Ознакомление детей дошкольного возраста с жанрами изобразительного искусства
план-конспект занятия по математике (младшая группа) на тему

Алексеева Светлана Вадимовна

1.Общие сведения о жанрах изобразительного искусства

 

2.Значение изобразительного искусства в развитии детей

 

3.Методика ознакомления детей дошкольного возраста с жанрами изобразительным искусством.

 

4.Дидактические игры и литературные произ-ведения для ознакомления дошкольников с жанрами изобразительного искусства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -ДЕТСКИЙ САД С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ

 

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ЖАНРАМИ

 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО

ИСКУССТВА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2013

СОДЕРЖАНИЕ:

1.Общие сведения о жанрах изобразительного искусства

2.Значение изобразительного искусства в развитии детей

3.Методика ознакомления детей дошкольного возраста с жанрами изобразительным искусством.

4.Дидактические игры и литературные произ-ведения для ознакомления дошкольников с жанрами изобразительного искусства.

1.Общие сведения о жанрах

 изобразительного искусства

Жанр - это исторически устойчивая форма образно-композиционной организации художественного произведения, возникающая и развивающаяся в зависимости от многообразия отражаемой в искусстве действительности и тех задач, которые ставит художник. Деление на жанры существует во всех видах искусства, но в разных искусствах имеет разные основания.

В изобразительных искусствах оно ярче всего проявляется в живописи.

Жанры могут различаться по:

Предмету изображения

-ПРИРОДЫ-ПЕЙЗАЖ

сельский

городской

индустриальный

-ВЕЩЕЙ-НАТЮРМОРТ

цветочный

со снедью

с бытовыми вещами

-ЧЕЛОВЕКА-ПОРТРЕТ

парадный

интимный

групповой

Событий жизни (сюжетно-тематическая картина)

-ИСТОРИЧЕСКИЙ

-БАТАЛЬНЫЙ

-БЫТОВОЙ

-АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ

-ИНТЕРЬЕР

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 ЖАНРОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Пейзаж- (жанр изобразительного искусства также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.

Современные представления о пейзаже сформировались на протяжении столетий с развитием художественных приемов для его изображения. В пейзажном произведении особое значение придаётся построению перспективы и композиции вида, передаче состояния атмосферы, воздушной и световой среды, их изменчивости.

Пейзаж -сравнительно молодой жанр живописи. Веками образы природы рисовались лишь как изображение среды обитания персонажей, в качестве декораций для икон, впоследствии для сцен жанровых сюжетов и портретов.

Пейзаж обычно изображает открытое пространство В нём, как правило, представлено изображение водной и/или земной поверхности. В зависимости от направления - растительность, здания, техника, метеорологические (облака, дождь) и астрономические (звёзды, солнце, луна) образования.

Иногда художник использует также фигуративные включения (люди, животные), преимущественно в виде относительно мимолётных сюжетных ситуаций. В пейзажной композиции им, однако, отводится однозначно второстепенное значение.

В зависимости от типа изображённого мотива можно выделить сельский, городской (в том числе архитектурный — ииндустриальный) пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии— морской пейзаж. При этом пейзажи могут быть как камерными, так и панорам-ными. Кроме того, пейзаж может носить эпический, исторический, героический, лирический, романтический, фантастический и даже абстрактный характер.

Натюрморт -изображение неодушевлённых предметов в изобразитель-ном искусстве.

Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа Также в XVI веке была распространена традиция создания портретов с изображением черепа. Ранние натюрморты часто выполняли утилитарную функцию, например, в качестве украшения створок шкафа или для маскировки стенной ниши. Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандскиххудожников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию— либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти, либо — в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения Это значение передаётся посредством использования предметов — в большинстве случаев знакомых и встречающихся в каждодневной жизни, которые наделяются дополнительным символическим значением.

Портрет- изображение  какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности.  

В изобразительном искусстве портрет- это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека .Портрет— это повторение в пластических формах, линиях и красках живого лица, и одновременно при этом его идейно-художественная интерпретация.

2.ЗНАЧЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

Воспитание дошкольника, формирование его личности невозможны без решения вопросов эстетического воспитания.

Задачи по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством начиная с младшего возраста определены в созданных концепциях дошкольного воспитания. В каждой возрастной группе детей знакомят с содержанием произведения, выразительными средствами; с помощью искусства формируют нравственно - эстетические чувства, качества личности. Возможно, ли знакомить детей с искусством? Какие психологические особенности ребенка - дошкольника используют взрослые, включая изобразительное искусство в педагогический процесс как средство воспитания? Ответы на эти вопросы мы находим в научных работах педагогов и психологов прошлого и современности, отмечающих высокую эмоциональность и отзывчивость ребенка, мыслительную активность позиции окружающего мира, образность мышления.

