Рабочая программа Математика 1 младшая группа
рабочая программа по математике (младшая группа) по теме

Рабочая программа по математике 1 младшая группа, Образовательная область "Познание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon рабочая программа162.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по математике для детей 1 младшей  группы составлена на основе:

- основной общеобразовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида «Солнышко»;

-   приоритетного направления МБДОУ «Солнышко» - социально- личностное развитие

 Наряду с федеральным компонентом программы реализуется региональный компонент, который представлен как часть НОД по следующим темам:

Количество.

Геометрические фигуры.

Размер.

Пространственные отношения.

Программой предусмотрено проведение непосредственно-образовательной деятельности (далее – НОД) по математике.

К программе прилагается:

  - календарное планирование НОД по математике;

  - промежуточные результаты освоения Программы.

        Программа рассчитана на 37  НОД  в год (по 1 в неделю). Непосредственно образовательная деятельность (НОД) проводится по подгруппам по 7-8 человек. Допускается осуществлять данную деятельность в первую и во вторую половину дня по 8 минут.

В  середине года (январь) в рабочей программе запланированы для воспитанников детского сада недельные каникулы, во время которых проводятся периоды НОД только эстетически – оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительная  деятельность).

       Вся непосредственно-образовательная деятельность (далее – НОД) представленная в программе, ориентирована на совершенствование навыков обработки информации, умений сравнивать, классифицировать, воспринимать причинно-следственные связи, отражать обратимость и необратимость процессов.

НОД  по математике проводится один раз в неделю, в первую половину дня и охватывают следующие разделы:

* Количество (один - много);

* Геометрические фигуры;

* Величина;

 Ориентировка в пространстве.

Программные задачи

В плане математического образования в этой возрастной группе стоит задача поддержать познавательную мотивацию и подготовить детей к последующему обучению математике. Предпосылками успешной работы в следующей возрастной группе является сформированность у каждого ребенка определенных навыков, а также проведение пропедевтической работы для усвоения некоторых понятий.

Задачи педагогической работы по формированию элементарных математических представлений в текущем году

Научить каждого ребенка к концу года:

выполнять разнообразные ручные прямые и обратные действия (открывать и закрывать, класть и вынимать, разворачивать и складывать и т. д.);

выполнять различные ручные действия в соответствии с устройством предмета (извлекать звуки из озвученных игрушек, пользоваться движущимися игрушками и т. д.);

соотносить и подбирать предметы по форме, цвету, размеру;

понимать простейшие слова, характеризующие количество: много - мало, пустой - полный, а также обобщенную характеристику размера большой - маленький;

различать один и два предмета.

Предоставить детям возможность в самостоятельной деятельности осваивать операцию сериации на уровне предметного действия в ходе игр с дидактическими игрушками - пирамидками, матрешками, формами-вкладышами.

Учить показывать и называть простейшие геометрические формы - круг, треугольник, шар, куб; основные цвета - красный, синий, желтый.

Создавать предпосылки для формирования представления об упорядоченной последовательности, знакомя детей со сказками, песенками и потешками с циклическим сюжетом.

Знакомить детей с понятиями такой же, одинаковые, столько же, другой, несколько, еще, кусочек.

Создавать условия для сохранения познавательной мотивации у каждого ребенка.

Поддерживать интерес к собиранию конструкций и созданию построек и композиций из различного материала, причем не обязательно предметно-имитационного плана.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей и интеграции образовательных областей.

Основные направления психолого-педагогической работы области «Познание» образования дошкольников связаны с развитием высших психических функций (восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания и речи), познавательной мотивации, познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности (в интеграции с другими видами детской деятельности).

Основные задачи психолого-педагогической работы:

- развитие сенсорной культуры;

- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

- формирование элементарных математических представлений;

- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;

    При реализации области «Познание» необходимо учитывать следующее:

- познавательное развитие сопряжено с освоением систем культурных средств, которые ребенок не может изобрести самостоятельно, а должен освоить как заданные идеальные формы в ходе развивающего образовательного процесса;

- для развития познавательной мотивации детей необходимо обеспечить поддержку познавательной инициативы дошкольников, что предполагает создание соответствующей культуры как дошкольного образовательного учреждения, так и группы детей дошкольного возраста.

Формы организации педагогической работы

Основной формой обучения является самостоятельная деятельность детей в педагогически целесообразной, изменяемой предметной развивающей среде, сопровождаемая речевыми комментариями педагога.

Работа проводится:

в утреннее время;

индивидуально или с маленькими подгруппами детей по 3-5 человек;

кратковременно (5-7 мин);

ежедневно - в группе или во время прогулки;

с особым вниманием к детям, отстающим в развитии мышления и речи;

в соответствии с данными обследования, проводимого в начале учебного года (сентябрь) индивидуально по каждому ребенку; на основании этого педагог определяет группы детей, нуждающихся в особо тщательной проработке тех или иных программных блоков, а затем планирует временной график работы с каждой подгруппой.

Дидактические сенсорные коробки

Это форма привлечения внимания детей данного возраста к определенному сенсорному материалу. Содержимое дидактических сенсорных коробок формируется по тематическому принципу 2-3 раза в неделю утром. Они располагаются в группе в свободном доступе для детей на видных местах в количестве от 1 до 3.

Возможны разные варианты наполнения коробок:

предметы, одинаковые по цвету (красный кубик, красный шарик, красная лента, красный цветок в волосы, красный носок, красный фломастер, красная машинка и т. п.);

предметы, одинаковые по форме, но разной величины (кубики, шарики);

однородные, но различающиеся признаками предметы - пуговицы, пояса или ленты и т. п.;

одинаково звучащие предметы (например, колокольчики, сделанные из разного материала и различающиеся по размеру, и т. п.);

коллекция тканей разной фактуры;

все предметы из металла (дерева, пластмассы, резины);

ложки (другие одинаковые предметы) из разных материалов;

разные фигурки одного и того же животного (собачки, медвежата);

разные машинки (самолетики, лодочки);

разные флаконы из-под духов;

камешки (ракушки, шишки);

разноцветные платочки (ленточки);

«шуршалки» и «гремелки» из банок из-под детского питания, заполненные крупой, песком, фасолью;

свистульки;

мелкие коробочки с сюрпризиками внутри;

елочная мишура разного цвета, длины и ширины.

Виды интеграции образовательной  области «Познание»

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы

По средствам организации и оптимизации образовательного процесса

- «Коммуникация» - развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми)

- «Чтение художественной литературы»  - решение специфическими средствами идентичной  основной задачи психолого-педагогической работы - формирования целостной картины мира

- «Здоровье» - расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни

- «Социализация» - формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире

- «Труд» - формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности

- «Безопасность» - формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы

- «Музыка» и «Художественное творчество»  (расширение кругозора в части музыкального и изобразительного  искусства

«Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования целостной картины мира)

«Музыка» и «Художественное творчество»  использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей  для обогащения содержания области «Познание».

Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы).

Возрастные психологические особенности (2-3 года)

До 5 лет все основные психические процессы ребенка - внимание, память, мышление - носят непроизвольный характер. Это означает, что малыш не может управлять ими по собственному желанию, он не может по собственной воле сосредоточиться или запомнить, так как обращает внимание на то, что само привлекло его внимание, запоминает то, что само запоминается. Это важнейшая особенность, которая определяет характер используемых в работе с детьми до 5 лет методов и приемов.

Ребенок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь и переключить с одного состояния на другое. Восстановлению эмоционального равновесия способствует так называемая ритмическая стимуляция - игры со взрослым, которые включают ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание и т. п. Вы увидите, что эти игры позволяют решать и некоторые задачи интеллектуального развития детей.

Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и только от того человека, которому он доверяет. Поэтому успешность обучения детей зависит от того, сложился ли у педагога с каждым малышом индивидуальный контакт.

Другая важная особенность детей 2-3 лет - низкий порог сенсорной чувствительности и недостаточная сформированность механизмов физиологической саморегуляции организма. Субъективное ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижению эффективности обучения. Дискомфорт может быть вызван тем, что ребенок не выспался, ему холодно или жарко, он хочет пить или есть, у него что-то болит, его беспокоит давление обуви, резинки или пояса колгот или брюк, лент и резинок в прическе, раздражение кожи от соприкосновения с шерстью и т. п. Педагог должен быть уверен, что каждому ребенку в данный момент времени комфортно и его ничто не беспокоит.

