"Математическая страна" или "Путешествие в математическое королевство"
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме

Перевязкина Анна Юрьевна

Для начала необходимо хорошо знать и различать формы геометрических фигур(форма,размер) и помнить семь основных цветов радуги:красный,оранжевый,жёлтый,зелёный,голубой,синий,фиолетовый.Уметь ориентироваться на пространстве доски в группе, знать основные направления:право,лево верх,низ,центр или середина.Научить детей правильно и точно работать с счётными палочками и с броссовым материаолом,например:пуговицами,шнурками,полосками плотной цветной бумаги или картона.А также счётными наборами из дерева или пластмассы.Учить детей правильно,аккуратно и чётко работать в тетрадях для повседневных занятиях.При работе с счётными палочками учить выкладывать из них геометрические фигуры,выкладывать их по количеству преметов.При выполнении графического диктанта знать и уметь различать и правильно располагать геометрические фигуры:овал,круг,квадрат,треугольник,прямоугольник.Для развития внимания,слуха ,памяти применять игровые моменты,например :"Четвёртый лишний", "Что лишнее?" "Чего не стало?"Учить детей давать полный ответ на поставленный вопрос и не выкрикивать ответ.Для отдыха применяю физкультминутки,пальчиковую или артикулиционную гимнастику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: систематизировать знания, умения, навыки по формированию элементарных математических представлений.

Задачи: - закрепить знания о временных отношениях: неделя, месяц, год, части суток;

- закрепить знание цифр и умение соотносить их с количеством предметов;

- закрепить умение решать арифметические задачи на сложение и вычитание;

- закрепить знание геометрических фигур, умение классифицировать предметы по форме;

- закрепить умение сравнивать числа в пределах 10, пользоваться знаками  >,  <,  =;

- закрепить умение устанавливать закономерность;

- развивать логическое мышление с помощью логических игр, развивать смекалку, зрительную память;

-развивать мелкую моторику пальцев рук и способствовать развитию общей двигательной активности;

- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;

- воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу;

- формировать элементарные представления о взаимопомощи и дружбе.

Демонстрационный материал: - мультимедийный проектор;

- презентация;

- физкультурное оснащение: дорожки, туннель, веревочный лабиринт;

- ларец с сюрпризом, золотой ключик;

- плакат с паутиной.

Раздаточный материал: - карточки с геометрическими фигурами и карточки с предметами;

- цветные шнурочки и плоскостные геометрические фигуры;

- простые карандаши.

     План

Вводная часть

Основная часть

Нахождение предметов определенной геометрической формы

Решение арифметических задач

Расстановка знаков сравнения

«Найди отличия»

«Собери бусы»

Хождение по бревну и модулям

Заключительная часть. Рефлексия

Ход совместной деятельности

Водная часть

     Дети входят в группу, здороваются с гостями.

В-ль: Глазками посмотрели на меня.

          Справа друг и слева друг,

          Сделали мы с вами круг. (Дети становятся в круг.)

В-ль: Ребята, к нам  сегодня в группу пришло письмо. (Воспитатель показывает детям письмо, открывает его и читает.) Злой волшебник заточил принцессу в темницу своего замка. Принцесса просит помощи. Многие пытались ее спасти, но безрезультатно. Пока еще никому не удалось это сделать. Теперь письмо пришло к нам, и принцесса надеется, что мы с вами сможем ее спасти. Вы хотите освободить принцессу?

Предполагаемые ответы детей: Да, хотим.

В-ль: Но для этого мы должны отправиться в путешествие. На нашем пути могут встретиться различные препятствия. Чтобы их преодолеть, какими качествами мы должны обладать? Какими мы должны быть?

Предполагаемые ответы детей: Смелыми, сильными, дружными, ловкими, умелыми, умными, находчивыми, отважными.

В-ль: Но для начала давайте проверим свои силы.

     В круг широкий вижу я,

     Встали все мои друзья.

     Отвечай и не зевай.

(Дети стоят в кругу, воспитатель - в центре. Воспитатель каждому ребенку бросает мяч, задавая вопросы.)

В-ль:  Сколько дней в неделе? Перечисли.

Дети: Семь дней в неделе. Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресение.

В-ль:  Какой день недели идет за пятницей?

Дети: Суббота.

В-ль:  Сколько месяцев в году? Перечисли.

Дети: 12 месяцев. Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

В-ль:  Перечисли все времена года?

Дети: Осень, зима, весна, лето.

В-ль:  Какое сейчас время года?

Дети: Осень.

В-ль: Назови осенние месяцы?

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

В-ль: Назови части суток?

Дети: Утро, день, вечер, ночь.