Что же приобретают наши дети от общения с изобразительным искусством, что меняется от этого в их личности? Прежде всего радость узнавания окружающего мира, одновременно знакомого и незнакомого. Воспринимая произведения искусства, ребенок становится пытливым, наблюдательным, эмоционально отзывчивым. Искусство создает радость общения с товарищами, формирует умение сопереживать.

Произведения художников учат ребят фантазировать. Дети начинают «видеть» и «слышать» в произведении что - то свое, у них возникает желание самим создать красивое. Так зарождается творчество.

Изобразительное искусство через зримые красочные образы помогают ребенку познавать истину, добро, красоту. От поколения к поколению оно прославляет эти прекрасные качества души человека.

Постоянное общение с изобразительным искусством учит ребенка ориентироваться в духовных ценностях общества, он приобретает самостоятельность эстетических суждений.

Воспринимая произведение художника, эмоционально откликаясь на него и размышляя о нем, ребенок совершает умственные и духовные усилия над собой, он как бы преобразует себя, а включение воображения, фантазии в процесс восприятия картины говорят о творческом труде дошкольника.

Искусство побуждает детей к собственной художественной деятельности (изобразительной и словесной), где реализуется его творческий замысел, речевые и изобразительные усилия.

В условиях вариативного обучения по различным программам важно отметить общность поставленных целей изучения изобразительного искусства. Оно призвано обеспечить:

- приобщение дошкольников к миру пластических искусств как неотъемлемой части духовной (эмоционально - ценностной) и материальной культуры общества;

- формирование художественно - образного мышления как основы развития творческой личности, ее эстетических вкусов и потребностей, морально - этического облика;

- развитие творческих способностей; расширение диапазона чувств, воображения, фантазии, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры;

- обучение основам изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах изобразительной деятельности;

- систематическое развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, умения воплощать в художественных образах творческие задачи (изобразительных, декоративных, дизайнерских);

- приобщение к наследию отечественного и мирового искусства;

- восприятие активного эстетического отношения к действительности, искусству, явлениям художественной культуры, народным художественным традициям.

Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно цельной, гармонически развитой и творчески активной личности, а также у ребенка будет развиваться восприятие.

Развитие художественного восприятия

Восприятием называется отражение предметов и явлений действительности в момент их воздействия на наши органы чувств.

Мы видим находящийся за окном пейзаж, слышим музыку и человеческую речь, улавливаем запах цветущей сирени - все это разные виды восприятия. В зависимости от того, какие органы чувств принимают преимущественное участие в восприятии, различаются зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое восприятие.

В ходе восприятия мы получаем сведения о внешних свойствах предметов и явлений - их форме, величине, цвете, фактуре, запахе, вкусе, звучании - и по этим свойствам узнаем сами предметы и явления.

Мы способны воспринимать свойства предметов благодаря тому, что разные виды внешних воздействий вызывают в наших органах чувств процессы нервного возбуждения, которые и передают сведения об этих воздействиях в головной мозг. Каждому виду внешних воздействий соответствует определенный орган чувств и определенный вид чувствительности.

Кроме чувствительности к воздействиям, идущим из внешнего мира, у нас существует и чувствительность, улавливающая то, что происходит с нашим собственным телом: движение его частей, перемещение и изменение положения тела в пространстве, нарушение в работе внутренних органов.

Видов чувствительности и соответствующих им органов чувств гораздо больше, чем видов восприятия, и в большинстве видов восприятия одновременно участвует несколько видов чувствительности. В зрительном восприятии участвует не только световая чувствительность, но и двигательная, регистрирующая движения глаз; осязательное восприятие включает кожную и двигательную чувствительность, регистрирующие движения руки при ощупывании предмета.

Когда мы смотрим на картину, изображающую, например, городской или природный пейзаж, нам кажется, что картина - точное изображение действительности. Но оказывается, что картину нужно уметь «расшифровать», чтобы увидеть то, что на ней изображено. Ведь линии, ограничивающие предметы, на ней сходятся к горизонту, удаленные предметы изображены маленькими, а форма предметов, повернутых по отношению к плоскости картины, изменена. Другими словами, на картине все изображено примерно так, как мы видели бы пейзаж, если бы не было константности восприятия.

«Перевод» изображение картину действительности непростое дело. Оно доступно только людям, усвоившим современную изобразительную культуру. Это доказывается тем, что представители отсталых в культурном отношение народов, которым показывали объемные перспективы изображения, не могли их «прочесть» и понять.

Бесконечное разнообразие природных форм всегда служит источником вдохновения и творческих идей художника.

Нас поражает разнообразие форм окружающего мира: величественные очертания гор, громады многоэтажных зданий, обтекаемые формы самолетов и автомобилей, изящные очертания цветов бабочек, птиц, пластика человеческого тела и др.

Мы стремимся отыскать сходство форм в окружающем мире. Облако пятно краски, случайные линии или геометрические фигуры, произвольно собранные вместе, -все это может быть соотнесено с каким - нибудь образом, рожденным нашим воображением на основе запечатленных в памяти предметов. Любая форма вызывает ассоциации со сходными формами, наше сознание будет устанавливать с ними определенные соотношения и связи.

