Рабочая программа образовательной области «Познание» Формирование элементарных математических представлений в группе кратковременного пребывания
рабочая программа по математике (подготовительная группа) по теме

Чернова Ольга Павловна

 

Программа образовательной области «Познание» Формирование  элементарных математических представлений разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (2013 год издания), соответствующей Федеральным государственным требованиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_elementarnykh_matematicheskikh_predstavleniy.doc231.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Куйбышевская средняя общеобразовательная школа»

«ПРИНЯТО»

Руководитель МО:

___________________

Протокол № ____  от

«____ »  _________ 2013г

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор: Матвеева Е.А.         

______________________

Приказ № ________  от

« _____»  _____________ 2013 г.

Рабочая программа

образовательной области «Познание»

Формирование  элементарных математических представлений

 в группе кратковременного пребывания

на 2013 - 2014  учебный год

Рабочая программа составлена на основе программы«От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой М.А., Васильевой М.А., Положения о рабочей программе МБОУ «Куйбышевская СОШ», Образовательной программы МБОУ «Куйбышевская СОШ»

Составитель: Чернова Ольга Павловна

учитель начальных классов

Куйбышево  2013

Пояснительная записка

Программа образовательной области «Познание» Формирование  элементарных математических представлений разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (2013 год издания), соответствующей Федеральным государственным требованиям.

Условием успешной реализации программы по элементарной математике является организация особой предметно-развивающей среды в группах на участке детского сада для прямого действия детей со специально подобранными группами предметов и материалами в процессе усвоения математического содержания.

Формирование количественных и пространственных представлений является важным условием полноценного развития ребенка на всех этапах дошкольного детства. Они служат необходимой основой для дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой общих и математических понятий в школе.

К шести годам ребенок усваивает относительно широкий круг знаний о числе, форме и величине предметов, способах элементарно ориентироваться в двухмерном и трехмерном пространстве и времени.

В подготовительной группе воспитатель должен содействовать дальнейшему наполнению конкретных наглядно-действенных представлений, их систематизации и обобщению, готовить детей к школе.

В подготовительной к школе группе рекомендуется проводить два занятия в неделю. Примерно 70–72 занятия в год по авторской программе, в школьных условиях реализации программы возможно только 66 занятий с учетом сезонных каникул (осенние, зимние и весенние) и дополнительных. На занятиях наряду с объяснением воспитателя и совместными действиями детей обязательно предусматривается самостоятельная работа каждого ребенка с раздаточным материалом.

Примерное распределение программного материала на год


п/п

Программное содержание

Количество занятий,
где данная
тема является основной

1

Деление множества (группы предметов) на части, в которых элементы отличаются каким-либо признаком. Объединение частей в целую группу (множество), дополнение, удаление из множества части (частей), сравнение отдельных частей. Установление зависимости между множеством и его частью. Нахождение по части целого и по целому его части

2

2

Закрепление знаний по образованию чисел, навыков количественного счета в пределах 10. Отсчитывание предметов по образцу и заданному числу из большего количества. Счет на слух, по осязанию, счет движений (в пределах 10)

5

3

Счет предметов, звуков, движений в пределах 20. Знакомство с особенностью образования чисел второго десятка (при условии успешного овладения навыками счета до 10)**

3

4

Развитие понимания независимости числа от пространственно-качественных свойств предметов (цвета, формы, размера), расположения предметов в пространстве, направления
счета (слева направо, справа налево, с середины, от любого предмета)

2

5

Знакомство с цифрами 0–9

6

6

Определение количественного состава числа из единиц
(в пределах 10)

5

7

Закрепление навыков порядкового счета (в пределах 10); уточнение значения вопросов: «сколько?», «какой?», «который?», представлений о взаимном расположении предметов в ряду: слева, справа, до, после, между, перед, за, рядом

2

8

Развитие представления о связях и отношениях между рядом стоящими числами: знание последующего и предыдущего чисел для каждого числа натурального ряда в пределах 10, взаимно-обратных отношений между рядом стоящими числами
в пределах 10 (6 больше 5 на 1, а 5 меньше 6 на 1 и др.)

6

9

Называние чисел в прямом и обратном порядке от любого
числа (устный счет) в пределах 10. Называние предыдущего

2

Диагностика уровней  освоения программы проводится  два раза в год: в начале и конце года. Диагностика проводится с помощью дидактических игр, дидактических упражнений, бесед, наблюдений за ребенком, предметного рисования, упражнений, моделирования и выполнения заданий.

