«Развиваем математические представления старших дошкольников в процессе интеграции математики и физкультуры»
материал по математике (подготовительная группа) по теме

Сиротюк Светлана Сергеевна

«Развиваем математические представления старших дошкольников в процессе интеграции  математики и  физкультуры»

     Основной целью своей работы с детьми старшего дошкольного возраста в овладении элементарными математическими представлениями я вижу, повышение уровня развития логического мышления дошкольников посредством  дидактических игр математического содержания. Главной задачей использования дидактических игр такого рода  является: твердое усвоение старшими  дошкольниками количественного и порядкового счета в пределах двадцати, знание  количественного состава числа из единиц в пределах десяти. Умение отвечать на вопросы «который?», «какой?», «сколько?», умение делить предметы на 2—4 части, умение находить величину, форму предметов в окружающей действительности, а также словами определять положение предмета в пространстве, знание названий дней недели. В целях  реализации требований  программы подготовительной группы, провожу с детьми  дидактические игры на закрепление счета  прямого и обратного, количественного и порядкового, на слух в игре и во время работы с индивидуальным раздаточным материалом; игры на  знание геометрических фигур, пространственных ориентировок, умения  правильно пользоваться словесными обозначениями,  способствующих развитию наблюдательности, внимания, зрительной памяти. Также большое внимание уделяю использованию игр- головоломок, игр на развитие логического мышления, задач - смекалок, задач - шуток и т.д.

     Обучая старших дошкольников  элементарной математике, я использую разнообразные методы обучения, в основе которых лежит проведение  специально подобранных дидактических игр математического содержания.

 

 На вопросе  использования интеграции  математики и физкультуры в своей работе я бы хотела остановиться более подробно.

    Работая в детском саду воспитателем,  я не раз обращала внимание на то, что дети на многих занятиях находятся в состоянии пониженной двигательной активности, и занятия логико-математического характера не исключение. Тогда я задумалась, каким образом можно исправить ситуацию? Решение оказалось не слишком трудным. Если использовать дидактические игры, математические задания,  в которых интегрированы  математика и физкультура, то проблема исчезает сама по себе. Во время выполнения таких игр дети более эмоциональны, непосредственны, им очень нравится одновременно двигаться и выполнять задание.    Кроме того увеличивается темп и содержательность всего математического  занятия в целом.

     Сочетание математики и физкультуры дает много преимуществ: способствует повышению уровня познавательной активности, развитию мышления и других психических процессов, облегчает процесс познания, повышает общий эмоциональный фон занятия, дает возможность не только решать определенные педагогические задачи, но и творчески использовать дидактический и учебный материал; способствует формированию у детей  целостного восприятия окружающего мира; предоставляет возможность для повышения двигательной активности детей, казалось бы, на статистических занятиях. Математическое занятие с использованием таких дидактических игр становится более насыщенным и интересным для детей.

    Предлагаю Вашему вниманию серию дидактических игр, в которых органично сочетаются задачи математического  и двигательного плана. Использование данных игр доставит настоящее удовольствие и радость, как детям, так и педагогу, будет способствовать  процессу  наиболее успешного физического и интеллектуального развития старших дошкольников. Они позволят Вам разнообразить учебно-воспитательный процесс, улучшить его и тем самым, получить радость и удовольствие от своего туда.

 

 

      ЦЕЛЬЮ ПРОВЕДЕНИЯ ДАННЫХ ИГР ЯВЛЯЕТСЯ:  Воспитание интереса к математическим и логическим играм средствами использования  физических упражнений и опоры на  двигательный опыт каждого ребенка.

 

ЦИФРОВОЙ  МАРАФОН

ЦЕЛЬ: закреплять навыки порядкового счета в пределах 20-ти, развивать ловкость, воспитывать взаимоуважение, формировать навыки безопасного бега в  малых по площади помещениях.

МАТЕРИАЛ: карточки с изображением цифр.

ХОД ИГРЫ: Размещаются в произвольном порядке цифры  от 1 до 20 (в зависимости от того какая поставлена цель или на закрепление  числа, с которым знакомили на текущей неделе) воспитатель дает команду: «Раз – два- три от 1 до 10 по порядку беги», «Раз- два – три от 10 до 20  по порядку беги», «Раз- два- три от 10 до 1 в обратном порядке беги » и т.д.

ВАРИАНТ. Вариантом нахождения цифры может быть «Раз- два- три к ответу своей задачки беги»

 

 

«МАРШРУТНЫЙ  ЛИСТ»

ЦЕЛЬ:   учить ориентироваться в  пространстве, закреплять навыки порядкового счета в пределах 20-ти, развивать умение самостоятельно выполнять задание, воспитывать взаимоуважение, формировать навыки безопасного бега в  малых по площади помещениях

МАТЕРИАЛ: карточки с изображением цифр, индивидуальные листы- маршруты передвижения детей.

 

ХОД ИГРЫ: В произвольном порядке размещены цифры  от 1 до 20 (в зависимости от того какая поставлена цель или на закрепление  числа, с которым знакомили на текущей неделе). Каждому ребенку выдается лист с указанием его передвижения до назначенного пункта по  цифрам- точкам. Воспитатель дает команду: «Раз – два- три по- своему маршруту беги!», каждый ребенок должен подбежать к своему месту, при этом дотрагиваясь до отмеченных на маршрутах цифр.