Выразительность формы очень важна при ее восприятии в повседневной жизни, но еще в большей мере она важна художнику. Для него выразительные, то есть экспрессивные, свойства являются средством общения. Они привлекают его внимание и определяют формы создаваемых им моделей.

Благодаря удивительной способности человеческого восприятия мы можем остановить мгновение, запечатлев в рисунке изменчивые формы предметов. Оказывается, в течение нашей жизни накапливаются представления о разнообразных формах, и порой глазу достаточно лишь намека. Точки, пятна или неясного силуэта, чтобы узнать в них знакомые предметы.

3.Методика ознакомления детей дошкольного возраста с  изобразительным искусством.

Предварительная работа включает задания и игровые упражнения по обогащению и активизации словаря, развитию выразительности речи, формированию монологической речи, чтение художественных произведений, сюжет которых был бы созвучен теме картины.

Читая литературное произведение, педагог интонационно выделяет те места, которые отражены художником в содержании картины. После чтения проводится краткая беседа о том, как дети понимают прочитанное. Такие методы помогают дошкольнику легче понять содержание картины, пополнить словарь.

Рассматривание репродукций картин на занятиях  требует от ребёнка умения быстро найти нужное и точное слово, подобрать эпитеты, синонимы, образные выражения. Активизируют словарь в предварительной работе словесные игры и упражнения.

а) для подбора образных сравнений полезны упражнения: «С чем можно сравнить лес, луг, снег?», «Кто сравнит более красиво?»

б) для активизации слов, выражающих настроение в картине, используют словесные упражнения: «Узнай, о ком или о чём я рассказываю?», «Соотнеси слово и настроение картины», «Кто больше назовёт слов, передающих настроение в иллюстрации?».

в) для того чтобы дети могли адекватно воспринимать состояние людей, изображённых на картине, необходимо учить понимать язык жестов, мимики, движений. Этому способствует чтение художественной литературы, показ кукольного театра, драматизация сказок.

г) для более адекватного понимания художественного образа и развития у дошкольников умения сопереживать изображённым на картине людям, определения настроения героев уместны интонационные упражнения; развиваются умения выразить настроение словами, жестами, интонацией, обостряют чувства и эмоции детей.

д) детей учат понимать язык жестов, используя мимические упражнения: «окажи мимикой, жестами, о чём ты задумался», «Расскажи без слов, о чём бы ты написал картину».

е) для развития выразительности речи проводятся упражнения, подготавливающие ребёнка к восприятию произведения: «Скажи фразу: «Какая красивая картина. Какой грустный пейзаж» Как бы эту фразу произнёс добрый человек, как бы это сделал злой и т.д.?».

ж) приобщая дошкольников к изобразительному искусству, необходимо учить их пользоваться специальным словарём. Это требует от воспитателя искусствоведческих знаний и умений оперировать терминами, характерными только для данного вида искусства.

Перед тем как познакомить детей с произведением, воспитатель изучает его, (не просто осматривает), определяет, о чём картина, устанавливает связь между содержанием и средствами выразительности, цветом и композицией, построением и настроением произведения, решает, что в картине звучит наиболее ярко. После детального изучения отбирает слова, необходимые для рассказывания.

Восприятие произведений живописи требует от дошкольников не только пользоваться определённым изобразительным словарём, интонационно произносить фразы, но и логично, связно высказывать свои впечатления о картине.

Основным приёмом в развитии монологической речи является рассказ, используемый в различных ситуациях.
Одним из важных педагогических условий подготовки детей к восприятию произведений живописи является создание в группе спокойной, доброжелательной, эмоционально-положительной атмосферы.

  1. Методы и приёмы ознакомлении при детей с живописью

Пояснение – широко применяется при первых беседах для уточнения представлений детей о портрете
Сравнение – повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализ, синтез, умозаключение.
Акцентирование деталей – усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым, развивает речь. Суть данного приёма заключена в том, что восприятия  картины закрывается всё изображение листом бумаги, открытыми остаются только  необходимые для обсуждения или рассматривания части.

Метод вызывания адекватных эмоций. Суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определённые чувства, эмоции, настроение. Предлагается вспомнить сходную ситуацию, в каких случаях у детей было такое же настроение.
Тактильно-чувственный метод. Данный метод заключается в том. что в процессе восприятия воспитатель прикасается к ребёнку руками (поглаживает, ласкает, удерживает и так далее). Цель данного метода – вызвать чувства детей, пережить адекватное состояние изображённого образа. Он действует на эмоциональное состояние детей, вызывает ответные реакции, особенно у застенчивых, но при условии, если между детьми и воспитателем есть взаимная искренность.
Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов.
Приём «вхождении» в картину – детям предлагается представить себя на месте изображённого человека. Это учит переживать, будит детское воображение.
Метод музыкального сопровождения – звучит музыка, настроение которой созвучно настроению картины, то есть происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализаторы. Музыка может предварять восприятие портрета. тогда воспитатель спрашивает, догадались ли дети, кто изображён на портрете, который мы посмотрим сегодня. Музыка может быт фоном для рассказа воспитателя.
Игровые приёмы.

