Интегрированные занятия как условие логического мышления для детей дошкольного возраста
статья по математике (старшая группа) по теме

Перминова Наталья Викторовна

Интегративная деятельность оказывается экономичным способом затрат усилий педагога по ее формированию, ибо дает высокие, качественные и прочные результаты в развитии детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированные занятия как условие логического мышления для детей дошкольного возраста  

                                                                                  Перминова Н.В

Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, непонятного, непредвиденного, скрытого. Предметы и явления окружающего мира обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятия (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т.е. посредством мышления. Мышление изучается многими науками. В философском словаре под редакцией И.Т. Фролова можно найти такое определение мышления. Мышление - это активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т.п., связанный с решением тех или иных задач, с обобщением и способами опосредованного познания действительности; высший продукт особым образом организованной материи мозга.

 В психологическом словаре под редакцией В.А. Зинченко, Б.Г. Мещерякова дано следующее определение мышления. Мышление - это психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. То есть психология изучает механизмы реализации мыслительных актов, в том числе мозговые, и понимает мышление как познавательную деятельность. 

В физиологии: мышление - это функция человеческого мозга, особая форма проявления его рефлекторной, аналитико-синтетической деятельности, имеющая опору во второй сигнальной системе. Социология проводит анализ исторического развития мышления в зависимости от социальных структур общества. Кибернетика изучает мышление как информационный процесс. Таким образом, мышление - самый сложный познавательный процесс. В своей работе под мышлением мы будем понимать определение, принятое в педагогике.

Мышление изучается такой наукой как логика.

Логика (logos - греч.) - мысль, слово, разум. Логика исследует мышление как средство познания объективного мира, те его формы и законы, в которых происходит отражение мира в процессе мышления. Для того чтобы мышление считалось правильным, существуют определённые требования, законы, тесно связанные с такими свойствами мышления как последовательность, определённость, непротиворечивость, обоснованность. Законы логики устанавливают нормы, по которым оценивается качество какого-либо рассуждения.

Основными формами логического мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие - форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов.

Признаки - это то, в чем предметы сходны друг с другом или отличны друг от друга. Признаки могут быть существенными и несущественными. В понятии отражается совокупность существенных признаков, т.е. таких, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а вместе взятые достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить данный предмет от всех остальных.

Основными логическими приёмами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

Понятие формируется на основе обобщения существенных признаков (свойств и отношений), присущих ряду однородных предметов. Для выделения существенных признаков требуется абстрагироваться (отвлечься) от несущественных, которых в любом предмете очень много.

Абстрагирование - мысленное выделение одних признаков предмета и отвлечение от других, несущественных. Этому служит сравнение, сопоставление предметов.

Для выделения ряда признаков требуется произвести анализ, т.е. мысленно расчленить целый предмет на его составные части, элементы, стороны, отдельные признаки, а затем осуществить обратную операцию - синтез частей предмета, отдельных признаков, притом признаков существенных, в единое целое. Следовательно, для формирования понятийного аппарата необходимо овладеть такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, классификация, обобщение, сравнение, усвоить типы или виды отношений между понятиями.

Анализ - мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение в них признаков. Например: анализ слова, разбор его структуры (приставка, корень, суффикс, окончание).

Синтез - мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа. Например: на основе анализа предложения мы делаем вывод о том, какое это предложение: сложносочиненное, сложноподчиненное, простое и т. д.

Сравнение - мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам. С помощью сравнения выявляются количественные и качественные характеристики объектов, классифицируется, упорядочивается и оценивается содержание бытия и познания.

Обобщение - мысленное объединение отдельных предметов в каком-либо понятии на основании существенных похожих признаков. Например: соловей, воробей, синица - птицы.

Классификация - это распределение предметов по группам, где каждая группа, каждый класс имеет свое постоянное место. Классификация может проводиться по существенным признакам (естественная) и по несущественным (вспомогательная).

Суждение - форма мышления, в которой что-либо утверждается или, отрицается о предметах, их признаках, их отношениях. В языке суждение выражается с помощью предложения. Например: Все бабочки имеют крылья.

Умозаключение - форма мышления, посредством которой из одного или нескольких истинных суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем заключение.

В дошкольном детстве генезис мышления идет в двух направлениях: развиваются формы мышления и мыслительные операции.

В раннем детстве мышление развивается в процессе овладения орудийными действиями и решения практических задач.

К концу дошкольного возраста у ребенка складываются первичная картина мира и зачатки мировоззрения. В тоже время познание действительности у дошкольника происходит не в понятийной, а наглядно-образной форме. Именно усвоение образного познания подводит ребенка к пониманию объективных законов логики, способствует развитию понятийного мышления.

Таким образом, развитие мыслительных операций у детей дошкольного возраста приводит к формированию логического мышления, под которым понимается умение согласовывать свои суждения друг с другом и не впадать в противоречие. Первоначально ребенок, хотя и оперирует общим положением, обосновать его не может или дает случайные обоснования. Постепенно он переходит к правильным выводам, учится понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений, выстраивать на их основе простейшие умозаключения.

Дошкольный возраст - уникальный период жизни. Его своеобразие заключается в особой чувствительности к усвоению окружающей действительности, в активности дошкольников - обследовательской, предметно-манипуляционной, познавательной.

С точки зрения Л.С. Выготского, правильно организованное обучение ведет за собой детское мышление. Основным средством такого развития, по нашему мнению, являются интегрированные занятия, содержащие занимательный материал, который не только развлекает детей, дает им возможность отдохнуть, переключиться, но и заставляет задуматься, направляет на поиски способов решения.

  При внешней трудоемкости интегративная деятельность оказывается экономичным способом затрат усилий педагога по ее формированию, ибо дает высокие, качественные и прочные результаты в развитии детей.

1. Занятия интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;

2. У детей формируется познавательный интерес, и занятия дают высокую результативность;

3. Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс;

4. Интегрированные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений;

5. Такие занятия способствуют более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщество;

6. Интеграция помогает сократить количество занятий, освободить время для игровой деятельности и прогулок, что способствует укреплению здоровья детей.

Таким образом автор может сделать вывод:

1. В дошкольном детстве имеет место этап доминирования интеграции.

2. Влияние интеграционных процессов у детей дошкольного возраста на все сферы их психики и определяет стратегию и тактику воспитательно-образовательной работы с ними.

3. Необходимость разработки принципиально нового содержания и новых методов воспитания и обучения, при которых осуществляется органическая взаимосвязь четных и дифференцированных психических образований с глобальными и диффузными.

 «Учиться можно только весело ... Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», - эти слова принадлежат французскому писателю А. Франсу и с ним трудно не согласиться.

Таким образом, благодаря интеграционным занятиям можно достичь более высоких позитивных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством игровых занятий

На основе образного мышления формируется логическое мышление. Оно является высшей стадией развития мышления. Очень актуальны в наши дни занятия по развитию логического мышления, так как они имеют важн...

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством игровых занятий.

Зачем логика маленькому ребенку? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Та...

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством игровых занятий

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством игровых занятийМышление - это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. Результатом мышления яв...

«Практический подход к формированию элементарных математических представ-лений у детей дошкольного возраста» «Использование кругов Эйлера, как один из способов развития логического мышления у детей дошкольного возраста 4-7 лет»

Я хочу представить Вашему вниманию типы кругов Эйлера. Это схемы, применяемые для упрощения восприятия логических связей между предметами, понятиями и явлениями. Они делятся на группы, в зависимости о...

Сообщение из опыта работы "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством использования игровой технологии "Логические блоки Дьенеша"

Работа по развитию логического мышления у детей занимает одно из значимых мест в воспитательно-образовательном процессе. Оно оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. Первым пом...

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством игровых занятий.

Мышление – это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. Результатом мышления является мысль, которая выражена в словах. Поэтому, мышление и речь тесно связаны ...

Конспект занятия «Формирование логического мышления у детей дошкольного возраста с использованием Блоков Дьенеша»

Конспект занятия «Формирование логического мышления у детей дошкольного возраста с использованием Блоков Дьенеша»...