Конспект занятия по математике для дошкольников
план-конспект занятия по математике (средняя группа) по теме

Методическая разработка по математике на тему: "Прямая.Луч.Отрезок" для детей 5 - 6 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pryamaya._otrezok._luch.doc202 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детский оздоровительно – образовательный центр «Лесная сказка»

Конспект учебного занятия

«Прямая. Отрезок. Луч»

по дополнительной образовательной программе «Почемучки» - формирование элементарных математических представлений

Разработчик: педагог дополнительного образования

Касатикова Светлана Вячеславовна

г. Щёлково

2013 год

Тема: «Прямая. Отрезок. Луч».

Возраст детей: 5 – 6 лет

Цель: знакомство с понятиями «прямая», «отрезок», «луч».

Задачи:

  1. Формирование навыка построения отрезков и лучей, закрепление навыка ориентировки на плоскости листа, умения задавать вопросы, высказывать собственное мнение.
  2. Развитие познавательных процессов (воображения, внимания, памяти) и общей, мелкой моторики.
  3. Воспитание уважения друг к другу и умения работать в парах.

Материалы к занятию:

  • белый экран;
  • проектор;
  • ноутбук для презентации.

Раздаточный материал:

  • на каждом столе длинная верёвка (6 штук),
  • каждому ребёнку ножницы, пластилин (красный, жёлтый), цветные карандаши, линейка.

Ход занятия:

1. Вводная часть:

В кабинете, поделённом на две зоны (игровую и учебную) педагог собирает детей (в игровой зоне) в круг взявшись за руки, приветствуют друг друга и желают хорошего настроения. Затем воспитанники рассаживаются за столы по двое. На белом экране выведена проектором картинка со схематических рисунком (красные цветочки – это точки, зелёная трава – это прямые линии, синее озеро – это кривая замкнутая линия, чёрная дорожка – это ломаная линия).

Педагог:

- Ребята, давайте поиграем и вспомним, с чем мы познакомились на прошлом занятии.

Игра «Договори словечко»

Педагог:

- «Красные цветочки – это …точки.

Зелёная трава – это … линии.

Синее озеро – это линия … кривая, замкнутая.

Чёрная дорожка – это линия … ломаная».

  1. Основная часть:

Педагог:

- Ребята, сегодня я хочу вас познакомить с интересным героем, королевой Точкой. Живёт королева Точка в необычной стране Геометрия (презентация, слайд № 2, изображение страны Геометрии и королевы Точки).

- Точка очень любопытная, хочет всё знать и очень любит прогуливаться по своей стране. Однажды Точка увидела линию (презентация, слайд № 3 с изображением Прямой линии) и говорит…

Точка:

- Интересно, а что это за линия? Прогуляюсь я по этой линии!

Педагог:

- Вышла Точка на прямую линию и пошла по ней (презентация, слайд № 4, изображение линии и движение точки по ней в правую сторону).

Шла, шла Точка по линии, долго шла и устала.

Точка:

- Долго ещё идти? Ни конца, ни края не видать, наверное, я пошла не в ту сторону (презентация, слайд № 5, движение точки в противоположную левую сторону)

Педагог:

- Отправилась королева Точка в обратную сторону, тоже ни конца, ни края не видать.

Точка:

- Что же делать?

Педагог:

- Появляются ножницы (презентация, слайд № 6, добавляется изображение ножниц).

Ножницы:

«Без конца и края

Линия прямая!

Хоть сто лет по ней идти -

Не найти конца пути!»

(Ножницы акцентируют внимание детей на том, что прямая линия не имеет ни начала, ни конца).

Педагог:

- Ребята, скажите, пожалуйста, что вы узнали о прямой линии?

Дети:

- Прямая линия не имеет начала конца.

Точка (опечалилась):

- Что же, так и придётся идти без конца?

Ножницы:

- Мы знаем, что делать! (И щёлкнули прямо перед носом Точки, разрезали прямую линию - презентация, слайд № 7).

Точка (радостно):

- Ура! Вот, и конец получился! А теперь и с другой стороны, пожалуйста, сделайте конец.