Этапы ознакомления дошкольников с живописью

Первый этап – искусствоведческий рассказ педагога

Структура искусствоведческого рассказа:

  • сообщение названия картины
  • сообщение фамилии художника
  • о чём написана картина
  • что самое главное в картине (выделить композиционный центр)
  • как оно изображено (цвет, построение, расположение)
  • что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали
  • что красивого показал своим произведение художник
  • о чём думается, что вспоминается

Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут адекватно отвечать на поставленные после рассказа вопросы по содержанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чём картина.

Искусствоведческий рассказ можно дать после того, как дети самостоятельно рассмотрят произведение. Затем воспитатель задаёт им вопросы с целью закрепления понимания содержания картины. Вопросы должны быть подробными и конкретными, направленные на перечисление увиденного в картине, на детальное рассматривание её, с учётом принципа нарастания сложности.

Например:

– Что изображено на картине?
– Где расположены изображённые на картине предметы, люди?
– Как вы думаете, что самое главное в картине?.
– Как это изобразил художник?
– Что в картине самое яркое?
– Что этим хотел сказать художник?
– Какое настроение передал художник?
– Как вы догадались. что именно такое настроение отражено?
– Как это удалось сделать художнику?
– О чём думается или вспоминается, когда вы смотрите на эту картину?

Картины художников должны вызывать у детей определённые чувства. Поэтому необходимо использовать приём «вхождения в картину, воссоздание предшествующих и последующих содержанию картины событий»

Чтобы сформировать у детей эмоционально-личностное отношение к картине, которое характеризовалось бы развёрнутостью. эмоциональными ассоциациями необходимо использовать рассказ-образец личностного отношения педагога к картине.

Структура рассказа-образца:

  • название картины
  • кто написал
  • о чём произведение
  • какими красками написано
  • какое в нём передано настроение
  • что особенно понравилось
  • какие возникли чувства, мысли, когда смотришь на эту картину.

После неоднократного применения педагогом рассказа-образца личностного отношения к картине речь детей значительно обогатиться.

Второй этап

Задачи:

  • развивать умение самостоятельно анализировать содержание картины,
  • выделять выразительные средства,
  • формировать умения «читать» картины,
  • мотивировать эмоционально – личностное отношение к произведению

Исключается искусствоведческий рассказ педагога. Рассматривание картин начинается с постановкивопросов более обобщенного характера.

Например:

  • О чём картина?
  • Почему думаете так, расскажите?
  • Как бы вы назвали картину?
  • Почему именно так?
  • Что красивого и удивительного передал художник в образах людей, пейзаже, предметах?
  • Как он изобразил это в картине?
  • Какое настроение вызывает картина?
  • Отчего возникает такое настроение?
  • Что хотел сказать художник своей картиной?

Данные вопросы направлены не на перечисление изображения, а на установление и объяснение связи между содержанием и средствами выразительности. Они способствуют развитию умения рассуждать, доказывать, анализировать, делать выводы.

Иногда необходимо использовать приём точных установок, который учит логично рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа.

Например: «Прежде чем ответить на вопрос, о чём картина, внимательно посмотри, что на ней изображено, что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос, о чём картина».

Приём композиционных вариантов педагог словесно или наглядно показывает, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции в картине.

Например:

а) «Что изменилось на картине между людьми . предметами?» (педагог закрывает часть картины листом)

б) «О чём бы рассказала картина, если бы художник расположил людей не по кругу, а отдельными группами?»

в) «Объясни, почему художник изобразил образ человека или предмета именно такой величины?»
Чтобы цвет в живописи стал «говорящим» применяется
приём колористических вариантов –изменение колорита картины путём словесного описания или наложения цветной плёнки на цвет художника.

Например:
– Что изменилось бы в настроении изображённых людей, если  бы художник написал картину в холодных тонах?

На втором этапе вместо рассказа – образца из личностного отношения педагога используются расчленённые вопросы, активизирующие мыслительную активность ребёнка.
Длительное применение рассказа – образца может привести к пассивному восприятию произведения

Структура постановки вопросов:

  • Что понравилось на картине?
  • Почему она понравилась?
  • Чем она понравилась?

Третий этап

Задачи:

  • Формирование  творческого восприятия картины.
  • Сравнение изображенного с личным опытом
  • Развитие разнообразных ассоциаций, эмоций, чувств

Приём сравнения вводится в процесс восприятия живописи постепенно. Вначале даются для сравнения две картины разных художников, одного жанра, но с контрастным настроением, а затем картины одного художника. но разного колористического решения.
Репродукции картин вначале сравнивают по контрасту – настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак.

Приём мысленного создания картины по названию, данному художником.

В начале дети затрудняются последовательно и развёрнуто излагать свои мысли. Поэтому на первых порах воспитатель использует точные установки.
– Расскажи, о чём будет картина, что в ней ты выделишь главное?
– Что будет написано вокруг главного, какими красками. на каком фоне?
– Что будет особенно красивым?
– Почему ты задумал в своей картине выделить именно это как самое красивое?

Игровые элементы, стимулирующие желание ребёнка рассказать о понравившейся картине: «Кто расскажет лучше, интереснее?»
Необходимо обучать детей задавать вопросы, что свидетельствует о формирующихся у них определённой направленности взглядов, интереса к социальной жизни людей.

  1. Требования к отбору картин

 Практика показывает: от отбора произведений зависит успех художественного воспитания детей.
Отбирая произведения для рассматривания с дошкольниками, необходимо чётко представлять, о чём картина, какую основную мысль выразил художник, для чего создано данное произведение, как передал содержание.

  • актуальность выраженного в жанровой живописи социального явления
  • произведения, посвящённые знаменитым событием и сезонным изменениям в природе
  • единство в восприятии содержания (что изображено) и средств выразительности (как выражено содержание)
  • колористическое решение (цветовой контраст)
  • композиционное решение
  • концентричности (возврат к ранее воспринятым картинам) – позволяет постепенно углублять понимание дошкольниками художественных произведений
  • индивидуальное творческое видение реальной действительности в сходных темах произведений
  • эмоциональность произведения – чем эмоциональнее, ярче произведение, тем сильнее оно действует на чувства и сознание.
  1. Программные задачи по ознакомлению  детей с живописью

Программные задачи по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством на протяжении всего пребывания ребёнка в детском саду можно разделить на четыре группы:

Первая группа – содержательная, ставящая целью обучения детей умению понимать, что изображено на картине, о чём рассказал художник в своём произведении, что хотел выразить.

Вторая группа изобразительно-выразительная. Педагог учит детей воспринимать и оценивать художественные средства, используемые живописцем (как он изобразил действующих лиц, выразил замысел, раскрыл содержание произведения).

Третья группа – эмоционально-личностная. В неё входят задачи, решая которые воспитатель формирует у детей умение давать эстетическую оценку произведению. В этом ему могут помочь такие вопросы: «Каково отношение самого художника к замыслу?», «Что вам понравилось в картине?», «Какое она вызвала настроение?».

Четвёртая группа – воспитательная. Задача направлена на то, чтобы педагог мог наметить, какие нравственно – эстетические качества, познавательные интересы формировать, какие чувства воспитывать в процессе обучения детей восприятию искусства.

4.Дидактические игры и для ознакомления дошкольников с жанрами изобразительного искусства.

Ознакомление с пейзажной живописью

1. «Из чего состоит пейзаж»

Цель: Закрепить знания о жанре пейзаж, его отличительных и составных особенностях т частях. Отобрать те картинки, на которых изображены элементы, присущие жанру пейзажа, обосновать свой выбор.

Материал: картинки с изображением элементов живой и неживой природы, предметные. Можно использовать открытки.

2. «Собери пейзаж»

Цель: Закрепит знания о составных элементах пейзажа, о признаках времён года.

По собственному замыслу составить композицию по заданному сюжету.(осенний, летний, и т.д.)

Материал: цветные изображения деревьев, цветов, гор, трав и т.д., отражающие сезонные изменения в природе.

3. «Жанр живописи»

Цель: Закрепить знания о изображении пейзажа, его признаках. Найти его среди других жанров и обосновать свой выбор, составить описательный рассказ, характеризующий выбранный пейзаж.

Материал: репродукции картин по разным жанрам (портрет, натюрморт, пейзаж)

5. «Части суток»

Цель: Определить к какой части суток (утро, день, вечер, ночь) относится предложенные пейзажи. Обосновать свой выбор коротким описательным рассказом. Выбрать цветную карточку. с которой ассоциируется та или иная часть суток.

Материал: репродукции с пейзажами, которые ярко выражают, част с уток.; цветные карточки (розовые, жёлтые, голубые, сиреневы оттенки).

Утро

Весенний лес хранит в секрете,

Что он увидел на рассвете,

Как ландыш держит на весу

В стеклянных чашечках росу

День

День работал целый день

Переделал много дел;

И жалел под вечер,

Что заняться нечему

Вечер

Постукивает поезд вдалеке,

Плеснула рыба в розовой реке,

Присело солнце за притихший лес.

День погрустил немного и исчез

Ночь

Звёзд полно – и в небе, и в воде.

На земле – ни огонька нигде.

Звери и букашки спать легли.

Тишина от неба до земли

4. «Времена года»

Цель: Закрепит знания детей о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей тому или иному времени года. Выбрать цветные карточки, присущие осени, лету, весне, зиме.  Закрепит знания о классификации цвета: тёплые и холодные, лёгкие и тяжёлые.

Материал: разнообразные карточки со всевозможными оттенками тёплых и холодных цветов

Используйте в игре художественные тексты о временах года

ЗИМА

Четверо художников,

Столько же картин.

Белой краской выкрасил

Все подряд один.

Лес и поле белые,

Белые луга.

У осин заснеженных

Ветки, как рога….

ВЕСНА

У второго – синее

Небо и ручьи.

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

На снегу прозрачные

Льдинки – кружева.

Первые проталинки,

Первая трава.

ЛЕТО

На картине третьего

Красок и не счесть:

Жёлтая, зелёная,

Голубая есть…

Лес и поле в зелени,

Синяя река,

Белые, пушистые

В небе облака.

ОСЕНЬ

А четвёртый золотом

Расписал сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды…

Всюду бусы – ягоды

Зреют по лесам.

Кто же те художники?

Догадайся сам!

6. «Перспектива»

Цель: Закрепить знания о перспективе, линии горизонта, удалённости и приближении предметов, переднем и заднем плане картины.

Материал: картинная плоскость с изображением неба и земли и чёткой линий горизонта; силуэты деревьев, домов, облаков, гор разной величины (маленькие, средние. большие)

7. «Картина»

Цель: Учить общении., выбору партнёра по симпатии.

 Каждый задумывает персонажа для картины. Педагог сообщает: «Я солнышко, хочу взять в картину тебя. Скажи , кто ты?» Они берутся за руки и второй ребёнок приглашает другого, так до тех пор, пока все дети не войдут в картину.

8. «Найди ошибку»

Педагог в искусствоведческом рассказе описывает содержание произведения и средств выразительности, использованные художником, какое настроение хотел передать в своём произведении художник, но при этом допускает ошибку в описании картины. Перед началом игры даётся установка смотреть и слушать внимательно, т.к. в рассказе будет допущена ошибка. Выигравшим считается тот, кто установил большее число ошибок и верно их исправил.

Примерный искусствоведческий рассказ по картине И.И.Левитана «Летний вечер. Околица»

Перед вами фоторепродукция картины Исаака Ильича Левитана «Лето» (ошибка в названии). Она рассказывает о летнем вечере на окраине русской деревушки (нет описания изображённых объектов на картине). В центре картины лес в лучах солнца (ошибочное описание композиционного центра). Весь передний план картины уходит в тень, преображая краски леса (отсутствует описание леса).

9.«ПОДБЕРИ КРАСКИ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗОВАЛ ХУДОЖНИК В СВОЕЙ КАРТИНЕ»

Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы.

Материал: картинки с изображением пейзажа, цветные полоски.

Описание игры: каждый играющий получает картинку с изображением пейзажа. Прикладывая цветные полоски к изображению, ребёнок отбирает те цвета, которые есть в его картинке.

  1. 10«ПОДЗОРНАЯ ТРУБА»

Цель: учить дошкольников выделять объекты, изображённые на картине.

Материал: репродукция картины, альбомный лист.

Описание игры: детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы. Дети должны навести глазок подзорной трубы на один объект, назвать и описать его.

  1. 11.«ДА – НЕТ»

Цель: учить детей пространственной ориентировке, активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки.

Материал: репродукция картины.

Описание игры: ведущий загадывает объект на картине, дети с помощью вопросов устанавливают его местонахождение. Найденный объект «оживает» и находит себе место на сцене (трёхмерное пространство) .

Задача ребёнка: описать местоположение объекта на картине, а затем на сцене.

  1. 12.«ЧТО БЫЛО, ЧТО БУДЕТ? »

Цель: учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ об этом.

Материал: репродукция картины.

Описание игры: ведущий выбирает объект, предлагает играющим прокатиться на Машине Времени и рассказать о том, что было с ним в прошлом и что, возможно, будет в будущем.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НАТЮРМОРТОМ

1. «Из чего состоит натюрморт»

Цель: Закрепить знания о жанре натюрморта, особенностях изображения, составных элементах. Закрепит знания детей о предметном мире, его назначении и классификации.

   Отбирать те карточки, на которых изображены элементы,  присущие только жанру натюрморта.

Материал: разнообразные картинки с изображением предметов. цветов, ягод и т.д.  

2. «Составь натюрморт»

1вариант

Цель: Закрепит знания о жанре натюрморта, научить составлять композицию по собственному замыслу, по единому сюжету.

(праздничный, с фруктами и цветами, с посудой и овощами и.т.д.)

Материал: силуэты (выполненные из цветной бумаги и картона) цветов, посуды, овощей, фруктов, ягод грибов)

2вариантЦель: Научить составлять композицию для натюрморта з реальных предметов (посуда, ткани, цветы, и т.д.)