В-ль: Что бывает раньше: утро или вечер?

Дети: Утро бывает раньше.

В-ль:  Молодцы, ребята! Вы без ошибок ответили на вопросы. Я думаю, что мы сможем пройти все испытания, которые встретятся на нашем пути. А отправимся мы с вами в путешествие на корабле.  

В-ль: А вот, и наш корабль. (Слайд №1)

 В-ль: Садитесь на наш корабль. (Дети садятся на скамейки.)

          Дружной командой (включается музыка)

          Помчимся вперед,

          Прямо туда,

          Где принцесса нас ждет.

В-ль: Справа воды глубоки. Покажите, где право.

(Дети указывают рукой вправо.)

В-ль: Слева горы высоки. Покажите, где лево.

(Дети указывают рукой влево.)

В-ль: Вот и ветер поднялся,

           Дует прямо в паруса.

           Вижу берег впереди, (смотрит вперед)

           Надо нам сюда сойти.

(Дети встают со скамеек.)

В-ль: Вот, и приплыли мы туда, где стоит замок. (Слайд №2) Чтобы добраться до темницы, где сидит принцесса, мы должны пройти через разные комнаты, выполнив задания. Но в замок зайти невозможно. Вход завален тяжелыми мешками.

Нахождение предметов определенной геометрической формы

(На столе стоит картинка с нарисованными мешками, мешочки с карточками. Дети подходят к столам.)

В-ль: Чтоб с дороги их убрать,

           Что в них нужно отгадать.

(Воспитатель вынимает из мешочков картинки.)

В-ль: Выберите себе карточку. Вы должны найти предметы той геометрической формы, какая фигура у вас изображена на карточке. Приступайте к заданию.

(Дети, стоя возле столов, выполняют задание.)

В-ль: Давайте проверим, правильно ли вы разобрали завалы. Даня, какая фигура изображена у тебя на карточке? Какие предметы ты нашел этой формы? Назови.

Предполагаемые ответы детей: Фигура – квадрат. Предметы: скатерть, часы, воздушный змей, картина, дорожный знак.

(Воспитатель спрашивает еще у одного ребенка, выполняемость задания.)

В-ль: Остальные тоже правильно выполнили задание.

           Молодцы, что угадали!

           Путь свободен, все убрали.

В-ль: А здесь какая-то буква. Может это подсказка? Возьмем ее с собой.

(Воспитатель берет букву Д.)

В-ль: Теперь мы можем двигаться дальше. Пойдемте.

Решение арифметических задач

В-ль: Ребята, здесь паутина. Чтобы попасть в комнату, нужно пролезть через паутину.

         Осторожно проходите,

         По сторонам смотрите.

(Дети проходят через веревочный лабиринт. Подходят к мольберту, где нарисована паутина.)

В-ль: Испытание нас ждет,

           Здесь один паук живет.

В-ль: Садитесь аккуратно на бревнышко. (Дети садятся.)

В-ль: Паук сплел паутину.

           Чтоб в комнату следующую пройти,

            Нам паутину нужно расплести.

В-ль: Чтобы паутина расплелась, нам надо решить задачи. Слушайте внимательно.

(Воспитатель расплетает ниточку-паутинку после каждого решения задачи.)

В-ль: Три пушистых кошечки

           Улеглись в лукошечке.

           Тут одна к ним прибежала.

           Сколько вместе кошек стало?

Дети: Четыре.

В-ль:  У маленькой Светы

           Четыре конфеты.

           Одну дала Алла.

           Сколько всего стало?

Дети: Пять.

В-ль: Красиво вышила Татьяна

           Две лилии и два тюльпана.

           Какие чудесные цветы!

           А сколько их – нам скажешь ты.

Дети: Четыре.

В-ль: Шесть грибов нашел Вадим,

           А потом еще один.

           Вы ответьте на вопрос:

           Сколько он грибов принес?

Дети: Семь.

В-ль: На блюдце у Андрюши

           Четыре желтых груши.

           Кушать мальчик захотел,

           И одну он грушу съел.

           Теперь считайте груши

           На блюдце у Андрюши.

Дети: Три.

В-ль: Четыре кубика у Маши

           Два кубика у Наташи.

           Вы кубики все эти

           Скорей считайте, дети.

Дети: Шесть.

В-ль: Пять щенят в футбол играли,

           Одного домой позвали.

           Он в окно глядит, считает,

           Сколько их теперь играет?

Дети: четыре.

В-ль: У девочки Аллочки

           Восемь счетных палочек.

           Одна из них сломалась.

           Сколько же осталось?

Дети: Семь.

В-ль: Паутину расплели,

           Значит, дальше можем

           Мы идти.

