Конспект НОД для детей старшей группы «Сказка о Человеке и Золотой рыбке»
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме

Бирамова Зейнаб Рашидовна

Интегрированная НОД по формированию математических представлений и экологической культуры  детей старшей группы «Сказка о Человеке и Золотой рыбке»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod4.docx87.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по формированию математических представлений и экологической культуры детей старшей группы

«Сказка о Человеке и Золотой рыбке»

(Образовательные области: «Познание», «Коммуникация»)

Задачи:

Упражнять детей в количественном счете в пределах 20, используя экологически значимое содержание.

 Формировать умение выделять множества, обозначать множества цифрами, сравнивать числа.

 Закреплять знания детей о геометрических фигурах, учить видеть геометрическую форму в объектах и рукотворных предметах.

 Развивать практические навыки при измерении предметов с помощью условной мерки.

 Закреплять знания об экологических связях и зависимостях и роли человека в сохранении природной целостности.

Предварительная работа:

Чтение книг:

А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова “Почемучка” глава “Про зеленые леса и лесные чудеса”,  П.С. Ляхов Детская энциклопедия “Я познаю мир” “Насекомые”,  Н.А. Рыжова “Сказка о Человеке и Золотой рыбке”,

 В. Максимов “Птичьи часы”, Мини-энциклопедия в картинках “Деревья”,

 В. Бианки “Лесные домики”.

Рисование “Дом, в котором я живу”.

Наблюдение за деревьями, птицами во время прогулок в лес, по территории детского сада.

Методические приемы:

Игра “Строим город”.

Игра “Сажаем сад”.

Игра – задание “Выдели множество одно в другом”.

Практическая часть: измерение заготовок для домиков птиц с помощью условной мерки.

Ход занятия:

“Строим город”.

– Ребята, вы знаете много сказок. Скажите, как называется сказка, которая написана в этой книге? (показываю книгу “Сказка о Человеке и Золотой рыбке”)

– Сказка о Человеке и Золотой рыбке.

– О чем говорится в этой сказке?

– Об ошибках человека, которые привели к гибели леса, птиц, насекомых, pеки.

– Правильно. И сегодня мы постараемся исправить ошибки, допущенные этим человеком. В чем же состояла его первая ошибка?

– Погубил часть деревьев в лесу, когда каменный дом появился на опушке леса. Затем лес был совсем уничтожен, чтобы на его месте раскинулись бескрайние поля.

– Сегодня мы с вами побудем в роли архитекторов. Попробуем застроить опушку леса, примыкающую к городу. Посмотрите на модели домов. Какую геометрическую фигуру напоминают стены этих домов? (прямоугольник, четырехугольник)

– Как можно назвать эти дома? (Многоэтажные)

– Сейчас я предлагаю застроить этими домами опушку леса. Возьмите любой дом и подумайте, где его лучше разместить?

(Дети берут модели домов и размещают их на опушке леса)

– Посчитайте, сколько этажей в вашем доме, найдите цифру, которая обозначает количество этажей в доме, и поставьте около этого дома.

– Вот мы и исправили одну из ошибок человека. Дома построили, а лес не погубили. Какой дом самый высокий? (16-этажный) А самый низкий? (5-этажный)

– Сколько видов деревьев в нашем лесу? (Липа, береза, дуб, сосна – 4 вида)

– Как вы определили каждый вид дерева? (По форме кроны и цвету коры, у дуба форма кроны круглая, кора темно-коричневая и т.д.)

– Как вы думаете, лес – это дом? (Да)

– Для кого он является домом? (Для зверей, птиц, насекомых)

- Да, ребята, норка или гнездо – это лесные квартиры, а лес – это многоэтажный и многоквартирный дом.

“Сажаем сад”

– В чем же заключалась его следующая ошибка? (Oн уничтожил насекомых и птиц)

– Нам нужно исправить эту ошибку. Где, кроме леса живут насекомые и птицы?  (В поле, на лугу, в саду)

– Может быть нам посадить сад? Что может расти в саду? (Яблони, вишни, смородина, сирень, черемуха, цветы)

– Саженцы у нас есть. Нужно отличить их друг от друга? Как это сделать? (Можно определить по цвету коры и форме кроны)

(Дети самостоятельно определяют, где какие саженцы и рассказывают, как они определили: это саженцы яблони, т.к. форма корны круглая, а цвет коры серо-коричневый; это саженцы вишни – форма кроны тоже круглая, но цвет коры коричнево-бордовый, а это кусты сирени – цвет коры серо-зеленый)

– Название саженцев определили, план посадки тоже имеется. Место, обозначенное на плане синим треугольником, отведено под сирень, белым треугольником – под черемуху, большим кругом – под яблони, маленьким кругом – под вишни.

– Посадите 10 саженцев сирени. (Сажают)

– Яблонь посадите на 1 саженец меньше, чем сирени. Сколько саженцев яблонь надо посадить? (9)

– Вишен посадите на 1 саженец больше, чем яблонь. Сколько саженцев вишни надо посадить? (10)

– Черемухи посадите столько же, сколько саженцев вишни. Сколько надо посадить саженцев черемухи? (10)

– Сад посадили. И думаю, в этом саду обязательно расцветут цветы, поселятся насекомые и птицы. Но в саду могут поселиться разные насекомые:

насекомые, которые приносят пользу. Назовите их. (Пчелы, шмели, божьи коровки и т.д.) Какую пользу они приносят? (Oпыляют растения, от пчел получаем мед)

насекомые – вредители. Как они вредят растениям? (Поедают листья плоды кору). Кто поможет нам с ними бороться? (Птицы, которые будут жить в саду)

– Правильно. Поэтому ядохимикатами, которые применил Человек, можно не пользоваться.

