педагогический опыт«Развитие мыслительных способностей у детей подготовительной к школе группе посредством логико-математических игр и упражнений».
учебно-методический материал по математике по теме

Степаненко Олеся Алексеевна

 

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Интеллектуальное развитие ребенка-дошкольника - это важнейшая составная часть его психического развития. Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, а так же становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому. Особую роль в развитии интеллекта ребенка играет математика, так как результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_opyt.docx35.34 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта передового педагогического опыта

  1. Ф. И. О. автора: Степаненко Олеся Алексеевна
  2. Город (район): Мостовский район, поселок Мостовской
  3. Образовательное учреждение: МБДОУ «Детский сад №1 Березка»
  4. Занимаемая должность: Воспитатель
  5. Педагогический  стаж и квалификационная категория:  Воспитатель высшей категории, педагогический стаж 10 лет.
  6. Тема   педагогического   опыта:   «Развитие   мыслительных   способностей у детей подготовительной к школе группе посредством логико-математических игр и упражнений».
  7. Уровень опыта по степени новизны: на основе программы «Детство» разработала систему логико-математических игр, направленных на развитие мыслительных операций.
  8. Цель педагогического опыта: развитие основных умственных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии); повышение успешности учебной деятельности детей в школе.         
  9. Краткое описание опыта:

  • Основные противоречия, решаемые в этом опыте: развивать мыслительные способности детей так, чтобы обучение и развитие было непринужденным, осуществлялось через игру;      
  • Основные компоненты системы работы: ознакомление с логико-математическими играми, индивидуальная работа и работа в подгруппе по закреплению правил игры;  использование игр в непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию: при ознакомлении с новым материалом, при закреплении, в итоговых – в форме игрового развивающего тренинга;   самостоятельная  работа в «игротеке»;
  • Методы, формы, средства и виды деятельности, используемые в данном опыте: работа строится посредством
  •  игр-путешествий, непосредственно образовательной деятельности  по сюжету сказок, игрового развивающего тренинга, используются проблемно-поисковые методы: постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций; моделирование, кодирование и декодирование информации, преобразование тренировочных упражнений в творчестве;
  • Приемы  стимулирования,  контроля,  взаимоконтроля  и  самоконтроля: продвижение по математической «лесенке успеха», сюрпризные моменты, награждение медалями, призы-задания;
  • Условия,    обеспечивающие    наибольшую    эффективность:    создание предметно-развивающей среды, способствующей активизации умственной деятельности детей; систематизация игр в планировании; индивидуально-дифференцированный подход, использование проблемных ситуаций  постановки нестандартных заданий для стимулирования активности ребенка в игре; психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие;
  • Необходимые ограничения и запреты: принудительное обучение бесполезно и даже вредно; помнить, что каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом с постоянным успехом;
  • Результативностью моей работы является повышение интереса детей к математике, развитие нравственно-волевых качеств личности, умение преодолевать трудности, работать самостоятельно, планировать свою деятельность;
  • Преимущество опыта заключается в том, что он позволяет полнее реализовать умственные возможности дошкольников.

Актуальность опыта.

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Интеллектуальное развитие ребенка-дошкольника - это важнейшая составная часть его психического развития. Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, а так же становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому. Особую роль в развитии интеллекта ребенка играет математика, так как результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Обучение и развитие ребенка должны быть непринужденными, осуществляться через свойственную этому возрасту виду деятельности - игру.

Знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее, легче, чем те, которые сопряжены «бездушными» упражнениями. Потребность в игре и желание играть у детей необходимо использовать и  направлять в  целях решения определенных учебных, воспитательных и развивающих задач.

В дидактических, развивающих играх психологи (П.П. Блонский, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец и другие) и представители дошкольной педагогики (Л.И. Сорокина, Е.И. Тихеева, А.И. Усова, Ф.Н. Блехер, А.К. Бондаренко) видят возможность не только планомерно расширять знания, представления детей, но и развивать их наблюдательность, сообразительность, самостоятельность, активность мышления, развивать способности детей.

