Методическая разработка «Развитие математических способностей у дошкольников через развивающие игры»
методическая разработка по математике на тему

Михайлова Лилия Хусяиновна

                            В современных обучающих программах начальной школы важное значение придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения.
                           Многие  полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать. Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро, и несформированность собственного умения продуктивно мыслить  очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой».

                           В то же время ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам вычислительной деятельности.
Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься.
Логические приемы умственных действий - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование - в литературе также называют логическими приемами мышления. При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка дошкольного возраста.
Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать и дорисовать.Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.

         Вашему вниманию предлагаются игры, апробированные в работе с детьми дошкольного возраста. Играя с детьми в такие игры, вы   формируете  такие важные качества личности ребенка как самостоятельность, наблюдательность, находчивость и сообразительность.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение «Управление дошкольного образования»

исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района

                                       Республики Татарстан

        

«Развитие математических способностей

у  дошкольников через

развивающие игры»

                                                                  Составила:

                                                                  воспитатель

                                                                  I квалификационной категории

                                                                  МАДОУ № 78

                                                                  Михайлова Лилия Хусяиновна

                                

                                        Республика  Татарстан

                                             г.  Нижнекамск

        В современных обучающих программах начальной школы важное значение придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения.
        Многие  полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать. Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро, и несформированность собственного умения продуктивно мыслить  очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой».

        В то же время ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам вычислительной деятельности.
Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься.
Логические приемы умственных действий - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование - в литературе также называют логическими приемами мышления. При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка дошкольного возраста.
Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать и дорисовать.Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.

        Вашему вниманию предлагаются игры, апробированные в работе с детьми дошкольного возраста. Играя с детьми в такие игры, вы   формируете  такие важные качества личности ребенка как самостоятельность, наблюдательность, находчивость и сообразительность.

Игры для детей 5-6 лет

Составить домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так, чтобы получился флажок 

Рис. 6

В данной фигуре переложить 2 палочки, чтобы получилось 3равных треугольника 

Рис. 7

В фигуре, состоящей из 6 квадратов, убрать 2 палочки, чтобы осталось 4 равных квадрата

Рис. 5

В фигуре из 5 квадратов убрать 4 палочки, чтобы осталось 3 квадрата

Рис. 13

Переложить 2 палочки так, чтобы фигура, похожая на корову, смотрела в другую сторону

Рис. 26

Найди и покажи  5 треугольников и 1 четырехугольник

Рис. 32

Которая из геометрических фигур здесь лишняя и почему?

Рис. 31

Какое число надо поставить в пустую клетку?

Рис. 33

Найди 2 одинаковые рыбки

Рис. 36

Какая фигура здесь лишняя и почему? 

Рис. 38

Лабиринт «Помоги кораблику»

Рис. 39

Чем отличается одна картинка от другой?

Рис. 34

Какой фигуры не хватает?

Рис. 42

47

Рис. 46

Чем 6 фигур с левой стороны отличаются от 6 фигур с правой стороны?

Рис. 50

Рис. 49

        Таким образом, используя в играх с детьми логические задачи,  можно оказать значимое влияние на развитие математических способностей дошкольника. Даже если ваш ребенок не станет непременным победителем математических олимпиад, проблем с математикой у него в начальной школе не будет, а если их не будет в начальной школе, то есть все основания рассчитывать на их отсутствие и в дальнейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста с использованием математических сказок"

Вопросом формирования математических представлений у детей дошкольного возраста занимались многие педагоги (начиная с Я.А. Коменского и заканчивая современными исследователями - Т.И.Ерофеевой, Н.Я. Бо...

Собственная методическая разработка. «Развитие математических способностей»

Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, который он впитывает как губка, например, научить ребенка считать до 100, до 1000 и. т. д. , не овладев полным знанием в пределах ...

Методическая разработка «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Методическая разработка«Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой ...

Методическая разработка "Развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры"

Методическая разработка "Развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры"...

Методическая разработка "Развитие математических способностей у старших дошкольников посредством сложных игр"

Одним из основных источников познания ребенка-дошкольника является чувственное восприятие, полученное из опыта и наблюдений.Представления о количественных и пространственных свойствах и отношениях реа...

Методическая разработка «Развитие математических способностей для детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

laquo;Игра это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития....