Время и особенности его восприятия детьми. (консультация для воспитателей).
учебно-методический материал по математике на тему

Время – очень сложный объект познания. Оно является философским понятием и рассматривается как форма существования материи, отражающая вечное развитие природы, общества, человеческого сознания. Категория времени не дана уму ребенка изначально. Представление о нем возникают в процессе жизни на основе его личного опыта. Освоение времени ребенком идет медленно и трудно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vremya_i_osobennosti_ego_vospriyatiya_detmi.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Время и особенности его восприятия детьми.

Время – очень сложный объект познания. Оно является философским понятием и рассматривается как форма существования материи, отражающая вечное развитие природы, общества, человеческого сознания. Категория времени не дана уму ребенка изначально. Представление о нем возникают в процессе жизни на основе его личного опыта. Освоение времени ребенком идет медленно и трудно.

Причины этого:

- своеобразие времени как форма проявления реальности;

-несформированность у ребенка механизмов познания времени;

- особенности детского мышления и познавательной деятельности в раннем возрасте;

- небольшой опыт проживания ребенком жизни во времени.

Трудности в освоении времени детьми носят и объективный и субъективный характер.

Долгое время господствовало мнение о принципиальной невозможности познания времени маленькими детьми. Однако имеющиеся трудности не следует преувеличивать. В настоящее время они успешно преодолеваются благодаря современной методике, которая способна « приручать» самые сложные понятия, представляя их детям в более доступной форме.

Слово «время» от древнерусского «веремя», что означает «вращение». Это понятие включает в себя длительность событий и явлений, их последовательность, прерывность и непрерывность, ритмичность и периодичность, связь настоящего с прошлым и будущим.

Время имеет ряд особенностей :

1. Оно характеризуется текучестью: ни одна, даже самая маленькая, единица времени может быть воспринята сразу, «одномоментно», а только в своем последовательном течении, т.е. фиксируется начало какого – либо события, а когда наступает его конец, то о начале можно лишь вспомнить.

2. Время – необратимо: нельзя вернуть тот момент, который прошел. Прошедшее, настоящее и будущее не могут поменяться местами.

3. Время недоступно непосредственному созерцанию: его « не видно»,  « не слышно»; оно не имеет наглядных форм.

4. Со временем нельзя совершать какие - либо действия. Любые действия протекают во времени, но не со временем. Время можно только прожить.

5. Словесные обозначения времени условны, относительны, нестабильны и носят переходный  характер ( утро становится днем, а день в свою очередь, вечером).

ВРЕМЯ – это направленная величина ( вектор ). Определение времени опирается на общепринятую систему мер – эталонов: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Каждая из этих единиц имеет определенное цифровое

определение. Отправной точкой, от которой ведется отсчет времени, является настоящее («сейчас»), которое разделяет время на предшествующие ему прошлое и последующее будущее. Система мер постоянной точкой отсчета позволяет людям успешно ориентироваться во времени.

Время может быть таким же раздражителем, как любой другой: свет, звук. Температура. Возможна выработка условных рефлексов на время.

Считается, что любой анализатор, с помощью которого воспринимаются различные свойства предметов, отражает и их временные особенности.

Специального анализатора для восприятия времени у человека нет, но кинестетический и слуховой анализаторы играют ведущую роль в восприятии времени.

 Помимо двигательных и слуховых ощущений, при восприятии времени особое значение имеют внутренние органические ощущения. Ритм движения при ходьбе, биение сердца, дыхательные движения сигнализируют о той или иной длительности этих явлений.

Различные свойства времени отражаются с помощью комплекса анализаторов, работающих как единая система. В отличии от взрослого у ребенка пока еще нет слаженности в работе анализаторов.

В различение времени огромную роль играют циклические природные явления: заход и восход солнца, морские отливы и приливы, смена дня и ночи и др. Важнейшие системы организма человека также работают циклично. Мозг за день получает раздражение, утомляется, затем восстанавливают свою работоспособность. Любое состояние человеческого органа фиксируется в больших полушариях мозга. Это и является основанием для того, чтобы отличать один момент от другого.

Таким образом, сам жизненный процесс, совершающийся в организме и вне его, с постоянными циклами. Ритмами. Темпом являются основой для переживания времени.

«Чувство времени» начинает формироваться с самого раннего возраста на основе опыта и обучения и совершенствуется на протяжении всей жизни человека. Развитое «чувство времени» выполняет роль регулятора деятельности.

В дошкольном возрасте целесообразно осуществлять развитие «чувства времени» у ребенка в единстве с ознакомлением его с некоторыми временными категориями, обогащать опыт различения временной длительности и последовательности событий, явлений, процессов. На восприятии времени существенно влияют различные факторы: вид и содержание деятельности, эмоциональное состояние человека, его возраст, индивидуальные особенности. Вспоминая прошлое, мы оцениваем его по разному: если оно было богато по содержанию, насыщенно разнообразными событиями. То кажется нам длительным; если время протекало скучно, однообразно, не было насыщенно интересными делами, то оно кажется коротким. Длительность этого  времени ребенку кажется меньше, отсюда –

минуты. Время, заполненное, малоинтересной деятельностью, кажется более тягучим, поэтому наблюдается недооценка минуты ( по данным Т. Д. Рихтермана ). С помощью тренировок можно значительно повысить точность временных оценок, но индивидуальные развития будут сохранятся.