3. «Жанр натюрморт»

Цель: Закрепит знания об особенностях изображения натюрморта, его признаках.

  Найти его среди других жанров и обосновать свой выбор, составить описательный рассказ, характеризующий выбранный натюрморт.

 Материал: репродукции картин по разным жанрам.

4. «Симметричные предметы»

Цель: Дать понятие «симметричности предметов». Учить находить одинаковые части предметов, составлять их. Привести наглядные примеры симметричности и асимметрии, сложив неправильно части предметов.

Материал: картонные силуэты различных симметричных предметов,

разрезанные пополам.

5. «Мозаика – натюрморт»

Цель: Собрать натюрморт из разрезанных частей.

6. «Натюрморт»

Цель: Стимулировать познавательную активность детей, их волевые усилия и целенаправленное внимание.

Детям показывают натюрморт, предлагаем внимательно рассмотреть его и после слов «Раз. два, три – говори!» – назвать красный или жёлтый фрукт и дотронуться до него волшебной палочкой.

7. «Говорящие предметы»

Цель: Освоение детьми навыков общения.

Детям показывается репродукция натюрморта, на котором много предметов: ваза, цветы,  и т.д.

Далее предлагается выбрать понравившегося героя со словами: «Кто будет вазой?» и т.д. Когда все роли разобраны, педагог говорит: «Хозяева ушли из дома, а предметы ожили и стали говорить между собой»

8. «Дострой изображение»

Цель: развитие воображение у детей

Детям раздаются альбомные листы, с наклеенными на них кусочками репродукций картин в окошках. Дети достраивают изображения, дорисовывают его.

  1. 9«ИЗМЕНИ И ПОСМОТРИ»

Цель: показать детям, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения колорита (цветового сочетания) в картине.

Материал: репродукция картины (натюрморт) .

Описание игры: При рассматривании натюрморта воспитатель изменяет цветовое сочетание предметов путём наложения цветовых пластин идентичной с ними формой. Дети отмечают наиболее красивое сочетание цвета и объясняют, какие чувства возникают от различного сочетания красок в натюрморте.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПОРТРЕТОМ

1. «Составь портрет сказочного героя»

Цель: Закрепить знания детей о составных частях лица и их пространственном местонахождении, побудить использовать в речи сова: вверху, сверху, внизу, между, под.

Материал: потрет сказочного героя, разрезанный на 8 частей.

2. «Определи и найди жанр портрета»

Цель: закрепить знания о жанре портрета, его признаках и особенностях изображения. Находить его среди других жанров и объяснить свой выбор. Предложите составить описательный рассказ.

Материал: репродукции картин по разным жанрам (портрет. натюрморт, пейзаж).

3. «Узнай по профилю»

Цель: Определить персонажей по силуэтному профилю. Назвать те признаки, по которым узнали и определили персонажа и его характеру.

Материал: вырезанные силуэты профилей персонажей различных сказок.

4. «Семейный портрет»

Цель: Закрепить знания детей о половых и возрастных особенностях людей. Назвать отличительные признаки мужского и женского лица, молодого и пожилого. Подобрать и составить портреты: мамы, папы, бабушки, и т.д.

Материал: 6 портретов , разрезанных на 4 части (лоб, глаза, нос, губы, подбородок) и отдельно парики и накладные детали (усы, бороды, очки).

5. «Придумай и собери портрет»

Цель: Закрепить знания о жанре портрета. Составить портрет из разных частей лица по собственному выбору и воображению. Учить правильно ориентироваться в местонахождении разных частей лица и его пропорциях.

Материал: разнообразные модификации частей лица по цвету и форме. Дополнительные детали: парики, усы, бороды, шляпы и т.д.

6. «Найди недостаток в портрете»

Цель: Закрепить знания о составных частях лица: лоб, волосы, брови, веки, ресницы, глаза, зрачки, нос, ноздри, щёки, скулы, рот, губы, подбородок, уши.

  Определить в рисунке недостающие части лица и рассказать, какую функцию они выполняют.

Материал: 10 карточек с изображением одного лица с разными

недостатками.

7. «Выставка картин»

Воспитатель поручает двум ребятам из репродукций, отличающихся по содержание и жанру, оформить выставки. Они стараются красиво разместить картины на стене. А остальные дети придумывают рассказ экскурсовода по следующему плану:

– почему эти произведения размещены таким образом

– какое произведение понравилось и почему

– что особенно красивого показал художник в своём произведении, и каким образом

Правила: Значок «Лучший оформитель» получает тот, кто удачнее расположил картины и подобрал их по теме, жанру, цветовому сочетанию. Значком «Лучший экскурсовод» награждается , составивший наиболее интересный и последовательный рассказ по картине.

А задавший самый интересный вопрос получает значок «Лучший зритель».        

8. «Художественный салон»

Дети рассматривают в «художественном салоне» репродукции картин, желающие «покупают» понравившуюся.Приобрётший наибольшее количество произведений искусства имеет право оформить выставку.