Среди всего многообразия дидактических игр, которые позволяют раскрыть умственные способности детей можно выделить интеллектуально-развивающие игры. Основное назначение этих игр заключается в развитии операционной стороны интеллекта: психических функций, приемов и операций умственной деятельности. Характерной чертой данных игр является наличие в них ни какого-то познавательного содержания, а поиск скрытых путей решения игровой задачи, нахождение которых требует смекалки, сообразительности, нестандартного творческого мышления, планирование своих умственных операций!

На современном этапе воспитания и обучения широко используются логико-математические игры - это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий. В процессе игр дети овладевают мыслительными операциями: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение.

В настоящее время предлагается множество логико-математических игр различных авторов:

  • Игры на развитие интеллектуальных способностей. (А.З. Зак).
  • Обучающие   игры   с   элементами   информатики   и   моделирования. (А.А. Столяр).
  • Игры на развитие познавательных процессов с элементами моделирования. (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко).
  • Игры на развитие конструктивного и творческого мышления, комбинаторных способностей (Б.П. Никитин, З.А. Михайлова, В.Г. Гоголева).
  • Игры с блоками Дьенеша.
  • Игры с цветными палочками Кюизенера.

Логико-математические игры специально разработаны таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления, способности, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применение к решению различного рода задач.

Но, несмотря на то, что доказано психологами и педагогами важность умственного развития дошкольников, возникают трудности, с которыми я сталкиваюсь при организации проведения логико-математических игр:

  1. Среди множества логико-математических игр различных авторов нет систематизации основанной на классификации игр по развитию основных умственных операций.
  2. У дошкольников отсутствовал интерес к математическому развитию, дети не умели работать самостоятельно, не уверенны в собственных силах.
  3. Недостаток учебного времени, то есть общая загруженность воспитателя и детей.

Отличительная особенность опыта заключается в том, что предлагаются: система логико-математических игр, основанных на классификации игр по развитию основных умственных операций; разработки итоговых игровых развивающих тренингов, на основе логико-математических игр, которые позволяют совместить игру и обучение, развитие и воспитание.

Цель опыта: развитие основных умственных операций (анализа, синтеза, обобщения, классификации, аналогии), повышение успешности обучения детей в школе.

Основные задачи: 

  1. Активизация умственной деятельности детей.
  2. Развитие   основных   умственных   операций:    анализа,    синтеза,
    абстрагирования, сравнения, обобщения, классификации.
  3. Формирование основ творческого мышления.
  4. Развитие эмоционально-волевой сферы.
  5. Развитие коммуникативных навыков.
  6. Повышение интереса детей к математике.
  7. Развитие и систематизация знаний, умений, представлений.
  8. Повышение успешности учебной деятельности детей в школе.
  9. Воспитание нравственно-волевых качеств личности.

Ожидаемые результаты: 

  1. Дошкольники активно воспринимают поставленную игровую задачу, выделяют существенные признаки, сравнивают, выделяя сходства и различия, находят закономерности, обобщают их, определяют основание для классификации.
  2. Дети владеют способами решения игровых задач, ориентируются в знаково-символических средствах, находят способы решения познавательных задач в игре.
  3. Отражают в речи связи и зависимости, строят простейшие умозаключения.
  4. С удовольствием занимаются математической деятельностью и ощущают потребность в данной деятельности, проявляют познавательный интерес.
  5. Развиты элементы самоконтроля, объективной оценки своих действий и результата.
  6. Преодолевают трудности в ходе выполнения игровых целей, доводят начатое дело до конца, помогают сверстнику в случае необходимости.

                                                                             

Форма подведения итогов:

  1. Анализ полученных результатов на основе диагностики детей.
  2. Итоговые игровые развивающие тренинги.

3. Целостное описание опыта.

Умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Но умственное развитие - сложный процесс: это формирование познавательных интересов, пополнение разнообразных знаний и умений, овладение речью «Ядром» умственного развития является развитие мышления ребенка.

Мышление - это социально-обусловленный неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытий существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе её анализа и синтеза. Познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий, и затем происходит переход к мышлению. Мышление начинается там, где оказывается недостаточным или даже бессильным чувственные познания. Мышление продолжает и развивает познавательную работу ощущений, восприятий и представлений, выходя далеко за их пределы. В психологии распространена следующая простейшая классификация видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

Проблема развития логического мышления детей дошкольного возраста достаточно актуальна для педагогики и психологии. Этой проблемой занимались:  Л.С. Выготский, А.Н Гальперин В.В. Давыдов, Э.А. Михайлова, Л.А. Венгер,  А.А. Столяр.

Логическое мышление - мышление при помощи  рассуждений. Рассуждать - значит связывать между собой разные значения для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед нами вопрос, решить мыслительную задачу. Развитие логического мышления осуществляется через развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, объединения, классификации. Эти мыслительные операции имеют особое значение для подготовки детей к школьному обучению, они помогают быстро усвоить новые знания и умения. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, делать самостоятельные выводы, находить закономерности.

Работая учителем начальных классов, обучая первоклассников, я увидела, насколько легче осваивают новые знания дети, у которых развиты мыслительные операции, т.е. развито логическое мышление.

Начав работать в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста, я обратила внимание, что во время непосредственно образовательной деятельности дети затрудняются устанавливать закономерности, обобщать свойства предметов, выделять нужный признак из совокупности признаков. Зная, насколько эти умения важны для первоклассников, я поставила перед собой цель - развить мыслительные способности детей. В начале учебного года я провела диагностику освоенности детьми подготовительной к школе группы математических представлений, средств, и способов познания, используя методическое пособие З.А. Михайловой «Математика-это интересно». Результаты диагностики показали, что у большинства детей (68%) уровень освоения математических представлений и развитие логического мышления находится на среднем уровне, высоким уровнем обладают лишь 20% детей, а на низком уровне находятся 12% детей. Поставив перед собой выше указанную цель, я задумалась, как сделать так, чтобы развитие основных математических операций было непринужденным и в радость детям.

Изучив опыт работы педагогов,  занимающихся проблемой развития логического мышления детей дошкольного возраста, учитывая психологические и индивидуальные особенности детей подготовительной группы,  поставила следующие задачи:

  • развивать у детей познавательный интерес, желание, потребность узнавать новое;
  • развивать наблюдательность, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности;
  • привлечь внимание детей к качественной, количественной оценке разнообразных групп предметов;
  • развивать самостоятельность воспроизводящей, воссоздающей творческой деятельности, детской инициативности;
  • учить детей классифицировать предметы по различным признакам;
  • познакомить с признаками, по которым происходит упорядочивание объектов, научить их обозначению;
  • научить сравнивать группы по количественному составу.

  Реализация данных задач необходимо  осуществлять через свойственную этому возрасту деятельность - игру. Потребность в игре и желание играть у детей,  использовала и направила в целях решения запланированных обучающих, развивающих, воспитательных задач. В обучении детей я стала использовать логико-математические игры, игры в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий. Они позволяют формировать не только элементарные математические представления, способности, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний, и их применение к решению различного рода задач.

В нашей группе я решила изменить развивающую среду, что бы каждый предмет в ней нес информацию, побуждая детей к познанию, действию. Так появилась « Игротека» - уголок логико-математических игр, который включал: обучающие игры с элементами информатики и моделирования      А.А Столяра; игры на развитие конструктивного и творческого мышления комбинаторных способностей Б.П. Никитина, З.А.Михайловой; игры с блоками Дьенеша, игры со счетными палочками, игры - головоломки: «Пифагор», «Танграм» и др. Данные игры я систематизировала и составила перспективное планирование (Смотри «Приложение 4»), которое основывается на классификации игр по развитию основных умственных операций: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификации.

Игры на развитие умения анализировать учат разложению целого на части и учат находить наиболее существенные признаки.

Игры на развитие умения синтезировать учат мысленно объединять части в единое целое.

