Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) на тему «Королевство Математики» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие»

(формирование элементарных математических представлений)

на тему «Королевство Математики» для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_matematike.docx29.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие»

(формирование элементарных математических представлений)

на тему «Королевство Математики» для детей старшего дошкольного возраста

                                        Воспитатель: Вазанкова Ирина Дмитриевна

2021

Конспект интегрированного занятия по математическому развитию

для детей старшего дошкольного возраста «Королевство Математики».

Цель: совершенствование навыков счета в пределах 10.

Программные задачи:

1. Образовательные:

- совершенствовать умение находить место числа в ряду;

- закреплять навыки количественного и порядкового счета и обратно;

- совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов.

2. Развивающие:

- развивать память, внимание, логическое мышление, используя задания на декодирование, сравнение;

- продолжать развивать умение детей логически рассуждать.

3. Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность, умение понимать задачу и выполнять её.

Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие» (ФЭМП), «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Формы работы: фронтальная.

К концу НОД дети должны:

- место числа в ряду;

- счет количественный и порядковый до 10 и обратно;

- работать с блоками Дьенеша – раскодировать карточки.

Оборудование:

  • Для воспитателя: письмо, сундучок с медальками.
  • Для детей: набор цифр от 1 до 10 на каждого ребенка, набор блоков Дьенеша, тетради, цветные карандаши, схема – собаки.

Предварительная работа: игры с блоками Дьенеша, отгадывание загадок.

Ход НОД  

Часть НОД

Деятельность воспитателя (методические приемы,

предполагаемые ответы детей)

Вводная часть

Я  с детьми нахожусь на ковре.

- Ребята, сегодня нам принесли письмо, которое адресовано детям старшей группы. Интересно, от кого оно? Давайте прочитаем его, и нам все станет ясно.

Я читаю письмо.

«Дорогие ребята, в нашем математическом королевстве все числа перепутались в числовом ряду, а геометрические фигуры забыли свои имена. Только вы сможете мне помочь, выполнив все задания. Житель математического королевства».

-  Ребята, мы поможем жителям математического королевства?  (да)

- Тогда отправляемся в увлекательное путешествие по королевству «Математика». Это королевство состоит из небольших удивительных островов, которые называются: «Посчитай-ка», «Отгадай-ка», «Поиграй-ка», «Узнавай-ка»,  «Отвечай-ка».

- Ребята,  как вы думаете, на каком транспорте мы отправимся в путь? (На корабле, машине, поезде).

- На чем мы сейчас стоим? (Мы стоим на ковре).

- Представьте, что это не простой ковер, а волшебный - ковер самолет. Вот на нем мы с вами и полетим. Говорим волшебные слова:

Ковёр-самолёт, возьми нас в полёт,

Взлетай в вышину, неси в математическую страну.

- Вот мы с вами и очутились на острове  «Посчитай-ка». Садитесь за столы.

Основная часть

- Первый наш остров «Посчитай-ка». На этом острове живут Числа. Они так долго готовились к встрече с вами, что совсем перепутали свои места в числовом ряду. Помогите им ребята найти своё место.

- Перед вами стоят тарелки, а в них цифры. Нужно расставить цифры от 1 до 10 – по порядку.

Дети выкладывают из карточек числовой ряд от 1 до 10. 

Проверяем хором, индивидуально прямой и обратный счёт.

- Ваня, посчитайте от 1 до 10 (считает).

- Лиза, посчитай от 1 до 10 (считает).

- Богдан,  посчитай от 10 до 1 (считает).

- Арсений, посчитай от 10 до 1 (считает).

- А теперь все вместе посчитаем от 1 до 10, обратный счет от 10 до 1.

Дети считают.

- Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Расставили все цифры по порядку от 1 до 10 и посчитали.

- Ребята, а теперь помогите числам найти своих соседей. Я буду показывать вам цифру, а  вы назовите соседей числа:

- 5 (4 и 3);

- 7 (6 и 8);

- 9 (8 и 10);

- 2 (1 и 3);

- 3 (2 и 4);

- 4 (3 и 5);

- 6 (5 и 7);

- 8 (7 и 9).

- Молодцы, вы назвали мне соседей всех чисел.

- Теперь откройте тетрадь и возьмите карандаш.  Вам нужно посчитать количество предметов и написать соответствующую цифру.

Дети выполняют задание. После выполнения задания, дети меняются тетрадями и проверяют своего соседа. Если встречаются ошибки, мы все вместе их разбираем.

- Ребята, молодцы, вы справились с заданием. Жители этого острова остались вами довольны.

- Второй остров «Отгадай-ка». Но на этом острове живет волшебник, который очень любит рисовать. У него приключилась беда, его поезда вдруг потеряли цвет. Поможем ему, сделать поезда снова цветными? (да)

- Закрасьте первый вагон в поезде  – желтым цветом, четвертый – синим, второй – зеленым, пятый – красным, третий – остается белым.

