Использование блоков Дьенеша в развитии познавательных способностей детей
консультация по математике (средняя группа) по теме

Васильева Наталия Викторовна

В материале даются рекомендации педагогам и родителям по использованию блоков Дьенеша для всестороннего развития дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование блоков Дьенеша в развитии познавательных способностей детей.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка- развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к обучению в школе.

Существует достаточно много методических материалов, помогающих в решении этой задачи- все они хорошо нам известны. Но есть среди них уникальные по своим возможностям. Это блоки Дьенеша. К сожалению мы еще мало используем этот материал, из-за недооценки его развивающих возможностей и малого количества соответствующей литературы.

Важным преимуществом блоков является его ориентация на индивидуальный подход к ребенку. Также они дают возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения. Набор логические блоки состоит из 48 объемных фигур геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, величине и толщине. Таким образом каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. В наборе нет одинаковых по свойствам фигур. В процессе работы с блоками дети овладевают умениями анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования- декодирования, а также логическими операциями «не», «и», «или». У детей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью блоков тренируют внимание, память, восприятие.

На первых этапах знакомства с блоками мы учим детей выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, размер, форму или толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих признаков. Можно использовать игровые моменты: угостим мишку желтыми конфетами, а зайку- синими, соберем в одну корзинку круглые шишки, а в другую- треугольные. Т.к. дети в процессе выполнения задания обсуждают его и общаются друг с другом и воспитателем,- нам удается решать и такую важную задачу, как речевое развитие. Дети должны не только правильно выполнить задание, но и доказать, почему именно так, а не иначе нужно сделать. Затем дети овладевают умениями оперировать двумя, тремя и четырьмя свойствами. При этом в одном и том же упражнении можно менять степень сложности задания с учетом возможности детей. Например детям нужно построить дорожку для Красной Шапочки, чтобы она не повстречалась с волком. Один ребенок пусть строит оперируя одним свойством: рядом не должно быть блоков одинаковой формы, другой- двумя свойствами:  нет одинаковых по форме и цвету, третий- одновременно тремя: чтобы рядом не было блоков одинаковых по цвету, размеру и форме.

Поскольку логические блоки представляют собой геометрические фигуры- они могут широко использоваться при ознакомлении детей с формами предметов и геом. Фигурами при решении многих развивающих задач. В дополнение к блокам необходимо использовать карточки, на которых условно обозначены свойства блоков. Так же в наличии д.б. карточки с отрицанием свойств: не большой, не красный, не квадратный, не толстый и т.д. Использование карточек позволяет развивать у детей способности к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения предметно- игровых действий. Подбирая карточки с изображенными свойствами,дети учаться замещать и кодировать, а в процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточке, овладевают умением декодировать информацию. Таким образом мы развиваем познавательные процессы ребенка. Когда дети выкладывают карточки, рассказывающие о свойствах блока, они создают модель. Карточки- свойства помогают детям перейти от наглядно- образного к наглядно- схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств к словесно- логическому мышлению.

Важно помнить. Что мыслительные умения, как и все другие, вырабатываются в процессе многократных упражнений, но для того, чтобы ребенок не потерял интерес к мыслительным заданиям, необходимо менять игровую мотивацию, персонажей. Так, незаметно для ребенка, он будет проделывать одну и ту же операцию несколько раз.

Игры и упражнения с блоками можно использовать как на занятиях, так и в свободное время, они представляют широкое поле для творческого и интеллектуального развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая программа самообразования по теме « Использование Блоков Дьенеша в развитии сенсорных способностей у дошкольников»

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны ...

Использование блоков Дьенеша в развитии математических способностей дошкольников

Консультация на тему: "Использование блоков Дьенеша в развитии математических способностей дошкольников"...

Мастер-класс для педагогов по теме «Занимательные блоки Дьенеша в развитии сенсорных способностей детей раннего возраста»

Повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера.Задачи мастер-класса:1. Донести...

Методическая разработка «Использование блоков Дьенеша для развития познавательных способностей у дошкольников 4 -5 лет»

В процессе обучения и воспитания детей в детском саду стоит задача всестороннего развития ребенка. Одна из важнейших задач воспитания ребёнка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений...

Опыт работы по теме: " Использование блоков Дьенеша для развития познавательного интереса у детей младшего возраста".

Блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал, который позволяет успешно реализовывать задачи познавательного развития детей....

«Использование блоков Дьенеша для развития познавательных способностей у дошкольников 4 -5 лет»

В процессе обучения и воспитания детей в детском саду стоит задача всестороннего развития ребенка. Одна из важнейших задач воспитания ребёнка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений...