Использование дидактических игр на основе палочек Кюизенера для развития познавательной активности детей 4-5 лет
методическая разработка по математике (средняя группа) по теме

Качина Светлана Петровна

Актуальностью моей работы является использование дидактических игр на основе палочек Кюизенера  как средства сенсорного развития, формирования     элементарных математических представлений и  развития познавательной активности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_kachinoy_s.p.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Использование   дидактических игр  на основе  палочек  Кюизенера   для  развития  познавательной  активности     детей 4-5 лет

С.П.Качина, воспитатель

МАДОУ «Детский сад № 384» г.Перми

           Освоение ребенком окружающего мира связано с процессом познания. В связи с этим важным аспектом жизнедеятельности выступает познавательная активность ребенка, благодаря которой он вступает в практические, действенные отношения с предметами в игре, продуктивных видах деятельности и в общении со взрослыми и сверстниками.

Актуальностью моей работы является использование дидактических игр на основе палочек Кюизенера  как средства сенсорного развития, формирования     элементарных математических представлений и  развития познавательной активности.

          Знакомство  детей  с палочками Кюизенера   я  начала  с  рассматривания детьми цветных полосок,  состоящих из полосок 2x2 см, 2x4 см, 2x6 см, 2x8 см, 2x10 см, 2x12 см, 2x14 см, 2x16 см, 2x18 см, 2x20 см. Полоски я изготовила   из плотного цветного картона. Чем больше длина полоски, тем больше значение того числа, которое она выражает. Цвета, в которые окрашены полоски, зависят от числовых соотношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел. Единственное, что отличает  мои цветные полоски от палочек Кюизенера – это их цветное решение, так как хотелось  одновременно закрепить цвета радуги. Более того полоски  пронумерованы для закрепления  цифр и их числового значения, они просты и удобны в работе. В отличие от палочек, они крупнее, более устойчивы, изготовление их не требует особых затрат, а обучающие возможности и эффективность ничуть не меньше, чем у палочек.  

              Использование «чисел в цвете»  позволило  мне  одновременно развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения, подвести детей к выводу, что число появляется в результате счета и измерения.  К этому понятию дети подходят  в процессе  практической деятельности в результате разнообразных упражнений.
           Формы работы  с детьми по использованию  цветных полосок:

  • игры и упражнения  на  группировку полосок  по разным признакам (цвету, размеру, цвету и размеру);
  • моделирование  из полосок плоскостных геометрических фигур, изображений различных предметов на плоскости от простых до более сложных.  

Дети осваивали состав комплекта, цвета, соотношение полосок по размеру, умение соотносить цвет и число и, наоборот, число и цвет. Для  этого в каждой игре – упражнении я закрепляла название цветов и числовое обозначение. Знакомя детей средней группы  с полосками, я вместе с детьми рассматривала, перебирала все полоски, расспрашивала  их  какого они цвета, длины. Показывала,  как выкладывать на плоскости из  цветных полосок дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели,  разные домики, гаражи.  Составляла вместе с детьми на плоскости  лесенки в двух направлениях (подъем и спуск), что давало возможность разнообразить упражнения, а ребенку проявлять большую самостоятельность  в организации  самостоятельной  игры  с «Цветными полосками».  Выкладывала вместе с детьми лесенку из 5 полосок от меньшей (белой) к большей (сиреневой) и наоборот. Предлагала  пальчиками пройти по ступенькам лесенки,  считая вслух от 1до 5 и обратно.

             Когда мои дети освоили построение числовой лесенки и количественный и порядковый счет, я  перешла к освоению отношений чисел. Постепенно дети начали понимать, что каждое следующее число больше предыдущего на единицу.

Выкладывала лесенки, пропуская по 1 полоске. Давала возможность детям  найти место для остальных полосок.

              Цветные полоски использовала   как дидактический материал для усвоения  детьми соотношения высоты, длины, располагая  полоски в горизонтальном и вертикальном положении.

Предлагала   детям  задания:

-разложить полоски  по цвету, длине;

-найти полоску того же цвета, что и у меня, спрашивала, какого они цвета?

-положить    столько же полосок, сколько и у меня;

-наложить эти полоски друг на друга, подровняв концы, и проверить, какая самая длинная? Какая самая короткая?»

-выкладывала несколько полосок, предлагала  ребенку их запомнить, а потом, пока ребенок не видит, убирала одну из полосок, ребенку нужно догадаться, какая полоска  исчезла;

-выкладывала несколько полосок и меняла их местами, детям предлагалось их все  вернуть  на место;

-выкладывала перед ребенком две полоски   и спрашивала: «Какая полоска длиннее? Какая короче?

