Конспект ОД по ОО «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) по теме «Весна» в старшей группе
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Орлова Елена Владимировна

Конспект ОД по математике в старшей группе по теме "Весна"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ОД по ОО «познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) по теме «Весна» в старшей группе

Образовательные задачи: 

Обучающие: Ознакомление с операцией удаления части из множества. Подготовка к усвоению сущности арифметического действия вычитания. Совершенствование умения сравнивать длину предметов методом наложения. Закрепление в речи сравнительных форм прилагательных: самый длинный, длиннее, короче, самый короткий. Совершенствование навыков ориентировки на плоскости. Закрепление временных представлений.

Развивающие: Развитие мыслительной и речевой деятельности, творческого воображения, речевого слуха, тонкой моторики, координации речи с движением.

Воспитательные: Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности.

Оборудование и материал: Магнитная доска, рисунок вазы с ветками вербы, картонные коричневые полоски; материалы для изготовления коллажа; изображения подснежников; рабочие тетради по числу детей и цветные карандаши; картинки с животными (майский жук, грач, зайчонок, щенок, паучок); карточка с цифрой «0».

Предварительная работа: Деление целого на части в игровой и совместной деятельности. Разучивание стихотворения «Верба» Е. Благининой и подвижного упражнения «Клен».

Ход занятия

  1. Организационный момент.  
  • Сегодня будем учиться сравнивать предметы по количеству, поговорим о весне, будем сравнивать полоски бумаги по длине и геометрические формы по величине.
  • Какое время года наступило?
  • Посмотрите, я нарисовала веточку вербы.

(Педагог читает стихотворение Е. Благининой.)

Сиянье, плески щебет во дворе ...

А верба вся в пушистом серебре:

Вот - вот сорвутся, да и улетят

Комочки этих сереньких утят.

Притронешься, погладишь - как нежны

Доверчивые первенцы весны!

  • Посмотрите, как верба распушилась! Обрадовалась весеннему солнышку! И ветки у вербы разной длины, есть длиннее, есть короче (показ педагогом). У вас на столах лежат веточки вербы – коричневые полоски бумаги. Сколько полосок? Посчитайте.
  • Вам задание: сравните ветки по длине. Как можем узнать какая из веток самая длинная?
  • Разложите ветки по порядку на столе в ряд, начиная с самой длинной до самой короткой.
  • Какая по длине первая ветка?
  • Какая по длине четвертая ветка?
  • Расскажи, как разложили ветки по длине.
  • Сравни по длине вторую ветку и четвертую.
  • Итак, чтобы сравнить предметы по длине, надо наложить одну на другой так, чтобы начало предметов совпадало, а конец предмета был виден на противоположной стороне.
  • Положите полоски в тарелку и посчитайте тихо.

  1. Коллективная работа над коллажем «Весна».
  • Продолжаем говорить о весне.  Посмотрим как умеете ориентироваться в пространстве. Мне нужен один помощник. Слушайте внимательно задание. Я читаю стихотворение о весне, а ты прикрепляешь картинки и геометрические фигуры в соответствие с текстом. Остальные дети будьте готовы помочь.

Весна пришла, сосульками
Карнизы украшая.
Ручьи задорно булькают,
Сугробы подмывая.
Забыв морозы прежние,
Без сил свалилась набок
Заплаканная снежная
Подтаявшая баба.
Зиме совсем недужится –
Пора ей в путь сбираться…
И солнце в каждой лужице
Готово искупаться!
И меж снегами влажными
Пробив себе окошки,
Подснежники отважные
Уже встают на ножки! 
(Стюарт Е.)

  • Вот какая красивая весенняя картина получилась!
  • Скажите, где находится солнышко?
  • А где находится крыша? Какой формы крыша?
  • Где находятся сосульки? Сколько сосулек? Какой они формы?
  • Где находится снеговик? Из каких геометрических фигур составлен снеговик? Сколько всего кругов?
  • Где расположен подснежник? Сколько подснежников?

  1. Упражнение «Разноцветные подснежники».

(Педагог предлагает детям сесть за столики и размещает на магнитной доске перед ними в свободном порядке изображения подснежников белого, желтого и голубого цветов).

  • Сколько подснежников выросло на полянке в лесу? Сосчитайте.
  • Сколько белых подснежников?
  • Сколько желтых подснежников?
  • Сколько голубых подснежников?
  • Что можно сказать о количестве белых, желтых и голубых подснежников?

(Педагог убирает изображения белых подснежников.)

  • Что теперь можно сказать об общем количестве подснежников?
  • Почему их стало меньше?
  • Сколько всего подснежников осталось на полянке? Посчитайте.
  • Сначала было всего девять подснежников. Я сорвала три подснежника. Осталось шесть подснежников. Можно сделать вывод: если из группы предметов убрать одну часть предметов, то группа уменьшится.

