НОД с детьми 6 – 7 лет. Область «Познание». Развитие элементарных математических представлений посредством развивающих игр. «Создание деталей для супермашины»
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Сценарий непосредственно образовательной деятельности с детьми 6-7  лет. Образовательная область «Познание». Развитие математических представлений посредством развивающих игр.

Тема: Геометрические фигуры, группировка по наличию и отсутствию признаков, видоизменение.  Создание деталей для супермашины.

Во время непосредственно-образовательной деятельности используются развивающие игры: блоки Дьенеша;игры Никитина "Сложи узор", "Сложи квадрат"; "Геоконт" В. Воскобовича.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_supermashina.docx106 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий непосредственно образовательной деятельности с детьми 6-7  лет.

Образовательная область «Познание». Развитие математических представлений.

Тема: Геометрические фигуры, группировка по наличию и отсутствию признаков, видоизменение.

Создание деталей для супермашины.

Подготовила Буланова О.П.

Педагог – организатор МАДОУ «ЦРР-Д/С № 111» г. Сыктывкара

Цель: 

Способствовать овладению умениями    выделять на основе анализа основные признаки геометрических фигур, разбивать множество по трем совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».

Способствовать формированию конструктивных и комбинаторных способностей.

Приемы руководства деятельностью детей:

  1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: создание проблемной ситуации, возможность выбора конкретного решения, установка на внимательное прослушивание  и выполнения задания.
  2. Приемы активизации деятельности детей: беседа, создание развивающей среды, создание проблемной ситуации, анализ и выводы.
  3. Приемы организации практической деятельности детей: групповое решение задачи на разделение фигур на множества, самостоятельная работа по схеме с кубиками Никитина «Сложи узор», совместная деятельность на создание фигуры с помощью игры «Сложи квадрат», «Геоконт».
  4. Приемы поддержания интереса у детей: ситуация выбора, чередование видов детской деятельности.
  5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, взаимопомощь детей.

Интеграция образовательных областей по видам детской деятельности:

Игровая деятельность – обр. область «Познание».

Коммуникативная деятельность – обр. область «Коммуникация».

Двигательная деятельность – обр. область «Физическая культура».

Познавательно-исследовательская деятельность – обр. область «Познание».

Раздаточный материал:  блоки Дьенеша, кубики Никитина «Сложи узор», схемы образцы «винта», набор № 3 № 7 игры «Сложи квадрат», игра В.Воскобовича «Геоконт».

Демонстрационный материал и оборудование: схемы – вода, земля, небо; колеса, крылья, винт; три обруча разного цвета, коды – символы блоков Дьенеша; общая  и индивидуальные (уменьшенные) схемы «винта» из 4, 16 кубиков; фигуры – треугольник, квадрат, параллелограмм; комнатный вентилятор; изображение штурвала корабля, самолета;  портреты Нобелевских лауреатов.

Организационный момент.

Посмотрите, сколько гостей сидит в зале (показ иллюстрации). Когда приходит так много гостей? Когда отмечают какое-либо событие, праздник, день рождение. Правильно, есть много знаменательных дней, событий, которых ждет весь мир. Как вы думаете, какие это дни, праздники?  (Новый год…)

 Есть еще один важный день, который ждут народы всего мира. 10 декабря  объявляют имена новых нобелевских лауреатов, для того, чтобы вручить Нобелевскую премию. Для чего вручают премию? Чтобы поощрить, наградить человека. А за что можно вручить премию? За достижения, открытия, изобретения. Чем знаменита Нобелевская премия? Это самая престижная и крупная премия в мире. Присуждение Нобелевской премии - одна из высших оценок деятельности человека.

В 2011-12 году, к сожалению, не получил премию ни один россиянин. Как же можно исправить это положение? Что мы можем сделать? Давайте вместе изобретем что-нибудь универсальное (предполагаемые ответы детей, педагог с помощью вопросов подводит к теме «Транспорт»)

Познавательно-исследовательская деятельность.

Супермашина. Что должна уметь супермашина? Ездить по земле, летать, передвигаться по воде (демонстрируются схемы – вода, земля, небо). Какие детали нам необходимо сконструировать, чтобы машина могла ездить по земле, летать? Колеса, крылья.

Какая деталь нужна машине, для того чтобы она смогла передвигаться по воде? Есть одна важная деталь – в основном водный транспорт приводится в движение благодаря специальному винту. Действует он по принципу вентилятора. Посмотрите (дети вместе с педагогом подходят к комнатному вентилятору), как работает вентилятор - лопасти захватывают воздух, они приводят в движение поток воздуха. По такому же принципу действует и винт. Только его лопасти захватывают воду. Значит, третья необходимая деталь - винт (по ходу ответов схемы колес, крыльев, винта располагают напротив изображения  дороги, воды, неба)

Практическая деятельность.

  1. Совместная деятельность детей и педагога с блоками Дьенеша - задание с пересекающими кругами.

Для того чтобы узнать, какую деталь мы будем делать в первую очередь, необходимо решить задачу с блоками Дьенеша (педагог вместе с детьми располагаются на ковре, где лежат обручи и блоки Дьенеша). Перед вами два круга. Что мы сделали с кругами? Пересекли. У нас образовалась область пересечения. Какие блоки надо положить в первый круг? Все большие (дети определяют с помощью карточки кода       ) Какие блоки положим во второй круг? Не красные, не синие (               ).Какие блоки будут в области пересечения? Все больше желтые. Вы догадались, о какой детали идет речь? Нет. Добавим третий круг. Какие блоки должны быть здесь? Все круглые. Какой блок будет в области пересечения всех трех кругов? Большой желтый круг. Теперь вы сможете ответить на вопрос, какую мы сделали деталь для супермашины? Колесо. Что наша машина уже умеет делать? Ездить, передвигаться по земле.

