают море и небо. Нет, я самый главный, — сказал красный карандаш. — Моим ц...

ЗАДАЧКИ-СКАЗКИ

Задачки - сказки развивают у детей не только мыслительные процессы, но и учат воображать, фантазировать. Слушая задачку, ребенок живо представляет себе сказочную ситуацию, вживается в динамику происхо...

Задачки - сказки

Задачки - сказки - это познавательное и речевое развитие....

Задачки - сказки

Задачи со сказочным сюжетом способствуют формированию у ребёнка интереса к математике, развивают сообразительность и логическое мышление....