Планируемые результаты (интегративные качества) освоения программы:

- Самостоятельно объединяют различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удаляют из множества отдельные его части (часть предметов).

- Устанавливают связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находят части целого множества и целое по известным частям.

- Считают до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20).

- Называют числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10).

- Соотносят цифру (0–9) и количество предметов.

- Составляют и решают задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуются цифрами и арифметическими знаками («+», «–», «=»).

- Различают величины: длину (ширину, высоту), объем (вместимость), массу (вес), время и способы их измерения.

- Измеряют длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимают зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения).

- Делят предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивают целый предмет и его часть.

- Различают и называют: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники, шар, куб; проводят их сравнение.

- Воссоздают из частей, видоизменяют геометрические фигуры по условию и конечному результату; составляют из малых форм большие.

- Сравнивают предметы по форме.

- Узнают  знакомые  геометрические  фигуры  в  предметах  реального мира.

- Ориентируются в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначают взаимное расположение и направление движения объектов; пользуются простейшими знаковыми обозначениями.

- Определяют временные отношения (день – неделя – месяц), время по часам с точностью до 1 часа.

Знают:

- Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятк из двух меньших.

- Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.

- Арифметические знаки «+», «–», «=»; монеты достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5 рублей.

- Название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.

В тематический поурочный план  составлен в соответствии с положением о рабочей программе «Куйбышевской СОШ», добавлен один столбец «Цели».


Развернутое комплексно-тематическое планирование
организованной образовательной деятельности

Содержание организованной образовательной деятельности

Тема урока

Цели

Содержание

Основные понятия

Дидактическое сопровождение

1

Занятие 1

Формировать общие представления о действии сложения как объединении частей в единое целое, об отношении и зависимости части от целого.

Закрепить представление о равенстве и неравенстве: воссоздавать равное
(и неравное) количество предметов по образцу
и заданному числу.

Учить самостоятельности при выборе способа (приема) сопоставления групп предметов

Формулирование и решение проблемной ситуации, совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе), самостоятельное использование приемов познания и формирования элементарных математических представлений: счет игрушек, выполнение заданий в тетрадях на печатной основе, в настольных играх математического содержания; участие в развивающих и дидактических играх математического содержания, формулирование и решение проблемной ситуации, наблюдение за действиями других детей и описывание их словами; рассказывание по картинке с математическим содержанием, составление устных высказываний, логических рассуждений, ответы на вопросы в беседе, слушание воспитателя, ответов других детей, самостоятельная работа в развивающих раскрасках познавательного и обучающего характера; участие в сюжетно-ролевых играх, связанных со счетом и геометрическим материалом («В магазине», «Почта», «Школа»); самостоятельная познавательная деятельность: упражнения в умении увеличивать и уменьшать каждое число на 1; упражнения в количественном счете в пределах 10

сложение

1. Колесникова Е.В. Я считаю до 10. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет

2. Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия

2

Занятие 2

Развивать общее представление о действии вычитания как части из целого, о взаимосвязях и взаимозависимостях целого и частей.

Закрепить знания состава числа из двух меньших (в пределах 5) на конкретном материале

вычитание

1. Колесникова Е.В. Я считаю до 10. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет

2. Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия

3

Занятие 3

Повторить образование чисел второго пятки.

Рассмотреть образование двух чисел (например,
6 – из 5 и 1, 6 без 1 равно 5).

Закрепить понятия: об образовании последующего числа добавлением единицы к предыдущему; образовании предыдущего числа удалением единицы из последующего

Образование чисел

1. Колесникова Е.В. Я считаю до 10. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет

2. Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия

4

Занятие 4

Закрепить навыки количественного счета в пределах 10.

Учить считать в любом направлении: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх и независимо от формы расположения предметов

слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх

1. Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия

2. Колесникова Е.В. Я считаю до 10. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет

5

Занятие 5

Закрепить умение сопоставлять не только совокупности разных предметов, но и разбивать группы
на подгруппы и сопоставлять друг с другом.

Упражнять в подсчете клеток в тетради, рисовании отрезков длиной в 5 клеток и т. д.