Дети закрашивают поезда.

- Молодцы! Скажите, на котором по счету месте – синий вагон?

(Синий вагон на четвертом месте)

- Какого цвета вагон  на пятом месте? (Вагон на пятом месте красного цвета).

- На котором по счету месте желтый вагон? (Желтый вагон на первом месте).

- На котором по счету месте – белый вагон? ( Белый вагон на третьем месте)

- На котором по счету месте зеленый вагон? (Зеленый вагон на втором месте).

- Молодцы! Вот поезда волшебника стали цветными, а волшебник хотел вас отблагодарить, но не успел и оставил только точки с цифрами. Для восстановления рисунков вам надо соединить все точки  по порядку и тогда мы узнаем, что хотел подарить волшебник. С какой цифры мы начнем обводить рисунок? (С цифры один).

- Правильно с цифры один. Начинайте соединять все точки с цифрами по порядку.

Дети обводят по точкам и получают рисунок «цветок».

- Молодцы! У вас получились цветы. Вот, что вам подарил волшебник в знак благодарности.

- А сейчас, ребята,  мы с вами отправимся на следующий остров королевства «Математика», который называется  «Поиграй-ка». Здесь мы немного отдохнем.

Я с детьми провожу физминутку:

«Раз, два, три!»

Мы считали и устали,

Дружно все мы тихо встали.

Ручками похлопали, раз, два, три.

Ножками потопали, раз, два, три.

Сели, встали, встали, сели

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнем

И опять считать начнем (выполняет 2 раза).

- Вот мы с вами немного отдохнули и следующий наш остров «Узнавай-ка».

- Только кто живет на этом острове, я вам не скажу. Я хочу, что бы вы сами их отгадали.

Я загадываю детям загадки о геометрических фигурах, а дети их отгадывают.

Он похож на колесо,

А еще на букву О.

По дороге катится

И в ромашке прячется.

Нрав его совсем не крут.

Догадались? Это - (круг)

Три вершины, три угла,

Три сторонки – вот и я. (треугольник)

Не овал я и не круг,

Треугольнику я друг,

Прямоугольнику я брат,

Ведь зовут меня (квадрат)

Растянули мы квадрат.

И представили на взгляд,

На кого он стал похожим,

Или с чем-то очень схожим?

Не кирпич, не треугольник -

Стал квадрат… (прямоугольник).

- А как их всех можно назвать? (Это геометрические фигуры).

- Да, это геометрические фигуры – большие озорники очень любят играть. И хотят с вами поиграть. Вы согласны? (да).

- У нас в группе в предметах спрятался квадрат. Вам нужно назвать эти  предметы.

Дети называют предметы, которые имеют квадратную форму.

- Молодцы, вы назвали много предметов, в которых спрятался квадрат.

- А теперь отправляемся дальше путешествовать по королевству «Математика». Вот и остров  «Отвечай-ка». Ребята, посмотрите у меня есть схема – собаки, ее нужно с помощью кодовых карточек расшифровать.

Дети  расшифровывают карточки и составляют собаку из блоков.

- Молодцы! Мы с вами справились  и с этим заданием.

- Ребята, мы побывали на всех островах королевства «Математика», выполнили все задания и помогли жителям математического королевства. Теперь мы можем возвращаться в детский сад. Закройте глазки и посчитаем обратный отсчет 10…1

Дети считают хором.

- Вот мы и в детском саду.

Мы в Королевстве побывали,

Очень многое узнали,

Возвратились мы назад,

Детский сад нам очень рад.

Заключительная часть

- Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие.

- Где мы с вами сегодня побывали? (ответы детей)

- Что вам понравилось? (ответы детей)

- Что для вас было сложное? (ответы детей)

- Что для вас было легкое? (ответы детей)

- Жители островов «Посчитай-ка», «Отгадай-ка», «Поиграй-ка», «Узнавай-ка», «Отвечай-ка» в благодарность вам за вашу работу оставила вот этот сундучок.

- Заглянем в него? (да)

- Посмотрите, это медали - награды самым сообразительным, активным, любознательным детям.

Список литературы:

- Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» .

- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада (математика)».

- Панова Е.Н. «Дидактические игры – занятия в ДОУ» (Блоки Дьенеша).

- Захарова Н.И. «Играем с логическими блоками Дьенеша с детьми 5 – 6 лет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений "Путешествие в стране Математики" для детей старшего дошкольного возраста.

Коспект позволяет продолжать расширять и обогащать знания в области формирования элементарных математических представлений....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию (формированию элементарных математических представлений) на тему "Число 4. Цифра 4" для детей подготовительного возраста

Конспект открытого занятия по познавательному развитию (формированию элементарных математических представлений) на тему"Число 4. Цифра 4" для детей подготовительного возраста Цель:...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) на тему: «Занимательная математика»

Цель: закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия. Задачи:Закреплять навыки порядкового и обратного счета;Закреплять умение ориентироваться на листе...