Общение носит ситуативно-личностный характер, т. е. каждому ребенку необходимо индивидуальное внимание педагога, индивидуальный контакт с ним. Взрослый необходим ребенку в первую очередь как источник помощи и защиты. Это обусловливает кратковременность предлагаемых форм обучения и то, что все они позволяют воспитателю говорить понемногу, но с каждым ребенком в отдельности, и не рассчитаны на работу со всей группой как единым целым. Обучение в этом возрасте происходит, кроме собственного практического опыта, на основе подражания приятному для ребенка взрослому. При этом ребенок подражает всему, что делает взрослый: и хорошему, и плохому, и правильному, и неправильному. Таким образом ребенок может обучаться начальным навыкам практического сравнения, определения количества предметов.

Мышление ребенка данного возраста носит наглядно-действенный характер, т. е. познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций. Соответственно, ведущим типом игры является предметно-манипулятивная игра. Очень важно в этом возрасте поддержать саму мотивацию исследования и познания окружающего мира. Значит, взрослый должен создать интересную развивающую среду и предоставить детям время и свободу деятельности в ней.

Из предметно-манипулятивной игры вырастают такие взрослые виды творческой деятельности, как архитектура, дизайн, абстрактное изобразительное искусство. Опыт работы показал, что часть детей имеют и сохраняют при благоприятных условиях интерес и способность видеть красоту в сочетании цветовых пятен и линий, в изысканности конструкции независимо от того, напоминает ли она какой-либо конкретный реальный предмет, может ли быть названа каким-то привычным словом. В этом смысле часть детей, наряду с изобразительной тенденцией, демонстрируют и выразительную тенденцию в своем творчестве. Для этих детей характерно меньшее стремление к постановке заранее цели своей работы, но зато у них большая способность получать наслаждение от процесса творчества и большая свобода в оценке результата, поскольку они не скованы рамками первоначального плана создания предметного изображения.

В качестве резюме отметим самые важные с точки зрения обучения и развития психологические особенности детей данного возраста:

наглядно-действенное мышление, интеллектуальное развитие ребенка зависит от того, насколько богата окружающая его развивающая среда, позволяет ли она разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами;

речь находится в стадии формирования;

обучение эффективно только на фоне психоэмоционально-комфортного состояния ребенка;

внимание, мышление, память непроизвольны.

        Мониторинг показателей нервно-психического развития детей проводится два раза в год в форме наблюдений при проведении фронтальных и индивидуальных НОД:

Вводный – октябрь;

Итоговый – май.

КАРТА освоения программы 

образовательная область    «Познание» (математика)

Группа__________________   Дата заполнения____________________ Педагоги ______________________________________________________

Ф. И ребенка

Компоненты интегративного качества

Суммарный бал/УП

Сенсорное развитие

Формирование элементарных математических представлений

свободно ориентируется в цвете предметов. Называет некоторые цвета (может ошибаться в названии)

(беседа, наблюдение)

ориентируется в величине предметов (наблюдение)

ориентируется в плоскостных и объёмных фигурах, подбирая формы по предлагаемому образцу и слову

(наблюдение)

может образовать группу из однородных предметов, различает один и много, много и мало предметов

(беседа, наблюдение)

различает предметы контрастных размеров (большие и маленькие предметы), называет их размер    (беседа)

ориентируется в предметах разной формы, узнаёт шар и куб

( беседа)

ориентируется в окружающем пространстве группы, участка детского сада, в частях собственного тела

(наблюдение, беседа)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

* Оценка уровня

0 баллов (крайне редко) - данная характеристика не сформирована, а ее появление носит случайный характер.

1 балл (иногда) - характеристика предполагает периодическое проявление, зависящее от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т.д

 2 балла - (часто) - проявляющаяся характеристика является устойчиво сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или неуспешности предыдущей деятельности и т.д.

Высокий уровень     от  10 до 14 баллов

Средний уровень      от  5  до 9 баллов

Низкий уровень        от  0 до 4  баллов

ПОКАЗАТЕЛИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

Начало года

Возраст 2-2,5 года


Ф.И. ребёнка

Сенсорное развитие

восприятие формы

восприятие цвета

 По образцу подбирает основные  геометрические формы в разнообразном материале

Подбирает по образцу разнообразные предметы 4 основных цветов (к фону предмета)

 1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Условные обозначения :

Сф- воспроизведение формы;

Сц- воспроизведение ответственности;

Конец года

 Возраст 2,5-3 года


Ф.И. ребёнка

Сенсорное развитие

восприятие формы

восприятие цвета

В своей деятельности правильно использует геомет-рические формы

Называет 4 основных цвета

 1.

    2.

3.

4.

5.

6.

7.