В-ль: Ребята, нам паук дает букву.

(Воспитатель берет букву Р.)

Расстановка знаков сравнения

В-ль: Вот и дальше мы идем,

           В комнату знаков попадем.

(Дети подходят к столам.)

В-ль: Мы пришли в комнату знаков сравнения. Вспомните, какие знаки сравнения вы знаете?

Дети: Больше, меньше, равно.

В-ль: Рассаживайтесь за столы. (Дети садятся за столы.) Перед вами лежат листочки с заданием. Положите его перед собой. Вы должны будете сосчитать количество предметов, написать нужную цифру в клеточке и поставить между цифрами знак сравнения: больше, меньше, равно. Сядьте прямо, красиво. Возьмите правильно в руку карандаш. Можете приступать к заданию.

(Дети выполняют задание.)

В-ль: Давайте проверим, правильно ли вы расставили знаки сравнения. Владик, скажи, какие знаки сравнения ты поставила?

Предполагаемые ответы детей: 5>2, 4=4, 1<3.

(Воспитатель спрашивает еще у одного ребенка выполняемость задания.)

В-ль: Остальные дети тоже молодцы, постарались, справились с заданием. Здесь тоже лежит буква, которую мы возьмем с собой.

(Воспитатель берет букву У.)

В-ль: Вставайте. Нам надо идти дальше.

(Дети встают из-за столов.)

Картинная галерея. Найди отличия

В-ль: Чтобы попасть в следующую комнату, надо пролезть через туннель.

В-ль: Перед нами подземный туннель,

           Пролезай в него быстрей.

(Дети по одному пролезают через туннель. Дети становятся перед экраном.)

В-ль: Мы попали в картинную галерею. (Слайд №3) Садитесь на скамейку. (Слайд №4) Перед нами картинки. Вы должны найти и назвать отличия между ними. Отличий должно быть пять.

(Дети по одному называют отличия.)

Предполагаемые ответы детей:

В-ль: Вот еще картинки. (Слайд №5)

Предполагаемые ответы детей:

В-ль: Молодцы! Мы и с этим заданием справились. И здесь букву мы нашли.

(Воспитатель берет букву Ж.)

В-ль: Нам пора двигаться дальше. Вставайте.

В-ль: В круг широкий, вижу я,

           Встали все мои друзья. (становятся в круг)

           Мы сейчас пойдем направо (идут налево),

           А теперь пойдем налево (идут направо),

           Мы потопаем ногами (притопы ногами),

           Мы похлопаем руками (хлопки в ладоши),

           Покачаем головой (наклоны головой).

           Мы руки поднимаем (руки поднять вверх),

           Мы руки опускаем (руки опустить вниз).

           В центре круга соберемся (идут в центр)

           И на место все вернемся.

           Улыбнемся, подмигнем

           И опять с тобой пойдем.

Волшебная мастерская. Собери бусы.

В-ль: Снова с вами мы пойдем

           И в волшебную мастерскую попадем.

(Дети подходят к столам.)

В-ль: Здесь находятся волшебные камни и веревочки. Чем волшебные камни отличаются друг от друга?

Предполагаемые ответы детей: Они отличаются цветом, формой, размером.

В-ль: Как вы думаете, что мы можем из этого сделать?

Предполагаемые ответы детей: Бусы.

В-ль: Давайте мы с вами сделаем волшебные бусы для нашей принцессы, которые помогут вернуться ей обратно в свой дворец. Садитесь за столы. Сделать бусы мы должны, соблюдая закономерность. У вас есть подсказки. Выберите себе подсказку. (Ребенок выбирает карточку.) Возьмите любую веревочку.

В-ль: Давайте сначала подготовим наши силы.

           Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики

(пальцы в замок)

С вами мы подружимся,

Маленькие пальчики.

(касание одноименными пальцами)

Раз, два, три, четыре, пять.

(поочередное касание одноименными пальцами, начиная с мизинцев)

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать.

(руки вниз, встряхнуть кистями)

В-ль: Для начала вы должны установить закономерность. Сядьте, прямо, ровно. Приступайте.

(Дети составляют бусы из геометрических фигур, нанизывая на веревочку.)

В-ль: Молодцы! У всех получились красивые бусы. Все соблюдали закономерность. Как сделать, чтобы получились одни большие бусы?

Предполагаемые ответы детей: Надо их связать вместе.

(Воспитатель связывает все шнурочки вместе.)

В-ль: Эти бусы мы возьмем с собой. Здесь, смотрите, тоже есть буква.

(Воспитатель берет букву Б.)

В-ль: Нужно двигаться дальше вперед,

           В темнице принцесса нас ждет.