Ножницы:

– Пожалуйста, вам - с другой стороны (послушно щёлкнули - презентация, слайд № 8)!

Точка (обозначает места разреза, презентация слайд № 9):

– Как интересно! Что же из нашей прямой линии получилось, как вы думаете, ребята?

Дети:

- Это отрезанный кусочек от прямой линии, у которого есть начало и конец.

Педагог (указывает на отрезок):

- Ребята, как вы думаете, как этот кусочек линии называется?

Педагог (если дети затрудняются ответить):

- Этот кусочек называется Отрезок, потому что «отрезанный», у отрезка есть начало и конец.

Точка:

- Я запомню это. Мне нравится отрезок. Но прямая линия мне тоже нравилась, жаль, что её не стало, ведь теперь вместо прямой линии есть отрезок и еще два этих… (задумалась королева Точка). Не знаю, как их назвать…

Педагог:

- Ребята, давайте вместе разберёмся и выясним, как же эти оставшиеся части называются! Посмотрите, что вы замечаете?

Дети:

- В этих оставшихся частях есть только начало.

Педагог:

– Правильно, у них есть начало (педагог указывает на точку) но нет конца. Похожи они на лучи солнца и называются лучами (презентация, слайд № 10  с изображением солнца, от которого отходят лучи).

Педагог:

- Ребята, сравните. Представьте, что солнце – это большая точка (начало), а из этой точки тянутся линии, они имеют начало, но не имеют конца – это лучи.

- Подумайте, ребята, чем луч отличается от отрезка? От прямой? (презентация, слайд № 11 с изображением луча, отрезка, прямой)

(презентация, слайд № 12 с образцами линий)

Педагог:

– А теперь, ребята, давайте определим в каких окошках нарисованы отрезки.

- В каких окошках нарисованы лучи?

- В каких окошках нарисованы прямые?

- Ребята, давайте подвигаемся (дети выходят в игровую часть кабинета собираются в круг)

3. Динамическое упражнение:

Вместе с Точкой мы гуляем

Вдоль по линии прямой.

Мы на ножке поскакали

На одной и на другой.

Руки в стороны разведём –

Получаются лучи.

Для отрезка ставим точки:

Зажимаем кулачки.

Шагают на месте (или по кругу).


Прыгают по очереди на правой,

на левой ноге.

Разводят руки в стороны.


Сжимают в кулак кисти обеих рук.

Педагог:

- Друзья, предлагаю вам рассмотреть задания в карточках.

4. Работа в карточках:

- Рассмотрите часть прямой, которую «отрезали». Сколько концов у отрезка? Проведите отрезок по линейке от точки 1 к точке 2.

- Проведите отрезки красным карандашом. Лучи - жёлтым.

5. Итог занятия (Работа в парах. На столах, застелённых клеёнкой, длинная верёвка и у каждого ребёнка ножницы, пластилин жёлтого и красного цветов).

Педагог:

- Ребята, а сейчас мы будем работать в парах. Возьмите верёвку, разложите её на столе. Давайте представим, что она продолжается и дальше в обе стороны до бесконечности, как вы считаете, что это будет?

Дети:

- Прямая.

Педагог:

- Давайте отрежем ножницами кусочек от прямой, каждый со своей стороны и на концах закрепим к столу красный пластилин (поставим точки). Что получилось?

Дети:

- Отрезок.

Педагог:

- А теперь на оставшихся частях от прямой, только на одном конце закрепим к столу пластилин жёлтого цвета (ставим точку). Как эти части называются?

Дети:

- Лучи

Педагог:

- Друзья, вспомните, какую интересную историю вы услышали?

Дети:

- О королеве Точке, которая живёт в стране Геометрия.

Педагог:

- Что интересного из этой истории вы узнали, с чем познакомились?

Дети:

- Мы познакомились с отрезком, лучом и прямой.

Педагог:

- Что вы узнали о прямой? Об отрезке? О луче?

Дети:

- Прямая не имеет начало и не имеет конец, она бесконечна, отрезок имеет начало и конец (начальную и конечную точку), а у луча есть только начало, но нет конца (только начальная точка).