Правила: Картина «продаётся» в том случае, если ребёнок сумел рассказать, как называется произведение, для чего он хочет приобрести, а также ответить на вопросы: «О чём рассказывается в произведении? Какое в нём передано настроение? Как художник показал в своей картине главное? Почему картина тебе понравилась?»

«Купивший» большее количество репродукций оформляет выставку и получает роль продавца салона.

Литературные произведения для ознакомления с изобразительным искусством

ПЕЙЗАЖ

Если видишь на картине, нарисована река,

Живописные долины и дремучие леса,

Белокурые берёзки или старый крепкий дуб,

Или вьюга, или ливень, или солнечный денёк.

Нарисованным быть может или север, или юг.

И любое время года  мы в картине разглядим.

Не задумываясь, скажем: называется пейзажем

*******

В очаровании русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
С утра обремененная работой
Трудом лесов, заботами полей,
Природа смотрит как бы с неохотой
На нас неочарованных людей…

*******

Какая теплая и темная заря!
Давным-давно закат, чуть тлея, чуть горя,
Померк над сонными весенними полями,
И мягкими на все ложится ночь тенями,
В вечерние мечты, в раздумье погрузив
Все, от затихших рощ до придорожных ив,
И только вдалеке вечерней тьмой не скрыты
На горизонте грустные ракиты… 

*******

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

ПОРТРЕТ

Если видим на картине чей – то профиль иль анфас,

Или, может быть, задорный и весёлый чей – то глаз,

Может, грустный или смелый, может, добрый или злой.

В нарисованной картине это главное лицо.

Может, пап или мам, может, дедушка и я

Нарисованы в картине. может, вся моя семья.

Догадаться тут несложно, неуверенности нет,

Что красивая картина называется портрет!

"Володин портрет"
Фотография в журнале -
У костра сидит отряд.
Вы Володю не узнали?
Он уселся в первый ряд.
Бегуны стоят на фото
С номерами на груди
Впереди знакомый кто-то -
Это Вова впереди.
Снят Володя на прополке,
И на празднике, на ёлке,
И на лодке у реки,
И у шахматной доски,
Снят он с лётчиком-героем!
МЫ другой журнал откроем
Он стоит среди пловцов.
Кто же он в конце концов?
Чем он занимается?
Тем что он снимается!

*******

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в штаны худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.

НАТЮРМОРТ


В нашей группе на окне,
Во зеленой во стране,
В расписных горшочках
Подросли цветочки.
Вот розан, герань, толстянка,
Колких кактусов семья.
Их польем мы спозаранку.
Я и все мои друзья.

*******

Белая фарфоровая ваза…
В ней фиалки нежные стоят,
Золото с лиловым – их наряд
На листочках капельки как стразы… 

*******

Расцвела моя бегония,
озарила мне окно.
Зиму всю стояла сонная,
недовольная на вид,
а теперь вдруг вся - лимонная,
вся - как солнышко горит. 

*******

Красивая ваза и фрукты в ней,
Привычный натюрморт для многих семей!
Яблоко, киви, апельсин, виноград,
Красиво свисает, все радуют взгляд. 

*******

Если видишь на картине чудо вазу на столе,

В ней стоит букет красивых белоснежных хризантем;

Стоит множество посуды, и стеклянной, и простой.

Может, чашка или блюдце с золочёною каймой.

А ещё и так бывает, нарисована там дичь.

В завершение положим спелых персиков и слив.

А ещё в картине может нарисованным быть торт.

И поэтому картина называется – натюрморт!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей дошкольного возраста с жанрами изобразительного искусства

Мир детства -  чудесный и таинственный остров в мире взрослых. Маленькие жители его много знают, многое умеют, много понимают, но у них пока еще мало жизненного опыта. А современное российское об...

Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства в разных возрастных группах.

Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства в разных возрастных группах.Организация работы на занятиях и в свободное время.Список произведений изобразительного ...

«О формах , методах и приемах ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

В условиях современного общества педагоги,художники, искусствоведы все чаще выделяют искусство ,как важнейшее средство гуманизации личности. Ознакомлениедетей дошкольного возраста с различными видами ...

МЕТОДЫ, СРЕДСТВА И ПРИЕМЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

   В условиях современного общества педагоги, художники, искусство­веды всё чаще выделяют искусство как важнейшее средство гуманизации личности. Ознакомление детей дошкольного воз...

Методы,средства и приемы ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства.

Знакомство с произведениями искусства способствует формированию личности ребенка в интеллектуальном, нравственном и эстетическом направлении, его духовномк развитию....

"Ознакомление детей дошкольного возраста с жанрами изобразительного искусства" июль 2023 года

Искусство побуждает детей к собственной художественной деятельности (изобразительной и словесной), где реализуется его творческий замысел, речевые и изобразительные усилия....