Конспект занятия по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) по теме «Весна» в коррекционной группе для детей с нарушениями речи
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Открытое занятие 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Миляш»

Конспект занятия по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) по теме «Весна» в коррекционной группе для детей с нарушениями речи

С. Кунашак 2025г.


Конспект занятия по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) по теме «Весна» в коррекционной группе для детей с нарушениями речи

Цель: формирование элементарных математических действий.

Задачи:

Обучающие:

  • Подготовить к усвоению сущности арифметического действия вычитания
  • Ознакомить с операцией удаления части из множества
  • Совершенствовать умения измерять длину различными мерками и сравнивать величины на основе измерения
  • Закреплять в речи сравнительные форм прилагательных: длиннее, самый длинный, короче, самый короткий
  • Закреплять временные представления (времена года)
  • Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета

Развивающие:

  • Развивать мыслительную и речевую деятельность, речевого слуха, тонкой моторики, координации речи с движением

Воспитательные:

  • воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности, активности

Словарная работа – верба, майский жук, грач.

Предварительная работа: упражнения в определении длины с помощью условной мерки в совместной деятельности, разучивание подвижного упражнения «Весна идет», рассматривание веточек вербы.

Оборудование: магнитная доска, ваза с ветками разной длины, полоски – мерки, предметные картинки, цветные карандаши, плоскостные изображения подснежников.

Планируемые результаты:

  • у детей сформируются навыки количественного и порядкового счета в пределах 10 с участием слухового, зрительного и двигательного анализаторов
  • закрепятся в речи в речи количественные и порядковые числительные
  • сформируется навык сравнения предметов по длине на глаз
  • усовершенствуется навык раскладывания предметов в убывающем порядке
  • научатся пользоваться сравнительными прилагательными
  • научатся измерять длину условной меркой
  • закрепятся представления о смене времен года и их очередности

Ход занятия:

  1. Вводная часть

Педагог: Здравствуйте!

Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло к нам в гости! Давайте улыбнёмся им и скажем: «Здравствуйте!» Отгадайте загадку:

Снег и лед на солнце тают,

С юга птицы прилетают,

И медведю не до сна,

Значит к нам пришла …..(весна)

  1. Основная часть

Педагог сообщает детям о начале занятия и приглашает их к столику, где стоит ваза с ветками вербы разной длины. На столе, возле вазы, лежат одинаковые по длине полоски – условные мерки.

Педагог: Вот веточки которые мы вчера срезали. Для начала я предлагаю вам сравнить ветки вербы по длине с помощью мерки. Разбейтесь на пары. Возьмите веточки в руки и измерьте их длину меркой. (Дети выполняют задания парами, а потом сообщают результаты)

1 Пара: Длина нашей ветки 3 мерки!

2 Пара: Длина нашей ветки 5 мерок!

3 Пара: А нашей ветки – одна мерка!

4 Пара: Длина нашей ветки 2 мерки!

5 Пара: А нашей ветки – 4 мерки!

Педагог: Отлично! Разложите ветки на столе от самой длинной до самой короткой. (Дети выполняют задание)

Педагог: Сосчитайте ветки по порядку, начиная с самой длинной.

Дети: Первая, вторая, третья, четвёртая, пятая.

Педагог: Сравните по длине первую и последнюю ветки.

Дети: Первая ветка – самая длинная, а пятая – самая короткая!

Педагог: Верно. А теперь сравните по длине вторую и четвёртую ветку.

Дети: Вторая ветка длиннее четвертой ветки. Четвертая ветка короче второй ветки. Педагог: Молодцы! Поставьте веточки в вазу!

Упражнение «Разноцветные подснежники».

(Педагог предлагает детям сесть за столики и размещает на магнитной доске перед ними в свободном порядке изображения подснежников белого, желтого и голубого цветов).

Педагог: Сколько подснежников выросло на полянке в лесу? Сосчитайте.

Сколько белых подснежников?

Сколько желтых подснежников?

Сколько голубых подснежников?

Что можно сказать о количестве белых, желтых и голубых подснежников?

(Педагог убирает изображения белых подснежников.)

Что теперь можно сказать об общем количестве подснежников?

Почему их стало меньше?

Сколько всего подснежников осталось на полянке? Посчитайте.

Сначала было всего девять подснежников. Я сорвала три подснежника. Осталось шесть подснежников. Можно сделать вывод: если из группы предметов убрать одну часть предметов, то группа уменьшится.

(Педагог убирает три желтых подснежника.)

Что теперь можно сказать о количестве подснежников на полянке? Их стало больше или меньше?

Почему?

Сколько осталось подснежников?

Какой вывод можно сделать?

(Педагог убирает оставшиеся подснежники.)

Что теперь вы можете сказать о количестве подснежников?

Какой цифрой это можно обозначить?

(Педагог помещает карточку с цифрой «0» на магнитную доску.)