 

БОЛЬШЕ – МЕНЬШЕ

ЦЕЛЬ.  Развивать умение сравнивать объекты окружающего мира по величине, слухо-моторную координацию движений.

ХОД  ИГРЫ.  Педагог  называет предметы и объекты: слон, футбольный мяч, велосипед, теннисный мяч, дерево, кегля,  и др. Если названный предмет больше предыдущего, то дети встают на носки, руки вверх.  Если названный предмет меньше предыдущего – приседают. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

ВАРИАНТ. Таким же образом закрепляются знания  о понятиях выше – ниже,  шире – уже, толще – тоньше, длиннее – короче и др.

 

 

ПОКАЖИ  ПО-РАЗНОМУ

ЦЕЛЬ. Учить операции сравнения,  совершенствовать  координационные способности.

ХОД  ИГРЫ.  Дети идут обычным шагом.  По  сигналу выполняют соответствующие движения.

Сигналы: «Высокие ворота» (обычная ходьба),  «Низкие ворота» (ходьба в полуприсиде),  «Тяжёлые сумки» (руки вниз, напряжены, кулаки сжаты);  «Лёгкая сумка» (ходьба, размахивая руками);  «Едем на лыжах», «Бежим марафон», «Догоняем  убегающего»;  «Играем в «Классики»  и   т.п.

 

ДУЕТ  СИЛЬНЫЙ  ВЕТЕР

ЦЕЛЬ. Развивать  слуховое внимание,  мышление, координацию движений

ХОД  ИГРЫ.  Все стоят в кругу, взявшись за руки, и громко повторяют волшебные слова: «Дует сильный ветер, раз, два, три!» Затем один ребенок, на которого  указывает ведущий, говорит: «Меняются местами те, кто любит… (кататься на велосипеде, плавать  в бассейне,  прыгать через скакалку и т.д.). Все, кому нравится делать это, перебегают на другое место в кругу.

После этого дети снова берутся за руки и игра продолжается.

ВАРИАНТ:  «Меняются местами  те, кто умеет…»

 

УЗНАЙ  ДРУГА

ЦЕЛЬ.  Совершенствовать тактильные ощущения, умение ориентироваться в пространстве.

МАТЕРИАЛ: повязка на глаза

ХОД  ИГРЫ.  Выбирается водящий, ему завязывают глаза. Остальные встают в круг. Водящий называет любое число. Педагог проходит за детьми и, дотрагиваясь за плеча каждого, считает вместе с детьми указанное ведущим число. На ком остановились, того водящий   должен узнать, поочерёдно ощупывая волосы и одежду детей.

ВАРИАНТ. Водящий называет числа больше 5, меньше чем 8, больше 10, но меньше 15 и т.д.

 

СЛУШАЙ, ДВИГАЙСЯ,  СЧИТАЙ

ЦЕЛЬ. Развивать  слуховое внимание,  быстроту двигательной реакции

ХОД  ИГРЫ.  В процессе передвижения по комнате, играющие выполняют задания ведущего:

- один свисток – подпрыгнуть вверх,  два  свистка – повернуться вокруг себя, три свистка – ходьба с высоким подниманием бедра и т.п.;

- выполнение движений в определённой последовательности: - два прыжка вверх, два прыжка вперёд;

 - три шага – равновесие на правой ноге, три шага – равновесие на левой ноге.

 

 

ПОДВИЖНЫЙ  СЧЁТ

ЦЕЛЬ. Совершенствовать умение решать арифметические примеры. Развивать координационные способности, двигательную  раскрепощенность.

МАТЕРИАЛ: карточки с цифрами в противоположной стороне от  карточек с арифметическими примерами.

ХОД  ИГРЫ.  Выбирается ведущий. Он показывает одну из карточек с примером. Дети, решив его, бегут к карточкам с цифрами  и возвращаются  к ведущему, который проверяет правильность решения. Кто первым выполнил задание – становится ведущим.

ВАРИАНТ.  Примеры с неизвестным слагаемым.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика работы по формированию математических представлений старших дошкольников через малые формы фольклора и художественное слово

Предмет математики  настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным.Б.Паскаль...

Методика работы по формированию математических представлений старших дошкольников через малые формы фольклора и художественное слово

Предмет математики  настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным.Б.Паскаль...

«Развитие математических представлений у дошкольников в процессе ознакомления с природой»

laquo;Развитие математических представлений у дошкольников в процессе ознакомления с природой»...

Консультация для педагогов «Развитие математических представлений младших дошкольников в процессе конструирования»

Конструирование обладает рядом педагогических возможностей. Отмечается значение конструирования в развитии художественно – эстетических способностей, в развитии трудовой деятельности (Грубе Г. В., обо...

Консультация для педагогов «Развитие математических представлений младших дошкольников в процессе конструирования»

Именно в процессе конструирования возможно эффективное освоение математических представлений, так как: в процессе конструирования присутствуют игровое мотивирование и сюр...