- предлагала детям найти любую полоску, которая короче синей, длиннее красной.

           В дальнейшем, используя альбомы заданий,  предлагаемые к комплектам палочек Кюизенера, мы с детьми начали  моделировать плоскостные изображения лесенки, ковриков, стульчиков, домиков, ключиков.

           Подбор упражнений осуществляла с учетом возможностей детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач. При отборе упражнений учитывала их взаимосвязь (наличие общих и постепенно усложняющихся элементов: способов действия, результатов) и сочетаемость с общей системой упражнений, проводимых с помощью других дидактических средств.
Игровые элементы в упражнения вводила  в форме:

-игровой мотивации (построить лесенку для петушка, починить забор и так далее);

-в виде соревнования (кто быстрее составит, сделает, положит, скажет).

В процессе выполнения заданий использовала такие методы и приемы, как инструкция (целостная, расчлененная),  пояснения, разъяснения, указания, вопросы, словесные отчеты детей о выполнении задания, контроль, педагогическую оценку.
         Нестандартное дидактическое средство «Цветные полоски»   многофункционально в использовании, мобильно, т.к. исключает необходимость изготовления многочисленного раздаточного материала для ознакомления со цветом, формой, величиной, со счетом, цифрами,      с составом числа.    Достаточно эффективным оказалось использование полосок в индивидуально-коррекционной работе с детьми, отстающими в развитии. Цветные полоски  использовала для выполнения диагностических заданий.

          Наборы «Цветных полосок»   для каждого ребенка, я с успехом использую в непосредственной организованной деятельности с детьми среднего возраста. Многократные повторения, вариативность заданий и игровая мотивация  
повышает не только познавательный интерес при успешном выполнении заданий, но и формирует предпосылки к социальной успешности каждого ребенка. Во время выполнения игровых заданий я предоставляла детям возможность  проявлять самостоятельность в поиске решения, выдвигать предположения и их проверять. В процессе выполнения заданий каждый ребенок получал подтверждение его «маленького успеха», одобрение и положительную оценку не только с моей стороны, но и со стороны окружающих его сверстников, так как я стимулировала всех детей на оказание помощи друг другу в достижении результата.

          Совместная деятельность детей с использованием «Цветных полосок», по моим наблюдениям, создала предпосылки к социальной успешности ребенка в среде сверстников. С этой целью  я отмечала и  поощряла тех детей,  которые   готовы помочь и дать объяснения соседу по столу, товарищу по игре, если у них возникали трудности. Озвучивание «успехов» ребенка перед  родителями укрепляло его веру в свои будущие успехи и желание к познанию нового.   Поддержка ребенка в ситуациях как успеха так и неуспеха  положительно сказывалась   на становление социального статуса ребенка в группе.

Использование дидактических игр на основе палочек Кюизенера разнообразило процесс развития познавательной активности  детей моей группы и  повысило интерес детей к образовательной деятельности.  Что способствовало  формированию социальной успешности дошкольников.
          Важным условием для реализации наших планов является ознакомление родителей с палочками Кюизенера  и мотивация их к использованию с целью для закрепления полученных знаний с ребенком  дома.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр при обучении детей грамоте

Материал для педагогического совета.Представлены  дидактические игры для закрепления материала по обучению дошкольников грамоте....

Доклад "Использование дидактических игр по обучению детей детей математике". Из опыта работы.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра будет являться средством воспитания, если ...

Использование дидактических игр в развитии детей раннего возраста

В работе с детьми раннего возраста дидактическая игра является наиболее подходящей формой обогащения чувственного опыта малышей.Дидактическая игра-игра познавательная, направленная на расшир...

Использование дидактических игр при ознакомлении детей с традиционным бытованием калмыцкого народа

Все мы с вами помним, как в калмыцком эпосе «Джангар», юбилей, которого мы отмечаем в этом году, Джангар, расставаясь со своим сыном Шовшуром, говорит:...

Использование дидактических игр в обучении детей ПДД

В данной презентации описаны цели и задачи дидактических игр используемых при изучении правил дорожного движения....

Использование дидактических игр при ознакомлении детей с природой

При ознакомлении детей с природой не мало важную роль играют дидактические игры, в статье описаны этапы ознакомления с дидактическими играми, виды дидактических игр....