Развивать координацию движений рук и глаз

Упражнения в умении: формировать множества и видеть их составные части, сравнивать предметы и группировать их по 2–3 разным признакам, устанавливать количественные соотношения между ними; игровая деятельность в счете звуков и движений; решение проблемной ситуации по поиску способов быстрого счета предметов; самостоятельная деятельность по решению познавательных задач; исследовательская и игровая деятельность по определению количества предметов по осязанию (на ощупь)

Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия

6

Занятие 6

Закрепить умение сравнивать предметы, отличающиеся каким-либо одним признаком, устанавливать количественные соотношения между ними.

Учить группировать предметы по 2–3 разным признакам (размер, форма, расположение и т. д.)

Колесникова Е.В. Форма и цвет. Рабочая тетрадь с линейками-трафаретками для детей 4-7 лет

7

Занятие 7

Закрепить понятия
«поровну», «не поровну», «больше», «меньше». Учить находить способы, с помощью которых удобнее и быстрее считать предметы в зависимости
от характера их расположения

поровну, не поровну, больше, меньше.

Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия

8

Занятие 8

Формировать понятие числа при счете не только
реальных предметов и изображений, но и звуков,
движений.

Учить определять количество предметов по осязанию (на ощупь)

Колесникова Е.В. Форма и цвет. Рабочая тетрадь с линейками-трафаретками для детей 4-7 лет

9

Занятие 9

Формировать понятие о том, что число (количество предметов) не зависит от формы расположения предметов, расстояния между ними, цвета, формы, размера и направления счета.

Закрепить понятие о том, что число изменяется только в том случае, если к группе добавляются предметы или удаляются из нее

Решение познавательных задач на определение особенностей образования двузначных чисел (11–20), упражнения: в умении уменьшать и увеличивать числа; в устном счете в пределах 20, в образовании двузначных чисел; участие в совместной со сверстниками игре (парная, в малой группе) на определение количества предметов по осязанию, в счете звуков и движений в пределах 20; познавательная деятельность по формированию понятия о том, что количество предметов не зависит от их расположения, расстояния между ними, цвета, формы, размера и направления счета

1.Колесникова Е.В. Форма и цвет. Рабочая тетрадь с линейками-трафаретками для детей 4-7 лет

2. Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия

10

Занятие 10

Познакомить со счетом в пределах 20, особенностью образования двузначных чисел (11–20).

Закрепить:

– знание о составе чисел из единиц первого пятк;

– умение сопоставлять численность множеств предметов разного размера (длинных и коротких, широких и узких, красных и синих)

Колесникова Е.В. Я считаю до 20. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет

11

Занятие 11

Упражнять в устном
счете в пределах 20.

Закрепить знания
об особенностях образования двузначных чисел
в пределах 20

Колесникова Е.В. Я считаю до 20. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет

12

Занятие 12

Формировать понятие числа (в пределах 20) не только реальных предметов и изображений, но и звуков, движений.

Учить определять количество предметов по осязанию (на ощупь)

Колесникова Е.В. Я считаю до 20. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет

13

Занятие 13

Формировать понятие о том, что количество предметов можно узнать не только сосчитав их, но и глядя на цифры.

Учить:

– соотносить цифру и количество предметов;

– рисовать цифру в воздухе, обводить пальцем изображение цифры.

Познакомить с цифрой 0

Решение познавательных задач на соотношение цифры и количества предметов в пределах 10; упражнения в сравнении и рисовании цифр, игровая познавательная деятельность на установление соответствия между цифрой и количеством предметов, самостоятельное использование приемов познания и формирования элементарных математических представлений: счет предметов, выполнение заданий в тетрадях на печатной основе, в настольных играх математического содержания

Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия

14

Занятие 14

Формировать умение
устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.

Ознакомить с цифрами
1, 4 и 7.

Обратить внимание на конфигурацию этих цифр.

Учить сравнивать их начертание, устанавливать сходство и различие, рисовать их в воздухе, обводить пальцем изображение цифр

Колесникова Е.В. Я считаю до 10. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет

15

Занятие 15

Формировать умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.

Ознакомить с цифрами 2 и 5.

Обратить внимание на конфигурацию этих цифр.

Учить сравнивать их начертание, устанавливать сходство и различие, рисовать их в воздухе, обводить пальцем изображение цифр

Колесникова Е.В. Я считаю до 10. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет

16

Занятие 16

Формировать умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.

Ознакомить с цифрами 3 и 8.

Обратить внимание на конфигурацию этих цифр.