В восприятии времени большую роль играет деятельность человека, ее содержательная сторона. Чем ближе восприятие длительности к содержанию деятельности человека. Тем более оно выигрывает в точности. Это закономерность проявляется у детей.

Наличие общности в восприятии времени и пространстве ведет к тому, что мир, как считают современные психологи, отражается ребенком в единых пространственных – временных комплексах. Разница между пространством и временем осознается взрослым человеком, но не ребенком. Дети долго не понимают, что время существует объективно, оно не зависит от сознания, воли и действия людей.

Живя во времени, реагируя на него, ребенок в начале не осознает время, не пользуется соответствующими категориями для его обозначения.

Постепенно из общей картины мира дети начинают выделять различные параметры времени. Происходит это уже в раннем детстве.

У маленького ребенка настоящее господствует над прошлым и будущим. Это проявляется в умении употреблять в речи соответствующие глагольные формы настоящего, прошедшего будущего времени. В дошкольном возрасте роль настоящего уменьшается. Реальное значение приобретает прошедшее и будущее, но по отношению к близким конкретным явлениям.

 Время воспринимается ребенком чрезвычайно конкретно опосредственно, то есть через косвенные признаки и действия. Косвенными показателями времени для ребенка служит деятельность, связанная с определением временем, режимом дня, постоянно чередующаяся во времени, а также действия, природные явления и прочее. «День – обед», «Вечер – это когда все приходят домой», - говорят дети.

Часто ребенка интересует не само время, а то, что с ним связано: события, объекты, явления.

С трех лет до начала пятого жизни вопросы о времени группируются ребенком вокруг собственного «Я». (Как я говорила, когда была маленькой?), (Когда я родился? ). А несколько позже интерес распространяется на других (Когда ты была маленькой, то тоже на колясочке каталась? ), (Когда родились все люди? ).

С возрастом увеличивается количество вопросов, направленных на познание ребенком собственно времени и различных его сторон.

Дети интересует меры времени, их количественная характеристика, последовательность, длительность временных определений. Однако многие дети вплоть до семи лет не осознают вопрос «когда», как временной и не отличают от слова «где»?

Интерес детей к времени с возрастом нарастает и углубляется, становится более содержательным, охватывая разные аспекты времени и круг явлений, протекающих в нем,

Временные категории некоторые дети долго путают: «рано» и «поздно», «теперь – сейчас – потом», «сутки» и «день», целые сутки и их части, «вчера» и «завтра», «год» и «сезон», «год» и «месяц», «секунда» и «минута». Нет у многих из них четкого различения рассвета и сумерек как переходных периодов от ночной тьмы к дневному свету. Трудно им определить, какой недели сегодня, какой будет завтра, не сказать число и название текущего месяца, назвать время года и перечислить относящие к нему месяцы.

Таким образом, у детей оказываются слабо развитым « чувство времени». Они не умеют определять и время по часам, если их этому специально не обучать.

ВЫВОДЫ

1.Оринтировка во времени жизненно необходима ребенку. Временные представления оказывают положительное влияние на общее умственное развитие детей и являются одним из показателей их готовности к школе

2. Несмотря на то что жизнь и деятельность детей изначально протекает во времени, представления о нем возникает у них сравнительно поздно. Существуют многочисленные трудности при освоении ребенком временных категорий. Это связанно со специфическими особенностями времени: его текучестью, необратимостью, отсутствием наглядных форм, относительностью словесных обозначений времени.

3. Освоение детьми времени осуществляется во взаимосвязи чувственного и логического: развития «чувства времени» предполагает знание и системы единиц его измерения. Совершенствование временных ориентировок у ребенка должно строится на прочной сенсорной основе и содержать доступные для каждого возрастного периода временные категории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыки Консультация для воспитателей

Данный материал - методические рекомендации для воспитателей о том, какую музыку слушать с детьми, как правильно слушать музыку, как правильно говорить о музыке....

Время и особенности его восприятия детьми.

Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку как будущему члену общества, служит базисом его личностной культуры. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, о...

ЦВЕТ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

особенности восприятия цвета детьми дошкольного возраста...

ЦВЕТ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

особенности восприятия цвета детьми дошкольного возраста...

ЦВЕТ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

особенности восприятия цвета детьми дошкольного возраста...

ЦВЕТ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Особенности восприятия цвета детьми дошкольного возраста...

Консультация "Как организовать прогулки с детьми в зимнее время дома и в детском саду" Консультация для воспитателей

Прогулки в детском саду зимой – не только прекрасное время для развлечений на открытом воздухе, но и замечательный способ оздоровления. Зимние прогулки чрезвычайно полезны для детского организма...