Игры на развитие умения сравнивать учат устанавливать сходства и различия между предметами и явлениями.

Игры на развитие умения абстрагировать учат вычленять какие-либо свойства объекта, отвлекаясь от остальных.

Игры на развитие умения обобщать учат мысленно объединять предметы и явления по их общим и существенным признакам.

Все указанные операции не могут проявляться изолированно вне связи друг с другом. На их основе возникают более сложные операции, такие как классификации.

Игры на развитие умения классифицировать учат объединять предметы или явления на основе общих признаков в класс или группу.

Каждый месяц дети знакомятся с шестью играми, которые позволяют планомерно и всесторонне развивать все мыслительные операции и в целом логическое мышление.

Так научится анализировать помогают игры: «Рисует

компьютер»; «Вырасти дерево»; «Вычислительные машины»;

«Конструктор» и др.

- абстрагировать: «Какую пуговицу потерял Рассеянный»,

«Собери бусы на ниточку», «Автодром» и др.

- классифицировать: «Игры с двумя (тремя) обручами»,

«Третий лишний», «Где, чей домик», и др.

- сравнивать: «Дружат, не дружат»; «Найди пару»; «Поймай

Тройку, и др.

- обобщать: «У кого в гостях герои мультфильмов»;

«Продолжи ряд».

- синтезировать : «Дорисуй»; «Собери квадрат»; «Составь

число» игры-головоломки: «Пифагор»; «Танграм».

Применяя в своей работе выше приведенные  развивающие средства, мною были разработаны  этапы ознакомления детей с новой игрой. Каждый этап несет в себе определенные задачи.

Этапы знакомства детей с новой игрой

1 этап: Внесение новой игры в группу.

Цель: знакомство детей с новой игрой, с ее особенностями и правилами.

2 этап: Собственно игра.

Цель: Развивать: логическое мышление, представление о множестве, умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты объектов по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов.

● Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов

● Развивать пространственные отношения

● Развивать познавательные процессы, мыслительные операции

3 Этап: Самостоятельная игра детей с развивающим материалом.

● Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию.

Запланированные игры мы используем в непосредственной образовательной деятельности, затем в совместной деятельности индивидуально или небольшими группами закрепляем правила игры.                                               

Дети проявляют интерес, активно включаются в игру, увлекаясь ею, получают результат, что стимулирует дальнейшую заинтересованность, и мои воспитанники начали использовать логико-математические игры в самостоятельной деятельности.

Планирование логико-математических игр представляет собой интеллектуальную лестницу», а сами игры - ее «ступеньки». И на каждую из этих « ступенек» ребенок должен обязательно подняться. Если он какую-то пропустил, то дотянуться до следующей будет значительно трудней.

И поэтому, чтобы все дети прошли по этой «лестнице», я максимальное внимание уделяю детям, которым сложнее дается овладение играми. Учитывая индивидуальные способности детей, создала систему дифференцированных игр с различным уровнем сложности, что позволяет создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Ведь каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Достигая результата, дети убеждаются, что возникающие трудности преодолимы, становятся более уверенными в себе.

 Во второй половине года, когда дети освоили запланированные игры,  для закрепления и обобщения стала проводить игровые развивающие тренинги, которые позволяют совместить игру и обучение, развитие  и

восприятие; активизировать умственную деятельность детей, развивать все мыслительные операции и творческое мышление.

Мною проводились игровые развивающие тренинги на тему: «Путешествие в космос», «Спасем жителей леса»,      «Кругосветное путешествие» и др. Во время тренинга дети  самостоятельно, без активного участия взрослого принимали решения, выбирали задания, с учетом уровня сложности, брали на себя ответственность за выполнение выбранного задания, реализовали свои возможности на любой из игр по своему желанию.

Результаты тренинга превзошли мои ожидания.

  • во-первых - это эмоции удовольствия, радость достигнутого, желание заниматься, стремление еще раз испытать себя.
  • во-вторых - во время НОД  удалось развить все мыслительные операции.
  • в-третьих - были закреплены знания о составе числа, представление о символах, о свойствах предмета, умение ориентироваться в пространстве, на листе бумаги и др. темы программы.

А главное, что дети самостоятельно увлечены логико-математическими играми, успешно осваивают их, что стимулирует познавательную активность. Ведь именно в самостоятельной деятельности ребенок осознанно воспринимает задачу, целенаправленно решает ее, выбирает пути и способы достижения результата, учится соотносить цель и результат, овладевает элементами самоконтроля, адекватной оценкой своих действий и результата.

4. Результативность опыта.

В целом хочется отметить, что тесная взаимосвязь в логико-математических играх обучения и развития позволяет полнее реализовать умственные возможности дошкольников; дети научились анализировать поставленную задачу. Выделять существенные признаки, сравнивать, выделять сходство и различие на основе ориентироваться в знаково-символических средствах, строить простейшие умозаключения и отражать их в речи.

В мае провела заключительную диагностику (по З.А.Михайловой), которая показала, что уровень освоенности математических представлений и развитие логического мышления у детей повысился. Высоким уровнем освоенности обладали 40% детей, срдним-56%, низким-4%.

Также хочется отметить, что логико-математические игры позволили воспитать нравственно-волевые качества личности, дети научились доводить начатое дело до конца, помогать сверстнику в играх, преодолевать трудности, работать самостоятельно, планировать свою деятельность.

 «Учиться можно только весело... Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», - эти слова принадлежат неспециалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А. Франсу, но с ним трудно не согласиться.

  1. Литература.

  1. Д.   Альтхаус,   Э.   Дум   «Цвет,   форма,   количество.»,   Москва,
    Просвещение, 1984г.
  2. О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева «Чего на свете не бывает», Москва,
    Просвещение, 1991 г.
  3. М.В. Кралина «Логика», Екатеринбург, У-Фактория,2000г.
  4. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе «Математика от 3 до 7», Санкт-
    Петербург, Детство-пресс,2001г.
  5. З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина «Математика - это интересно»,
    Санкт-Петербург, Детство-пресс,2004г.
  6. М.Ф. Моисеева, А.И. Федорова «Сказочная угадайка» (конспекты
    занятий).
  7. Б.П.   Никитин  «Ступеньки  Творчества  или  развивающие  игры»,
    Москва, Просвещение, 1991 г.

  1.  «Игралочка» Л.Г. Петерсон и Е.Е. Кочемасовой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НОД «Путешествие к животным жарких стран» по развитию познавательных способностей для детей подготовительной к школе группы

КОНСПЕКТ  ИНТЕГРИРОВАННОЙ  НОД«Путешествие к животным жарких стран»по развитию познавательных способностейдля детей подготовительной к школе группы Цель: Развитие познавательных с...

Развитие певческих навыков у детей подготовительной к школе группы посредством здоровье сберегающих технологий

Представляю вашему вниманию методическую разработку, которая поможет систематизировать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребенку укреплению психологичкского и физического...

Психолого - педагогический проект "Формирование школьной мотивации у детей подготовительной к школе группы посредством сказкотерапии"

Психолого - педагогический проект будет интересен педагогам - психологам ДОУ, а также воспитателям подготовительных к школе групп....

Занятие по развитию познавательных способностей для детей подготовительных к школе групп «Мы будущие первоклассники»

Занятие предназначено для детей подготовителҗных к школе групп по подготовке к школе. Упраңнение на развитие мелкой моторики рук, вообраңение, внимания, ассоөиативных связей....

Консультация для родителей Тема: «Развитие математических способностей у детей подготовительной к школе группы». Воспитатель: Гладкова Л.И.

Консультация для родителейТема: «Развитие математических способностей у детей подготовительной к школе группы». Воспитатель: Гладкова Л.И.  ...

Образовательный проект по развитию графомоторных навыков, пространственных представлений и творческих способностей у детей подготовительной к школе группы «Школа умного карандаша»

Образовательный проект по развитию графомоторных навыков, пространственных представлений  и творческих способностей у детей подготовительной к школе группы «Школа умного карандаша...