Учить сравнивать их начертание, устанавливать сходство и различие, рисовать их в воздухе, обводить пальцем изображение цифр

1. Колесникова Е.В. Я считаю до 10. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет

2. Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия

17

Занятие 17

Формировать умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.

Учить сравнивать их начертание, устанавливать сходство и различие, рисовать их в воздухе, обводить пальцем изображение цифр

Упражнения на закрепление количественного состава чисел в пределах 10; самостоятельная познавательная деятельность
по наблюдению за конфигурацией цифр и их описанию; рисование цифр, установление соответствия между количеством предметов и цифрой; участие в развивающих и дидактических играх математического содержания, формулирование и решение проблемной ситуации, ответы на вопросы в беседе, слушание воспитателя, ответов других детей

количество

Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия

18

Занятие 18

Закрепить знание о количественном составе чисел
из единиц (в пределах 5).

Ознакомить с цифрами
6 и 9.

Обратить внимание на конфигурацию этих цифр

Колесникова Е.В. Я считаю до 10. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет

19

Занятие 19

Познакомить с количественным составом
числа 6.

Закрепить представление о цифре 6

Колесникова Е.В. Я считаю до 10. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет

20

Занятие 20

Ознакомить с количественным составом числа 7 из единиц.

Закрепить представление о цифре 7

Колесникова Е.В. Я считаю до 10. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет

21

Занятие 21

Ознакомить с количественным составом числа 8
из единиц.

Закрепить представление о цифре 8

Формулирование и решение проблемной ситуации, наблюдение за действиями других детей и составление устных высказываний; рассуждения с опорой на картинку математического содержания, самостоятельное использование приемов познания и формирования элементарных математических представлений: устный счет, выполнение заданий в тетрадях на печатной основе, в настольных играх математического содержания; упражнения на закрепление количественного состава чисел первого десятка; использование в совместной беседе вопросов «сколько?», «какой?», «который?»

Колесникова Е.В. Я считаю до 10. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет

22

Занятие 22

Ознакомить с количественным составом числа 9
из единиц.

Закрепить представление о цифре 9

Колесникова Е.В. Я считаю до 10. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет

23

Занятие 23

Ознакомить с количественным составом числа 10 из единиц.

Закрепить представление о цифрах 1, 0

Колесникова Е.В. Я считаю до 10. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет

24

Занятие 24

Закрепить:

– навыки порядкового счета (в пределах 10);

– понятие порядкового значения числа и порядковых отношений.

Уточнить знание вопросов «сколько?», «какой?»,
«который?»

1.Колесникова Е.В. Я считаю до 10. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет

2. Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия

25

Занятие 25

Закрепить представление о взаимном расположении предметов в ряду.

Учить: пользоваться в речи предлогами и наречиями, обозначающими пространственно-временные отношения (перед, за, между, рядом, сначала, потом, до, после, раньше); определять последовательность всех дней
недели

Упражнения в определении последовательности дней недели, в назывании последующих и предыдущих чисел и сравнении рядом стоящих чисел; совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе), связанная с называнием последующего и предыдущего числа для чисел натурального ряда в пределах 10, диалоги в играх с использованием в речи предлогов и наречий, обозначающих пространственно-временные отношения (перед, за, между, рядом, сначала, потом, до, после, раньше); решение познавательных задач с использованием наглядного материала математического содержания

Дни недели

Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия

26

Занятие 26

Формировать умение
называть последующее и предыдущее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10.

Упражнять в установлении соответствия между
количеством предметов
и цифрой в пределах

1.Колесникова Е.В. Я считаю до 10. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет

2. Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия

27

Занятие 27

Упражнять:

– в назывании последующих и предыдущих чисел;

– в сравнении рядом стоящих чисел

Последующие и рядом стоящие числа

Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия

28

Занятие 28

Закрепить умение называть последующее и предыдущее число.

Побуждать, используя наглядный материал, доказывать, что 8 меньше 9 на 1,
а 9 больше 8 на 1, между
ними находится число 7

Колесникова Е.В. Я считаю до 10. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет

29

Занятие 29

Учить формулировать свое высказывание, правильно использовать знаки «>», «<» и отношение «=»

Упражнения в назывании чисел в прямом и обратном порядке в пределах 10 на предметном материале; формулирование высказываний с использованием знаков «>», «<», «=»; диалоги в играх по сравнению рядом стоящих чисел; решение познавательных задач по уравниванию множеств, поисковая деятельность по самостоятельному выбору способа доказательства, что одно множество больше другого: путем составления пар, расположения их напротив друг друга, соединения стрелками или замещения
реальных предметов символами

Больше, меньше, равно

Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия

30

Занятие 30

Закрепить: умение сравнивать рядом стоящие числа; умение уравнивать множества.

Учить самостоятельно выбирать способ доказательства, что одно множество больше другого: путем составления пар, расположения напротив друг друга, соединения стрелками или замещения реальных предметов
символами

1. Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия

31

Занятие 31

Учить называть числа в прямом и обратном порядке на конкретном предметном материале в пределах 10.

Закрепить знание о составе чисел из единиц первого пятки определение количественного состава чисел из единиц второго пятки

1. Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия

2. Колесникова Е.В. Я считаю до 10. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет

32

Занятие 32

Закрепить:

– знание о назывании чисел в прямом и обратном порядке на наглядном материале;

– знание о количественном и порядковом значении
числа в пределах 10.

Учить называть числа в прямом и обратном порядке без наглядного материала

Прямой и обратный порядок чисел

Колесникова Е.В. Я считаю до 10. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет

33

Занятие 33

Закрепить умение считать в пределах 20. Познакомить с особенностью образования двузначных чисел (11–20).

Упражнять:

– в назывании предыдущего и последующего числа
к названному числу или
обозначенному цифрой
(в пределах 10);

– в назывании пропущенного при счете числа;

– в понимании выражений «до» и «после»

Упражнения в счете в пределах 20, в назывании и образовании двузначных чисел; участие в дидактических играх на понимание выражений «до» и «после»; решение познавательных задач на развитие умений делить целый предмет на 2, 4, 8 равных частей и сравнивать эти части; самостоятельная познавательно-исследовательская деятельность: деление и составление целой фигуры, работая с листом бумаги, квадратом, кругом; нахождение по части целого и по целому его части; участие в развивающих играх математического содержания на логическое мышление

Колесникова Е.В. Я считаю до 20. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет

34

Занятие 34

Закрепить:

– знания об отношении
целого и его частей; – приемы деления на две
равные части.

Ввести понятие «одна
вторая часть».

Упражнять в делении и составлении целой фигуры, работая с листом бумаги, квадратом, кругом

Колесникова Е.В. Форма и цвет. Рабочая тетрадь с линейками-трафаретками для детей 4-7 лет

35

Занятие 35

Закрепить:

– знания об отношении
целого и его частей– представление о делении целого на четыре равные части.

Познакомить:

– с делением на восемь
равных частей;

– с понятиями «одна четвертая часть», «одна восьмая часть».

Упражнять в делении листа бумаги

Целое, равные части

Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия

36

Занятие 36

Закрепить умение делить целый предмет на 2,
4, 8 равных частей и срав-нивать эти части.

Рассмотреть зависимость размера каждой
части от общего количества частей.

Показать: чем больше частей получится при делении целого, тем меньше каждая его часть, и наоборот.

Учить находить по части целое и по целому его часть.

Дать представление о том, что при сравнении частей фигур разного размера получаются неравные части.

Развивать логическое мышление

Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия

37

Занятие 37

Формировать представление о составе числа из 2 меньших.

Учить раскладывать число на 2 меньших и получать из двух меньших одно большее число

Наблюдение за числовым рядом, формулирование и решение проблемной ситуации, рассказывание по картинке с математическим содержанием, составление устных высказываний, логических рассуждений; упражнения в разложении числа на 2 меньших, самостоятельная познавательная деятельность: образование из двух меньших чисел одного большего; развивающая игра на закрепление навыков разложения и образования чисел 6, 7, 8; ответы на вопросы в беседе

Меньшее число

Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия

38

Занятие 38

Систематизировать знания о числе 6 и цифре 6.

Формировать представление о составе числа 6 из двух меньших.

Учить раскладывать число 6 на два меньших и получать из двух меньших одно большее число

Большее число

Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия

39

Занятие 39

Систематизировать знания о числе 7 и цифре 7.

Формировать представление о составе числа 7
из двух меньших.

Учить раскладывать число 7 на два меньших и получать из двух меньших одно  бóльшее число

Колесникова Е.В. Я считаю до 10. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет

40

Занятие 40

Систематизировать знания о числе 8 и цифре 8.