Дидактический и раздаточный материал к занятию

  1. Дидактический материал. Компьютерная презентация:
  • Слайд № 1. Схематический рисунок.

  • Слайд № 2. Изображение страны Геометрии и королевы Точки.
  • Слайд № 3. Изображение королева Точка и прямой линии.
  • Слайд № 4. Движение королевы Точки по прямой линии в правую сторону.
  • Слайд № 5. Движение королевы Точки по прямой линии в левую сторону.
  • Слайд № 6. Появление ножниц.
  • Слайд № 7, слайд № 8. Ножницы разрезают прямую с обеих сторон.
  • Слайд № 9. Королева Точка обозначает места разреза (ставит точки).
  • Слайд № 10. Изображение солнца с лучиками.
  • Слайд № 11. Изображение прямой линии, отрезка, луча.
  • Слайд № 12. Образцы линий.

  1. Раздаточный материал. Карточка.

Методические рекомендации к проведению занятия:

Педагогические технологии:

Игровая технология.

Игра – ведущий вид деятельности для детей дошкольного возраста. В игре дошкольник имеет наибольшую возможность быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, её правилами.

Всё занятие построено в сказочной форме: педагог рассказывает историю детям о королеве Точке, которая живёт в стране Геометрия. Любознательная Точка встретила прямую линию, прогуливаясь по ней, поняла, что не может найти конца и края. На помощь приходят ножницы и разрезают эту прямую линия на части. Получаются отрезок, и лучи. Так дети знакомятся с новыми понятиями: «прямая линия», «отрезок», «луч». Детям не объявляется тема занятия, а через сказочную историю вводят в тему занятия.

Информационно-коммуникационные образовательные технологии.

Организация образовательного процесса с использованием и применением специальных программных и технических средств. Компьютер, мультимедийные средства – инструменты для обработки информации, которые являются современным техническим средством обучения, средством коммуникации, необходимым для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

На протяжении всего занятия идёт сопровождение учебного материала красочными слайдами. Это повышает интерес, внимание детей и позволяет лучше усвоить предложенный материал.

Используемые методы и приёмы в работе:

Словесный метод – рассказ (сказка про Королеву Точку), беседа, диалог.

Наглядный метод – обучающая презентация, карточки, таблица с изображением лучей, отрезков и прямых.

Практический метод - работа в карточках, построение луча, отрезка и прямой.

Выполнение практического задания из длинной верёвки (прямая линия) получить отрезок и два луча (приём работы в парах)

На занятии детям не сообщаются конкретные цель и тема занятия, используя игровой приём, дети через сказочную историю знакомятся с новыми понятиями.

        Приём ассоциативного восприятия (отрезок – это отрезанная часть, имеющая начало и конец; луч сравнивается с лучом солнца, который имеет только начало и не имеет конца).

Список используемой литературы.

  1. Методические рекомендации. «Раз ступенька, два ступенька…», математика для детей 5-6 лет, Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина.
  2. Методические рекомендации. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников», Г.Е. Сычёва.

Касатикова С.В.        стр.         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

конспект занятия по математике для дошкольников

конспект занятия по математике для дошкольников "Путешествие в стране "Математика"". Хорошая методическая помощь для воспитателей ДОУ и педагогов начальных классов...

Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10» Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10»

Ведущая образовательная область: познавательнаяЦель: Создать условия для закрепления порядкового счета до 10.Задачи:Образовательная: Совершенствовать навыки количественного и порядковог...

Конспект занятия по математике для дошкольников «Как помочь Буратино?» (подготовительная группа)

Конспект занятия по математике для дошкольников «Как помочь Буратино?»(подготовительная группа)Цель: формирование элементарных математических способностей дошкольника.Задачи:1.Пр...

Конспект занятия по математике для старших дошкольников «Занимательная математика»

Программное содержание:Продолжать учить понимать отношения между числами в числовом ряду, соотносить цифру с количеством предметов и закрепить навыки счета в пределах 10.Расширять знания детей о после...

Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика» Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика» Воспитатель: Бейнарович С.А. Цель: развивать математические способности. Задачи: -закреплять умение считать (в преде

Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика»Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика»Воспитатель: Бейнарович С.А.Цель: развив...