Развитие математических способностей у дошкольников через сказку
статья по математике (старшая группа) по теме

Драенко Ольга Петровна

В сообщении представлен опыт работы с детьми  дошкольного возраста по формированию элементарных математических знаний, где в основу  работы положены фантастические истории с участием сказочных персонажей.  Основной акцент делается на то, что дети увлекаясь сюжетом математической сказки, становятся активными участниками образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл математика и сказка20.34 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ  МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЧЕРЕЗ  СКАЗКУ

Мир детства невозможно представить без сказки, которая является универсальным средством в воспитании и развитии детей дошкольного возраста. Увлекательные фантастические истории и необычные персонажи помогают детям не только окунутся в мир волшебства, но и способствуют развитию у них творческого воображения, изобретательной смекалки,  диалектического мышления, влияют на формирование нравственных качеств  личности ребенка.  

Как же сказка может влиять на формирование элементарных математических представлений и что особенно важно, способствовать развитию  у дошкольников интереса к математическим знаниям?  Дело в том, что в сказке много привлекательного: сюжет,  герои  и обязательный счастливый конец, которому так радуются дети. Поэтому особое внимание в своей работе по данному направлению я отвожу решению сказочных задач и придумыванию новых сказок с помощью специальных методов, таких как метод фантастической аналогии, «мозговой штурм», прием эмпатии и др.

 Например, предлагаю детям выручить семерых козлят от Волка, спастись самому от Бабы Яги или злой колдуньи, придумать «Сказку Колобок наоборот» или представить, что вместо большой репка выросла маленькой,  измерить длину стола без помощи линейки.  Вся  эта работа включает в себя комплексность содержания и интеграцию разнообразных видов детской деятельности (игровую, речевую, рисование, конструирование и т.д.), что способствует раскрепощению образовательного процесса, помогает эмоционально насытить атмосферу обучения, позволяет  успешно  преодолевать  учебно-дисциплинарные приемы и методы работы с детьми.

 Знакомя детей с элементарными математическими представлениями, я часто использую литературные  произведения,  либо  историю отдельного героя, наполняя его математическим содержанием. Стараюсь, чтобы занимательный  материал соответствовал сюжету сказки, логически следовал из неё.

Например, путешествуя по сказке «Цветик-Семицветик», дети помогают девочке собрать лепестки цветка, которые унёс ветер. Одной ей, конечно, не справиться и ребята помогают Жене склеить вазу, составить игрушки на полку и т.д. Казалось, ничего  общего с математикой, но на протяжении определённого времени дети, помогая сказочному персонажу, считают, сравнивают, моделируют, группируют.

В сюжете русской народной или авторской сказки герои сами находят выход из сложной ситуации, а использование приема эмпатии помогает ребенку представить себя на месте сказочного персонажа и выбрать собственное оригинальное решение. Но больше всего дети  любят помогать  героям, которые обратились к ним за помощью, так как не могут справиться с проблемами самостоятельно. В этом случае дети чувствуют свою значимость и выступают в роли волшебников, от которых зависит благополучный исход сказки.    

Слушая сказку, дети хотят помочь героям предолеть препятствия, с которыми они сталкиваются, невольно становясь соучастниками в происходящем и вовлекаясь в решение задач на логическое мышление и смекалку, где без математических знаний не обойтись. Умело подбирая сказки с занимательными историями можно наблюдать, как ребенок реализует свой умственный и творческий потенциал. Важно использовать несложные по восприятию, хорошо знакомые детям сказки, учитывая их возрастные особенности.

С помощью сказок дети легче  усваивают временные отношения. Так, очутившись в сказке «Три медведя», определяют пространственное расположение предметов (справа, слева, впереди, сзади), а также сравнивают предметы мебели  по высоте и длине. А использование  метода «мозгового штурма» позволяет получить максимальное количество новых идей в минимальное время. Например, после просмотра мультфильм «38 попугаев»,   детям было дано задание узнать длину стола не используя измерительных приборов (линейки, метра). Разнообразные идеи и варианты,  которые выдвигали дети были проанализированы с разных сторон.  Была дана оценка плюсов и минусов  данного случая.  После совместного обсуждения было принято решение взять в качестве мерки  простой карандаш  и узнать сколько раз он уместится в длину и ширину стола.  

Закрепить представление о геометрических фигурах используя сюжет  сказки  «Три поросёнка», помогут  задания: «В каком по форме домике будет комфортно жить поросятам?», «Постройте  при помощи геометрических фигур домик поросятам».

         По сказке «Цветик-Семицветик», при закреплении знания порядкового и количественного счёта,  а также  уравнивания количества предметов можно дать задание детям посчитать «Сколько игрушек у  девочки  Жени?», «На каком по счёту месте определённая игрушка». Затем, уже размещённые игрушки на полках, сравнить по количеству и определённым способом  уравнять их.

В сказке «Гуси – лебеди», по сюжету дети прячут героев под яблонькой, предварительно выполнив задание: «Составьте и решите задачу, про яблоки, которые висят на ветке и которые лежат на земле».

Регулярное использование в непосредственно образовательной деятельности  системы специально подобранных народных и авторских произведений, направленных на развитие познавательских способностей, расширяет математический кругозор дошкольков, позволяет им уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и использовать математические знания в повседневной жизни.

Обучение математике не должно быть скучным для детей, ребёнок запоминает только то, что ему интересно. Дошкольник познаёт мир, на примерах взрослых и сказочных персонажей, т.е. через сказку. Помогая герою, ребёнок становиться настойчивым, трудолюбивым, жаждущим знаний. Любая детская сказка может превратиться в занимательное математическое приключение и запомниться надолго.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие математических способностей у дошкольников через игру"

В данной презентации  представлены примеры игр, при помощи которых родители смогут развивать математические способности у своих детей....

Методическая разработка «Развитие математических способностей у дошкольников через развивающие игры»

                          В современных обучающих программах начальной школы важное значение придается логической составляющей. ...

Развитие математических способностей у дошкольников через игру

Подружиться ребенку с математикой помогают игры. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают самые близки...

Презентация "Формирование элементарных математических способностей старших дошкольников через сказку"

Презентация "Формирование элементарных математических способностей старших дошкольников через сказку"...

«Развитие математических способностей у дошкольников через игровую деятельность»

Игра как метод обучения и формирования элементарных математическихпредставлений предполагает использование в образовательной деятельности отдельныхэлементов разных видов игр, игровых приемов, органичн...