"Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста"
статья по математике по теме

Шаморова Наталья Николаевна

Данная статья представляет собо обобщенный опыт работы с детьми по развитию у них логического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc163.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка -детский сад № 49

Колпинского района Санкт – Петербурга

СТАТЬЯ

«РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

                          составлена

воспитателем

Шаморовой Н.Н.

2012 г

     Дошкольное детство – особый период в развитии личности. Одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста – это формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят легко усвоить новые знания в школе. Задача воспитателя состоит в том, что бы развить у детей интерес к деятельности, к математике, развить логическое мышление, самостоятельность, смекалку, сообразительность, умение обобщать, доказывать правильность тех или иных суждений. В дошкольном возрасте с целью развития мышления детей используют различные виды не сложных логических задач и упражнений. Их назначение состоит в  активизации умственной деятельности детей, в оживлении процесса обучения. Все логические задачи направлены на развитие сообразительности, умение мыслить нестандартно, последовательно, развивают логику действий и рассуждений. Решая разнообразные логические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца. Логические задачи формируют такие приемы умственной деятельности, как анализ, обобщение изображенных предметов по признакам, или нахождение отличий.

    Развитие логического мышления идет параллельно с развитием у детей памяти и внимания. Для этого используют различные головоломки, задачи на смекалку, занимательные и развивающие игры. В процессе работы я поняла, что большое влияние на заинтересованность детей, на их внимание оказывает форма организации деятельности. Поэтому деятельность с детьми строила в форме игры, путешествия. Главной задачей было вызвать желание заниматься, стремиться выполнить задание правильно. Задания давались в игровой форме. Во время совместной деятельности дети с удовольствием выполняют просьбы любимых героев сказок и мультфильмов, помогают им. В ходе игры-задания используются элементы обучения: показ, объяснение, пояснение.

    С детьми старшего дошкольного возраста это были занятия типа “Викторины”, “Путешествия”, КВН, а в подготовительной группе в форме соревнования с элементами занимательной математики. На этих занятиях сочетались приемы обучения и игровые. С целью развития мышления использовала различные логические задачи. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, нахождение лишней фигуры, нахождение двух одинаковых фигур. В процессе решения этих задач дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать,  развивается внимательность и наблюдательность, а так же умение объяснять свою точку зрения. Детям очень нравилась работа с логическими задачами, и я внесла их сначала в индивидуальную, а затем и в самостоятельную деятельность.

В старшей группе на развитие логического анализа давала такие игры как: ”Продолжи ряд”, “Логические цепочки”, “Внимание – угадай-ка”, “Муха”.

    Для развития у детей способности анализировать, делать умозаключения, для развития математического мышления использовала упражнения и головоломки со счетными палочками. Соблюдая последовательность в усложнении задач, работу с палочками проводила поэтапно:

1 этап:   Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.

11 этап:  Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.

111 этап:  Задачи на смекалку:  перекладывание палочек с целью видоизменения заданной фигуры.

    Решая задачи, дети приходят к правильному решению путем поиска, проб, догадок.

    Задания со счетными палочками использовала и в совместной организованной деятельности и в индивидуальной работе. В дальнейшем изготовили картотеку по этой игре,  и дети использовали  ее в самостоятельной деятельности. Пользуясь картотекой, дети устраивали соревнования “Кто быстрей сложит фигуру по памяти”; придумывали новые задачи – головоломки на видоизменение фигуры. Во время выполнения задач дети контролировали друг друга, тактично указывая на ошибки.

    Развивая мышление детей, я обратилась к развивающим играм Никитина. Знакомить детей с развивающими играми я начала вне занятий. (Как правило , во второй половине дня).

    Эти игры направлены на обучение детей мыслить самостоятельно, на развитие воображения, мышления, наблюдательности, внимания, умение использовать приобретенный опыт в нестандартных ситуациях.

    Знакомство с играми Никитина начала с игры “Сложи квадрат”. Цель игры: развитие способности к анализу и синтезу плоских фигур, пространственного воображения и т.д. Когда дети освоили принцип игры, ввела новую игру “Сложи узор”. С самого начала эти игры понравились детям. Действуя по принципу “от простого к сложному”, дети быстро научились воссоздавать из элементов игры изображение предмета по образцу. Все успехи детей записывались в тетрадь. Часто дети брали эти игры домой на выходные, что помогало заинтересовать родителей. Постепенно стала вносить элементы этих игр на занятия и в самостоятельную деятельность.

    Позже познакомила детей с играми Михайловой “Танграм”, “Монгольская игра”, “Колумбово яйцо”, “Пифагор”. Игры Михайловой хорошо используются в свободной деятельности и развивают у детей способность к анализу и синтезу изображений, развитие фантазии и мелкой моторики.

    Затем перешла к играм, направленным на анализ и синтез объемных фигур: “Кубики для всех”, ”Уникуб”.

    Для развития у детей логического мышления ввела в работу такие игры, как “Блоки Дьенеша” и “Палочки Кьюзенера”.

    Игра “Блоки Дьенеша” способствует ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. Для решения логических задач, поставленных в этой игре, необходимо уметь выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно или три свойства.

    Сначала  предлагаются детям самые простейшие варианты игры, затем, постепенно усложняя, подходим к введению в игру карточек, на которых изображены свойства блоков. Закрепив умение детьми самостоятельно пользоваться карточками, предлагаем игру с блоками и  обручами (сначала с одним обручем, затем с двумя, тремя). Игра с обручами формирует у детей четкое представление о внутренней и внешней области по отношению к некоторой

замкнутой линии.

    Развивая логическое мышление детей, я работала и над развитием памяти и внимания.

    С этой целью стала использовать в работе элементы мнемотехники. В начале занятия стали вводить “настройку”. Настройка хороша тем, что дети после нее чувствуют прилив сил, испытывают желание работать, концентрируется внимание детей.

    Первым этапом работы над развитием памяти стало обучение детей запоминать ряд слов с помощью составления рассказа. В начале работы дети (в зависимости от уровня развития памяти) запоминали от 3 до  5 слов. На первых занятиях объяснила, как можно запомнить слова, составив коротенькую сказку. В течении 4 месяцев мы отрабатывали этот прием запоминания. Результаты тестирования показали,  что количество запоминаемых слов увеличилось до 7 – 10 (из 10 слов). Используя элементы мнемотехники для развития логического мышления и внимания, ввела работу над мнемотаблицами. Сначала это были таблицы из 9 клеток, затем из 12.

    Использовала мнемотаблицы на сюжет – связывание изображенного на таблице в единый сюжет. Во время разбора мнемотаблицы и рассказывания сюжета указывала на определенные клетки мнемотаблицы для лучшего запоминания. Затем убирала таблицу и предлагала детям заполнить свои (пустые) таблицы по памяти. Также использовала мнемотаблицы на логику. В этой мнемотаблице все изображения логически связаны между собой. Необходимо было научить детей самостоятельно устанавливать логические “связки” и объяснять их. Иногда предлагала таблицы на логику с незаполненными клеточками; дети должны были сами найти логическую закономерность и сделать соответствующий рисунок в пустой клетке.(использовала мнемотаблицы на трансформацию). Работу с мнемотаблицей проводила как в свободное время, так и в организационной совместной деятельности. В конце старшей группы почти все дети заполняли мнемотаблицы из 9 и 12 клеток. Работа над мнемотаблицами помогла детям научиться  логически мыслить, анализировать, запоминать и зарисовывать увиденное. На занятиях часто предлагала детям коллажи. Использование коллажей многогранно. С их помощью развивала внимание, память, образное мышление, речь, закрепляла полученные ранее знания. В результате работы с коллажами дети научились составлять связный рассказ, находить логические связи, сформировалась наблюдательность, сообразительность.

    Для развития внимания и памяти использовала такие игры, как: “Запомни и назови все предметы на столе”, “Что изменилось”, “Лабиринты”(на устойчивость внимания),”Лабиринты на клеточной основе”, таблицы с большим количеством клеток, в которых вразнобой написаны буквы, цифры (показать на короткое время и убрать. Вопрос - сколько букв ты запомнил и т.д.)

    Формирование у детей интереса к дидактическим и развивающим играм должно осуществляться и в самостоятельной деятельности детей. Они должны уметь применять знания в повседневной жизни. Для этого организован в группе уголок занимательной математики и отобран для него нужный материал. Уголок оборудован в удобном для детей месте. Детям предлагается игровой материал, картотека к играм; игротека все время пополняется самыми разнообразными играми – головоломками.                                        

    В результате работы  над развитием математических способностей и логическим мышлением, у детей  возник глубокий интерес к играм, требующим умения мыслить, способности комбинировать, конструировать, сочетая форму и цвет, устанавливать связи; научились придумывать свои фигуры, узоры и задания: анализировать, искать решение, рассуждать, делать выводы, задавать вопросы и давать на них ответы – это имеет большое значение в развитии логического мышления и умственного развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста , посредством дидактических игр

это материал из моего опыта  работы с детьми по проблеме формирования логического мышления у детей дошкольного возраста...

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГР С НЕСТАНДАРТНЫМ ДИДАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ

В статье представлен материал о значении нестандартного дидактического материала (игр - головоломок, логических блоков Дьенеша и счетных палочек) в развитии логического мышления детей дошкольного возр...

развитие логического мышления у детей дошкольного возраста

развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством игр, упражниний, занятий. Включая в себя коррекционнеую работу....

Формирование и развитие математических способностей, развитие логического мышления у детей дошкольного возраста.

Математическое развитие ребенка… Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открыв...

Индивидуальный план профессионального развития «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование дидактической и пространственной среды В.В. Воскобовича» воспитателя Мельниковой Ольги Сергеевны на 2020 – 2025 уч.г.

Индивидуальный план профессионального развития«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование дидактической и пространственной среды В.В. Воскобовича»воспит...

«Практический подход к формированию элементарных математических представ-лений у детей дошкольного возраста» «Использование кругов Эйлера, как один из способов развития логического мышления у детей дошкольного возраста 4-7 лет»

Я хочу представить Вашему вниманию типы кругов Эйлера. Это схемы, применяемые для упрощения восприятия логических связей между предметами, понятиями и явлениями. Они делятся на группы, в зависимости о...

Сообщение из опыта работы "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством использования игровой технологии "Логические блоки Дьенеша"

Работа по развитию логического мышления у детей занимает одно из значимых мест в воспитательно-образовательном процессе. Оно оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. Первым пом...