Дидактические игры в системе обучения детей дошкольного возраста пространственным ориентировкам.
консультация по математике по теме

Подгорбунских Ирина Александровна

Своевременное формирование пространственных представлений - одно из важнейших условий правильного развития ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                 

Консультация на тему:

Дидактические игры в системе обучения детей

дошкольного возраста пространственным ориентировкам.

Формированию ориентировки в пространстве уделяли серьезное внимание многие психологи и педагоги. В работах Ж.Пиаже, Е.И. Тихеевой, В.Г. Ананьева, А.А. Люблинской, А.М. Леушиной, М.В. Вовчик-Блакитиной, Т.А. Мусейибовой и др. было установлено, что качество пространственной ориентировки в большей мере зависит от усвоения детьми пространственных представлений. Пространственные представления являют собой сложную структуру психики. Своевременное их формирование – одно из важнейших условий правильного развития ребенка. Отмечалась особая роль пространственных восприятий, представлений и умения ориентироваться в пространстве в развитии познавательной деятельности ребенка, в совершенствовании его сенсорных,  творческих способностей, дети в процессе овладения пространственными отношениями практически овладевают большим словарным фондом и грамматическими формами  языка. Понимание пространственных направлений, отношений и расстояний являются важными условиями при подготовке к обучению в школе.

Исследования Ф.С. Розейфельд, А.А. Прессман, ряда сотрудников А.В. Запорожца и других свидетельствуют о том, что благодаря игровой деятельности ребенок практически осваивает пространство и предметную деятельность, а вместе с тем значительно совершенствуется и сам механизм восприятия пространства. А так как ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность, то занятия, по сути, являются системой дидактических игр и упражнений, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр осуществляется личностное ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, детей между собой, их общение в парах и группах. Дети не замечают, что идет обучение - они перемещаются по группе, работают с игрушками, картинками.

 Именно игра делает процесс познания интересным и занимательным, а значит и успешным.

Это соответствует и Концепции дошкольного воспитания, в которой обучение дошкольников рассматривается в контексте игровой деятельности,  Федеральным государственным требованиям, вступившим в силу 23 ноября  2009 года.

Представленные материалы позволяют организовать целенаправленную работу по формированию пространственной ориентации у дошкольников.

В работе по развитию у детей ориентировки в пространстве (на основе формирующихся у них знаний о направлениях, расстояниях и пространственных отношениях между предметами) широко используются специальные дидактические игры и разнообразные игровые упражнения.

1 группа. Игры и упражнения на дифференцировку основных пространственных направлений в процессе активного передвижения в пространстве.

Это игры известные под названием: «Где шарик», «Где звенит колокольчик», «Дойди до флажка», «Найди флажок», «Куда пойдешь» и др. Игры, в которых содержатся элементы обучения детей правилам поведения пешеходов на улице: «Улица», «На улице» и др. также могут быть отнесены к этой группе.

2 группа. Игры и упражнения на ориентировку в пространстве с закрытыми глазами.

Например,  игра  «В жмурки» с многочисленными ее вариантами: «Накорми лошадку», «Стук- стук в барабан», «Найди свой значок» и др. Эти игры развивают у детей точность воспроизведения направления движения к источнику звука или направлению к ранее воспринятому предмету ориентиру, путь до которого предварительно был пройден ребенком с открытыми глазами (пробный ход).

3 группа. Дидактические игры и упражнения на распознание местоположения предметов в окружающем пространстве и пространственных отношений между ними.

Например, игры «Где шарик», «Что изменилось?» «Сделай так, как я», «Сделай так, как я скажу».

4 группа. Игры и упражнения на ориентировку в двухмерном пространстве, т.е. на плоскости, например, на листе бумаги.

К их числу можно отнести разнообразные игры типа лото или парных картинок, которые подбирают по признаку адекватности пространственного расположения изображенных на них объектов. Некоторые авторы (Нечаева В.Г., Галкина О.И., Сенкевич Н.А. и др.) отмечают целесообразность проведения с детьми старшего дошкольного возраста игровых по форме упражнений по выкладыванию счетных палочек: «Кто запомнит», «У кого что получится» и др.,  так называемых «Зрительных диктантов», а также

«Графических диктантов», в которых дети под диктовку воспитателя ведут линию на клеточной бумаге. Если ребенок точно выполняет задание воспитателя, у него должен получиться  определенный рисунок или узор, что и служит в итоге показателем выигрыша. В таких упражнениях совершенствуются не только пространственные ориентировки, но и активизируется употребление различных пространственных терминов.

5 группа. Игры словесные.

Они специально предназначены для активизации пространственной терминологии в речи самих детей. Так,  в игре «Наоборот» ребенок должен вспомнить и произнести слово, противоположное по смыслу тому, что назвал воспитатель. Например: впереди- сзади, над – под, высоко- низко, далеко- близко, вверху- внизу и т.п.Интересны упражнения, предложенные Блехер Ф.Н.[2] : придумывать предложения на слова, обозначающие пространственные признаки или отношения; дополнить предложение словом, обозначающим какой- то пространственный признак предмета или его положение к другому предмету. Например: воспитатель говорит: «Девочка разделась, положила свою одежду на стул, туфли поставила…? Ребенок дополняет: «… под стул» и т.д. Такие упражнения и игры Блехер Ф.Н. рекомендует проводить с детьми старшего дошкольного возраста.

Выделенные группы игр и упражнений на ориентировку в пространстве различны по целевым установкам и своим конкретным дидактическим задачам. Их содержание, характер, игровые действия и правила различны также по степени трудности.

Учитывая сложность, длительность и многосторонность процесса развивающейся у детей ориентировки в пространстве и его отражения, необходимо определить последовательное усложнение характера таких упражнений, а вместе с тем и место таких игр в системе всей работы.

Рассмотрим использование их в работе с детьми четырех - пяти лет. К этому времени у детей уже начинает складываться  логическое знание пространства, что является следствием всевозрастающей вербализации пространственного отражения. «Пространственная» терминология медленно, но неуклонно входит в словарь ребенка, начинает участвовать в актах пространственной ориентации.

Систематически совершенствуя опыт пространственной ориентации у детей в этом возрасте, мы непременно связываем его с развитием у дошкольников логического знания о пространстве в целом и о различных его компонентах (направлениях, расстояниях, пространственных отношениях и др.)

В это же время возникает необходимость целенаправленного формирования у детей опыта действенной ориентировки в пространстве по основным пространственным направлениям (вперед-назад, направо - налево). Постановка данной задачи вызвана тем, что  дифференцировка основных пространственных направлений в процессе ходьбы или бега – более сложная задача, чем определение их в статическом положении. По данным исследований К.А. Сонгайло [3], выполнение подобных заданий затрудняло многих учащихся даже 3-4 классов. Тем более очевидны эти затруднения у детей дошкольного возраста. Наблюдения показали, что , даже самые старшие дошкольники ошибались в определении поворотов «направо» и «налево» и др. При этом, многие из них уже четко различали свои руки (правая, левая) и могли указать направление движения из положения стоя. Таким образом, на лицо факт несоответствия между наличием у ребенка знаний об основных пространственных направлениях, умением дифференцировать их и действенной ориентировке в пространстве на основе имеющихся у него знаний.

Поэтому, постановка указанной выше задачи вполне обоснована. Более того она является можно сказать, важнейшей задачей в содержании всей работы по развитию ориентировки в пространстве у детей 4-5 лет

Выполнению этой задачи должно предшествовать:

- освоение ребенком «схемы собственного тела» (развитие ориентировки на себе);

- умение мысленно переносить «схему собственного тела» на другие объекты, выделяя при этом различные их стороны;

- знание словесной «системы отсчета» по направлениям, т.е. умение их различать, обозначать и указывать.

Вся эта работа может быть успешно проведена с детьми этого возраста.

В средней группе приступаем к выполнению новой программной задачи (формирование у детей опыта действенной ориентировки в пространстве по основным пространственным направлениям), продолжив начатую работу в старшей, а затем и в подготовительной группе.

Какова будет при этом логика постепенного усложнения данной работы, а в связи с этим возможности использования различных дидактических игр и упражнений в процессе его проведения?

Научив детей различать основные направления, называть и самостоятельно определять их, проводим ряд игр и (игровых по форме упражнений) на действенное различение пространственных направлений.

Для начала хорошо использовать с этой целью игру «Куда пойдешь, что найдешь».

Программное содержание.

Упражнять детей в действенном различении и обозначении словами основных пространственных направлений вперед-назад, направо и налево. Упражнять детей в использовании различных пространственных терминов для обозначения местоположения предмета в пространстве (в, над, на, за, под и пр.).

Организация и ход игры. В отсутствии детей воспитатель прячет игрушки в разных местах комнаты. Например: справа от предполагаемого местоположения по ходу игры – мишку; слева за шкафом – матрешку; впереди под ковром – корзиночку с грибами; сзади за картиной – флажок.

Варианты расположения игрушек, так же как и сами игрушки, могут быть различные. Перед началом игры  сообщала детям, что они будут отыскивать спрятанные в комнате игрушки. Вызвав одного из детей, воспитатель говорит ему:

        «Направо пойдешь – Мишку найдешь

Налево пойдешь – матрешку найдешь.

Вперед пойдешь – грибок найдешь,

Назад пойдешь – флажок найдешь. Куда же ты хочешь пойти?»

Ребенок выбирает какое-либо направление, называет его. При этом  воспитатель может поинтересоваться, помнит ли ребенок, какую игрушку он там может найти. Затем, предлагает определить названное направление и идти искать спрятанную там игрушку. Когда игрушка найдена, ребенок громко говорит, где он ее нашел. («Я пошел направо и нашел флажок за картиной») и т.п.

Игровое действие в данной игре – поиск, спрятанной игрушки.

Обучающее правило включает ряд элементов: выбрать и назвать направление, в котором ребенок пойдет искать игрушку; самостоятельно определить данное направление и идти в соответствии с ним; обозначить местоположение найденной игрушки.

В этой игре ребенку предлагается выбрать и самостоятельно определить лишь одно из названных  направлений (именно поэтому ее рекомендуется использовать в начале). Кроме того, ребенок имеет здесь возможность, не торопясь, выбрать «маршрут» и в спокойном темпе двигаться к цели. Постепенно можно усложнять условия выполнения задания. Если вначале ребенок выбирал направление движения только из двух предложенных ему направлений (впереди - сзади, слева - справа), то теперь из четырех. Постепенно можно увеличить и  количество игрушек, расположенных с каждой стороны, вызывать для одновременного выполнения таких заданий двух детей, что повышает темп игры и придает ей оттенок соревнования. Все это позволяет воспитателю многократно возвращаться к проведению данной игры в работе как с детьми 5-го года жизни, так и позднее, и эффект выигрыша («Кто быстрее найдет»).

Дальнейшее усложнение может выразиться в том, что ребенку в процессе активного передвижения в пространстве будет предложено определить сразу несколько пространственных направлений.

С этой целью хорошо использовать игры «Найди предмет» или «Найди флажок». Игровое действие здесь - тоже поиск, спрятанной игрушки. Строится игра по типу выполнения ребенком индивидуальных поручений. Воспитатель называет ряд ориентиров, в соответствии с которыми ребенок движется к цели, т.е. к месту, где спрятана игрушка. Вызванному ребенку предлагается, например, дойти до скамейки, повернуть направо, найти тропинку, дойти до поворота, повернуться налево и там искать спрятанную игрушку. Использование таких игр вполне возможно в работе с детьми пятилетнего возраста при соответствующей подготовленности детей.                

Включая в содержание инструкции названия как пространственных, так и предметных ориентиров (например, «иди направо, до скамейки, повернись налево лицом к забору» и т.п.), следует иметь в виду, что дети нередко ориентируются исключительно по предметным ориентирам (скамейка, забор, тропинки и т.п.). Уровень ориентировки тем самым снижается до чувственного отражения воспринимаемого пространства и размещенных в нем объектов. Вот почему название предметного ориентира должно или предшествовать или следовать после того, как ребенок уже определит заданное направление. Например: «Иди вперед (ребенок идет)… дойди до скамейки (ребенок подошел к скамейке)… повернись направо (повернулся)…дойди до березы» и т.д.

При такой подаче указаний ориентировка совершается на уровне как чувственного, так и логического его отражения. Последнее предполагает знание ребенком различных пространственных категорий, в том числе и пространственных направлений, как своеобразной «системы отсчета».

Проведение таких игр целесообразно ограничивать вначале небольшой площадью. Это может быть небольшая часть участка, групповой комнаты или зала. По мере же приобретения детьми опыта пространственной ориентировки площадь может быть увеличена до размеров всей групповой комнаты, зала или территории участка.

С целью развития у детей действенной ориентировки в окружающем пространстве на основе логического его отражения целесообразно использовать полуподвижные дидактические игры: «Правильно улицу пройдешь – в новый дом придешь, ошибешься - в старом останешься», «Правильно пройдешь – другой флажок возьмешь», «Передай пакет». Эти игры были разработаны  для упражнения детей в правилах поведения на улице, что предполагает четкую дифференцировку «правого» и «левого». Рекомендованы они и для детей среднего дошкольного возраста.

На основе четкой дифференцировки основных пространственных направлений предлагаются детям задания на ориентировку с закрытыми глазами. С этой целью проводятся игры: «Стук-стук в барабан», «Накорми лошадку», «Найди свой значок», «Яков, где ты?», «Жмурки с колокольчиком».

Ориентировка в таких играх совершается исключительно на основе чувственного отражения пространства. Ребенок ориентируется на основе восприятия различных непосредственных раздражителей (звуковых, предметных). От него не требуется знание основных пространственных направлений. Дальнейшее усложнение в этих играх состоит в том, что детям предлагается двигаться по направлению к предмету с закрытыми глазами, следуя при этом указаниям воспитателя: «Сделай два шага назад, три шага влево, два вправо, теперь иди вперед …ищи». Количество предлагаемых детям заданий ограничивается в начале двумя-тремя. При проведении таких игр часто изменяла результат, к достижению которого стремился каждый участник игры. Лошадку заменяла большой куклой или  мишкой, которым «жмурка» нес угощение, ребенку предлагалось взять со стула флажок или какую-либо игрушку. Отмеченные изменения позволяли многократно возвращаться к их проведению, что поддерживалось большим интересом детей к таким играм.         .        Для детей подготовительной группы в содержание таких игр могут быть включены упражнение на освоение и некоторых других правил поведения пешеходов на улице, например: как следует обходить трамвай, автобус или троллейбус, стоящие на остановке; как переходить дорогу, руководствуясь сигналами светофора и т.п. Надо заметить, что бытующие в практике игры типа «Улица», «На улице», «Правила уличного движения» нуждаются в существенных изменениях. Дело в том, что обилие объектов, увлеченность детей изображением различных видов транспорта и пр. часто отвлекают их внимание от главного – от правил поведения пешеходов на улице. Между тем важность решения именно этой задачи бесспорна, на что уже неоднократно указывалось в печати.

        Дальнейшее усложнение в работе выразилось в том, что детям предлагаются задания на ориентировку в пространстве с закрытыми глазами: «Стук-стук в барабан», «Накорми лошадку», «Найди свой значок», «Яков, где ты?», «Жмурки с колокольчиком».

        Организация и содержание игры «Стук-стук в барабан». На стол (придвинутый к стене) кладут барабан. Каждый из участников игры с условленного места подходит к барабану и выстукивает определенный ритм. В первый раз дети идут к барабану с открытыми глазами; затем им завязывают глаза.

В игре «Яков, где ты?» одному из детей завязывают глаза. Это «жмурка». Он ловит другого ребенка, время от времени спрашивая его: «Яков, где ты?» - «Я здесь», - отвечает тот и убегает. «Жмурка» по голосу определяет местонахождение ребенка и старается поймать его.

        Игра «Поймай звоночек». Напомним ее: на ленту или веревочку, расположенную выше роста детей, привязывают звоночек. Ребенку предлагают внимательно посмотреть на его расположение и затем с закрытыми глазами поймать звоночек и позвонить. Предварительно несколько раз кружат, что, несомненно, осложняет выполнение предложенного задания.

        Основное значение последних трех игр («Яков, где ты?», «Жмурки с колокольчиком» и «Поймай звоночек») – развивать у детей быстроту и четкость реакции на звуковой сигнал при ориентировке в пространстве. Точное воспроизведение направления движения (на основе пробного хода и впечатления о месте расположения предметного ориентира) – таково целевое назначение других приведенных нами игр на ориентировку в пространстве с закрытыми глазами. Наиболее сложной из них является игра «Найди свой значок», поскольку задача точного воспроизведения движения по направлению к цели дополняется еще различением геометрических форм путем осязания. Именно поэтому она может быть использована позднее других игр на ориентировку в пространстве с закрытыми глазами.

        Несмотря на всю сложность и специфику таких упражнений, ориентировка в таких играх совершается исключительно на основе чувственного отражения пространства. Ребенок ориентируется на основе восприятия различных непосредственных раздражителей (звуковых, предметных). От него не требуется знание основных пространственных направлений, необходимость вербального их различения в таких играх отсутствует.

        Между тем  ориентировка в пространстве в этом возрасте должна совершаться на основе не только чувственного, но и уже логического его отражения. Вот почему, уделив должное внимание проведению таких игр с закрытыми глазами в том варианте, как они приведены выше, необходимо видоизменить их в своей дальнейшей работе с детьми.

        Изменение последующих вариантов в играх «Стук-стук в барабан», «Накорми лошадку» и «Найди свой значок» состояло в том, что детям предлагалось двигаться по направлению к предмету с закрытыми глазами, следуя при этом указаниям воспитателя: «Сделай 2 шага назад, 3 шага влево, 2 вправо, теперь иди вперед…ищи» Количество предлагаемых детям заданий ограничивалось вначале двумя-тремя. При проведении таких игр мы часто изменяли результат, к достижению которого стремился каждый участник игры. Лошадку заменяли иногда большой куклой или мишкой, которым «жмурка» нес угощение; ребенку предлагалось взять со стула флажок, конфетку или какую-либо игрушку. Отмеченные изменения позволяли многократно возвращаться к их проведению, что поддерживалось большим интересом детей к таким играм. Тем самым основная дидактическая задача – ориентировка в пространстве с закрытыми глазами на основе четкой дифференцировки основных пространственных направлений – решалась в интересной для детей игровой форме.

        В дальнейшем различение основных пространственных направлений было дополнено новой задачей – определением местоположения объектов, т.е. заданиями на ориентировку в пространстве «от себя» и от других предметов. С этой целью могут быть использованы упражнения на определение ребенком пространственных соотношений в заданиях типа: «встань так, чтобы стул был впереди (сзади, справа или слева) тебя; встань позади или впереди другого ребенка» и т.п. Упражнения могут проводиться в игровой форме, например в форме игры «Угадай, что изменилось: Ира была впереди Оли, а теперь она стоит сзади; Коля стоял справа, а теперь он впереди меня» и т.п.

        Последующее усложнение может выразиться в изменении характера, темпа и условий выполнения детьми подобных заданий.

        Тем самым общая линия постепенного усложнения в работе по формированию у детей 4-5 лет действенного опыта ориентировки в пространстве (по основным  пространственным направлениям) выразилось в следующем:

  • определение сначала одного, а затем и более пространственных направлений в процессе передвижения;
  • определение пространственных направлений в связи с освоением некоторых правил поведения пешеходов на улице;
  • определение направлений в связи с ориентировкой в пространстве с закрытыми глазами;
  • определение направлений и пространственного расположения объектов сначала от себя, а затем от любых предметов;
  • определение направлений и пространственного расположения объектов в ситуации значительного возрастания темпа передвижения в пространстве.

 Опыт убеждает в целесообразности использования разнообразных дидактических игр в системе обучения детей пространственным ориентировкам.

Однако эффект в обучении возможен только при условии вдумчивого их использования; при условии определения роли и места каждой из них в системе всей работы. Системность же в ее проведении определяется логикой развивающихся у детей умений и знаний о пространстве в процессе целенаправленного их формирования.        

Список литературы:

  1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М., 1964.
  2. Блехер Ф.И. Дидактические игры и занимательные упражнения. М.,1948.
  3. Сонгайло К.А. Элементы географии на краеведческой основе. М., 1959.
  4. Ендовицкая Т.В. Роль слова в выполнении простых действий детьми дошкольного возраста.
  5. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.- М., Просвещение, 1989.
  6. Журналы «Дошкольное воспитание»

Венгер Л.А. Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей.

№ 2- 1988. стр. 13- 19.

№ 3- 1988. стр. 14- 20.

№ 4 -1988. стр. 29- 31.

№ 5 -1988. стр. 17- 24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры как средство обучения детей дошкольного возраста английскому языку (из опыта работы)

В материале представлен опыт работы руководителя кружка английского языка....

Методические рекомендации по теме: "Дидактические игры в системе обучения детей дошкольного возраста пространственным ориентировкам"

Методические рекомендациипо теме:  «Дидактические игры в системе обучения детей дошкольного возраста пространственным ориентировкам»               ...

"Дидактическая игра как средство обучения детей дошкольного возраста"

Дидактические игры можно широко использовать как средство  обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы ...

" Подвижные и дидактические игры в системе обучения детей дошкольного возраста пространственным ориентирам"

Подвижные и дидактические игры в системе обучения детей дошкольного возраста пространственным ориентирам....

Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраст а.

Дидактические игры-это вид учебных занятий, организуемых в виде обучающих игр, и реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой ...

План по самообразованию: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»...