(Педагог убирает три желтых подснежника.)

  • Что теперь можно сказать о количестве подснежников на полянке? Их стало больше или меньше?
  • Почему?
  • Сколько осталось подснежников?
  • Какой вывод можно сделать?

 (Педагог убирает оставшиеся подснежники.)

  • Что теперь вы можете сказать о количестве подснежников?
  • Какой цифрой это можно обозначить?

 (Педагог помещает карточку с цифрой «0» на магнитную доску.)

  1. Упражнение «Клен».

За окном сосулька тает,

(Дети стоят повернувшись лицо в круг. Выполняют 4 прыжка, держа руки на поясе)

Ветер тучи рвет в клочки. 

(Руки вверх. Наклоны туловища вправо- влево)

Разжимает, разжимает

Клен тугие кулачки.

(Руки перед грудью, локти опущены вниз; медленно разжимают кулачки)

Прислонился он к окошку. 

(4 прыжка)

И едва растает снег, 

(Наклоны влево-вправо)

Мне зеленую ладошку

(Поворачиваются лицом друг к другу)

Клен протянет раньше всех.

(Протягивают друг другу правые ручки — рукопожатие)

(М. Клокова)

  1. Работа в тетради. Упражнение «Сколько лапок?». Соотнесение числа и цифры. Развитие тонкой моторики.

(Педагог приглашает детей за столы, на которых приготовлены тетради и цветные карандаши.)

  • Весной к нам возвращаются перелетные птицы, у диких и домашних животных появляются детеныши. Просыпаются насекомые и пауки. Кого нарисовал для вас художник?
  • Раскрасьте их правильно. Вам помогут картинки.

(Педагог помещает на магнитную доску картинки с животными. Дети выполняют задание.)

  • Сосчитайте у каждого из них лапки и соедините изображение птицы, детеныша животного, насекомого или паука с цифрой, соответствующей количеству лапок у него.

(Дети выполняют задание.)

  • Расскажите как вы выполнили задание.

1-й ребенок. У грача две лапки. Я соединил его с цифрой «два».

2-й ребенок. У паучка восемь лапок. Я соединил с цифрой «восемь».

3-й ребенок. У щенка четыре лапки. Я соединил с цифрой «четыре».

4-й ребенок. У зайчонка тоже четыре лапки. Я тоже соединила его с цифрой «четыре».

5-й ребенок. А у жука шесть лапок. Я соединил с цифрой «шесть».

  • Проверьте, правильно ли вы все выполнили задание.

(Дети проверяют себя. Педагог собирает тетради.)

  1. Игра «Когда это бывает?». Закрепление временных представлений о временах года. Развитие речевого слуха.

(Дети сидят за столами, педагог читает стихотворение В. Данько «Листики проснулись», предложив внимательно послушать и подсказать последнее слово.)

Педагог.                                            Листики проснулись

Выбрались из почек

Первые листочки,

Радуются солнцу,

Не поймут со сна:

- Неужели это…

Неужели лето?

- Нет, еще не лето,

Но уже – весна! 

  • После какого времени года наступает весна?
  • Какое  время года бывает между весной и осенью?
  • Какое время года наступает после осени?

  1. Организация окончания занятия.
  • О каком времени года сегодня говорили?
  • Что мы делали с веточками?
  • Какое задание вам понравилось больше всего?
  • Какое задание было самым трудным?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (Формирование элементарных математических представлений) на тему: «Путешествие в страну геометрических фигур» (вторая младшая группа)

Конспект   образовательной деятельности по познавательному развитию (Формирование элементарных математических представлений)   на тему:  «Путешествие в страну геометриче...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ область « Познавательное развитие» – формирование элементарных математических представлений на тему: «В гости по дорожке к вам идет Матрешка….» для детей средней группы

Цель:  развивать интерес к формированию элементарных математических представлений, познавательную  активность   и любознательность.Программные задачи:  учить детей поряд...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ область « Познавательное развитие» – формирование элементарных математических представлений на тему: «В гости по дорожке к вам идет Матрешка….» для детей средней группы

Цель:  развивать интерес к формированию элементарных математических представлений, познавательную  активность   и любознательность.Программные задачи:  учить детей поряд...

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) на тему «Королевство Математики» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие»(формирование элементарных математических представлений)на тему «Королевство Математики» для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений)» на тему «Многоугольники» в старшей группе (с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий, поисково – исследовательской деятельности).

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений)» на тему «Многоугольники» в старшей группе (с использованием игровых...