(Дети выходят из-за столов.)

Хождение по бревну и модулям

В-ль: Снова препятствие

           Нам нужно пройти,

           Чтобы к принцессе скорее придти.

           Равновесие всем нужно держать,

           Чтобы в яму нам не упасть.

(Дети за воспитателем проходят по массажным дорожкам и бревну.)

В-ль: И это препятствие мы преодолели. Здесь тоже есть буква, которую мы возьмем с собой.

(Воспитатель берет букву А.)

В-ль: А вот и темница. Чтобы попасть в темницу, нам потребуется волшебный предмет, а какой, вы должны будете отгадать. Я вам загадаю загадку.

В-ль: Без меня мои друзья

          В дом попасть никак нельзя!

          Я железною ногой

          Отопру замок дверной.

Дети: Ключик.

В-ль: Молодцы! Все отгадали.

В-ль: Вот еще одна буква за ваше выполненное задание. (Воспитатель берет букву А.)

В-ль: А вот и ключик (показывает). Давайте открывать темницу.

(Воспитатель открывает темницу. Из темницы выходит принцесса.)

Принцесса: Здравствуйте, ребята! Спасибо, что вы спасли меня от заточения. А как же вам удалось это сделать? Что вам помогло?

Предполагаемые ответы детей: Смелость, ум.

Принцесса: У вас есть буквы-подсказки. Попробуйте из них составить слово.

В-ль: Первая буква Д. (Слайд №6)

В-ль: Вторая буква Р. (Слайд №7)

В-ль: Третья буква У. (Слайд №8)

В-ль: Четвертая буква Ж. (Слайд №9)

В-ль: Пятая буква Б. (Слайд № 10)

В-ль: Шестая буква А. (Слайд №11)

В-ль: Кто может прочитать, какое получилось слово?

Дети: ДРУЖБА.

Принцесса: Правильно! Вы, ребята, были дружными, помогали друг другу, поэтому у вас все и получилось.

В-ль: А еще мы дарим тебе волшебные бусы, которые помогут добраться тебе до твоего дворца.  (Воспитатель отдает принцессе бусы.)

Принцесса: Спасибо большое! За это я вам даю ларец с подарками, который вы откроете, когда вернетесь обратно домой.  До свидания, ребята!

(Принцесса уходит.)

В-ль: Ну, а нам пора возвращаться обратно домой. (Слайд № 12)

В-ль: Мы снова садимся на наш корабль.

(Дети садятся на скамейки.) (Слайд №13)

В-ль: Позабыв про все тревоги,

          Отправляться нам пора.

          Приглашаю вас в дорогу,

          Поднимаем паруса.

В-ль: Справа воды глубоки,

           Слева горы высоки.

           Вот и ветер поднялся,

           Дует прямо в паруса.

           Вот и берег впереди

           Надо нам сюда сойти.

Заключительная часть. Рефлексия.

В-ль: Вот и приплыли мы обратно в детский сад. Вставайте. (Слайд №14)

В-ль: Понравилось ли вам наше путешествие? Что вам запомнилось больше всего? Расскажите, как мы с вами спасали принцессу? Какие препятствия встретились на нашем пути?

(Дети делятся своими впечатлениями.)

В-ль: Если опять потребуется кому-то помощь, то мы снова отправимся с вами в путешествие. Вы согласны?

Предполагаемые ответы детей: Да.

 В-ль: Ну, а теперь мы можем открыть ларец с подарками, которые дала нам принцесса. (Воспитатель открывает, раздает подарки детям.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста с использованием развивающих игр математического содержания .Тема: «Математическое королевство».

Цель: Развитие математических способностей.Задачи:Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.Совершенствовать умение находить место числа в ряду, с...

Конструкт НОД по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в королевство математики»

Конструкт  НОД по формированию элементарных математических представлений   Тема:«Путешествие в королевство математики»...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы по формированию элементарных математических представлений по теме: «Королевство математики».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений по теме: "Королевство математики".Цель: создать условия для развития познавате...

Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в королевство Математики» Старшая группа

Цель: Посредством дидактических игр закрепить знания детей о числовом ряде, геометрических фигурах, закрепить умение вычленять из представленного ряда лишний по характерному признаку предмет....

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) на тему «Королевство Математики» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие»(формирование элементарных математических представлений)на тему «Королевство Математики» для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект специальной организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе с использованием игровой деятельности формирование элементарных математических представлений «Путешествие в Королевство Математики»

Цель: закрепление полученных знаний и их активизирование в процессе игровой деятельности.Задачи:1.Социально-коммуникативное развитиеРазвивать интерес к различным видам игр, побуждать к активной деятел...