Условные обозначения :

Сф- воспроизведение формы;

Сц- воспроизведение ответственности;

План обследования детей в конце года

Подбери по форме вкладыш к прорези, крышку к флакону и т. п.

Подбери по размеру посуду и одежду для игрушки, крышку к флакону.

Подбери по цвету вкладыш.

Покажи пустой (полный) стакан.

Покажи, где много (мало) песка.

Покажи 1 пальчик (2 пальчика).

Покажи большой (маленький) предмет (из двух).

Собери пирамидку на конусной основе из 3—5 колец.

Собери матрешку (трехместную).

Покажи, на каком рисунке изображено 2 предмета (1 предмет).

Оценивается выполнение задания по типу «+», «-».

Тематический план

Тема (раздел)

Количество периодов НОД

В том числе:

практические НОД

Количество

1.

Много, один, по одному, ни одного, мало,

5

40 минут

2.

Один и много

2

16 минут

3

Столько, сколько

3

24 минуты

4

Столько, сколько, поровну

2

16 минут

Геометрические фигуры

1.

Круг

2

16 минут

2.

Круг, квадрат

2

16 минут

3

Квадрат, треугольник

2

16 минут

4

Круг, квадрат, треугольник

3

24 минуты

Размер

1.

Длинный, короткий

2

16 минут

2.

Длинный, широкий

2

16 минут

3

Длинный, широкий, короткий, узкий, высокий

1

8 минут

4

Большой, маленький

1

8 минут

5

Больше, меньше, поровну

1

8 минут

6

Широкий, узкий

1

8 минут

7

Высокий, низкий

2

16 минут

8

Толще, тоньше

2

16 минут

Пространственные отношения

1.

Вверх, вниз

2

16 минут

2.

Вверх, вниз, вперёд, назад

2

16 минут

                                                 ИТОГО:                                37           (4 часа 56 минут)

Содержание рабочей программы

        В течение года по Программе проводится  работа по развитию у малышей следующих умений:

выделять различные признаки и свойства объектов и явлений;

сравнивать объекты и явления по одному признаку или свойству (различать контрастные качества);

устанавливать отношения сходства, тождества и различия (подбирать пары одинаковых предметов или их изображений, понимать слова «такой же», «другой»);

осуществлять классификацию по одному признаку;

осуществлять сериацию (на уровне практическою действия; собирать 3-5-местную матрешку, пирамидку);

различать количества (понимать слова «много — мало», «пустой — полный», «один, два, три»).

Итак, обучение математике рассматривается в программе как одно из средств формирования интеллектуальных операций детей, развития логического мышления и умения «двигаться» в абстрактном содержательном «поле».

Мышление детей до трех лет носит наглядно-действенный характер. Вместе с тем, перспективы развития интеллекта непосредственно связаны с процессами формирования речи малыша. Именно эти два момента определяют задачи, которые стоят перед взрослым на данном этапе.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Первая младшая группа Возрастной диапазон освоение программы 2-3 года

Рабочая программа ориентирована по многим направлениям опираясь на  возрастные особенности детей. На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная дея...

Рабочая программа второй младшей группы дошкольной образовательной организации на основе Примерной программы "От рождения до школы"

Данная разработка рабочей программы воспитателей для работы с детьми с ОВЗ второй младшей группы (3-4 года) составлена на основе Примерной программы "От рождения до школы"....

Рабочая программа Второй младшей группы реализующая программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, ред. 2014 года (ФГОС)

Рабочая    программаВторой младшей группыреализующая программу «От рождения до школы»под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, ред. 2014 года (ФГОС)СодержаниеI. Це...

Рабочая программа второй младшей группы (по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой)

Рабочая программа воспитателя  второй  младшей группы №2 «Бабочки» Плосковой Ирины Николаевны  на 2015-2016 учебный годКалендарно-тематическое планирование (по программе &la...

рабочая программа воспитателя младшей группы по программе "Мозаика"

реализация программы "Мозаика" в младшей группе....

Рабочая программа второй младшей группы реализующая программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, ред. 2014 года (ФГОС)

Методологической основой рабочей программы является развернутое перспективное планирование, составленное по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до шко...

Рабочая программа первой младшей группы (на основе ООП, разработанной по программе "Детство" Бабаевой Т.И., Гогоберидзе А.Г. и парциальной программы "Цветные ладошки" Лыковой И.А.)

Представляю проект, рабочей программы для воспитанников первой младшей группы. В программу включено описание работы по пяти образовательным областям, календарно-тематическое планирование по лексически...