Упражнение «Весна идёт» на развитие координации речи с движениями:

  1. «От сосулек — звон, звон!» — резко от плеч поднимать руки вверх, пальцы рук разводить в стороны.
  2. «Просыпайся, клён, клён!» — руки поднять вперёд, затем развести в стороны.
  3. «Растопился снег, снег» — потирать ладонь о ладонь.
  4. «Ручейки — в бег, в бег» — волнообразные движения руками перед собой.
  5. «Гром шагает: топ, топ» — топать ногами.
  6. «Почки слышно: хлоп, хлоп» — разжимать сжатые в кулаки пальцы правой, затем левой руки.

Работа в тетради. Упражнение «Сколько лапок?». Соотнесение числа и цифры. Развитие тонкой моторики.

(Педагог приглашает детей за столы, на которых приготовлены тетради и цветные карандаши.)

Весной к нам возвращаются перелетные птицы, у диких и домашних животных появляются детеныши. Просыпаются насекомые и пауки. Кого нарисовал для вас художник?

Раскрасьте их правильно. Вам помогут картинки.

(Педагог помещает на магнитную доску картинки с животными. Дети выполняют задание.)

Сосчитайте у каждого из них лапки и соедините изображение птицы, детеныша животного, насекомого или паука с цифрой, соответствующей количеству лапок у него.

(Дети выполняют задание.)

Расскажите как вы выполнили задание.

1-й ребенок. У грача две лапки. Я соединил его с цифрой «два».

2-й ребенок. У паучка восемь лапок. Я соединил с цифрой «восемь».

3-й ребенок. У щенка четыре лапки. Я соединил с цифрой «четыре».

4-й ребенок. У зайчонка тоже четыре лапки. Я тоже соединила его с цифрой «четыре».

5-й ребенок. А у жука шесть лапок. Я соединил с цифрой «шесть».

Проверьте, правильно ли вы все выполнили задание.

(Дети проверяют себя. Педагог собирает тетради.)

Игра «Когда это бывает?». Закрепление временных представлений о временах года. Развитие речевого слуха.

(Дети сидят за столами, педагог читает стихотворение В. Данько «Листики проснулись», предложив внимательно послушать и подсказать последнее слово.)

Педагог.

Листики проснулись

Выбрались из почек

Первые листочки,

Радуются солнцу,

Не поймут со сна:

- Неужели это…

Неужели лето?

- Нет, еще не лето,

Но уже – весна!

  • После какого времени года наступает весна?
  • Какое время года бывает между весной и осенью?
  • Какое время года наступает после осени?

Отлично, то были сложные вопросы, вы ответили правильно и порадовали меня.

  1. Заключительная часть
  • О каком времени года сегодня говорили?
  • Что мы делали с веточками?
  • Какое задание вам понравилось больше всего?
  • Какое задание было самым трудным?

Самоанализ открытого занятия.

Представленное занятие рассчитано для детей 6 – 7 лет.

Выбрана фронтальная форма организации обучения.

В занятии реализуется один из принципов ФГОС ДО - принцип интеграции образовательных областей.

Мотивация деятельности детей на протяжении всего занятия поддерживается созданием ситуации успеха, личной заинтересованностью.

Задачи занятия решены полностью.

Интерес детей к деятельности поддерживался за счет личностно-ориентированном взаимодействии с ребенком, побуждающее к достижению цели; создания ситуации успеха.

Положительные результаты при проведении занятия достигнуты благодаря использованию таких методов и приемов, как:

Информационно-рецептивный: объяснение, показ, вопросы;

Эвристический: проявление творчества;

Наглядный: метод демонстрации;

Словесный: рассказ, беседа.

Достижения детей на данном занятии могут быть использованы при организации таких видов деятельности, как: коммуникативная, изобразительная, конструирование, познавательно-исследовательская, игровая.

Приобретенные знания ( количественные и порядковые числительные; знания о временах года; сравнительные прилагательные; знание об измерении длины) и умения (сравнение предметов по длине; навык количественного и порядкового счета; умение раскладывать предмет в убывающем порядке; умение измерять длину условной меркой ) помогут ребенку в освоении общеобразовательной программы дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию «Формирование элементарных математических представлений» На тему: «Сравнение предметов по двум признакам величины» Для детей старшей группы

Тема: Сравнение  предметов по двум признакам  величиныЦель: обучение сравнению предметов по двум признакам величины (высоте и длине).Задачи:...

Конспект занятия по познавательному развитию Формирование элементарных математических представлений На тему: «Письмо от Буратино» в средней группе

Цель: Обобщение и закрепление знаний о геометрических фигурах.Задачи:Образовательные: повышать уровень развития ребенка; закреплять знания детей о геометрических фигурах и цветах; разнообразии цветово...

Конспект занятия по Познавательному развитию, формированию элементарных математических представлений "У кролика в гостях" Ранняя группа

Конспект занятия по Познавательному развитию, формированию элементарных математических представлений "У кролика в гостях" Ранняя группа...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию (формированию элементарных математических представлений) на тему "Число 4. Цифра 4" для детей подготовительного возраста

Конспект открытого занятия по познавательному развитию (формированию элементарных математических представлений) на тему"Число 4. Цифра 4" для детей подготовительного возраста Цель:...

Конспект занятия по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) по теме «Количество и счет» в старшей группе

Конспект занятия по познавательному развитию(формирование элементарных математических представлений)по теме «Количество и счет»в старшей группе...