Объем. Сравнение по объему
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме

Жаркова Ирина Павловна

 

Познакомить детей со способом измерения объема с помощью мерки,показать как зависит результат измерения от выбора мерки; упражнять в ориентировке на листе бумаги и в отсчете клеток.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon femp.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  №150»

Занятие по формированию элементарных математических представлениях

 в подготовительной группе на тему:

«Объем. Сравнение по объему»

Воспитатель Жаркова Ирина Павловна

Саратов 2011г.

        

        Цель: Познакомить детей со способом измерения объема с помощью мерки,показать как зависит результат измерения от выбора мерки; упражнять в ориентировке на листе бумаги и в отсчете клеток.

        Демонстрационный материал: 2 банки с крупой (в одной банке стаканчиков риса, в другой- 6 стаканчиков пшена), пустая миска, стакан, чайная ложка, полоска, квадратик. На доске нарисован бордюр, в котором чередуются 6 красных и 7 синие палочек (красные палочки равные длине 2 клетки, расположены вертикально; синие палочки, равны длине 1 клетки, расположены горизонтально; расстояния между палочками нет).

        Раздаточный материал: У каждого на столе 2 стаканчика. (В одном 8 ложечек крупы, другой пустой); чайная ложка- мерка, полоска, квадраты (по 10 штук); тетрадь в клетку, красный и синий карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Что вы видите в банках?

Дети: В одной- рисовая крупа, в другой- пшенная.

Воспитатель: Как вы думаете какой крупы больше: риса или пшена? Как это проверить?

Дети: Надо измерить объем риса и объем пшена и результаты измерения сравнить.

Воспитатель:Что необходимо для измерения?

Дети: Надо выбрать мерку.

Воспитатель: Можно ли объем крупы измерить полоской или квадратиком? Почему нельзя? Что можно измерить полоской или квадратиком? Чем можно измерить объем крупы?

Дети: Стаканом или ложкой.

Воспитатель: Чем удобнее измерять крупу: стаканом или ложкой? (Уточнить ответы детей)

Посмотрите у нас в банке очень много крупы, поэтому её лучше измерить более крупной меркой- стаканом. Ложкой нам придется очень долго измерять. Чем будет служить стакан?

Дети: Меркой

Воспитатель: Сначала мы с вами измерим объем пшена. Для того чтобы не забыть результат измерения, будем записывать результат на доске. (вызвать два человека, один измеряет, другой записывает результат измерения на доске, отмерив 2-3 стакана спрашивает) Всё ли пшено измерили?

Дети: Нет только его часть.

Воспитатель: До каких пор надо продолжать измерение?

Дети: Пока не будет измерено все пшено.

(Окончив измерения)

Воспитатель: Сколько стаканов у нас получилось?

Дети: 6 стаканов

(результат измерения остается на доске. Затем измеряется объем риса и результат записывается на доске. После окончание измерения).

Воспитатель: Сколько у нас пшена? (6 стаканов) А сколько риса? (5 стаканов) Какой крупы оказалось больше, а какой меньше? Почему вы так думаете? Что надо сделать для того, чтобы что- нибудь измерить?

Дети: Выбрать что будет измерено и какой меркой?

Воспитатель: А сейчас мы с вами решим задачу. Посмотрите на картину, что на ней изображено?

Дети: Стол, кувшин с одной ручкой, кувшин с двумя ручками, стакан.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Теперь послушайте задачу: «В кувшин с одной ручкой вошло 7 стаканов молока, а в кувшин с двумя ручками- 8 таких же стаканов. Объем какого кувшина будет больше?»

Дети: В кувшин с двумя ручками.

Воспитатель: Почему?

Дети: Туда вошло 8 стаканов, а в кувшин с одной ручкой- 7 стаканов, так как 8больше 7, значит объем кувшина с двумя ручками больше.

Физминутка:

Буратина потянулся (необходимо поднять руки вверх и хорошо потянуться)

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Видно ключик не нашел (разведя руки в стороны качают головой вправо, влево)

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать. (поднимают руки вверх и становятся на носки, тянутся вверх)

Воспитатель: А сейчас вы сами будете измерять объем крупы. У вас на столе есть стаканчик с крупой, пустой стаканчик, ложечка, полоска, квадраты. Какую мерку вы выберете?

Дети: Ложку.

Воспитатель: Почему не стакан?

Дети: У нас мало крупы и поэтому удобно будет измерять маленькой меркой, а не большой. (дети приступают к измерению объема)

Воспитатель: Чтобы не забыть сколько ложек вы отмерили, надо отсыпав ложку откладывать квадратик на полоску.

(Необходимо подчеркивать, что измерять надо точно и аккуратно, иначе результат будет неправильным. После выполнения задание спросить, сколько крупы у них оказалось.)

Молодцы, ребята. А теперь мы будем рисовать бордюр такой же как на доске. Сядьте правильно. Положите тетрадь прямо перед собой. Какого цвета палочки?

Дети: Красного и синего.

Воспитатель: Как расположены красные палочки?

Дети: Они стоят.

Воспитатель: Сколько всего красных палочек?

Дети: 6 палочек

Воспитатель: Какой они длины? Сколько клеток занимает одна палочка?

Дети: 2 клетки

Воспитатель: Какое расстояние между красными палочками?

Дети: Одна клетка.

Воспитатель: Как расположены синее палочки?

Дети: Они лежат.

Воспитатель: Сколько клеточек занимает одна синяя палочка.

Дети: Одну клетку.

Воспитатель: Какое расстояние между синими палочками?

Дети: Одна красная палочка.

Воспитатель: А сколько у нас синих палочек?

Дети: 7 палочек

Воспитатель: Есть ли расстояние между красными и синими палочками?

Дети: Между ними нет расстояния.

Воспитатель: Начинать рисовать палочку надо точно от верхней линеечки, их надо рисовать прямыми и соблюдать нужное расстояние.

(Образец закрывается и дети рисуют по памяти)

Воспитатель: Сейчас возьмите в руку красный карандаш, отступите 2 клетки сверху и 2 слева и начинаем рисовать. (По окончанию детям открывается образец и они проверяют правильно ли они нарисовали бордюр)

Воспитатель: Что мы сегодня делали на занятие?

Дети: Измеряли объем крупы.

Воспитатель: При помощи чего мы измеряли крупу?

Дети: При помощи мерки.

Воспитатель: Одинаковой ли меркой мы измеряли всю крупу?

Дети: Нет

Воспитатель: Почему?

Дети: У нас было разное количество крупы, когда её было много мы выбирали большую мерку, когда мало- маленькую.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Спасибо, занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Сравнение по объему»

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6лет) « Сравнение по объему»....

НОД ПО ФЭМП В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ «Объем. Сравнение по объему»

Цель: Познакомить детей со способом измерения объема с помощью мерки,показать как зависит результат измерения от выбора мерки; упражнять в ориентировке на листе бумаги и в отсчете клеток....

Сценарий разработки непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Объем. Сравнение по объему»

Занятие по формированию элементарных математических   представлений для детей старшего дошкольного возраста...

НОД познание (ФЭМП) "Объем. Сравнение объема"

Знакомство с меркой и использование различных мерок для измерения объема....

математика. СРАВНЕНИЕ ПО ОБЪЕМУ. старшая группа

Представлен конспект ФЭМП на тему "Сравнение объема". Довольно краткие записи....

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6лет) « Сравнение по объему»

Цель: познакомить с мерой объема.Задачи:сформировать представление о непосредственном сравнении сосудов по объему с помощью переливания, сформировать представления об измерении объема сосудов с помощь...