Игра – задание “Выдели множество одно в другом”

– Две ошибки, допущенные Человеком, мы исправили. Пришло время отдохнуть и поиграть. Я приготовила вам игру с заданием. Перед вами 3 небольшие полянки в форме круга и карточки с животными и растениями. Как вы думаете, что может быть расположено в этих полянках-кругах? (множества)

– Разделитесь по 2–3 человека, кто с кем хочет. Подойдите к любой полянке и разложите карточки так, чтобы у вас получилось 2 множества, одно из которых является частью другого (одно из которых включало бы другое).

(Дети раскладывают карточки)

– Какие множества выделены? (Множества насекомых, птиц, цветов, плодов, растущих на деревьях)

– Какое множество включает в себя множество бабочек? (Множество насекомых)

– Какое множество включает в себя множество раноцветущих цветов? (Множество цветов)

– Какое множество включает в себя множество перелетных птиц? (Множество птиц)

– Какое множество включает в себя множество фруктов? (Множество плодов, растущих на деревьях)

– Какие множества можно объединить? Почему? (Множества насекомых и птиц – это животные, множества плодов, растущих на деревьях, и цветов – это части растений)

– Как связаны эти множества? (Насекомые питаются растениями, птицы – насекомыми и растениями)

Измерение заготовок для домиков птиц с помощью условной мерки

– Чтобы привлечь в сады больше птиц, для них можно сделать домики. Скворечники и синичники уже сделаны и развешены, и вы их все видели. Вспомните, для каких птиц еще можно сделать домики? (Для стрижей, горихвосток, мухоловок, белых трясогузок)

– Перед вами рисунки этих домиков. Рассмотрите иллюстрации с изображением этих домиков.

Это домик для стрижей

Это домик для горихвосток

Это домик для мухоловки и белой трясогузки

– Для каждого домика, изображенного на рисунке, сделаны заготовки, но все эти заготовки лежат вместе. Вам нужно найти заготовки для каждого домика. Как это сделать? (Измерить заготовки с помощью условной мерки)

(Раздаю детям условные мерки и объясняю, для заготовок какого домика условные мерки)

– Работу по измерению заготовок вы закончили. Сколько домиков получится из этих заготовок?

– Мы попросим Александра Семеновича, чтобы он из этих заготовок сделал домики. Получится 3 таких домика (показываю образцы домиков).

– Какой формы стенки домика трясогузки? (Квадратной)

– Какой формы стенки домика стрижа? (Прямоугольной, квадратной)

- Я думаю, им понравятся наши домики и птицы поселятся в них.

Чтение стихотворения

– В чем же заключалась третья ошибка Человека? (Он загрязнил речку)

– Что можно сделать, чтобы река не загрязнилась отходами заводов и фабрик? (Построить очистные сооружения)

– Конечно. Если бы Человек все подумал и предусмотрел, не случилось бы всего этого. А сейчас мне хочется прочитать стихотворение нашего земляка Николая Жоголева “Берегите лес”.

Как все взаимосвязано в природе, разумно и необходимо!

 Вот – ландыши, они не в поле бродят,

 А с тенью лип неразделимы.

 И с шелестом берез зелено-дымных,

 И с колокольчиком лиловым,

 И с флейтой иволги, со свистом соловьиным,

 И влажным воздухом медовым.

 Срубите лес – и, как в безлунной бездне,

 Все-все, до муравьиной кучи,

 До ежика, до светлячка, исчезнет.

 Над пустошью лишь тени бросят тучи…

 Храните лес, чтоб эхо в нем гудело,

 Чтоб в ручеек Аленушка глядела…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного занятия в подготовительной группе "Сказка о Солнечном человеке"

Идею этого занятия я взяла у Симошиной Л.Е., автора оздоровительной программы "Искорка", "Моя копилка здоровья" (домашняя работа), ТОО научно-производственная фирма "ЮБЭКС". Хорошее пособие которое мо...

Театрализованное развлечение для детей старшей группы "Сказка про золотое яичко".

Театрализованное представление на пасхальную тему разыгрывается  детьми старшей группы. Данное представление развивает речь, память, воображение детей, дает представление о пасхальных традициях....

Открытое занятие по экологии в старшей группе на тему: «Человек и золотая рыбка»

Целью данного занятия является развитие познавательной активности и воспитание бережного отношение к окружающему миру.Через это отношение к природе,людям рядом с тобой и "рождается"настоящая личность....

Конспект НОД викторина в старшей группе «Сказка за сказкой»

Воспитание любви и уважения к литературному жанру — сказка....

Конспект открытого занятия для детей старшей группы "Сказка про кляксу"

Методический материал по программе "Нетрадиционное рисование"...

Конспект НОД для детей младшей группы по познавательному развитию «Спасите Золотую Рыбку!».

Это итоговое занятие по проекту "Истории с водой". Проект длился 4 месяца и включал в себя эксперименты, просмотр слайдов и видеоматериалов, домашние задания, разучивание стихотворений, разг...

Конспект ОД для детей старшего возраста по теме "Человек и его тело"

Коррекционно-развивающие цели:- закреплять умение образовывать существительные с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов;- развивать словарь антонимов;- закреплять знания о назначении час...