Формировать представление о составе числа 8
из двух меньших.

Учить раскладывать число 8 на два меньших и получать из двух меньших одно  бóльшее число

Колесникова Е.В. Я считаю до 10. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет

41

Занятие 41

Систематизировать знания о числе 9 и цифре 9.

Формировать представление о составе числа 9
из двух меньших.

Учить раскладывать число 9 на два меньших и получать из двух меньших одно бльшее число

Коллективная деятельность: упражнения в разложении числа 9 на два меньших и получении его из двух меньших чисел, работа по образцу, предложенному взрослым; самостоятельная познавательная деятельность: разложение числа 10 на два меньших
и получение его из двух меньших чисел; знакомство с монетами (участие в беседе со взрослым) и понятиями «деньги», «монеты», «рубль», «копейка»; установление соответствия между монетами и числами (участие в беседе со взрослым и сверстниками); совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе) по использованию и размену монет

Колесникова Е.В. Я считаю до 10. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет Колесникова Е.В. Я считаю до 20. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет

42

Занятие 42

Систематизировать знания о числе 10 и цифрах
1, 0.

Формировать представление о составе числа 10
из двух меньших.

Учить раскладывать число 10 на два меньших и получать из двух меньших одно бльшее число

Колесникова Е.В. Я считаю до 10. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет Колесникова Е.В. Я считаю до 20. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет

43

Занятие 43

Познакомить с монетами достоинством в 1, 2, 5, 10 рублей и 10 копеек.

Ввести понятия:
«деньги», «монеты», «рубль», «копейка».

Учить устанавливать
соответствие между
монетами и числами.

Закрепить знания
о составе числа из единиц
и из двух меньших чисел.

Учить составлять разные наборы из имеющихся монет (до 6 рублей)

1.Колесникова Е.В. Я считаю до 20. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет

2. Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия

44

Занятие 44

Закрепить знания
о составе чисел из единиц
и из двух меньших чисел.

Учить составлять разные наборы из имеющихся монет достоинством до 10 рублей.

Закрепить знания
о монетах, их названиях,
наборах и размене

Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия

45

Занятие 45

Дать представление
об арифметической задаче.

Познакомить со структурой задачи.

Учить: различать части: условие (о чем говорится
в задаче) и вопрос (о чем спрашивается в задаче).

Понимать: для того, чтобы ответить на вопрос задачи, надо ее решить.

Формировать умение рассуждать

Знакомство с арифметической задачей, свободные высказывания по условию задачи; самостоятельная продуктивная деятельность по составлению задач на сложение с использованием наглядного материала и по числовым данным; решение задач на нахождение суммы с записью арифметического действия со знаком «+»; моделирование описанных в задаче взаимосвязей
с использованием наглядного материала и схематических изображений; познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность по решению и моделированию задач; коммуникативная деятельность при обсуждении результатов

задача

1.Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия

2. Колесникова Е.В. Я считаю до 20. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет

46

Занятие 46

Закреплять умение
находить в задаче условие
и вопрос.

Продолжать формировать умение рассуждать.

Учить формулировать
арифметическое действие.

Упражнять: в составлении задач на сложение
с использованием наглядного материала; составлении
задач не только на наглядной основе, но и по числовым данным. Учить составлять и решать задачи с использованием
монет достоинством в 1, 2
и 5 рублей

Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия

47

Занятие 47

Познакомить с задачами на нахождение суммы
(целого).

Учить: решать задачи
на нахождение суммы;
записывать арифметическое действие, используя знак
«+»; моделировать описанные в задаче взаимосвязи между данными и искомыми с использованием не только наглядного мате-
риала, но и разного вида схематических изображений

Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия

48

Занятие 48

Продолжить знакомство с задачами на нахождение суммы (целого).

Учить: решать задачи на нахождение суммы; записывать арифметическое действие, используя знак «+»;
моделировать описанные
в задаче взаимосвязи между данными и искомыми с использованием не только наглядного материала,
но и разного вида схематических изображений

Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия

49

Занятие 49

Познакомить с задачами на нахождение части. Учить решать задачи на нахождение части, используя арифметический знак «–».