Какие детали еще необходимо сделать нашей супермашине? Крылья и винт.

  1. Деятельность детей с кубиками «Сложи узор» - «Винт».

Какие части есть у винта? Лопасти. Рассмотрите схему.

С помощью чего сможем сконструировать этот винт? С помощью кубиков «Сложи узор». Сколько понадобится кубиков? 4 (дети самостоятельно конструируют из 4 кубиков, опираясь на схему 1).

Мне кажется, винт получился очень маленький. Как увеличить размер винта? Добавить кубики. Правильно, попробуем собрать винт, используя все 16 кубиков. Рассмотрите схему (схема 2), если вам трудно работать по общей схеме, можно взять индивидуальную, но в уменьшенном варианте, если очень сложно, возьмите схему в натуральную величину и способом наложения соберите узор.

Какую деталь нам сталось сделать? Крылья.

  1. Совместная деятельность с игрой Никитина «Сложи квадрат».

Создать конструкцию крыльев нам помогут части игры «Сложи квадрат». Как вы думаете. Какой формы могут быть крылья у нашей супермашины?  Попробуем их сделать с помощью 2-х треугольников (квадрат № 3). Какая фигура у вас получится при соединении двух треугольников? Треугольник, квадрат, параллелограмм (показ образцов, схема 3,4,5). Какая форма крыльев более практичная? А если у нас будет три треугольника, сможем ли мы сконструировать эти фигуры? Работа с квадратом №7.

Какая деталь есть у всех видов транспорта? Какая деталь нужна для управления машиной? Руль. Нужна эта деталь нашей машине?

  1. Деятельность детей - конструирование на  игре В.Воскобовича «Геоконте».

Для  создания руля возьмем «Геоконт» и зеленую резинку. Приготовим «Геоконт» для работы – фиолетовый, белый, красный гвоздики сверху. Цепляем резинку на координаты: Ф4-К4-Ж4-Г4. Какая фигура получилась? Квадрат. Может быть такой формы руль? Как получить круг на «Геоконте» из квадрата? С каких  координат вы снимете резинку? (с Ф4 на Ф3, К4-К3, Ж4-Ж3, Г4-Г3) А для чего нужна резинка с двумя петельками? Рассмотрите штурвал корабля и самолета, у них есть ручки, чтобы можно было зафиксировать руль в одном положении. Зацепили красную резинку за Ф4 - Ж4.

Рефлексия.

Что мы с вами планировали создать в начале занятия? Получилось ли у нас задуманное? Как это у нас получилось? На какую деталь мы потратили больше времени? Почему? Что нам помогло справиться с заданиями? Как вы считаете, если такую машину создать в действительности, можно получить Нобелевскую премию? Легко ли создавать что-то необыкновенное, чего еще не придумали? Что нам потребуется для того, чтобы стать обладателями Нобелевской премии?

Самым молодым лауреатом Нобелевской премии является Редьярд Киплинг, автор сказки «Маугли», он получил премию в 42 года. В мире уже изобретены супермашины: самолеты-невидимки, машины-амфибии и многое другое. К сожалению, нам не выдадут сегодня эту премию, но мы заслужили не просто аплодисменты, а громкие овации за нашу работу.

     

        Схема 1                                   Схема 2

 

      Схема 3                                Схема 4                         Схема 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Спаспем Белоснежку" - образовательная область-"Познание" (развитие элементарных математических представлений).

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Журавушка»город Ртищево Саратовской области. «Спасаем Белоснежку»Конспект непосредственно образовательной деятельно...

Образовательная область познание (развитие элементарных математических представлений) в старшей группе по программе «Развитие» под редакцией О.М.Дьяченко.

Организованная партнерская деятельность воспитателя с детьми, направленная на развитие представлений у детей о различных количественных отношениях, образующихся при измерении условной меркой, происход...

Статья из опыта работы в образовательной области"Познание(формирование элементарных математических представлений)"Тема"Развиние элементарных математических представлений и логического мышления у детей среднего возраста".

В данной статье я хочу поделиться своим опытом работы с детьми среднего возраста при развитии элементарных математических представлений и логического мышления....

Развитие элементарных математических представлений посредством развивающих игр

Что такое развивающие игры?Ответ содержится в самом названии. Развивающие игры – это те игры, которые способствуют развитию ребенка. Неважно, идет ли речь о развитии мелкой моторики, речи, творческих ...

Организованная деятельность с детьми. Образовательная область "Познание" (формирование элементарных математических представлений, познавательно исследовательская деятельность) в подготовительной группе. Тема "Приключения Буратино!".

Учимся играя. С помощью этого материала вы можете совершить увлекательное путешествие по страницам любимой сказки А. Н. Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино". Закрепить умение классифици...

Конспект непосредственной образовательной деятельности. область "Познание". Развитие элементарных математических представлений в старшей группе детей с ЗПР

конспект НОД. Образовательная область "Познание" Развитие элементарных математических представлений в старшей группе для детей с ЗПР. Тема: "число 4. Цифра 4"...

Образовательная область Познание. Развитие элементарных математических представлений для детей II младшей группы (возраст детей 3-4 года)

Тема: «Круг, квадрат, треугольник»Цели:Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.Развивать внимание, мышление, память, воображение.Зада...