Закреплять умение видеть в задаче условие
и вопрос

Обсуждение проблемной ситуации по решению задач на нахождение части, совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе) по решению простых арифметических задач, самостоятельное использование приемов познания и формирования элементарных математических представлений: решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, выполнение заданий в тетрадях на печатной основе, в настольных играх математического содержания

50

Занятие 50

Продолжать учить:

– решать простые арифметические задачи; – формулировать арифметические действия вычитания и сложения;

– записывать арифметические действия, используя карточки с цифрами и знаками «+», «–» и отношения «=».

Учить выбирать нужное арифметическое действие

Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия

51

Занятие 51

Познакомить с задачами на увеличение числа
на несколько единиц

Учить решать задачи
на увеличение числа
на несколько единиц.

Закреплять умение правильно выбирать арифметическое действие и формулировать его

Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия

52

Занятие 52

Познакомить с задачами на уменьшение чисел
на несколько единиц Учить решать задачи на уменьшение числа
на несколько единиц.

Закреплять умение правильно выбирать арифметическое действие и формулировать его

Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия

53

Занятие 53

Закреплять умение: понимать условие и вопрос задачи; выбирать правильное решение.

Продолжать учить составлять задачи по картинкам и условным обозначениям.

Систематизировать знания и умения: составлять простые арифметические задачи; различать условие
и вопрос; выделять числовые данные и устанавливать отношения между ними;
правильно выбирать и формулировать арифметическое действие, находить его результат; давать развернутый ответ на вопрос задачи

Составление и решение задач, упражнения в умении давать развернутый ответ на вопрос задачи; игровая деятельность: закрепление навыков счета предметов; совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе) на развитие умений количественного счета парами, тройками, пяткми; упражнения на установление связи между количеством групп и предметов в группе; решение проблемной ситуации, самостоятельная деятельность по выбору мерок и сравнению длины предметов разными способами

Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия

54

Занятие 54

Закреплять навыки счета и отсчета предметов. Познакомить с приемами быстрого счета однородных предметов, когда за единицу отсчета принимаются два предмета

Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия

55

Занятие 55

Закреплять умение
формировать группы из однородных предметов, перестраивать их.

Учить устанавливать связь между количеством групп и количеством
предметов в группе.

Упражнять в количественном счете парами, тройками, пятками

Колесникова Е.В. Форма и цвет. Рабочая тетрадь с линейками-трафаретками для детей 4-7 лет

56

Занятие 56

Закреплять умение сравнивать длины предметов с помощью непосредственного наложения.

Формировать представление о том, что для сравнения каких-то предметов их надо измерить.

Познакомить с меркой и способами измерения
меркой.

Учить выбирать мерки для измерения длины
предмета.

Подвести к пониманию того, что результат измерения зависит от величины мерки.

Закреплять умение измерять длины предметов с помощью условной мерки

Колесникова Е.В. Форма и цвет. Рабочая тетрадь с линейками-трафаретками для детей 4-7 лет

57

Занятие 57

Упражнять в измерении с помощью условной мерки.

Учить сопоставлять и упорядочивать предметы по одному измерению, отвлекаясь от других измерений.

Развивать глазомер, зрительную память, внимание

Упражнения в измерении с помощью условной мерки; сопоставление и упорядочение предметов; решение проблемно-познавательной задачи; самостоятельная познавательная деятельность: рисование отрезков на бумаге в клетку, измерение отрезков
с помощью подсчета клеток, разными мерками; самостоятельная исследовательская деятельность: измерение сыпучих веществ; совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе) по определению объема с помощью условной мерки

Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия

58

Занятие 58

Учить: рисовать равные и неравные отрезки на бумаге в клетку; сравнивать
результаты.

Упражнять в измерении отрезков прямых линий с помощью подсчета клеток.

Продолжать учить измерять предметы разными
мерками.

Развивать мелкую
моторику, глазомер,
самоконтроль.

Формировать понятие
зависимости результата измерения длины от величины мерки

линия

Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия

59

Занятие 59

Учить:

– измерять сыпучие
вещества;

– следить за полной меркой;

– понимать, что от этого зависит результат измерения

мера

Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия

60

Занятие 60

Учить с помощью условной мерки определять объем.

Повторить правила
измерения конкретными
мерками

61

Занятие 61

Упражнять в измерении жидкости с помощью составной мерки.

Развивать понимание
зависимости результата измерения объема от величины мерки

Измерение жидкости с помощью составной мерки; самостоятельная познавательно-исследовательская деятельность: сравнение предметов «по тяжести», подбор равных и неравных по весу; решение проблемно-познавательной задачи, уточнение представления о геометрических фигурах, их основных признаках и свойствах; участие в дидактической и развивающей игре по развитию наглядно-образного и абстрактного мышления; участие в сюжетно-ролевых играх, связанных с анализом различных свойств фигур

62

Занятие 62

Формировать представление о понятиях «тяжелее», «легче» на основе непосредственного сравнения предмета.

Учить сравнивать предметы «по тяжести», подбирать равные и неравные по весу

Тяжелее, легче

Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия

63

Занятие 63

Показать неизменность длины, объема, веса в случае действий перемещения предметов с места на место, пересыпания количества крупы, переливания жидкости из одной посуды в другую

64

Занятие 64

Уточнить представление о геометрических фигурах: треугольнике, квадрате, прямоугольнике, круге,
овале – и их основных
признаках.

Упражнять в анализе
различных свойств фигур:
равенство и неравенствосторон, соотношение углов и вершин.

Развивать как наглядно-образное, так и абстрактное мышление

Колесникова Е.В. Форма и цвет. Рабочая тетрадь с линейками-трафаретками для детей 4-7 лет

65

Занятие 65

Уточнить представление о четырехугольнике и его свойствах

Ввести понятие «многоугольник».

Познакомить с признаками многоугольника: сторонами, углами, вершинами.

Учить видеть форму геометрической фигуры
и отдельных ее частей.

Развивать геометрическую зоркость.

Упражнять в составлении фигур из множества
частей

Знакомство с признаками многоугольника; упражнение в составлении фигур из множества частей; познавательно-исследовательская продуктивная деятельность по решению геометрических задач-головоломок; самостоятельная продуктивная деятельность по конструированию и видоизменению геометрических фигур; решение проблемно-познавательной задачи по ориентированию в пространстве с помощью условных обозначений, самостоятельная продуктивная деятельность по моделированию пространственных отношений с помощью плана, схем; совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе) по ориентированию в пространстве и на листе бумаги в клетку

Колесникова Е.В. Форма и цвет. Рабочая тетрадь с линейками-трафаретками для детей 4-7 лет

66

Занятие 66

Познакомить с геометрическими задачами-головоломками на выкладывание контура геометрических
фигур.

Упражнять в видоизменении геометрических фигур.

Развивать наблюдательность.

Закреплять знания
о геометрических телах
и их свойствах.

Учить:

– видеть знакомые геометрические фигуры в предметах
реального мира;

– конструировать их по выкройкам и чертежам;

– создавать геометрические фигуры по описанию, видоизменять их по условию;

– делать доступные обобщения

Колесникова Е.В. Форма и цвет. Рабочая тетрадь с линейками-трафаретками для детей 4-7 лет


Учебно - методическое пособие:

1.Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы».

2. Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Программа программе «От рождения до школы».

3. Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Тематическое планирование «От рождения до школы».

 4. Колесникова Е.В. Я считаю до 10. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет

5. Колесникова Е.В. Я считаю до 20. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет

6. Колесникова Е.В. Форма и цвет. Рабочая тетрадь с линейками-трафаретками для детей 4-7 лет

7. Колесникова Е.В. Математика для детей 6-7 лет. Методическое пособие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа образовательной области «Чтение художественной литературы» в группе кратковременного пребывания

Программа образовательной области «Чтение художественной литературы» разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. ...

Рабочая программа образовательной области «Познание» Конструктивная деятельность в группе кратковременного пребывания

Программа образовательной области «Познание» Конструктивная деятельность разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н...

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Формирование элементарных математических представлений". Конспекты образовательной деятельности

Воспитывать личностные качества у каждого ребенка: любознательность, целеустремленность, устойчивость интереса к знаниям и умениям, самостоятельность. Развивать психологические процессы: слуховое и зр...

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Формирование элементарных математических представлений". Комплекс дидактических игр.

Неоспоримым достоинством математического обучения дошкольников посредством математических игр считается наглядность, развивающая абстрактное мышление.Задания на смекалку помогают детям понять, что каж...

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Формирование элементарных математических представлений". Комплекс дидактических игр.

Дидактическая игра - это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деят...

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Формирование элементарных математических представлений". Комплекс дидактических игр.

Дидактическая игра - это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деят...

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Формирование элементарных математических представлений". Комплекс дидактических игр.

Дидактическая игра - это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деят...